№3 (165) Март
Тема номера: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ | |
|
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
Это принципиально новый класс автомобильной техники, не имеющей аналогов в странах СНГ и ЕврАзЭС. Надеемся, что в скором будущем такие автопоезда заменят ныне эксплуатируемую автотехнику на трансконтинентальных магистралях. Они повысят эффективность перевозок, снизят удельные затраты на транспортировку грузовой единицы и, соответственно, уменьшат вредные выбросы в окружающую среду. Еще один проект осуществляется совместно с ОАО «Белшина». В рамках программы импортазамещения испытываются шины на тягачах и полуприцепах, задействованных на международных грузоперевозках. Сегодня валютная составляющая затрат автопредприятий-перевозчиков на закупку шин составляет около 3% всех расходов по рейсу, а потому переход на отечественные шины сулит немалую экономию валюты для страны, а заодно поможет загрузить мощности белорусского производителя этой продукции.
Близки к завершению эксплуатационные испытания 45 отечественных шин для магистральных автопоездов Вольво. С апреля начинается апробация новой партии из 30 шин улучшенного качества.
НТЦ ведутся работы и в других направлениях, например, подписан договор с российской компанией «Теплостар-Экспорт» о гарантийном обслуживании подогревателей на автомобилях МАЗ, проводится мониторинг их надежности для последующего предложения по конструктивному совершенствованию. Осуществляется еще один проект. В рамках Государственной научно-технической программы «Машиностроение» планируется участие специалистов НТЦ в разработке и испытаниях сменных кузовов под шасси грузовых автомобилей отечественного и зарубежного производства.
НТЦ магистрального автомобилестроения и логистики образован в июле 2010 г. совместным приказом генерального директора «Объединенного института машиностроения НАН Беларуси» М.С.Высоцкого и генерального директора ООО «Белинтертранс» В.И.Довнара Центр ведет исследовательскую и научно-техническую деятельность, направленную на решение технологических, инженерных, экономических, социальных и иных проблем в сфере автомобильного транспорта.
Тел./факс: +375 17 505-97-15
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.bit-union.by
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
Уважаемые читатели! В советские времена понятие конкурентоспособности имело практическое значение лишь в оборонных отраслях. Технологическое отставание и милитаризация экономики из-за идеологического противостояния не побуждали задумываться о конкурентоспособности гражданских отраслей. Промышленное же производство работало само на себя и на выполнение оборонных заказов, а товаров народного потребления в рубле выпускаемой продукции было только 14 коп. Существовал большой отлаженный спрос, который частично удовлетворялся за счет импорта.
Суверенной Беларуси досталась эта модель промышленности, но по сравнению с другими республиками в несколько гиперболизированном виде. Относительно высокий образовательный ценз трудовых ресурсов рождал у руководителей 9 оборонных министерств СССР стремление к размещению предприятий в Беларуси.
В отличие от России, в 90-е гг. Беларусь более последовательно и настойчиво стремилась сохранить ранее созданные предприятия. В определенной мере этому способствовало и российское руководство, поддерживая экономику Беларуси займами, которые нередко списывались, а также низкими ценами на топливно-энергетические ресурсы. Беларусь сохраняла российский рынок за счет занижения цен на экспортируемые товары.
В результате, если оценивать развитие экономики на основе такого показателя как ВВП по паритету покупательской способности на душу населения, то он с 2000-го до 2008 г. включительно фиксирует достаточное равное развитие: в России - рост в 2,1, у нас - в 2,4 раза. Позже в Беларуси, в период до 2012 г., на рост ВВП по ППС существенное влияние оказали инфляция и девальвация национальной валюты. В результате показатель в отечественной экономике увеличился с 2000 г. в 3,1 раза. В России за 12 лет - в 2,3 раза. Несмотря на столь благоприятную отчетность, уже с начала 2000-х гг. перед Беларусью остро встала задача сохранения российского рынка. Для ее решения требовалось повысить конкурентоспособность экономики. Это вынуждало направлять значительные средства на накопление, т.е. модернизацию промышленности. Но выйти на саморазвитие по ряду причин предприятия не могли, не было в достаточном объеме и прямых зарубежных инвестиций. Поэтому о системной модернизации говорить не приходилось. В итоге отрасли производства товаров народного потребления, включая переработку сельхозсырья, не получили должного развития. Потребности населения во многом по-прежнему удовлетворяются за счет импорта, ибо легкая, деревообрабатывающая и пищевая промышленности сохранили технологическую отсталость, и их продукция недостаточно конкурентоспособна не только за рубежом, но и на отечественном рынке. Недофинансирование техперевооружения привело к аналогичному результату и отрасли, не связанные с производством товаров народного потребления. Можно согласиться с экономистами, которые отмечают сложность оценки технологического уровня развития в силу многогранности этого процесса. Между тем, несмотря на определенную условность, заслуживает внимания оценка технологического прогресса и конкурентоспособности экономики на основе соотношения ВВП и стоимости использованных первичных ресурсов. То есть чем больше стоимость, добавленная переработкой первичных ресурсов, тем выше технологический уровень и конкурентоспособность экономики. Условность такой оценки состоит в том, что низкотехнологические процессы могут осуществляться и без первичных ресурсов. Например, отверточная технология, основанная на сборке комплектующих. И все же в применении этого показателя есть определенный смысл. На практике он приобретает форму оценки материалоемкости экономики.
Анализ, выполненный Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН на основе межотраслевых балансов, свидетельствует о том, что удельные затраты первичных ресурсов в экономике России неуклонно, начиная с 1986 г., снижаются. Выполненная этим же институтом сравнительная оценка продуктивности по первичным ресурсам Японии и России говорит об опережении по среднегодовым темпам за последнее 20-летие российской экономикой японской динамики продуктивности. Вместе с тем фиксируется 25-летнее отставание России от наиболее технологически развитых государств.
