fbpx

Сергей ЛОСЕВ, кандидат юридических наук, доцент

Закон Республики Беларусь от 5.01.2013 г. №16-З «О коммерческой тайне» (далее - Закон) радикально изменяет регулирование отношений, связанных с охраной информации, имеющей значение для осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Дано новое определение коммерческой тайны, уточнен перечень условий, необходимых для установления ее охраны, доступа к ней по требованию государственных органов и иных уполномоченных лиц, урегулированы вопросы соблюдения конфиденциальности сведений в договорных отношениях с партнерами по бизнесу и наемными работниками.        

Новая дефиниция                 

Согласно Закону в качестве коммерческой тайны могут охраняться сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау). Закон изменил условия, необходимые в совокупности для того, чтобы информация могла признаваться коммерческой тайной. К таковой согласно ст.5 Закона могут быть отнесены сведения, которые одновременно соответствуют следующим требованиям:- не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями;- имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам;- не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;- не отнесены в установленном порядке к государственным секретам.Принципиальным новшеством является то, что в Законе используется критерий относительной неизвестности и недоступности информации, составляющей коммерческую тайну. При этом использование понятия «круг лиц, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями», может ограничиваться субъектами, находящимися в конкурентных отношениях с владельцем коммерческой тайны.           

Поясняется, что сведения будут рассматриваться как имеющие коммерческую ценность, если обладание ими позволяет лицу при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, сократить расходы, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. При этом данная коммерческая ценность определяется не по объективным критериям, а в связи с неизвестностью соответствующих сведений заинтересованным лицам.В Законе приводится развернутый перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Перечень является открытым, однако Закон допускает возможность его расширения только на уровне иных законодательных актов (к этой категории относятся законы, а также указы и декреты Президента). Данная норма имеет принципиально важное значение, поскольку придает институту охраны коммерческой тайны большую стабильность и исключает возможное «размывание» охранительных норм на уровне ведомственного нормотворчества.          

Установление режима коммерческой тайны.                  

Согласно ст.4 Закона правовая охрана коммерческой тайны возникает с момента установления в отношении сведений режима коммерческой тайны и действует до тех пор, пока эти сведения соответствуют условиям охраноспособности и действует установленный режим коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны для целей Закона понимается как комплекс правовых, организационных, технических и иных мер, при помощи которых обеспечивается конфиденциальность (секретность) сведений, которые предполагается охранять.

Согласно ст.8 Закона режим коммерческой тайны будет считаться установленным после определения состава подлежащих охране сведений и принятия лицом, правомерно обладающим такими сведениями, комплекса мер, который должен включать:

  • ограничение доступа к коммерческой тайне путем установления порядка обращения с ее носителями;
  • учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне;регулирование отношений, связанных с доступом работников и контрагентов к коммерческой тайне;
  • определение работников, ответственных за принятие мер по обеспечению конфиденциальности сведений.

Данный перечень определен законодателем императивно,  следовательно, принятие всех перечисленных мер является необходимым условием для возникновения охраны коммерческой тайны. Определяя, кто имеет право устанавливать режим коммерческой тайны, Закон называет лицо, правомерно обладающее такими сведениями. Законодатель не дает определения того, что есть правомерное обладание сведениями, а называет случаи, в которых обладание сведениями является неправомерным: получение в результате незаконного ознакомления с коммерческой тайной других лиц, а также недобросовестное получение таких сведений от третьих лиц.            

Порядок доступа                

Доступ для целей Закона означает возможность ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну, с согласия их владельца или на ином законном основании определенного круга лиц. При этом в отношении всех лиц, которые получают доступ к коммерческой тайне, предъявляется требование о сохранении конфиденциальности, т.е. исключения их дальнейшего распространения. Норма ст. 11 Закона в качестве общего правила устанавливает, что доступ к коммерческой тайне может быть предоставлен только ее владельцем. В качестве исключения из общего правила предусматривается возможность предоставления доступа к коммерческой тайне по требованию судов, прокурора, органов дознания и предварительного следствия, Комитета государственного контроля, налоговых, таможенных, антимонопольных органов и др. Приведенный в Законе перечень государственных органов и иных лиц, имеющих право требовать доступа к коммерческой тайне, является открытым, однако он может быть расширен только на уровне иных законодательных актов.

Кроме того, доступ к коммерческой тайне может быть затребован «в случаях, порядке и пределах», предусмотренных Законом и иными законодательными актами, что позволяет реализовывать данное право только в пределах законодательно установленной компетенции государственных органов. Предоставление доступа к коммерческой тайне должно осуществляться на безвозмездной основе по письменному требованию указанных выше лиц, при этом такое требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать цель и правовое основание. Также в этом требовании должен быть указан срок предоставления сведений, если только такой срок не определен самим законодательным актом, на основании которого истребуется доступ. Если информация истребуется у лица, не являющегося владельцем коммерческой тайны (например, у его делового партнера, контрагента), такое лицо по общему правилу обязано отказать в ее предоставлении, ограничившись сведениями о том, кто является владельцем коммерческой тайны.

