fbpx
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 651.
Александр ГОЛОВАЧЕВ, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник образования Республики Беларусь
Конкурентоспособность и социально-экономическое развитие страны постоянно взаимодействуют. При этом роль государства в обеспечении эффективности производства и конкурентоспособности сводится к созданию благоприятных институциональных, т. е. экономических и правовых условий для функционирования предприятий. Чтобы выявить альтернативы в выборе действий отечественных предприятий приведем результаты анализа наиболее важных тенденций в экономике Беларуси за 2000-2012 гг. 
 
  1. Основная тенденция - преимущественно экстенсивный, т. е. традиционный, а не интенсивный - инновационный путь развития. Невысокие темпы качественного роста производства в ряде отраслей определяются не только данным фактором, но и действием кратковременных, а не стратегических мер. Это не стимулирует структурную перестройку экономики и институциональные реформы. В итоге в социально-экономическом развитии страны возникают проблемы инфляции, девальвации белорусского рубля, снижения показателей социально-экономического развития. 
  2. Инфляция в Беларуси носит синусоидный характер. В период с 2000 по 2006 г. наметилась тенденция к ее снижению - со 107,5 до 6,6%. Однако с 2006 по 2012 г. опять наблюдался рост - до 108,7% в 2011 г. и до 21,8% в 2012 г. Такая динамика в основном объясняется непоследовательностью в методах государственного регулирования денежной массы, недостатками управления на уровне предприятий, повышением цен на энергоресурсы, импортируемые из России, а также ростом цен на продукты питания, нефть, металлы на мировом рынке. В целом же инфляция в стране была одной из самых высоких среди стран СНГ и ЦВЕ (в 2012 г. она в России составляла 6,6%, в Казахстане 6,0%, Украине  (-0,2%)). Инфляция в существенной мере сказалась на снижении конкурентоспособности предприятий и важнейших финансово-экономических показателей. Сейчас решается одна из главных задач - ее «укрощение».
  3. Динамика обменного курса белорусского рубля показывает, что к 2001 г. удалось приостановить девальвацию национальной валюты. Однако в начале 2009 г., в связи с ростом инфляции, последовала 20-процентная девальвация белорусского рубля. Дефицит валюты отрицательно сказался на финансировании внешнеэкономических операций реального сектора. Необходимость устранения дефицита вынудила особенно активно прибегнуть к внешним займам от России, МВФ и других международных организаций. В апреле 2011 г. финансовый рынок страны оказался в кризисе, появилась множественность обменных курсов, белорусский рубль был подвержен ускоренной девальвации, цены поползли вверх, из-за отсутствия валюты реальные объемы производства ряда предприятий снизились. Вместе с тем применили испытанный прием - начали добиваться повышения средней заработной платы, увеличили денежную эмиссию, что вызвало новую волну инфляции. При этом рост зарплаты существенно отставал от темпов инфляции, что отрицательно сказалось на жизненном уровне населения.
  4. Сальдо внешней торговли за 2000-2011 гг. было отрицательным, т.е. имел место хронический дефицит. Снижение курса белорусского рубля в 2011 г. в существенной мере стимулировало отечественный экспорт. В итоге в 2012 г. сальдо внешней торговли товарами и услугами стало положительным. Курсовая разница позволила экспортоориентированным предприятиям обеспечить увеличение заработной платы и прибыли в краткосрочном периоде, но при этом темпы роста себестоимости продукции почти всех таких предприятий существенно превышали темпы роста прибыли. А ведь главная задача - обеспечение конкурентоспособности товаров, совершенствование структуры и качества экспорта.
  5. Сальдо консолидированного бюджета. В 2006-2012 гг. в бюджете Беларуси зафиксирована тенденция увеличения профицита. Вместе с тем замедлились темпы выделения средств на финансирование науки, образования, здравоохранения, развитие частного сектора, заметно снизилась активность иностранных инвесторов. Путей рационального формирования бюджета достаточно, и отечественные специалисты успешно их используют. Главное при этом, чтобы выбор был экономически обоснованным, с возможной оптимизацией структуры доходной и расходной частей. Определяющее слово - за Минфином, Минэкономики и Парламентом.
  6. Актуальными остаются следующие инновационные стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятий: сохранение и развитие научного и инновационного потен¬циалов на перспективных научно-технических направлениях; ускоренное развитие наукоемких и высокотехнологичных производств; модернизация производства на основе передо¬вых технологий; рост экспорта конкурентоспособных машин, технологий, услуг; ускоренное развитие национальной инфраструктуры про¬мышленного и промышленно-финансового комплексов. 

Выбор конкретных стратегий развития предприятий зависит от уровня конкуренции на рынке, масштабов производства, возможностей инвестиционного и инновационного развития, качества и цены товаров, эффективности внутрипроизводственного управления и государственного регулирования экономики. Напомним, что стратегические направления качественного развития экономики страны обозначены Президентом в ежегодном Послании к белорусскому народу и Национальному собранию. Это - новая технологическая стратегия, стратегия деловой активности, транзитная стратегия, энергетическая стратегия, стратегия информатизации. Наиболее значимый эффект дает сочетание стратегий развития экономики страны и на уровне предприятий.

В условиях, когда рыночные отношения в Республике Беларусь продолжают формироваться, эффективное управление научно-техни¬ческим развитием требует сильной государственной политики. Изменившиеся условия в международной конкуренции вызывают необходимость изменения форм и методов осуществления государственной научно-техни¬ческой политики, которая определяла бы конкурентоспособность оте¬чественной экономики и субъектов хозяйствования на основе реализации инноваций и современных технологий.

Особого внимания заслуживает совершенствование методов оценки конкурентоспособности, повышение эффективности методов государственного регулирования и внутрипроизводственного управления процессами повышения конкурентоспособности. В этой связи выделим следующие основные факторы, которые определяют конкурентоспособность предприятия:
а) качество бизнес-среды, уровень развития современных организационных форм производства, степень сложности и эффективности применяемых предприятиями стратегий и принципов управления;
б) условия конкуренции на рынках;
в) параметры эффективности производственных факторов;
г) динамика спроса.

При этом ядром всех уровней конкурентоспособности (предприятия, отрасли, региона, страны) является конкурентоспособность товара.
Усилению взаимодействия конкурентоспособности и экономического развития призвано способствовать выполнение «золотого правила производства». Его суть в следующем: темпы роста совокупных активов на конкретном предприятии должны превышать 100%, темпы роста объемов реализованной продукции - быть больше темпов роста активов, а темпы роста прибыли - больше темпов роста реализованной продукции. На выполнение этого правила должны быть направлены тактика и стратегия предприятий в совокупности с проведением эффективной государственной экономической политики.

{jcomments on}