В Беларуси за 12-летний период, начиная с 2000 г., наблюдается обратная динамика показателя материалоемкости валового выпуска продукции к ВВП по ППС. В 2012 г. к базе 2000 г. он увеличился на 56% - с 0,16 до 0,25. В России за этот же период рассматриваемое отношение уменьшилось с 0,19 до 0,15. Важно то, что снижение удельных затрат первичных ресурсов отмечается по всем отраслям, включая самые материалоемкие: черную металлургию - с 0,39 до 0,37, сельское хозяйство - с 0,29 до 0,22, производство машин и оборудования - с 0,21 до 0,17.
Это говорит о том, что Беларуси все труднее будет удержать российский рынок. Конкурентоспособность экономики логичнее поднимать за счет таких отраслей как связь и телекоммуникации, в которых удельные затраты первичных ресурсов не превышают 0,05 (в России уже снижены до 0,01), транспорта и других платных услуг. В противном случае в перспективе мы не найдем рынки сбыта и в отдаленных от нас развивающихся странах.
С уважением, А.Н.Ковтуненко
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
Ольга КОВТУНЕНКО
Не секрет, что мода на мужскую обувь менее подвержена различным экспериментам с цветом, фактурой и модельным рядом, чем женская. Причина этого вполне очевидна: мужчины реже переживают «модную болезнь», им прежде всего важны комфорт и качество. Исходя из этого из сезона в сезон дизайнеры стараются привнести какие-то новшества, очень деликатно добавляя их в свои «предложения». Так и этой весной в основе обувных трендов-2013 лежит вечная классика, однако местами дополненная весьма смелой фантазией и абсолютно необходимым духом современности. Для весеннего сезона дизайнеры потрудились на славу и представили мужчинам внушительный ассортимент обуви.
Модели. Одной из самых популярных моделей стали классические оксфорды: ботинки на «закрытой шнуровке». Они считаются самой строгой и официальной обувью. Наиболее формальным вариантом оксфордов является черная модель без декораций. Их принято надевать к фраку или смокингу. Однако в случае, если речь не идет о протокольном мероприятии, допустимы вариации. А именно: они могут быть из замши и лаковой кожи или быть, например, двухцветными. Этот вариант просто находка для тех, кто в силу делового дресс-кода не может позволить себе вольности в одежде. А вот дополнить строгий костюм «шоколадными» оксфордами - вполне уместно.
Так же очень актуальны дерби - менее официальный вид обуви с закрытой шнуровкой. Такую обувь изготавливают из разных материалов, она может иметь контрастную подошву и даже различные узоры и принты. Дерби уместны не только в офисе, но и на неофициальных встречах в кругу друзей. Вариантов сочетания с различной одеждой - максимальное. Например, их можно надеть и со строгим костюмом, и с джинсами, и с неформального стиля брюками. Ограничений практически нет. Все зависит от смелости и фантазии их обладателя. Еще одним хитом сезона стали монки. Эта модель относится к разряду классической обуви, у которой вместо шнуровки специальная пряжка или даже две. Ввиду сходства пряжек с креплениями на обуви монахов монки с английского переводятся как «монашеские ремешки». Благодаря пряжкам эта обувь очень удобна и практична. На первый взгляд кажется, что подобный вариант достаточно экстравагантен, однако у нас в стране монки - самая настоящая классика, а она, как известно, всегда достойная и лаконичная. Их можно носить с джинсами, непарными брюками, зауженными брюками в итальянском стиле в сочетании с блейзером. А вот комбинацию со строгим костюмом лучше не использовать.
Самым неформальным видом мужской обуви для города можно назвать броги. Этой весной они на пике моды. По сути - это те же оксфорды или дерби, но украшенные перфорацией. Цветовая гамма перфорированной обуви нового сезона очень широка. Это и бежевый, и синий, и оранжевый и темно-коричневый. Весьма хорошо смотрится цветная контрастная подошва. Броги можно надеть практически с любыми брюками в неформальном стиле и не опасаться за имидж. Они отлично сочетаются как с классическими брюками, так и с шортами, брюками-чинос и джинсами. Носить такую обувь можно и с костюмом. Однако важно, чтобы он был неофициальный.
Самым необычным нововведением в весеннем сезоне стали высокие ботинки различных цветов , с яркой подошвой и смелым декором в виде различных пряжек, бахромы и заклепок. Основные материалы: кожа, нубук и замша. Основные цвета: черный, ярко-синий, бежевый. Высокие ботинки не принято носить с деловым костюмом. Эта обувь отлично подойдет для одежды выходного дня. Причем хорошо будет смотреться как на статусном бизнесмене, так и на молодом стиляге. Высокие ботинки сочетаются как с зауженными джинсами, так и с мешковатыми штанами со множеством карманов. Их также носят с узкими укороченными брюками, кожаными куртками и длинными кардиганами. Эффектно будет выглядеть комплект из темных ботинок с коротким пальто или тренчем.
Цвет. В целом модная мужская обувь делового назначения представлена нейтральными цветами и их различными сочетаниями. Конечно, это черный, а также различные оттенки коричневого, серого и бежевого. Для обуви стиля casual (повседневный) дизайнеры красок не пожалели: актуальны любые насыщенные тона, включая насыщенно красный цвет. Модели полуботинок из велюра ярких оттенков желтого, темно-бирюзового и рыжего цветов смотрятся по-весеннему свежо и позитивно. Помимо однотонных, дизайнерами широко используются принты в полоску, клетку или с абстрактными рисунками. Встречаются даже варианты с растительными и пейзажными композициями. Последние - скорее для сильных духом и молодых душой.
