№3 (165) Март

Тема номера: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

  • Беларусь: конкурентоспособность экономики вчера, сегодня, завтра.
  • Главное - найти свою нишу: новые идеи от "Алеси".
  • Как продлить век древесины в ХХI столетии?
  • Быть не хуже других!  Условия хозяйствования в Беларуси.
  • Победы куются на марше: честное имя в бизнесе.
  • ВВП и оптимизация его структур.
  • Взгляд на кадры из Оксфорда. Преодолеть нехватку менеджеров-новаторов.
  • Агропродукт теряет преимущество: Экономика отечественного сельского хозяйства.
  • Капель и заморозки в краю активов: в феврале - начале марта белорусский рубль отвоевал часть позиций.
  • Курс на импортозамещение.

В этом году отечественному агропромышленному комплексу предстоит обеспечить экспорт сельскохозяйственных товаров на 3,38 млрд. долл., или 116% к уровню 2012 г. Выполнить задание будет весьма непросто. Да, Беларусь производит продукт с высокими потребительскими качествами, но он дорогой и по этому параметру утрачивает конкурентное преимущество на традиционных рынках сбыта, - такую озабоченность выразил на коллегии Минсельхозпрода его глава Леонид Заяц.

 Себестоимость не отстает от выручки      

Причины дороговизны - внутри страны. Прежде всего, шатким остается финансовое положение отечественного сельского хозяйства. По данным Белстата, в прошлом году производство сельскохозяйственной продукции в текущих ценах составило 100,8 трлн. руб. и по сравнению с 2011 г. в сопоставимых ценах увеличилось на 6,1%. Животноводство обеспечило 2,9% прироста, растениеводство - 3,2%. Выручка сельхозорганизаций выросла вдвое - до 61 трлн. руб., но в 2 раза - до 46,4 трлн. руб. увеличилась и себестоимость реализованной продукции. Хозяйства получили 8,4 трлн. руб. прибыли, рентабельность реализованной продукции составила 18,1% (в 2011 г. - 15,3%), а продаж - 13,8% (11,9%). С 21 до 19 (1,2% общего количества организаций) сократилось число убыточных хозяйств. Среди прибыльных 12% хозяйств завершили прошлый год с показателем рентабельности реализованной продукции 20 - 30%, а 2,9% - превысили этот уровень. Показатели, на первый взгляд, удовлетворительные. Однако совершенно по-иному оцениваешь их, если исключить из расчетов господдержку. В 2012 г. на финансирование сельского хозяйства государство направило из всех источников 14,7 трлн. руб., это порядка 1,9 млн. руб. на 1 га сельхозугодий. По оценке экспертов, такой показатель - примерно 220 долл./га - один из самых высоких на постсоветском пространстве.         

Так вот, без учета господдержки эффективность нашего сельского хозяйства будет весьма неприглядной. Рентабельность продаж уменьшится до 8,5%. Список убыточных организаций вырастет до 522, что превысит четверть от их общего количества. Убыток же этих нерентабельных хозяйств достигнет 889 млрд. руб.          

Серьезным бременем для себестоимости сельхозпродукции стали долги аграриев (см. табл.1).

Таким образом, на 1 руб. обязательств в отечественном агросекторе в прошлом году получено лишь 2 руб. выручки, что подчеркивает его низкую финансовую устойчивость. На долю организаций сельского хозяйства на 1.01.2013 г. приходилось всей просроченной задолженности в стране: кредиторской - 29,2%, по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению - 36,5%, по кредитам и займам - 46,8%. Просроченная кредиторская задолженность агросектора превысила просроченную дебиторскую задолженность в 6,5 раза.           

Планирование - по указке                    

Постановлением №1075 «О мерах по подготовке сельскохозяйственных организаций к полевым работам, созданию прочной кормовой базы и уборке урожая в 2013 году» правительство в ноябре 2012 г. установило задание белорусским аграриям. Согласно документу представителям растениеводческой отрасли предстоит намолотить 10,9 млн. т. зерна, что на 18% больше прошлогоднего, и это самый высокий плановый показатель в истории страны. Кроме того, должно быть произведено 7,6 млн. т картофеля, 4,5 - сахарной свеклы, 2,16 - овощей, 180 тыс. т - льнотресты, 963 - маслосемян рапса и 677 - плодов и ягод.               

