fbpx
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 651.

Уважаемые читатели!         

Все больше ученых и государственных деятелей осознают, что выходом из финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 г., является переход мировой экономики на новый - шестой технологический уклад. Запаздывание с этим процессом по-прежнему будет создавать опережающий рост спроса над возможностями по формированию фонда потребления.          

Что же собой представляет шестой технологический уклад? Это в первую очередь широкое использование искусственного интеллекта, суперкомпьютерных, нано- и информационных технологий, генной инженерии, биотехнологии и термоядерной энергетики. По оценке академика Е.Каблова, в США и Японии доля экономики, соответствующая шестому укладу, достигает 10%. Активно в этом направлении движется Китай, который выделил более 100 млрд. долл. на приобретение зарубежных инновационных технологий. В России, по мнению ряда ученых, доля пятого уклада, характеризующегося в первую очередь массовым переходом на цифровую технологию передачи информации, не превышает 10%. Пятый уклад - это не только применение информационных цифровых технологий в повседневной жизни, но и широкое использование в производстве электроники и микроэлектроники, атомной энергии, спутниковой связи, интернета, обеспечение быстрого перемещения продукции, глобализации услуг, перетока капитала и инновационных технологий.       

Переход к шестому укладу невозможен без широкого освоения пятого. В России стоит задача довести удельный вес пятого уклада хотя бы до 40% с тем, чтобы начать освоение постиндустриальных технологий шестого уклада.             

Ученые, среди которых и Е.Каблов, отмечают, что для этого необходимо широкое освоение возможностей компьютерных технологий на уровне создания программного продукта, которого в России крайне мало и который развитые страны не продадут, ибо это алгоритм разработки и производства нововведений.              

Многое в решении этой задачи зависит от финансирования НИОКР. В США на эти цели выделяется 2,5% ВВП, в России - 0,6%, или в абсолютных цифрах соответственно 391 и 11,7 млрд. долл. по номинальному ВВП в 2012 г. Правы, конечно же, те, кто при дефиците ресурсов в России предлагает сосредоточить их на стратегических для экономики инновациях. Все эти оценки и выводы для России в полном объеме применимы и для Беларуси.       

Одним из наиболее важных стратегических направлений является образование. Очевидно, что в настоящее время, работая по сути в четвертом технологическом укладе, ни Россия, ни Беларусь не могут готовить специалистов, способных разрабатывать и осваивать шестой технологический уклад. Поэтому перед высшей школой, как и ранее, стоит главным образом задача научить человека мыслить, самостоятельно работать с литературой, говорить как минимум на двух иностранных языках. Нужны Т-образные специалисты, имеющие широкий кругозор и узкую специализацию, приобретаемую или в последние годы учебы в вузе или позже в зависимости от потребностей экономики.                 

Особое внимание государство должно уделять инженерной, математической и компьютерной подготовке. При этом важны два аспекта. Первый - практическая направленность в организации преподавания как математики, так и инженерных дисциплин. Студент должен получить инструментарий решения конкретных проблем, знание которого поможет ему в самостоятельной постановке и решении новых задач. Второй - это всемерное поощрение учебы за рубежом, включая высшую школу и последипломное образование, стажировки, участие в научной деятельности.             

В целом высшей школе нужно уйти от школярства и в максимальной степени развивать самостоятельность студентов в процессе обучения. Лекционный процесс следует строить на обсуждении наиболее сложных аспектов темы, которую студенты самостоятельно изучили в процессе подготовки к лекции. Кроме того, каждая тема должна быть увязана преподавателем с конкретными задачами производственного процесса.           

Не менее важна подготовка научных кадров. Необходимо возродить прежние материальные стимулы для ученых. Молодежь должна обрести стремление к научной деятельности, протекающей в научно-технических центрах Академии наук и отраслевых институтов, а также в корпоративных научных центрах. Во всех этих организациях, решающих задачи различной инновационной глубины, основным принципом организации работы должен стать программно-целевой подход, базирующийся на проблемах экономики страны. Чем больше будет конкретики, выраженной в натуральных показателях, при разработке научных планов и оценке их выполнения, тем большую результативность они обретут.               

Конечно же сразу все эти задачи не решить. Но чем более образованным будет население страны, тем скорее мы сможем достичь критической массы интеллекта для освоения новых технологических укладов.

 

С уважением, главный редактор, А.Н.Ковтуненко

{jcomments on}