Материал. Очень востребованы гладкие, блестящие натуральные кожа, нубук, велюр, ткань (например, джинс), сетки и их комбинации. Сочетания яркой ткани с кожей нейтральных оттенков в моделях «оксфордов», выполненных в ретро стиле 30-х гг., смотрятся оригинально и очень стильно. Наиболее нестандартными, но не менее актуальны ткани типа парусины или рогожки. Различные плетения из кожи и ткани также очень trendy: они хорошо пропускают воздух, создавая тем самым комфорт для стопы.
Декор. Самый актуальный вид декора - перфорация кожаных и замшевых деталей. Например, в виде точечных отверстий по всей поверхности деталей обуви. Края сложного контура подчеркиваются перфорацией, а в центральной части отрезных носков «оксфордов» располагается ажурный узор, полученный перфорированием кожи. Модная окантовка краев деталей выполняется чаще всего «тон в тон». Невероятно модным и востребованным декором мужской обуви этой весны являются языки с бахромой, украшающие модели полуботинок дерби. Контрастные по цвету или фактуре овальные вставки - очень актуальный прием декорирования обуви. Очень стильно будут смотреться черно-белые сочетания, а также черно-синие или бежево-желтые. Вариантов множество.
Подводя итог, следует отметить, что мужская обувь этой весны отличается оригинальностью и нестандартностью дизайнерских решений. Однако это нисколько не мешает ей отлично уживаться с проверенной классикой. Яркая цветовая гамма применяемых материалов, контрастные сочетания, принты, необычные материалы и богатый декор придают новизну и нетривиальный вид моделям мужской обуви нового сезона. Самое важное - найти баланс между новым и привычным, ни в коем случае не изменяя комфорту и личному стилю.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
- определяется временной интервал исследования товарного рынка, его продуктовых и географических границ, состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке;
- проводится расчет объёма товарного рынка и долей на нем хозяйствующих субъектов;
- определяется уровень концентрации товарного рынка и барьеров для входа на него.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01. 2013 г. №7 «О Методике оценки состояния конкуренции». Вступает в силу после принятия решения Высшего Евразийского экономического совета, фиксирующего факт исполнения требований, предусмотренных ст.29 и 30 Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции от 09.12.2010 г., и введения в действие соглашения, определяющего порядок защиты конфиденциальной информации и ответственность за её разглашение.
Документ дает определения наиболее используемым понятиям, затрагивает практически все вопросы, связанные с использованием жилых помещений. В частности, отдельная глава посвящена регулированию вопросов приобретения, отчуждения и ипотеки жилых помещений, что является новшеством.
Также такие граждане могут быть подвергнуты в судебном порядке принудительному обмену занимаемого ими жилого помещения на меньшее по площади. При этом выселение нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда и членов его семьи, проживающих совместно с ним, допускается в случае, если задолженность по плате за жилищно-коммунальные услуги и плате за пользование жилым помещением не погашена в полном объеме.
Жилищный кодекс Республики Беларусь от 28.08.2012 г. №428-З. Вступил в силу с 02.03.2013 г. (за исключением отдельных положений).
При выявлении завышения объемов и (или) стоимости выполненных СМР и произведенных затрат на объектах, строительство (реконструкция) которых осуществляется на льготных условиях, банки вправе взыскивать с подрядчика в бесспорном порядке и направлять на погашение кредитов суммы такого завышения, выявленные после приемки объекта в эксплуатацию и (или) при прекращении (приостановлении) подрядчиком производства работ на объекте.
Сумма завышения, подлежащая удержанию (взысканию) с подрядчика, определяется с учетом индексации.
Указ Президента Республики Беларусь от 04.03.2013 г. №107 «О проведении контрольных обмеров». Вступает в силу с 07.06.2013 г.
Систематизирован объём и порядок публикации отчётности банками и головными организациями банковских групп и (или) банковских холдингов, составляемой по национальным стандартам и МФСО, отменено требование о раскрытии информации о полной процентной ставке.
Если ранее раскрытие информации о бенефициарных собственниках банка, владеющих 5% и более акций, осуществлялось с согласия таких собственников, то теперь это является безусловной обязанностью банка или головной организации банковской группы (банковского холдинга).
В новой Инструкции уточняется, разграничивается и дополняется перечень информации, размещаемой банками, головными организациями банковской группы, банковского холдинга на их интернет-сайтах. В этот перечень входит и раскрытие информации о бизнес-плане банка (банковской группы, банковского холдинга при их наличии), стратегии по управлению рисками, принципах и стандартах профессиональной этики, политике по исключению конфликта интересов, а также размещение пресс-релизов об изменениях существенной информации и другая информация.
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 11.01.2013 г. №19 «Об утверждении Инструкции о раскрытии информации о деятельности банка, небанковской кредитно-финансовой организации, банковской группы и банковского холдинга». Вступило в силу с 20.02.2013 г.
Определен порядок стажировки водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более одного года, водителей, переведенных на другую марку (модель) автомобиля, а также водителей маршрутных транспортных средств при переводе на другой маршрут.
Закреплена продолжительность стажировки водителя легкового автомобиля (категория «В»), грузового автомобиля (категории «В», «С» или «С» и «СЕ»), троллейбуса и трамвая (категории «I», «F»). Закреплены порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств (кроме колесных тракторов) и лиц, обучающих управлению ими.
Постановление Минтранса 23.10.2012 г. №46 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь». Вступило в силу 24.02.2013 г.
Постановление Минтранса от 23.10.2012 г. №47 «Об утверждении единых программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств, кроме колесных тракторов, и лиц, обучающих управлению ими». Вступило в силу 04.03.2013 г.
