fbpx

Андрей ШИМОНОВИЧ, юрист юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий»

Выбор партнера, его надежность и деловая репутация - не пустые слова для любого бизнеса, так как от них во многом зависит конечный успех. Поэтому достаточно часто реализация тех или иных проектов завязана на опыте сотрудничества контрагентов или на личном знакомстве учредителей, руководителей, топ-менеджеров компаний.

Однако учитывая интенсивность и многообразие современных бизнес-процессов, представителям организаций все чаще приходится работать с неизвестными контрагентами, брать на себя соответствующие риски, которые порой весьма существенны. В таких случаях для минимизации рисков выясняется надежность контрагента путем анализа возможной информации: начиная от сообщений в СМИ, сложившейся репутации в деловых кругах и заканчивая различными запросами в государственные органы.

С 1 января 2013 г. у сотрудников организаций появился еще один инструмент «проверки на порядочность» своего нового партнера - реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее - реестр), который ведет Министерство по налогам и сборам.

Что в документе?

В реестр заносятся наименование организации, фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя; учетный номер плательщика; основание и дата включения в документ. Эти сведения общедоступны и размещаются на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Информацию для включения в реестр предоставляют следующие государственные органы: инспекции МНС, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Министерство финансов и их территориальные органы, правоохранительные органы и суды.

Следовательно, реестр позволит определенные сведения о деловой репутации контрагента получить до делового контакта с ним, проанализировать возможные риски со стороны контрагента на стадии принятия решения о заключении с ним сделки, в какой-то степени упредить нарушения законодательства при ее исполнении.Таким образом, реестр - дополнительная возможность проверить добросовестность потенциального контрагента. Поэтому неправомерное включение организации в реестр может привести к достаточно серьезным для нее последствиям.

Кто заносится в «черный» список?

Законодательством предусмотрено 5 оснований для включения организации в реестр:

  1. Вступивший в законную силу приговор суда, которым установлены признаки лжепредпринимательства, либо использование бланков строгой отчетности и (или) текущих счетов в совершении преступлений, предусмотренных ст. 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
  2. Поступление на банковские счета выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (при наличии объекта налогообложения) без отражения этих операций в налоговых декларациях (расчетах) либо непредоставление налоговых деклараций (расчетов) в течение двух отчетных периодов подряд.
  3. Поступление на счета субъекта в месяц (в общей сложности) денежных средств в размере 5000 базовых величин и невозможность руководителя или иного уполномоченного лица пояснить фактические обстоятельства осуществления соответствующих операций.
  4. В случаях, когда от имени субъекта действует не уполномоченное в установленном порядке лицо. Когда печати, бланки документов со степенями защиты и платежные инструменты переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование, либо лицу, передача которому вышеназванных объектов не допускается согласно законодательству.На четвертом пункте остановимся отдельно, так как количество таких бланков не уточняется. Поэтому до разъяснений официальных лиц приходится констатировать, что достаточно и одного подобного бланка. Однако при нынешних объемах документооборота такого рода нарушения могут быть выявлены практически в любой организации. В данном случае возникает вопрос: а соответствует ли предусмотренное наказание степени совершенного нарушения? Более того, включение в реестр организации только на том основании, что от имени субъекта действует не уполномоченное в установленном порядке лицо, - формулировка очень широкая. Она может привести к злоупотреблениям со стороны отдельных представителей контролирующих органов, так как при буквальном толковании получается, что любые неправомерные действия со стороны третьего лица от имени субъекта, кроме того что сами по себе могут нанести вред организации, так еще и поспособствуют включению организации в реестр.Возникает также следующий вопрос: как же соотносится данное положение с нормой ст. 184 Гражданского кодекса? В соответствии с ней при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица. Таким образом, сделку совершает одно лицо, а «страдает» при этом другое. Наконец, завершающий пункт.
  5. Субъект не расположен по месту нахождения, указанному в учредительных документах, и в установленные законодательными актами сроки не уведомил регистрирующий орган об изменении места нахождения. При этом руководитель коммерческой организации или иное лицо, уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта предпринимательской деятельности, не представили без уважительных причин документы, запрашиваемые соответствующими органами либо не являются по вызовам этих органов.

Отметим, что фактически месторасположение с юридическим адресом достаточно часто не совпадают. Поэтому, на наш взгляд, данный пункт априори является спорным. Ведь к уважительным причинам непредставления документов на практике может быть отнесено ненадлежащее уведомление о необходимости предоставления документов, предоставление оригиналов документов другому государственному органу в силу норм законодательства, а также установленный компетентным органом факт хищения, порчи соответствующих документов.

Какова компенсация за неправомерное включение в реестр?

К сожалению, пока отдельно законодательством не предусмотрены порядок и размер компенсации за неправомерное включение в реестр. В таком случае нужно руководствоваться общими положениями гражданского законодательства. При этом не следует обольщаться, так как практика свидетельствует, что на соразмерную компенсацию со стороны государственных органов, как правило, рассчитывать не приходится. Более того, объективно оценить размер причиненного вреда деловой репутации, как и размер упущенной выгоды часто очень сложно. Отдельно законодательством не предусмотрена и возможность публикации опровержений в случаях доказанного неправомерного включения в реестр.

Что рекомендуется сделать?

Информацию, которая становится основанием для включения в реестр, в Министерство по налогам и сборам представляют соответствующие государственные органы. В течение трех рабочих дней после ее поступления Министерство по налогам и сборам обязано уведомить организацию о намерении включить ее в реестр. Представители организации в течение 10 рабочих дней вправе подать в Министерство свои возражения. Если они в указанный срок не представлены, то решение о включении (невключении) в реестр принимается в течение 15 рабочих дней со дня направления уведомления субъекту. В случае; если им представлены возражения - в течение 20 рабочих дней со дня их получения. Поэтому реагировать на такие уведомления важно незамедлительно. При выявлении оснований для включения в реестр устранять их необходимо в установленный срок или оперативно подавать мотивированные возражения.

На наш взгляд, руководителям организаций желательно провести ревизию локальных нормативных актов и служебных инструкций, в целях минимизации рисков разъяснить ответственным должностным лицам изложенные выше основания, грозящие включением в реестр. Как видите, они требуют разъяснений, поэтому в организациях необходимо также наладить контроль со стороны юридических служб за правоприменительной практикой, публикацией официальных разъяснений по действию законодательства в данной сфере.

{jcomments on}