Модернизация без соответствующей научной поддержки не принесла бы желаемых результатов. Наше тесное сотрудничество с Белорусским государственным технологическим университетом (БГТУ) позволило реализовать программу по внедрению энергосберегающих технологий и импортозамещению компонентов пропитывающих составов. Заводские специалисты вместе с учеными БГТУ разработали программу долгосрочного сотрудничества, которая направлена на разработку новых пропиточных составов с учетом современных экологических требований. Добились того, чтобы отечественные компоненты масляных и водорастворимых составов обладали повышенными способностями по био- и огнезащите древесины. В целом уже более 10 лет успешно работаем с учеными БГТУ. Совместно запатентовали масляный пропиточный раствор, в этом году внедрим собственную разработку водорастворимого антисептика, который пока приобретаем в Великобритании.
Вслед за модернизацией технологических линий реконструирована котельная завода, что позволило увеличить ее пиковую мощность, но при этом значительно сократить энергозатраты. Технология производства требовала быстрого нагревания раствора в ходе пропитки древесины. Ранее один мощный котел вырабатывал пар в постоянном режиме, установка двух модульных котлов позволила более гибко управлять энергетикой предприятия. Теперь второй котел включается только тогда, когда в этом есть производственная необходимость.
Недавно на предприятии смонтирована уникальная автоматическая линия по наколке древесины перед пропиткой. Технологическая новация, во-первых, сокращает время пропитки почти на 50%, а во-вторых, способствует более равномерному поглощению раствора при обработке древесины. Особенно это важно при пропитке ели, которая относится к труднопропитываемым породам.
- Большинство белорусских предприятий в силу разных обстоятельств предпочитают приобретать зарубежное оборудование и технологии. А каковы ваши приоритеты?
- Проводя модернизацию, стараемся максимально использовать отечественное оборудование. Считаю, что такой подход оправдан, потому что позволяет создать в стране не только новые рабочие места, но и повысить профессионально-технологический уровень белорусской промышленности.
Та линия, о которой я рассказывал, создана инженерами и рабочими Барановичского завода автоматических линий, сейчас на ней ведутся пуско-наладочные работы. Одновременно на данном технологическом оборудовании будет осуществляться закрепление торцов шпал оцинкованными пластинами. Сейчас их закреплением вручную занимаются монтеры дистанции пути. В дальнейшем планируем смонтировать еще два таких технологических комплекса.
- Недавно побывав в украинской части Карпат, обратил внимание на то, что практически все придорожные кафе, рестораны, гостиницы, строятся с использованием местных материалов - предварительно оцилиндрованного и затем пропитанного деревянного бруса. Развивается ли производство подобных стройматериалов в Беларуси?
- Кроме шпал пропитываем и другие элементы деревянных конструкций, особенно водорастворимыми составами. Это колья для виноградников, есть возможность выпускать столбы для линий электропередач, но к этому не готова инфраструктура деревозаготовительных организаций. Длина столба 9-11 м, а прицепы лесовозов позволяют вывезти древесину длиной 6-7 м.
Могли бы выпускать и механически обработанный брус. Мы даже присмотрели такое оборудование. Стоит оно не так много (150 тыс. долл.) и в то же время весьма производительное. За смену три человека могут обработать до 50 куб.м древесины. Проблема в другом - у нас отсутствуют четкие стандарты по пропитке строительных материалов. Поэтому большей частью их «пропитывают» кисточкой, но таким дедовским способом можно защитить древесину максимум на 2-3 года.
- А что вам мешает полностью отказаться от не совсем экологически чистых материалов, отдав предпочтение водорастворимым пропиткам?
- Мы хотели полностью перейти на пропитку водорастворимыми составами, которые более экологичны, чем масляные. Изделия, прошедшие такую обработку, можно легко и безопасно утилизировать, тогда как в масляном растворе присутствует до 20 ароматических компонентов. Как говорится, духи, но не те! Но есть заказчики, которым по технологическим нормам необходима пропитка масляным раствором, например в метро. Такой же консервативный подход предпочитают и железнодорожники, считающие, что шпала должна быть черной и при этом не очень приятно пахнуть. Возможно, в чем-то они правы, в некоторых случаях масляные антисептики помогают сохранить шпалу не только в земле, но и вне нее. Например, в Казахстане, когда железнодорожники решили использовать шпалы на водной пропитке, местное население растащило их на стройматериалы в мгновение ока. А вот на их промасленных «сестричек» никто никогда не посягал.
- Судя по всему, модернизация предприятия позволила выйти на более высокий технологический уровень, повысить качественные характеристики выпускаемой продукции. Удалось ли при этом улучшить финансовые показатели?
- Руководством страны поставлена задача к 2015 г. завершить модернизацию предприятий, при этом выручка от реализации продукции на одного рабочего завода должна составить не менее 60 тыс. долл. Наше предприятие уже сегодня имеет выручку на одного работающего - 120 тыс. долл., к 2015 г. планируем достичь уровня в 125 тыс. И это притом, что специфика производства требует большого применения ручного труда.
Казалось бы, предприятию, у которого в себестоимости затрат расходы на заработную плату составляют всего 7,5%, вполне возможно довести ее до 10-12%. Но я как руководитель не могу этого сделать, поскольку базовый уровень был изначально высоким, а моем контракте записано, что рост заработной платы на вверенном мне предприятии не должен опережать рост производительности труда. Но в свое время все ресурсы были брошены на модернизацию, поэтому заработная плата значительно отстала от желаемой величины.
А теперь получается, что предприятие, работающее прибыльно, не может должным образом вознаградить своих работников за хорошие производственные показатели.
Приходится искать иные пути поощрения, прежде всего в социальной сфере. Так уж исторически сложилось, что на предприятии нет столовой, поэтому было принято решение доплачивать каждому работнику на обеды по 200 тыс. руб. в месяц. Полностью оплачивается проезд с работы и на работу независимо от места проживания работника: в городе или Борисовском районе. У каждого есть возможность взять в рассрочку пиломатериалы (до 5 куб.м) на 6 месяцев. За санаторную путевку работники платят всего 15% ее реальной стоимости, оплачиваются также абонементы в бассейн, тренажерные залы и т.д. Один раз в год работник за счет предприятия может в плацкартном вагоне проехать в любую точку бывшего СССР. Хотя мы уже не входим в структуру БелЖД, решили оставить эту привилегию.
И все же главным индикатором социального статуса любого работника продолжает оставаться заработная плата. Хотелось, чтобы у предприятий, где выработка на одного работающего составляет свыше 100 тыс. долл., а заработная плата в структуре себестоимости менее 10-12%, появилась возможность ее повышения. В разумных, конечно, пределах.
«Справка «Директора»
ОАО «Борисовский шпалопропиточный завод»
Дата основания - 1900 г.
Форма собственности - ОАО
Контрольный пакет акций - ГО «Белорусская железная Дорога»
Уставный фонд - 37,4 млрд. руб.
Доля государства - 99,837%
География экспорта - Латвия, Россия, Армения
Сальдо внешней торговли за 2012 г. - 582 тыс. долл. при задании 300 тыс. долл.
ОАО «Борисовский шпалопропиточный завод»
222120, Минская обл., г. Борисов, ул. Сенная, 5
Тел: (0177) 782-862, 781-951
www.shpala.by
{jcomments on}