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
Зависимость очень существенная. Посмотрите ведущие западные рекрутинговые сайты: серьезные компании предъявляют к претендентам высокие требования к уровню квалификации. Для высшего звена - обязательно PhD (соответствует нашему кандидату наук), для среднего - MBA. Если хотите трудиться в Сити, то понадобится дополнительная финансовая квалификация.
На мой взгляд, для динамичного экономического прорыва в стране необходимо более планомерное развитие системы бизнес-образования. В том числе в партнерстве с ведущими зарубежными университетами. Тем более, что некоторые из них с удовольствием готовы идти на сотрудничество.
Конечно, государство всегда может применить некоторые «силовые инструменты» для удержания нужных специалистов на ключевых направлениях, но «золотые наручники» эффективны только на кратковременном этапе - не более пяти лет, а далее необходимо делать ставку на повышение квалификации отечественных кадров.
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
Сегодня накопленный опыт работы и высококвалифицированные кадры позволяют институту выполнять проектирование жилых домов (панельных, кирпичных, монолитных от 5 до 19 этажей), общественных зданий, промышленных, сельскохозяйственных объектов, инженерно-транспортной инфраструктуры, а также объектов благоустройства.
Чтобы удешевить стоимость проектирования и строительства, работаем с объектами повторного применения (жилые дома, детские сады, школы).
К тому же после выхода нового технического регламента в строительстве, а также постановления Совмина N 195 для ведения параллельного проектирования и строительства практически не осталось правового пространства. Полагаю, что в настоящий момент оно практически полностью себя изжило.
Чтобы пополнить штат молодыми специалистами, заключаем договоры с учебными учреждениями страны, привлекаем на практику студентов старших курсов, трудоустраиваем после окончания учебы. С 2009 г. приняли 79 молодых специалистов по распределению. Конечно, не все у нас приживаются, есть естественный «отсев». Идет нормальный процесс отбора кадров.
С другой стороны, используем все возможности для мотивации персонала разного рода надбавками к зарплате за сложность и напряженность труда, за выслугу лет, выплатами к праздничным и памятным датам. Постарались создать достойные условия труда: обновили материально-техническую базу, закупили современное оборудование, служебный транспорт. Институт оплачивает сотрудникам медицинское страхование и страхование от несчастных случаев. Тем, у кого нет собственного жилья, предоставляем общежитие. Словом, делаем все, чтобы наш соцпакет был привлекателен для сотрудников.
Со своей стороны приложим все усилия для дальнейшего процветания древнего города Витебска и Витебской области, улучшения градостроительных условий, создания комфортной среды для проживания и отдыха, чтобы люди, глядя на здания и сооружения, говорили только добрые и теплые слова в наш адрес. Мы работаем сплоченной командой, поэтому, уверена, у нас все получится.
УП «Институт Витебскгражданпроект» имеет сертификаты соответствия системы менеджмента качества в Национальной системе подтверждения соответствия и в Немецкой системе аккредитации.
Обладает специальными разрешениями (лицензиями):
- МВД Республики Беларусь №02010/0526891 на право осуществления деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц;
- МЧС Республики Беларусь №02300/297-1 на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности;
- МЧС Республики Беларусь №02300/676 на право осуществления деятельности по обеспечению пожарной безопасности.
Тел./факс: +375 212474291, +375 212474410
E-mail : Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.vgp.by
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
- Григорий Григорьевич, судя по фотографиям объектов, которые возводило ваше строительное управление, вы не ограничиваете себя каким-то определенным сегментом рынка…
Со своей стороны уже на стадии проработки тендерного предложения стараемся спланировать все сроки выполнения предполагаемых работ таким образом, чтобы исключить возможные простои. Чтобы не было как в одной из миниатюр Аркадия Райкина: кирпич - бар, раствор - ёк и т.д.
И если при строительстве жилых домов уже есть опробованные стандартные решения, то каждый производственный объект уникален, особенно когда речь идет об изменении производственного профиля предприятия, что требует применения оригинальных решений. К примеру, на строительстве завода по сборке автомобилей бригада, которая занималась монтажом термошубы и вентилируемых фасадов, выполнила такой объем работ, с которым ранее не сталкивалась. Однако это вряд ли удалось бы сделать без должной подготовки. Поэтому и стараемся вначале все проработать в графиках: от момента заключения договора до сдачи готового объекта заказчику, а уже затем реализовывать эти решения на практике.
Люди среднего возраста вообще не готовы к резким переменам и предпочитают пусть немного меньшую, но зато гарантированную зарплату дома, чем обещанную за тридевять земель. У нас в прошлом году сильного оттока персонала не было, те, кто хотел заработать, смог это сделать в Беларуси.
Справка «Директора»
В 2012 г. силами ОАО «СУ-153» в роли генподрядчика были выполнены строительно-монтажные работы на следующих крупных объектах: пункт технического обслуживания и ремонта спецавтомобилей Крупского УМГ - заказчик ОАО «Белтрансгаз»; завершение первого этапа строительства завода по сборке легковых автомобилей - заказчик СЗАО «БелДжи»; продолжение строительства жилого дома ЖСПК «Удача» в 6-м микрорайоне г. Борисова. Общая выручка от реализации продукции, работ, услуг составила 39,4 млрд. руб., фактический уровень рентабельности - 21,5%, производительность труда в стоимостных измерителях - 223,5 млн. руб. (при среднесписочной численности 152 человек). Инвестиции в основной капитал - 2,3 млрд. руб. за 2012 г.
222518, Минская обл., Борисовский р-н, г. Борисов, ул. Чапаева, 82а
Тел.: (0177) 73-23-28
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
Грамотная модернизация, оптимизация технологических процессов и забота о персонале позволяют создать в сфере агропромышленного производства успешный и конкурентоспособный бизнес. Об этом свидетельствует работа ОАО «Птицефабрика «Рассвет», которая достигла устойчивых показателей. Опытом ведения бизнеса с читателями журнала «Директор» поделился руководитель фабрики Сергей КРУПЕНЬКОВ.
