Александр ПАВЛОВИЧ
В строительной отрасли, по мнению директора ОАО «СУ-153» Григория БОЙКО, безупречная репутация строительной организации становится определяющим фактором при выборе заказчиком генподрядчика. Поскольку объект, построенный с высоким качеством и в оптимальные сроки, обходится намного дешевле.

- Григорий Григорьевич, судя по фотографиям объектов, которые возводило ваше строительное управление, вы не ограничиваете себя каким-то определенным сегментом рынка…
 
- Сегодня строители должны быть универсалами, стремясь охватить различные направления. Это позволяет при смещении инвестиционных акцентов оказываться в нужное время в нужном месте, а значит, с максимальной выгодой применять имеющийся производственный опыт и потенциал. Управление строит жилые дома, молочно-товарные фермы, производственные предприятия. Такая широкая специализация дает возможность в случае уменьшения финансирования в одном сегменте, концентрировать свои усилия на другом направлении.
 
- Чем дольше строится объект, тем дороже он обходится инвестору. Есть ли у вас свой «рецепт» оптимизации сроков строительства?
 
- Нам также невыгодно затягивать сроки строительства, поскольку в этом случае растут расходы на аренду необходимого оборудования, прежде всего башенных кранов, охрану объекта и т.д. Но чаще всего, по крайней мере в нашей практике, сроки увеличиваются из-за недостаточного финансирования.
Со своей стороны уже на стадии проработки тендерного предложения стараемся спланировать все сроки выполнения предполагаемых работ таким образом, чтобы исключить возможные простои. Чтобы не было как в одной из миниатюр Аркадия Райкина: кирпич - бар, раствор - ёк и т.д.
 
- Недавно ваша компания завершила строительство I этапа завода по сборке китайских легковых автомобилей «БелДжи». Что нового в профессиональном плане дало вам участие в возведении этого объекта?
 
- Сложность состояла прежде всего в том, что он строился уже на существующих производственных площадях ОАО «Борисовский завод Автогидроусилитель», в помещении, где ранее изготавливались железобетонные конструкции. Понятно, что сборка автомобилей, с точки зрения культуры производства, - это уже совсем другая лига. И хотя возведение объекта считалось проведением реконструкции, по сути нам пришлось отстроить завод заново.
 
Прошлый год вообще был очень насыщен, поскольку по трем объектам выступали генподрядчиками, а еще была большая череда более мелких заказов на подряде, где мы оказывали помощь своим коллегам. Поэтому вторую половину года работали с продленной неделей, рабочими субботами и т.д., даже отпуска некоторым категориям работников пришлось сместить.
И если при строительстве жилых домов уже есть опробованные стандартные решения, то каждый производственный объект уникален, особенно когда речь идет об изменении производственного профиля предприятия, что требует применения оригинальных решений. К примеру, на строительстве завода по сборке автомобилей бригада, которая занималась монтажом термошубы и вентилируемых фасадов, выполнила такой объем работ, с которым ранее не сталкивалась. Однако это вряд ли удалось бы сделать без должной подготовки. Поэтому и стараемся вначале все проработать в графиках: от момента заключения договора до сдачи готового объекта заказчику, а уже затем реализовывать эти решения на практике.
 
- Не секрет, что в строительной отрасли ощущается дефицит высококвалифицированных кадров, поскольку многие опытные строители уехали на заработки в сопредельные страны. Как складывается кадровая ситуация в вашем управлении?
 
- В прошлом году люди, которые покинули нас весной, к осени стали возвращаться. Тот, кто уезжает за большими деньгами, далеко не всегда полностью просчитывает расходы на питание, проживание, переезды и т.д. Не говоря уже о социальном статусе, практически отсутствием каких-либо прав у трудовых мигрантов и т.д.
Люди среднего возраста вообще не готовы к резким переменам и предпочитают пусть немного меньшую, но зато гарантированную зарплату дома, чем обещанную за тридевять земель. У нас в прошлом году сильного оттока персонала не было, те, кто хотел заработать, смог это сделать в Беларуси.
 
- Понятно, что нагрузка на вас и ваших коллег различная: в столице одни объемы, в областных центрах - другие, в городах районного значения третьи. Где жестче конкуренция за строящиеся объекты - в провинции или центре?
 
- Каждый руководитель должен смотреть как минимум на полгода вперед, иначе можно остаться без заказов. Если не следовать этому правилу, то это неизбежно скажется на результатах работы возглавляемой им организации. Не берусь говорить за все строительные организации Борисова, но мы стараемся участвовать в тендерах по строительству только тех объектов, которые можем реально выполнить в оговоренные заказчиком сроки. О качестве я даже не говорю, это, как говорят компьютерщики, предусмотрено по умолчанию.
 
Если же участвовать вообще во всех тендерах, то можно попасть в большую неприятность. В одной из своих новелл Бернард Шоу писал, что лучше недоесть, чем переесть, поэтому кошка съедает мышку, а не наоборот. Вот и в нашем случае можно переоценить свои силы, набрать объемов в несколько раз больше, чем позволяют возможности, и попасть на крупные штрафные санкции, которые съедят всю ранее запланированную прибыль. А это негативно скажется на экономической состоятельности организации и в конечном итоге вызовет ее финансовый крах. Но не менее опасна и инфантильность, поскольку такая пассивность ведет к потере проверенных временем заказчиков, которых будет весьма трудно вернуть.
 
Самое главное правило - по завершении строительства заказчик должен расставаться с подрядчиком с положительными эмоциями. Для любого человека важно сохранить свое имя незапятнанным, не зря же говорят, что честь нужно беречь смолоду. Это в равной степени распространяется и на бизнес-структуры. Поскольку весьма часто окончательное решение на тендерных торгах принимается как раз исходя из репутации фирмы, ее опыта и послужного списка. Так что честное имя в нашем бизнесе - это капитал.

  Справка «Директора»
  В 2012 г. силами ОАО «СУ-153» в роли генподрядчика были выполнены строительно-монтажные работы на следующих крупных объектах: пункт  технического обслуживания и ремонта спецавтомобилей Крупского УМГ - заказчик ОАО «Белтрансгаз»; завершение первого этапа строительства завода по сборке легковых автомобилей - заказчик СЗАО «БелДжи»; продолжение строительства жилого дома ЖСПК «Удача» в 6-м микрорайоне г. Борисова. Общая выручка от реализации продукции, работ, услуг составила 39,4 млрд. руб., фактический уровень рентабельности - 21,5%, производительность труда в стоимостных измерителях - 223,5 млн. руб. (при среднесписочной численности 152 человек). Инвестиции в основной капитал - 2,3 млрд. руб. за 2012 г.

ОАО «СУ-153» г. Борисов
222518, Минская обл., Борисовский р-н, г. Борисов, ул. Чапаева, 82а
Тел.: (0177) 73-23-28
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
{jcomments on}