Планирование от достигнутого уровня практически ежегодно преподносит неприятные сюрпризы в виде срывов заданий. Если в 2012 г. в произведено 9,2 млн. т зерна (на 11,5% больше, чем в 2011 г.), сахарной свеклы (на 6,4%), льноволокна (на 12,1%), то валовой сбор картофеля уменьшился до 6,9 млн. т (на 3,3%) овощей - до1,6 млн. т (на 12,9%).              

Следствие плановой системы - жесткая структура посевов в организациях, которая лишает агрономов научно обоснованного маневра с культурами. В результате около 90% пашни занято растениями одного ботанического семейства: зерновыми (включая кукурузу) и травосмесями с превалированием злакового компонента. Это приводит к обильному засорению посевов, накоплению в них вредителей и болезней.                Как признают в Минсельхозпроде, из-за такой посевной практики в ряде регионов на сельскохозяйственных землях фактически исчезли хорошие предшественники для зерновых культур, в первую очередь озимых. По данным министерства, наихудшее положение сложилось в Витебской и Гомельской областях, где даже пшеницу приходится высевать после зерновых культур. Обратимся к исследованиям НПЦ по земледелию НАН Беларуси. В них говорится, что при повторном посеве зерновых культур, а также при использовании в качестве предшественника для них злаковых многолетних трав урожайность озимой пшеницы снижается примерно на 40%, тритикале - на 30% и озимой ржи - на 15%. Ученые подсчитали, что вследствие нарушения севооборотной системы только зерна в стране теряется около 2 млн. т в год. Поэтому отказ от жесткой регламентации структуры посевных площадей в хозяйствах и восстановление севооборотов, по мнению экспертов, станет важным шагом на пути улучшения экономики отечественного растениеводства.            

Деньги - в землю                 

На финансирование мероприятий, предусмотренных постановлением №1075, в текущем году планируется направить 14,3 трлн. бел.руб. Самое дорогостоящее - обеспечение отрасли минеральными удобрениями, которое обойдется почти в 11 трлн. - на треть больше прошлогоднего. Увеличение вызвано ростом цен на мировом рынке, поскольку в натуральном выражении закупка останется на прежнем уровне - 1931,4 тыс. т. При этом, как и в прежние годы, правительство предписывает сельхозпроизводителям график внесения туков. Триллионные суммы средств, что вкладываются в удобрения, разумеется, предполагают отдачу в виде высокой и стабильной урожайности. Увы, этот показатель в нашей стране ежегодно колеблется в значительных пределах и зависит не только от погодных условий, но от регионов и хозяйств. К примеру, только в 9% сельхозпредприятий прошлогодняя урожайность зерновых превысила 50 ц/га. Расчеты показывают: где более высокая урожайность, там более низкие затраты на единицу продукции и выше прибыль. В Беларуси же в прошлом году 109 хозяйств намолотили с каждого гектара в среднем менее 20 ц зерна, а 21 - менее 15 ц.                

По мнению экспертов, одна из причин - применение стандартных минеральных удобрений. В развитых странах фермеры от 60 до 90% используют их в виде тукосмесей. Закупая удобрения в России, Беларуси, Украине, они изготавливают тукосмеси и от каждого килограмма действующего вещества получают 8-12 кг зерна высокого качества. У белорусских сельхозпредприятий этот показатель втрое ниже.              

Кроме того, в странах с высокоразвитым сельским хозяйством дорогостоящие удобрения экономят за счет применения технологии точного земледелия, отслеживая состояние почвы на микроучастках. С помощью спецаппаратуры контролируют плотность и твердость почвы, ее влажность и состав, содержание в ней микроорганизмов и микроэлементов и их распределение по площади поля. Такой анализ позволяет вносить удобрения выборочно. В результате точное земледелие помогает фермерам США и стран Евросоюза экономить до 20% удобрений и 25% горюче-смазочных материалов.