- Важна оптимизация технологических процессов. Модернизировав технологию, мы без введения в строй новых производственных площадей увеличили выпуск продукции на 19%. Прежде все за счет соблюдения технологической дисциплины. Но для продолжения динамичного роста одной «чистки перышек» недостаточно. Особенно сейчас, когда перед нами поставлена задача в течение двух лет увеличить мощность предприятия в 2 раза.
Сейчас на базе ОАО «Птицефабрика «Рассвет» складывается многопрофильное предприятие: кроме выращивания птицы и ее переработки, занимаемся земледелием: у нас 2,3 тыс. га земли, где возделываем зерновые и кукурузу. Имеем собственное комбикормовое производство, племремпродуктор в Рогачевском районе, торговую сеть, насчитывающую 40 торговых точек. Недавно распоряжением Президента на баланс предприятия передана Светлогорская птицефабрика, точнее, то, что от нее осталось. Так что мощностями будем прирастать именно там.
Только непосвященному человеку может показаться, что ничего сложного в выращивании птицы нет. На самом деле это далеко не так. Все начинается с доставки на наш инкубатор яиц, где через три недели появляются цыплята весом всего 40 г, а через 42 дня мы уже должны получить готовую продукцию. И чем больший ежесуточный привес мы будем получать, тем меньше издержки и выше прибыль. А она складывается по крупицам: сами произвели цыплят, корма, вырастили и переработали птицу, продали в собственной торговой сети. Поэтому в Гомельской области среди аналогичных предприятий у нас самая высокая рентабельность.
С помощью собственных средств проводим постепенное перевооружение предприятия: купили энергонасыщенные трактора, обновили автопарк, построили новую зерносушилку. Заканчиваем монтаж новой линии гранулирования кормов, что, по нашему мнению, поможет значительно улучшить экономические показатели. Чтобы птица правильно росла и развивалась, была устойчива к болезням, корм должен содержать весь необходимый комплекс: белок, углеводы, аминокислоты и т.д. Именно такие корма мы стремимся делать на собственной производственной базе.
Много вкладываем и в людей. Поскольку на предприятии в основном работают жители из пяти ближайших деревень, для их доставки на работу приобрели автобус. Для персонала построили шикарную баню на мехдворе. Так, как трудятся механизаторы на селе во время уборочной - с утра до позднего вечера - в городе давно не работают. Нетрудно представить, каким приезжает в парк механизатор после 16-часового рабочего дня... И здесь баня очень кстати. Люди должны видеть, что мы уважаем их труд и самоотдачу.
Более чем 6 млрд. руб. в прошлом году потратили на социальный пакет для работников, а это без малого трехмесячный фонд заработной платы.
- Сергей Яковлевич, когда планируете вывести на проектную мощность птицефабрику в Светлогорске?
- Когда я туда впервые приехал, то впечатление было такое, будто на этом месте проходили боевые действия - практически все птичники находились в полуразрушенном состоянии. Уже восстановили административный корпус, убойный и колбасный цеха, шесть птичников. Переходим с напольного содержания птиц к клеточному. Если в первом случае на одной и той же площади можно разместить 20-25 тыс. цыплят, то при клеточном содержании - до 65 тыс. Естественно, возрастает и ответственность, поскольку в случае какого-либо ЧП потери будут значительно выше. Через год планируем увеличить производство до 14 тыс. т мяса. Так что со временем бедная «золушка» должна превратиться в богатую «принцессу».
Мы не боимся конкуренции, скорее, наоборот, ее приветствуем. Постоянно расширяем ассортимент выпускаемой продукции. Недавно изготовили, как говорят в народе, «пальцем пханую» сырокопченую колбасу из мяса птицы, которая в наших магазинах разошлась в мгновение ока.
Объединение под одной крышей всей технологической цепочки дает нам больше свободы в ценовом маневре. Так что мы готовы к жесткой рыночной конкуренции, а после реализации всей планируемой модернизации будем еще сильнее. Уже сегодня в области по выработке на одного работающего (292 млн. руб.) мы занимаем второе место, а среди предприятий агросектора - первое.
- Выращиванием птицы человечество занимается тысячелетия. Появляются ли в вашей области новации или в эту многовековую технологию уже трудно привнести что-то новое?
- Каких-то кардинальных изменений ожидать трудно, а вот на первый взгляд незначительные, но эффективные новации появляются регулярно. Например, в области кормления, содержания птицы. Ведь если в природе несушка может своим примером обучить цыплят - что нужно есть и как нужно пить, то в птичнике инкубаторским «сироткам» приходится учиться всему самостоятельно. Поэтому в первые часы жизни очень важно заставить цыплят попеременно пить и есть, иначе можно потерять не только в привесе, но и в поголовье. Недавно для Светлогорской фабрики мы приобрели новые клетки, где поилки оборудованы светодиодной подсветкой.
- Вы поставили перед собой достаточно амбициозные задачи и цели, справиться с которыми в одиночку невозможно. Удалось ли вам создать команду?
- Утвердительно на этот вопрос можно будет ответить лишь после реализации всех намеченных планов. Положительного результата в выращивании птицы можно добиться лишь тогда, когда с любовью относишься к своему делу. У нас достаточно ответственных и высокопрофессиональных специалистов, которые знают, что и как нужно делать. Моя задача состоит в том, чтобы обеспечить им необходимый фронт работ и своим примером показать, как нужно работать.
