fbpx

Невозможно представить нашу жизнь без универсального использования такого красочного и мягкого материала, как ткань. История искусства помнит древнейшие художественные ткани, сохранившиеся в разных сокровищницах, которые старше масляной живописи. Даже маленькие текстильные лоскутки могут вдохновить на создание необычных произведений, способных украсить быт, внести свежие радужные краски в интерьер офиса или жилого помещения. Отрадно, что новатором образных находок и открытий в произведениях лоскутной вышивки стала минская художница Маргарита Котова.

Напомним, именно в лоскутной вышивке проявили себя как истинные модернизаторы искусства конца XIX - начала XX в. многие великие творческие первопроходцы Франции, Бельгии, Германии, России и других стран. Несмотря на головокружительные возможности современных технологий, поиски новых путей в искусстве как и прежде являются необычайно увлекательными. Об этом свидетельствует и творческий путь М.Котовой.Она начала заниматься творческими экспериментами, уже обладая большим интеллектуальным, организационным и жизненным опытом. Часто бывает, что время требует художественного прорыва в том или ином виде искусства, и настоящим лидером становится тот мастер, который всецело отдается свободному творческому самовыражению. Так сложилось и у М.Котовой. Выпускница филологического факультета БГУ много лет работала в Академии наук Беларуси, затем в Национальном научно-просветительском центре имени Ф.Скорины.После выхода на пенсию руки Маргариты сами потянулись к нитке с иголкой - она увидела нечто невероятно прекрасное в случайно соединенных лоскутках ткани на яркой драпировке. С того переломного 2001 г. и началась ее необычайная творческая биография.Прямо скажем: что ни работа - то новое слово в современном текстильном искусстве. Уже в 2004 г. у начинающей художницы собралось достаточно творческих работ, чтобы сформировать яркую образную подборку для первой персональной выставки под названием «Путешествие в страну мечтаний» в минском Доме дружбы.

И сразу многие ценители художественной вышивки всерьез заговорили о ее большом даровании. Но были и опасения, мол первое увлечение может угаснуть в круговороте бытовых женских хлопот, требующих времени и усилий не меньше, чем самое изысканное и утонченное искусство.Но не тут-то было. Мастер не собиралась после первого успеха изменять своим творческим планам и продолжала вдохновенное путешествие в мир искусства лоскутной вышивки, увлекая за собой все новых и новых почитателей. Например, Посол Франции в Республике Беларусь Мишель Ренери признался, что только благодаря работам Маргариты поверил в истинную ценность текстильной вышивки. Не скрывают своего восторга от новых произведений известный белорусский искусствовед М.Яницкая, маститые художники В.Савич, Г.Скрипниченко, Ю.Гаврин, опытные руководители студий текстильного творчества Минска, Полоцка, Гомеля. Все отмечают редкостное качество вышивок: удивительно удачный подбор ткани как по рисунку, текстуре, так и по гармоничным цветовым соотношениям.

О разнообразных приемах техники говорить трудно, потому что они так умело «замаскированы» под цвет и рисунок, что невозможно понять, как это создано. Вместе с тем сложно оторваться от созерцания излучающих радость творческих композиций автора, увлеченного разными темами, мотивами и сюжетами. Интересен эксперимент художницы в многослойной текстильной вышивке «квилт», которую она превосходно апробировала, участвуя в Международном фестивале лоскутного шитья «Здравневская палитра» на базе музея-усадьбы И.Е.Репина в Здравнево под Витебском (2010-2011). Особенно впечатляет текстильное панно «Птица Сирин» с мягкими рельефными очертаниями, вносящими дополнительное светло-теневое прочтение деталей утонченного «квилтового» декора. Оно выполнено в модерн-стиле начала XX в., когда все известные русские художники были увлечены декоративными мотивами с диковинными формами византийского орнамента.

Произведения последних 10 лет М.Котова продемонстрировала в декабре-январе в залах Музея истории Минска под названием «Диалог». Среди многочисленных лоскутных вышивок выделю французскую серию. Появление ее не случайно. В 2002 г. художница создала свой первый маленький шедевр «Бал» под впечатлением от образцовой средневековой моды парижских и бургундских придворных дам и кавалеров. Затем появился ее «Променад» (2003), созвучный своей лирической образностью с творческим наследием непревзойденных миниатюристов начала XV в. братьев Лимбургов. Такие текстильные формы творческого обращения к передовым французским традициям являются одной из самых актуальных задач современного искусства по модернизации, оживлению универсального и богатого языка художественной образности.Обратилась Маргарита и к символическим произведениям П.Гогена. 

Особенно проникновенными воспринимаются ее северофранцузские мотивы, посвященные женщинам-бретонкам («Дождь», 2004; «Ангелы в городе», 2005 и др.). Их высоко оценили не только белорусские, но и французские зрители, посетившие Международный художественный салон в г. Сартрувилль (2006).Художница-новатор проявила себя и как удивительный мастер текстильных натюрмортов. В этом жанре она в постоянном поиске: цветы, плоды, ягоды и другие фантастические сочетания форм и орнаментов, позволяющие создать в любом выставочном или ином креативном рабочем интерьере настоящий эстетический праздник для зрителей. Эту плодотворную тему обобщает серия натюрмортов и пейзажей «Времена года» (2010-2011), где подчеркивается идея нераздельности чувств и образных потребностей современного человека, «заключенного» в технократическую городскую среду, с живой природой. Большое место в творчестве Маргариты занимают птицы. И фантастические, и очень милые и узнаваемые: попугаи, сороки, воробышки... Так, новым творческим открытием стала «Птица Ночь» (2012). Здесь мастер использовала все освоенные за годы плодотворного творчества образные и технические новшества. Возможно, вскоре появится «Утренняя Птица», что будет символизировать новый этап творчества, с дальнейшим развитием французской, фольклорно-белорусской, ассоциативно-природной, библейской, фитоморфной и зооморфной тематик. 

Член Белорусского Союза мастеров народного творчества М.Котова - настоящий лидер современного текстильного творчества, которое освещает и согревает образным неравнодушием нашу достаточно размеренную и деловую повседневность. Ее произведения являются примером диалога культур, способного решить многие проблемы современного мира. Для Маргариты творческий процесс - это прежде всего сказочное путешествие, где нет ничего невозможного. А искренних зрителей она всегда может щедро обогатить и порадовать свежими плодами необычайных текстильных открытий.

Евгений ШУНЕЙКО, кандидат искусствоведения, профессор Белорусской государственной академии искусств

{jcomments on}