fbpx

Александр КОЛЬСКИЙ

Изменчивая конъюнктура рынка способна быстро подорвать финансовые силы даже успешных компаний, а некоторых - и вовсе приблизить к банкротству. По словам директора ОАО «Теплоприбор» Владимира ГОГАНА, когда с похожей ситуацией столкнулось его предприятие, спасли модернизация и поиск новых производственных направлений.

- В наше время желательно иметь разновекторную направленность производства. В этом случае при уменьшении объемов в одном сегменте можно компенсировать потери увеличением выпуска продукции по другим направлениям. К примеру, мы производим масляные радиаторы, которых в 2011 г. продали около 5 тыс. шт., а в прошлом - всего около 1 тыс. Также выпускаем универсальные бытовые отопительные котлы, позволяющие использовать различные виды топлива: газ, уголь, дрова, торф и т.п., но, к сожалению, данная продукция пользуется сезонным спросом.

Прежде чем предложить новые котлы рынку, провели их апробацию на собственной котельной, которая ранее работала на газе. Теперь вместо импортного топлива используются местные ресурсы: дрова и торф. При этом улучшили качество и потребительскую привлекательность выпускаемой продукции не только технологические новшества, но и новые конструкторские решения. Инновационные инженерные разработки позволили повысить КПД котлов на 5-7% в зависимости от используемого вида топлива. Изменили также дизайн этих изделий, вместо лакокрасочного покрытия стали применять полимерное и т.д.

В целом была значительно расширена номенклатура выпускаемых изделий. Если ранее предприятие делало 4 вида промышленных вентиляторов, то сейчас - более 400. Прежде по этому виду продукции работали только с ОАО «Брестсельмаш», теперь у нас более десятка постоянных заказчиков, среди которых такие известные, как ОАО «Амкодор» - управляющая компания холдинга «Амкодор-Можа», ОАО «Лидсельмаш», ОАО «Мозырьсельмаш», СОО «Элезер» МТЗ, ОАО Беларуськалий и др. Для зерносушильных комплексов, лакокрасочных участков и нефтеперерабатывающих предприятий выпускаем вентиляторы во взрывобезопасном исполнении. По желанию заказчика они могут быть выполнены из различных материалов: алюминия, нержавеющей стали, разнородных металлов.

С целью расширения производственных направлений предприятие освоило выпуск каркасов троллейбусов для ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш»», что позволило выйти на новые технологические высоты. Сейчас производим комплектующие каркаса троллейбуса: основание, крышу, левую и правую боковины, переднюю и заднюю части, а также полнокомплектный каркас троллейбуса. В ближайших планах - освоить выпуск аналогичных элементов для трамваев модели 843 «Белкоммунмаш». Новые разработки позволяют более рационально задействовать наши мощности, а также трудовые ресурсы.

- Расширение ассортимента и освоение новых видов продукции требуют постоянного обновления производственной базы. Удается ли успевать за требованиями модернизации?

- Когда я был назначен директором предприятия, износ основных средств составлял 96%. Было понятно, что с таким «багажом» далеко не «уедешь». Поэтому, чтобы приступить к изготовлению каркасов троллейбуса, кормораздатчиков-смесителей, устройств для очистки воздуха и других видов продукции, за последние 6 лет закуплено современное высокоэффективное оборудование: электромеханический координатно-револьверный пробивной станок TruPunch 3000 (Германия, фирма «Трумпф»), плазменная резка (Россия, «Кристалл»), балансировочный станок ВМ-300 (Россия, «Диамех 2000»), гибочные и расточные станки с ЧПУ, четырехвалковый вальцовочный станок с программным управлением, а также около 60 сварочных полуавтоматов. Это дало возможность полностью отказаться от использования оборудования старого образца. В частности, сварочные аппараты не только повысили качество сварочного шва, но и значительно снизили потребление электроэнергии.