От редакции: Всегда приятно разговаривать с тем, кто бесконечно предан своему делу. При этом порой на первый взгляд незначительные детали могут рассказать о человеке больше, чем сухие строки «объективки». Скажите, много ли людей в заграничной командировке стали бы искать старинные артефакты, как-то связанные с их работой? А вот Сергей Яковлевич будучи в Голландии приобрел коллекцию гравюр конца XIX в., на которых изображены куры-победители различных сельскохозяйственных выставок того времени. Подобных вещей нет даже в Национальном художественном музее Беларуси.
ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
247008, Гомельская обл., Гомельский р-н, д. Песочная Буда
Тел.приемной: 8-10-375-232-93-49-88
Тел./факс: 8-10-375-232-926-391
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.rassvet.by
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
Тел.: +37517 224-35-52
Факс: +37517 256-09-35
www.belmt.by - информация о магазинах и ассортименте
www.scbmt.by - филиал «Сервисный центр»
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
Модернизация без соответствующей научной поддержки не принесла бы желаемых результатов. Наше тесное сотрудничество с Белорусским государственным технологическим университетом (БГТУ) позволило реализовать программу по внедрению энергосберегающих технологий и импортозамещению компонентов пропитывающих составов. Заводские специалисты вместе с учеными БГТУ разработали программу долгосрочного сотрудничества, которая направлена на разработку новых пропиточных составов с учетом современных экологических требований. Добились того, чтобы отечественные компоненты масляных и водорастворимых составов обладали повышенными способностями по био- и огнезащите древесины. В целом уже более 10 лет успешно работаем с учеными БГТУ. Совместно запатентовали масляный пропиточный раствор, в этом году внедрим собственную разработку водорастворимого антисептика, который пока приобретаем в Великобритании.
Вслед за модернизацией технологических линий реконструирована котельная завода, что позволило увеличить ее пиковую мощность, но при этом значительно сократить энергозатраты. Технология производства требовала быстрого нагревания раствора в ходе пропитки древесины. Ранее один мощный котел вырабатывал пар в постоянном режиме, установка двух модульных котлов позволила более гибко управлять энергетикой предприятия. Теперь второй котел включается только тогда, когда в этом есть производственная необходимость.
Недавно на предприятии смонтирована уникальная автоматическая линия по наколке древесины перед пропиткой. Технологическая новация, во-первых, сокращает время пропитки почти на 50%, а во-вторых, способствует более равномерному поглощению раствора при обработке древесины. Особенно это важно при пропитке ели, которая относится к труднопропитываемым породам.
- Большинство белорусских предприятий в силу разных обстоятельств предпочитают приобретать зарубежное оборудование и технологии. А каковы ваши приоритеты?
- Проводя модернизацию, стараемся максимально использовать отечественное оборудование. Считаю, что такой подход оправдан, потому что позволяет создать в стране не только новые рабочие места, но и повысить профессионально-технологический уровень белорусской промышленности.
Та линия, о которой я рассказывал, создана инженерами и рабочими Барановичского завода автоматических линий, сейчас на ней ведутся пуско-наладочные работы. Одновременно на данном технологическом оборудовании будет осуществляться закрепление торцов шпал оцинкованными пластинами. Сейчас их закреплением вручную занимаются монтеры дистанции пути. В дальнейшем планируем смонтировать еще два таких технологических комплекса.
- Недавно побывав в украинской части Карпат, обратил внимание на то, что практически все придорожные кафе, рестораны, гостиницы, строятся с использованием местных материалов - предварительно оцилиндрованного и затем пропитанного деревянного бруса. Развивается ли производство подобных стройматериалов в Беларуси?
- Кроме шпал пропитываем и другие элементы деревянных конструкций, особенно водорастворимыми составами. Это колья для виноградников, есть возможность выпускать столбы для линий электропередач, но к этому не готова инфраструктура деревозаготовительных организаций. Длина столба 9-11 м, а прицепы лесовозов позволяют вывезти древесину длиной 6-7 м.
Могли бы выпускать и механически обработанный брус. Мы даже присмотрели такое оборудование. Стоит оно не так много (150 тыс. долл.) и в то же время весьма производительное. За смену три человека могут обработать до 50 куб.м древесины. Проблема в другом - у нас отсутствуют четкие стандарты по пропитке строительных материалов. Поэтому большей частью их «пропитывают» кисточкой, но таким дедовским способом можно защитить древесину максимум на 2-3 года.
- А что вам мешает полностью отказаться от не совсем экологически чистых материалов, отдав предпочтение водорастворимым пропиткам?
- Мы хотели полностью перейти на пропитку водорастворимыми составами, которые более экологичны, чем масляные. Изделия, прошедшие такую обработку, можно легко и безопасно утилизировать, тогда как в масляном растворе присутствует до 20 ароматических компонентов. Как говорится, духи, но не те! Но есть заказчики, которым по технологическим нормам необходима пропитка масляным раствором, например в метро. Такой же консервативный подход предпочитают и железнодорожники, считающие, что шпала должна быть черной и при этом не очень приятно пахнуть. Возможно, в чем-то они правы, в некоторых случаях масляные антисептики помогают сохранить шпалу не только в земле, но и вне нее. Например, в Казахстане, когда железнодорожники решили использовать шпалы на водной пропитке, местное население растащило их на стройматериалы в мгновение ока. А вот на их промасленных «сестричек» никто никогда не посягал.
- Судя по всему, модернизация предприятия позволила выйти на более высокий технологический уровень, повысить качественные характеристики выпускаемой продукции. Удалось ли при этом улучшить финансовые показатели?
- Руководством страны поставлена задача к 2015 г. завершить модернизацию предприятий, при этом выручка от реализации продукции на одного рабочего завода должна составить не менее 60 тыс. долл. Наше предприятие уже сегодня имеет выручку на одного работающего - 120 тыс. долл., к 2015 г. планируем достичь уровня в 125 тыс. И это притом, что специфика производства требует большого применения ручного труда.