У нас же, к сожалению, даже с соблюдением традиционных технологий большие проблемы. Между тем хорошие результаты в растениеводстве достигаются в первую очередь не предписаниями чиновников, а исполнением требований агрономической науки и экономических законов. Отечественная практика также это подтверждает. Скажем, в ОАО «Язни» Вилейского района в прошлом сезоне получено 34 ц/га зерна. И это при том, что сельхозугодья здесь расположены на легких песчаных и супесчаных почвах. Для них характерен низкий уровень естественного плодородия - балл бонитета 26,7. Но агроном хозяйства жестко контролировал технологии возделывания культур, соблюдая требования севооборота, сроков сева, исключив посев непротравленными семенами, некачественную подготовку почвы и т.п. В свою очередь новый руководитель сельхозпредприятия столь же жестко «привязал» оплату труда работников к конечному результату. Если механизатор нарушал глубину вспашки или заделки семян, его лишали премий и доплат. Как следствие, прибыль на балло-гектар сельскохозугодий в ОАО в 2012 г. выросла более чем в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом и составила до 23,2 тыс. руб. Всего же от сельскохозяйственной деятельности в хозяйстве получено 2,1 млрд. руб. прибыли при рентабельности производства продукции 13,6%.                

Ориентация на экспорт                  

Экономика отечественного сельского хозяйства сегодня нуждаются в особом внимании. Причина - интеграция Беларуси в Таможенный союз, где нашу продукцию ожидает, образно говоря, лобовое столкновение с продовольствием государств-членов ВТО. В 2013 г. из сырья растениеводческой отрасли белорусским переработчикам предписано поставить на экспорт 109,1 тыс. т муки, 10,5 - крупы, 1,5 - макаронных изделий, 470 тыс. т сахара и другой продукции. К сожалению, в очередь за ней зарубежные оптовые потребители не выстроятся, ведь опыт 2012 г. свидетельствует, что указанные виды товаров, а также картофель, овощи никаких качественных и стоимостных преимуществ не имеют.                        

Впрочем, прохладное отношение к нашей растениеводческой продукции на внешнем рынке отечественному АПК катастрофическими последствиями не грозит из-за скромных объемов экспорта. Так, в 2012 г. за пределами Беларуси было реализовано лишь 13% продукции зернопереработки. В планах на текущий год - добавить 2%. За исключением свекловичного сахара основная доля растениеводческого сырья и продовольствия останется на внутреннем рынке. Постановлением №1075 предписано, в частности, произвести в 2013 г. 7,1 млн. т фуражного зерна для нужд отечественного животноводства.                    

Куда более ориентирована на внешний рынок животноводческая отрасль, которая в 2012 г. принесла 2,9 млрд. долл. дохода. Первые четыре позиции занимали молокопродукты - 58%, мясо и мясопродукты - 32,1%, казеин - 2%, яйцо - 1,4%. В 2013 г. в соответствии с правительственным заданием за пределы страны должен быть реализован весь прирост производства продукции в этой отрасли. Экспорт молочных изделий необходимо довести до 63%, мясных - до 40%.                                      

Чем попало и как придется         

В Минсельхозпроде не скрывают, что заработать эти деньги на рынке России, куда после ее вступления в ВТО устремились потоки дешевого продовольствия из США, Австралии, Бразилии, стран Евросоюза, будет чрезвычайно трудно. Часть наших молочных продуктов, особенно сухие молоко и сыворотка, нередко оказывается неконкурентоспособной на внешнем рынке из-за высокой цены, которая формируется вследствие излишних затрат, посетовал на коллегии Минсельхозпрода Леонид Заяц.              

Истоки затрат в животноводства, что также признают чиновники, - в неэффективном растениеводстве. Дорогой фураж, производимый белорусскими земледельцами, является заметной составляющей в себестоимости молока и мяса. Его применение в качестве корма непродуктивно. Специалисты Научно-производственного центра НАН Беларуси по животноводству пришли к выводу, что в нашей стране используется наиболее затратный и наименее соответствующий физиологическим потребностям крупного рогатого скота силосно-концентратный тип кормления. Он приводит к низкой продуктивности скотоводства, сокращению продуктивного долголетия коров, большому перерасходу кормов и росту себестоимости продукции.              