В целом стараемся, чтобы наша продукция по качественным характеристикам соответствовала мировому уровню. Например, балансировочный станок ВМ-300 позволил проводить балансировку рабочего колеса вентилятора с точностью до 0,0001 г, при этом вес самого изделия может достигать до 400 кг. Его применение в технологическом процессе снизило вибрацию вентиляторов в 2-3 раза. Благодаря замене устаревших светильников на энергосберегающие аналоги, а также модернизации компрессорной станции, удельный вес электроэнергии в производственных издержках уменьшился с 10-12 до 2,3 -2,7%.

- Владимир Антонович, серьезное влияние на конкурентоспособность материалоемких производств, подобных вашему, оказывает стоимость сырья. Есть ли возможность его удешевить?

- Экономить на стоимости сырья можно и нужно. Сейчас малые и средние предприятия отрасли покупают металл на бирже небольшими партиями у посредников. Если бы этим занималось некое государственное объединение, которое бы выходило на производителей металла напрямую, то конечные цены для предприятий могли бы снизиться на 20-30%. По такой схеме когда-то работало объединение «Сельхозтехника» - приобретало металл крупными партиями и поставляло его своим региональным структурам с фиксированной наценкой 3-5%.

Разумеется, если мы так организуем свои закупки, наши изделия будут более конкурентоспособными. Ведь чем дешевле металл, тем ниже цена конечной продукции и больше простор для рыночного маневра.

- В последние годы промышленные предприятия страны часто критиковали за высокие складские запасы. Вот и «Теплоприбор» по итогам 2012 г. выполнил практически все доведенные показатели, за исключением нормативных запасов сырья и произведенной продукции. Так ли это пагубно для производства?

- Мы должны, я бы даже сказал - обязаны, иметь определенный запас сырья и готовой продукции. Потому что если не сможем моментально среагировать на рыночный спрос, то наш заказчик купит аналогичную продукцию у конкурентов. К примеру, деловые запасы (business inventories) в США в конце прошлого года составляли более 1,5 трлн. долл., но там из этого никто трагедии не делает. И нам необходимо более гибко подходить к разного рода показателям, предоставляя больше возможностей для маневра самим руководителям предприятий.

- Где еще видите резервы для развития?

- Усилению рыночных позиций способствует не только технологическая модернизация, но и правильные управленческие решения. Иногда нам приходилось их принимать даже вразрез с экономическими постулатами. Например, на начальном этапе модернизации, чтобы удержать квалифицированных рабочих и специалистов, заработная плата им была увеличена на 15-20%. В дальнейшем производительность труда всегда опережала рост зарплат, так что все постепенно вернулось на круги своя. Зато такой подход дал людям уверенность в том, что предприятие имеет все перспективы для выхода на устойчивую траекторию развития.Приглашаем всех к взаимовыгодному и плодотворному сотрудничеству!

Справка «Директора»

Предприятие образовано в 1944 г. как районный промышленный комбинат. С 1968 г. -  Березовский завод металлоконструкций, с 1979 г. - Березовское производственное металлообрабатывающее объединение, с 1995 г. - Березовская производственная торговая фирма «Теплоприбор». В 2001 г. переименовано в КУПП «Теплоприбор», а в феврале 2004 г. реорганизовано в ОАО «Теплоприбор. Подчиняется управлению местной промышленности Брестского облисполкома (ГП «Брестместпром»)

Специализируется на производстве вентиляционного, отопительного и нестандартизированного оборудования. Основные рынки сбыта - Беларусь и Россия.

В 2012 г. выручка от реализации товаров предприятия составила 41775 млн. руб., чистая прибыль - 1668 млн. У хозобщества 202 акционера, в т.ч. одно юрлицо. Среднесписочная численность работников - 283 человека.

В.А.Гоган руководит предприятием с 2006 г. Родился в 1952 г., белорус, образование высшее (закончил Белорусский институт механизации сельского хозяйства по специальности «Инженер-механик»), женат, имеет двоих детей.

 ОАО «Теплоприбор» 225210, Брестская обл.,

г. Береза, ул. Ленина, 100

Тел./факс: +375 (01643) 2-49-46

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

www.belteplovent.com

{jcomments on}