И только в случаях, когда это предусмотрено законодательными актами, требование о предоставлении доступа к чужой коммерческой тайне подлежит удовлетворению. На лиц, получивших доступ к коммерческой тайне, возлагаются обязательства по соблюдению ее конфиденциальности. Согласно ст.12 Закона должностные лица государственных органов и (или) иные лица, получившие в соответствии с их требованием доступ к коммерческой тайне, не вправе без согласия ее владельца разглашать или предоставлять доступ третьим лицам к сведениям, ставшим известными им в силу выполнения трудовых (служебных) обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Они также не вправе использовать эти сведения в целях, непосредственно не связанных с выполнением трудовых (служебных) обязанностей.               

Отношения с контрагентами                      

 

 

Особое внимание законодатель уделил вопросам охраны коммерческой тайны в договорных отношениях. Закон предусматривает, что обязательства по соблюдению конфиденциальности сведений могут быть предусмотрены как в специально заключаемом соглашении о конфиденциальности, так и включены в любой гражданско-правовой договор. Соглашение о конфиденциальности можно рассматривать как самостоятельную разновидность гражданских договоров в связи с тем, что законодатель определил его предмет и существенные условия: соглашение должно содержать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, или порядок их определения, пределы использования этих сведений, а также указание о сроке, в течение которого контрагент обязан обеспечивать их конфиденциальность, в том числе в случае расторжения или отказа от исполнения договора.

 

Такие же требования предъявляются, если обязательства по обеспечению конфиденциальности включаются в иной гражданско-правовой договор, который в данном случае следует рассматривать как смешанный договор (ст.391 ГК). Контрагент по умолчанию наделяется правом самостоятельно определять, какими способами он будет обеспечивать конфиденциальность полученных им сведений. При этом Закон предусматривает, что в отношении третьих лиц контрагент будет иметь те же права на защиту коммерческой тайны, что и ее владелец, если только иное не определено заключенным между ними договором.

Очень важная норма закреплена в части третьей ст.14 Закона, согласно которой недействительность договора, заключенного с контрагентом, само по себе не влечет недействительности той части договора, в которой содержатся обязательства по охране коммерческой тайны. Данная норма необходима для того, чтобы обеспечить конфиденциальность ценной информации независимо от юридической судьбы договора, на основании которого она стала доступной контрагенту.Законодатель возлагает на контрагента обязанность незамедлительно сообщить владельцу коммерческой тайны о возможном нарушении ее конфиденциальности, а именно: о допущенных контрагентом либо ставшими ему известными фактах незаконного ознакомления, использования, разглашения или угрозы разглашения сведений. Также контрагент обязан незамедлительно сообщать владельцу о требованиях доступа к коммерческой тайне со стороны государственных органов и иных лиц, наделенных таким правом. Все названные обязанности определены императивно и не могут быть отменены на уровне договора.               

Особенности гражданско-правовой защиты                      

Ст.19 Закона предусматривает, что в случае незаконного ознакомления и (или) использования сведений, составляющих коммерческую тайну, а также ее разглашения физические и юридические лица, государственные органы и их должностные лица обязаны: прекратить действия, связанные с незаконным ознакомлением, использованием или разглашением сведений;- возместить убытки, включая упущенную выгоду, причиненные владельцу коммерческой тайны в результате ее незаконного ознакомления, использования или разглашения.Особенность Закона - нормы, посвященные лицам, признаваемым добросовестными приобретателями сведений, составляющих коммерческую тайну. Таковыми в соответствии со ст.20 Закона являются те, кто ознакомился с коммерческой тайной в результате случайных событий или неправомерных действий третьих лиц, о чем лицо, ознакомившееся с такими сведениями, не знало и не должно было знать.

По требованию владельца коммерческой тайны добросовестный приобретатель обязан принять необходимые меры по обеспечению конфиденциальности полученной им информации, в том числе заключить с владельцем коммерческой тайны договор, предусматривающий соответствующие обязательства. При этом добросовестный приобретатель вправе требовать возмещения издержек, связанных с принятием таких мер. При отказе добросовестного приобретателя принять указанные меры владелец коммерческой тайны вправе применять в его отношении предусмотренные законодательством способы защиты.

Резюмируя проведенный обзор основных положений недавно принятого Закона, можно говорить о том, что он закладывает основы эффективного механизма охраны экономически ценной информации. Владельцу коммерческой тайны предоставляются широкие возможности для ее защиты в отношениях с различными категориями лиц (контрагентами, государственными органами, наемными работниками).

Закон вступает в действие с 11 июля 2013 г.

{jcomments on} 

Инструментов защиты стало больше
Note NAN 0 votes