Животных у нас кормят, в основном, чем попало и как придется. Такой вердикт прозвучал недавно на одном из посвященных данной теме совещаний с участием чиновников, производственников и ученых. Правильная технология кормления отсутствует почти повсеместно. Для увеличения надоев многие хозяйства в немалых объемах используют дорогостоящие комбикорма. Однако себестоимость молока при этом не падает. Более того, из-за чрезмерного употребления комбикормов животное болеет - в его организме происходит нарушение обмена веществ. Ведь корова - животное жвачное, поэтому, по мнению ученых, в ее рационе должны преобладать травяные корма. Если этих рекомендаций не придерживаться, то буренка жиреет, а отдача от нее снижается.              

Белорусские животноводы злоупотребляют не только комбикормами, но и кукурузным силосом. Дело в том, что на возделывание кукурузы в кормовых целях аграрии затрачивают значительно меньше усилий, нежели на заготовку травянистых кормов. В хозяйствах мало кого волнует, что коровы потребляют силос нехотя, только сильно изголодавшись. Отдача от молочного стада при таком подходе, разумеется, также невысокая.В 2012г. ни одна область страны не выполнила установленного правительством задания по производству молока. По сравнению с предыдущим годом в 11 районах оно снизилось, в 10 - уменьшилась продуктивность коров. При этом в 5 хозяйствах молока в среднем от каждой коровы получено менее 2 тыс. кг. Как говорят в народе, хорошая коза дает больше.

{jcomments on} 

Конкурентоспособность предприятия, отрасли или даже всей национальной экономики зависит от известного набора факторов. В их числе техническая оснащенность и технологии, уровень подготовки кадров, умение сокращать издержки, проводить агрессивную маркетинговую политику и быстро реагировать на изменения рынка. Тем не менее общеизвестность факторов не упрощает задачу. Зачастую достичь цели удается лишь после позиционирования на рынке и определения своей ниши, где мобилизация всех ресурсов помогает обойти конкурентов и достигнуть коммерческого успеха.

Примерно 10 лет назад, в середине 2000-х столичная трикотажная фабрика «Алеся» представляла собой жалкое зрелище - практически обанкротившееся предприятие с кучей долгов, устаревшим оборудованием и престарелым персоналом. Все изменилось после того как Указом от 9.06.2005 г. №264 предприятию была оказана существенная господдержка в виде реструктуризации задолженности перед бюджетом и предоставления налогового кредита, а на должность директора назначили Николая ГУРИНОВИЧА. С тех пор «Алеся» успешно следовала всем составляющим конкурентоспособности: модернизировала основные фонды, повысила уровень подготовки кадров, обновила ассортимент, определилась с рынками сбыта и т.д. Это было осуществлено при одновременном позиционировании в сегменте средней ценовой категории верхней трикотажной одежды для взрослых и подростков, выполненной с преобладанием натурального сырья. О деталях проделанной работы, текущих проблемах и перспективах беседуем с руководителем фабрики.              

- Николай Александрович, в стране объявлен курс на массовую модернизацию. Но ваше предприятие, похоже, несколько обогнало требования чиновников и, не дожидаясь отмашки сверху, уже обновило производственную базу. Насколько серьезно?        

- Действительно, мы уже завершили модернизацию, по нашим оценкам, на 80-90% от необходимого уровня. Оставшиеся 10-20% - это преимущественно так называемая текущая модернизация, наше следование за мировыми технологическими новинками с целью максимального удовлетворения запросов рынка. Да, мы не ждали, когда объявят модернизацию, для нас она и раньше была жизненной необходимостью и способом выжить. Практически сразу после выхода Указа №264 начали активное обновление технологического оборудования: на имевшиеся тогда в распоряжении 1,5 млрд. руб. купили первые 4 трикотажные машины «Шолл» (Германия). В следующие 5 лет за счет собственных средств и денег инновационного фонда концерна «Беллегпром» приобрели еще 24 машины, которые без преувеличения являются сегодня самым передовым технологическим оборудованием в мире. В зависимости от класса эти машины позволяют выпускать бесшовные изделия, с различными рисунчатыми переплетениями, интерзионными элементами, а также сочетать детали, связанные на различных классах одновременно.          