Казалось бы, предприятию, у которого в себестоимости затрат расходы на заработную плату составляют всего 7,5%, вполне возможно довести ее до 10-12%. Но я как руководитель не могу этого сделать, поскольку базовый уровень был изначально высоким, а моем контракте записано, что рост заработной платы на вверенном мне предприятии не должен опережать рост производительности труда. Но в свое время все ресурсы были брошены на модернизацию, поэтому заработная плата значительно отстала от желаемой величины.
А теперь получается, что предприятие, работающее прибыльно, не может должным образом вознаградить своих работников за хорошие производственные показатели.
Приходится искать иные пути поощрения, прежде всего в социальной сфере. Так уж исторически сложилось, что на предприятии нет столовой, поэтому было принято решение доплачивать каждому работнику на обеды по 200 тыс. руб. в месяц. Полностью оплачивается проезд с работы и на работу независимо от места проживания работника: в городе или Борисовском районе. У каждого есть возможность взять в рассрочку пиломатериалы (до 5 куб.м) на 6 месяцев. За санаторную путевку работники платят всего 15% ее реальной стоимости, оплачиваются также абонементы в бассейн, тренажерные залы и т.д. Один раз в год работник за счет предприятия может в плацкартном вагоне проехать в любую точку бывшего СССР. Хотя мы уже не входим в структуру БелЖД, решили оставить эту привилегию.
И все же главным индикатором социального статуса любого работника продолжает оставаться заработная плата. Хотелось, чтобы у предприятий, где выработка на одного работающего составляет свыше 100 тыс. долл., а заработная плата в структуре себестоимости менее 10-12%, появилась возможность ее повышения. В разумных, конечно, пределах.
«Справка «Директора»
ОАО «Борисовский шпалопропиточный завод»
Дата основания - 1900 г.
Форма собственности - ОАО
Контрольный пакет акций - ГО «Белорусская железная Дорога»
Уставный фонд - 37,4 млрд. руб.
Доля государства - 99,837%
География экспорта - Латвия, Россия, Армения
Сальдо внешней торговли за 2012 г. - 582 тыс. долл. при задании 300 тыс. долл.
ОАО «Борисовский шпалопропиточный завод»
222120, Минская обл., г. Борисов, ул. Сенная, 5
Тел: (0177) 782-862, 781-951
www.shpala.by
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
Производственно-коммерческий холдинг «Международная группа компаний Белстройтехнология» уже второй десяток лет активно ведет бизнес не только в Беларуси, но и за ее пределами. Это позволяет сравнить условия работы у нас и в других странах. Вывод пока неутешительный: своеволие чиновников и не до конца совершенный механизм проведения тендеров подрубают корни белорусской конкурентоспособности, рассуждает директор ЗАО «Белстройтехнология» Александр ГАВРИЛОВИЧ.
- Александр Сергеевич, недавно вы вернулись из очередной поездки в Китай, совершили там ряд выгодных сделок, например, купили товар в 3 раза дешевле, чем он стоит у нас. Как они умудряются делать свою экономику столь эффективной?
- Китайцы не боятся ошибок. Это главное качество, которое они воспитали в себе за последние десятилетия. Помните, 15-20 лет назад китайская продукция считалась некачественной? В то время они массово копировали западные лекала, технологии и на их основе делали свои изделия. Понятно, что первые блины получались комом: но китайцы умудрялись этими «блинами» кормить всех. Потом совершалась вторая попытка улучшить изделие, третья, и в седьмой раз у них получался вполне конкурентный на мировом рынке продукт. Достаньте свой мобильный телефон, ноутбук и посмотрите, где они сделаны. Показательный успех китайской экономики - количество автобанов. По последним данным, оно уже приблизилось к километражу хайвеев США. Хорошая транспортная инфраструктура, скорость передвижения - важнейшие составляющие экономического роста.
- Экономика Китая уже стала притчей во языцех. Конечно, много предприятий там до сих пор находится под тотальным контролем государства, но их уже меньше 50%. Большая часть - полностью либо частично приватизирована. Получается, при всей своей монолитной госсистеме экономика Китая становится все более свободной?
- Принципы экономики Поднебесной взяты из западного мира, но нам, белорусам, чтобы поучиться китайскому способу ведения дел, необязательно лететь в Пекин. Можно съездить хотя бы в Вильнюс. В Литве находится одно из предприятий нашего холдинга - логистическая компания. Мы организуем там также завод по утилизации боя стекла. Так вот, как только мы пришли с инициативой открыть бизнес в Литве, местные власти бесплатно подвели к месту нашего будущего предприятия газ, воду и электричество, предоставили кредит. Представляете, насколько их чиновники мотивированы в создании производств? Они понимают, что вместе с нами приходят дополнительные налоги и новые рабочие места. Мало того, если по вине чиновника в Литве тормозится создание коммерческого предприятия или, того хуже, предпринимателю чинятся формальные препятствия, такой чиновник имеет серьезные шансы вылететь с работы.Эффективность работы чиновника и аппарата в этом случае определяется не количеством сказанных «нет», а числом принятых положительных решений.
Мы стали заниматься производством оборудования для очистки сточных и других сбрасываемых в окружающую среду вод различной мощности. В штате есть высококвалифицированные специалисты. Произведено и установлено оборудование более чем на 30 предприятиях. Но чтобы сертифицировать собственное производство в Республике Беларусь, нужно пройти «муки ада». Как сказал директор одного предприятия, отдельные чиновники являются «пятой колонной» для иностранных производителей, к которым отношение на белоруской земле более лояльнее.
- Вы хотите сказать, что отечественные предприятия в Беларуси сталкиваются с более серьезными барьерами, чем иностранные?