Закупили прессы итальянской фирмы NEPI OTELLO&C.s.r.l. для влажно-тепловой обработки трикотажных изделий и купонов по заданным параметрам, оборудование для стирки, через которое пропускаем до 80% изделий. Внедрили систему автоматизированного проектирования моделей, которая существенно сокращает сроки их разработки и внедрения в производство. Только за последние 3 года на техническое перевооружение и модернизацию направили около 4 млн. долл.

 - Валютный кризис 2011 г. вызвал резкое удорожание рублевых кредитов, проценты по которым «кусаются» и по сей день. Как такая ситуация отразилась на инвестиционной активности вашего предприятия?              

- Мы отказались от привлечения рублевых кредитов, и сейчас используем только валютные кредитные линии, открытые для нас в двух белорусских банках. Поскольку рассчитываемся по привлеченным средствам в срок, банки предложили нам минимальный процент по кредитам. Кроме того, продолжаем инвестировать в модернизацию собственные средства. Устойчивая работа предприятия и наличие финансовых партнеров позволяют надеяться на успешную реализацию нашего бизнес-плана до 2015 г. На этот год запланировано приобретение еще двух вязальных машин, далее - установим парогенератор.                  

- Тем, кто пользуется валютными кредитами, желательно иметь валютную выручку. Достаточно ли ее у предприятия?                 

- В прошлом году на экспорт (в Россию и Германию) отгружено 32% всей произведенной продукции. Валюту не проедаем. То, что остается после обязательной продажи на бирже, используем для погашения кредитов и закупки сырья за рубежом.               

- Удается ли сокращать издержки?                

- От итальянских поставщиков пряжи добились отсрочки платежей на месяц, наверное, единственные среди профильных предприятий в СНГ. По сути, мы пользуемся товарным кредитом. Кроме того, наши партнеры предложили нам гибкую систему скидок. Правда, это наше ценовое преимущество «выравнивает» таможня, которая в качестве расчетной базы при начислении таможенных платежей использует не фактические цены накладных, а средние цены данной категории импорта, а это порядка 15 евро/кг. При таком подходе теряется смысл индивидуальной работы с поставщиками сырья с целью обойти в цене конкурентов. Мы обращались по этому поводу в Минскую региональную таможню, но быстрого решения проблемы нам не предложили. Мол, пишите обоснование и, может, быть таможенные платежи будут скорректированы. Пока же недавний рост таможенных пошли на сырье в ЕЭП лишь увеличил себестоимость нашей продукции на 5%.                   

В части модернизации можно было бы сэкономить, упразднив некоторые бюрократические процедуры. Упомянутый парогенератор стоит 35 тыс. евро, а расходы на разного рода согласования по его установке и приемке - еще три раза по стольку! В итоге предприятию придется затратить 1 млрд. руб. Я, конечно, понимаю, что надзорным службам тоже надо жить, но должен же быть некий разумный размер затрат. Нигде за рубежом наши конкуренты не несут таких издержек.                      

Конкурентоспособность по ценовому фактору подрывает и то, что белорусские предприятия платят за электроэнергию по более высоким тарифам, чем российские или украинские. Но сырье, энергия и расходы на модернизацию - не главная составляющая наших затрат, 60% себестоимости формирует заработная плата сотрудников. И с ростом доходов белорусов в последние годы сдерживать себестоимость становится все сложнее. Возможности экономии за счет автоматизации процессов и отказа от лишних людей здесь ограничены, да и квалифицированным специалистам надо платить достойные деньги, чтобы удержать на предприятии.                          

- Так, может, государству стоит снизить так называемый социальный налог в виде отчислений в Фонд социальной защиты населения, которые сегодня для предприятий составляют 34% к зарплатному фонду?                 