- Именно так! Иностранное предприятие, приходя на наш рынок, показывает бумагу неизвестного происхождения - и этого достаточно, чтобы начать работать. Белорусскому предпринимателю нужно показать тысячу бумажек, но на него все равно будут смотреть с подозрением.
- Возможно, такое раболепное отношение наших чиновников объясняется тем, что мы почему-то априори считаем, что если продукт или бумажка из-за «бугра», то это стопроцентное качество.
- Согласен. И в этом какой-то неправильный исторический перекос. Иностранных предпринимателей нужно проверять так же, как и отечественных. Но лучше, конечно, к отечественным относиться так, как к иностранцам. Подтвердил свою способность работать одним-двумя документами, пожалуйста, трудись без бесконечных дополнительных проверок и подтверждений. Например, мы прошли все необходимые проверки, получили сертификат ISO. Думали, что теперь можно развернуть деятельность без бюрократии, а оказалось - нет: множество шагов нужно подтверждать дополнительными документами, причем такими, которые дублируют сертификацию ISO. Это, во-первых, обесценивает саму процедуру и документ сертификата и, во-вторых, увеличивает количество препонов, бумаг и соответственно усложняет бизнес.
За границей работают такие же люди как и мы. Поэтому, считаю, нужно давать конкурентное преимущество отечественному предпринимателю не только на уровне законодательства, но и доверительным отношением к нему со стороны чиновников. Если сформулировать мое пожелание кратко, то следует уравнять белорусские и иностранные предприятия в правах. Подчеркиваю! Давать не льготы, а равные права.
- Одно из ваших предприятий работает с частным сектором, занимается поставкой химических реагентов, фонтанами и бассейнами. Это ведь хороший задел, чтобы построить дилерскую сеть. Пока эта ниша не занята.- Мы думаем об этом. Возможности есть, но, разумеется, существуют и проблемы. Что мешает организовать дилерскую сеть? Например, сложившаяся система ввоза оборудования и таможенных платежей, которая связывает руки по формированию линейки скидок (а в дилерской сети без нее - никуда). Если средняя цена на какой-либо наш товар в республике 1000 долл., а я как предприниматель нашел способ привезти его за 500 долл., то растамаживать придется все равно за 1000 долл. Такая у нас практика. При такой таможенной политике цена на товар повышается и к тому же замораживается 20% НДС. Если ввозить товар по цене закупки, тогда можно выстроить гибкую дилерскую сеть в республике, и государство заработало бы больше на налогах с прибыли. Но главное - выросла бы экономическая активность в регионах. Еще одна причина - это создание собственного производства. Например, если ввозится оборудование для очистки стоков, то там пошлина на него 0 -5%. Отлично и правильно.
Материалы, которые ввозятся в Беларусь для создания импортозамещающего оборудования, тоже должны льготироваться. Так ввозятся те же очистные сооружения. Но если мы хотим завезти материалы и сделать очистные сооружения сами (у нас есть ученые и специалисты для этого), нам нужно уплачивать 20% таможенных пошлин. Уменьшив их ставки, мы получим более дешевую продукцию, причем собственную.
- Александр Сергеевич, вы покупаете оснащение у большого количества компаний. Поделитесь, пожалуйста, своими соображениями: как лучше проводить тендер, чтобы победил достойный?
Поставку оборудования и комплектацию объектов мы осуществляем более чем из 20 компаний Европы, Америки, Китая, России, Украины. Участвуем в тендерах оборудования собственного производства, поэтому знаем о них не понаслышке. Исходя из своего опыта, видим два решения, которые могут оптимизировать проведение тендеров. Первое, достаточно простое нововведение: после сбора предложений исключать компании, которые предлагают подозрительно низкую и неоправданно высокую стоимости работ.
Второе касается методологии оценки проектов. Она должна быть максимально качественной. А то как бывает: тендерная комиссия дает проект на оценку НИИ, который разрабатывал прототип для данного типа проектов. Естественно, такой институт «нарисует» положительную оценку. Для развития конкуренции в стране и для того, чтобы в тендерах участвовали наиболее адекватные проекты, необходимо создать отраслевую некоммерческую организацию, например ассоциацию. Если в нее войдет наше предприятие, еще 20 конкурентов, то в процессе оценки сложно доказывать непрофессионализм - профессионалам. Ассоциация выступит своеобразным противовесом ангажированным решениям. Финансы и время, потраченные на работу такой ассоциации, - это минимизация затрат в случае необдуманного решения тендерной комиссии. Надеюсь, коллеги по цеху услышат мой призыв.
Конечно, нельзя полностью исключить возможность ошибок, но уменьшить их количество - реально. Вообще, в каждой стране своя специфика проведения тендеров, но лучше всего, когда оценка осуществляется командой профессионалов. Тогда компании будут работать над своими конкурентными преимуществами, а не искать лазейки.
Справка «Директора»: Холдинг «Международная группа компаний Белстройтехнология» занимается проектированием и строительством больших и малых бассейнов, аквапарков, промышленным строительством, оказывает логистические услуги, производит оборудование очистки стоков. Холдинг состоит из 5 белорусских и 3 зарубежных предприятий. Предприятия группы компаний планомерно работают и на зарубежных рынках. По заказу компании «Лукойл» осуществили сборку и комплектацию очистных сооружений в одном из поселков Сибири. В столице Болгарии - Софии спроектировали и построили станцию для очистных стоков в одном из микрорайонов. Спроектировали и построили такие станции в нескольких поселках городского типа в Болгарии.
ЗАО «Белстройтехнология»220070,
г. Минск, ул. Солтыса, 96
Тел.: (017) 246-47-92
Факс: (017) 246-55-41
{jcomments on}