- Такой шаг со стороны государства мог бы серьезно сократить наши затраты и повысить конкурентоспособность по ценовому фактору. Возможно, тогда нам удалось бы пробиться в западно-европейском ритейле или войти в российские сетевые магазины. Почему, к примеру, мы сегодня не можем пробиться в Прибалтику? Поскольку Беларусь не является членом ни ВТО, ни ЕС, на границе нам сразу плюсуют 37% таможенной стоимости. А еще розничный продавец нацелен на то, чтобы сделать наценку на товар не ниже 100%. Чтобы конкурировать на Западе с продукцией, которая стоит, скажем, 15 евро за штуку, мне необходимо выставить оптовую цену не выше 7 евро, хотя при текущих затратах я готов продавать не ниже 10-11 евро. Таможенных барьеров нет в торговле с Российской Федерацией, но сети вроде московских гипермаркетов АШАН выставляют наценку порядка 150%, что эквивалентно сумме наценки западно-европейского ритейла и таможенных платежей.

Снизить отчисления в ФСЗН следовало бы еще и потому, что многие белорусские предприятия, в т.ч. «Алеся», несут дополнительные издержки в виде содержания социальной инфраструктуры. Например, у нашего предприятия есть 12-этажное общежитие в Минске, на обслуживание которого мы ежегодно тратим 0,5 млрд. руб., столько же расходуем на оздоровительный лагерь для детей - итого 1 млрд. каждый год. А представьте, если бы этот миллиард оставался в распоряжении предприятия или на эту суму был уменьшен налог, мы бы и зарплату смогли повысить, и цену на продукцию снизить…                      

- Николай Александрович, и все-таки несмотря на обозначенные вами сложности, фабрике удалось выйти на внешние рынки… 

- За рубежом мы нашли свои ниши и стабильных потребителей. Так, в Российской Федерации закрепились в Санкт-Петербурге, где нашим покупателем стала сеть магазинов «Буду мамой», специализирующаяся на одежде для беременных. Специально под эту категорию потребителей модернизировали наш модельный ряд. В Германии с помощью партнерской фирмы прошли тендерные процедуры и выиграли конкурс на поставку головных уборов для полицейских.                

Проводим индивидуальную работу с клиентами: после выпуска первой партии товара вызываем представителя заказчика для согласования и утверждения эталонного образца. Следим, чтобы все последующие партии одежды строго ему соответствовали. В целом вопросам качества уделяем самое пристальное внимание, без этого на внешние рынки можно даже не пытаться выходить. Внедрили систему менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО 9001-2001. Пряжу покупаем от первого поставщика, осуществляем входной контроль, проводим испытания, имеем все необходимые сертификаты. Для проверки качества на всех этапах производства взяли специалиста, что называется, из старой гвардии, опытного, который подчиняется напрямую директору.              

- Почему такая ограниченная география продаж в ЕЭП? Все-таки огромный рынок, нет технических барьеров.                 

- Рынок действительно большой, но уже сегодня на нем жесткая конкуренция. Россияне в последние годы также активно вели модернизацию трикотажных предприятий - сегодня у них работает несколько сотен первоклассных машин «Штолл».  Что касается Казахстана, то туда пробиться еще сложнее: ощущается близость Китая, заполнившего этот рынок своей продукцией. И сегодня уже не скажешь, что в Китае и других странах Юго-Восточной Азии делают вещи тяп ляп. Туда перенесли свои производства большинство европейских профильных компаний, к тому же перевооружились национальные производители, в итоге в Азии появилось множество фирм, выпускающих продукцию не хуже нашей. Оно и понятно, ведь оборудование в мире примерно однотипное, а то, какой национальности человек за станком, уже не важно.              

Кстати, в Казахстане мало кто из белорусских предприятий легкой промышленности смог серьезно закрепиться - слишком высоки издержки по выходу на этот рынок.             

- А как «Алеся» чувствует себя на родном, внутреннем рынке Беларуси?                

- Порядка четверти всей продукции реализуем через четыре фирменных магазина в Минске, еще 30% - через другие столичные магазины. Возможно, нам не хватает средств для проведения более масштабного брендирования в рамках страны, но стараемся компенсировать это позиционированием. Сделали ставку на продукцию из натурального сырья: сегодня в нашей одежде его не менее 50%. Используем хлопок, шерсть, кашемир, лен. Идем в новые товарные сегменты. Например, наладили выпуск школьной одежды, содержащей более 50% шерсти. А какой родитель не захочет купить для своего чада форму из натуральной ткани! Тем более что цена на нее практически не отличается от продукции других производителей.              

Пригласили представителей столичной торговли, чтобы выслушать их мнение. Они высоко оценили продукцию и попросили разработать еще 5 моделей в новой цветовой гамме. Теперь под заказы будем закупать пряжу в Италии. К слову, для нас развитие товарного ряда в сторону школьной формы интересно еще и тем, что позволяет загрузить производственные мощности в летний сезон, когда в прежние годы они зачастую простаивали. В итоге растет производительность труда, снижаются издержки на единицу продукции.                      

Стараемся применять гибкую ценовую политику. В стоимость продукции в среднем закладываем рентабельность 15-17%, на некоторые остро модные модели - 25-27, на те, что попроще, - 7-12%. Иногда, если заказчик предлагает предоплату либо иным образом гарантирует платеж, даем дополнительную скидку. Торгуя через собственные магазины, учитываем сезон и спрос: если сезон близится к завершению или спустя 4-5 недель какая-то модель не оправдывает ожиданий в части продаж, делаем скидки 30-40%, иногда вовсе убираем торговую наценку. В любом случае - главное, продать, чтобы не замораживать средства в остатках.                

- В конкурентной борьбе кадры, как известно, решают все или по крайней мере многое. Смогли сформировать профессиональный коллектив?                  

- Когда я пришел на это предприятие на должность директора, то не мог найти человека, способного платежку на компьютере напечатать. Сейчас предприятие компьютеризировано. Ранее модели одежды рисовали от руки, теперь - только на мониторе. Используем станки с числовым программным управлением, работать с которым можно лишь имея определенный уровень подготовки и знаний. Если знаний после студенческой скамьи недостаточно, вкладываем средства в повышение квалификации молодых специалистов. Сегодня ИТР, мастера, технологи, бухгалтерия - на 80% молодежь. По договорам готовим для себя кадры в различных учебных учреждениях страны.                      

Пока нашим слабым местом, пожалуй, остается лишь дизайнерское направление. Но здесь есть ряд объективных причин. Все-таки в мире законодателями моды на одежду выступают итальянцы и французы. Почему так? Наверное, это связано с их менталитетом, а также с устоявшимися традициями. И, боюсь, нам пока не под силу диктовать моду европейцам. Поэтому мы пошли по другому, более рациональному пути - используем европейские дизайнерские разработки, а также активно закупаем в Европе, в частности, в Италии фурнитуру и элементы дизайна.                 

- В ближайшие несколько лет ожидается снижение тарифной защиты рынка ЕЭП в рамках выполнения Россией обязательств перед ВТО. Тарифы будут снижены в том числе и на вашу группу товаров, что усилит конкуренцию со стороны импорта из третьих стран. Готовы к такому развитию событий?                 

- Конечно, если к нам начнет поступать товар на 50 центов дешевле, мы это почувствуем. Но поскольку «Алеся» - небольшое предприятие, всего в месяц выпускаем около 30 тыс. изделий, что в каком-то смысле упрощает нам задачу приспособиться. При небольших объема проще найти свои ниши. Потому, думаю, мы готовы к усилению конкуренции, другого выбора у нас просто нет. Будем генерировать новые идеи, чтобы оставаться на плаву.

Справка «Директора»: Исторической датой образования предприятия считается 3 августа 1962 г., когда произошло объединение фабрик им. Крупской и «Прогресс» с использованием названия последней. В 1975 г. фабрике присвоен статус Минского производственного объединения, которое в 1986 г. переименовано в Минскую опытно-экспериментальную фабрику верхнего трикотажа, а затем в том же году - в Республиканский Дом моделей трикотажных изделий. С 1991 г. статус вновь изменен на Минскую промышленно-торговую трикотажную фирму «Алеся», а с 31 октября 2000 г. она преобразована в ОАО «Алеся». В настоящий момент 99,9% акций общества принадлежит государству, здесь трудятся около 360 человек. В 2012 г. выручка предприятия составила 39,9 млрд. руб.

 

ОАО «Алеся»

220123, г. Минск, ул. Старовиленская, 131

Тел./факс: +375 (17) 334-36-84

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

www.alesyaoao.by

{jcomments on}