№3 (153) - Март

 

Тема номера: ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА

 
  • Ставка на развитие. Один из крупнейших банков Беларуси заявил о смене стиля и содержания работы
  • На иностранных инвесторов надежд все меньше. В Беларуси не выполняются даже значительно урезанные по сравнению с прошлогодними планы привлечения прямых иностранных инвестиций.
  • Денег нет и не будет. Нынешняя модель белорусской экономики обречена на хроническую нехватку средств для развития.
  • Рост цен под защитой государства. Почему реальный сектор экономики не почувствовал снижения цен на энергоносители.
  • Первое приобретение весны-2012: модная мужская сорочка. Почетное место на мировом подиуме заняли черные рубашки.
  • Бизнес - заразная болезнь. Начав заниматься бизнесом, женщина вдвое чаще подвергается риску сердечно-сосудистых заболеваний

Электронная версия журнала (для того, чтобы увеличить страницы, кликните по ним левой клавишей мыши)

В Беларуси существует около полусотни государственных программ экономического развития, финансируемых из бюджета. Использование этого источника предусмот­рено в отношении приори­тетных отраслей и экономи­ческих процессов Програм­мой деятельности прави­тельства Республики Бела­русь на 2011-2015 гг. и Госу­дарственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Кроме того, на этот период рассчитано множес­тво научных программ раз­личного уровня.

По информации Министерства финансов, в 2011 г. совокуп­ное финансирование 73 госу­дарственных программ составило 10,3 трлн. руб., или 19,9% общих расходов республиканского бюд­жета. Если учесть, что по итогам предыдущего года на госпрограм­мы было направлено 9,59 трлн.руб., то по сравнению с 2010 г. рост государственных вложений в номи­нальном выражении составил 7%.

Финансирование в 2011 г. рас­пределилось следующим образом:

       Государственная программа ус­тойчивого развития села на 2011-2015 гг. - 3,8 трлн. руб.;

       Государственная программа по преодолению последствий ка­тастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 гг. и на пери­од до 2020 г. -1,2 трлн. руб.;

       Программа «Дороги Беларуси» на 2006-2015 гг. -1,2 трлн. руб.;

       Республиканская программа ос­нащения современной техникой и оборудованием организаций агропромышленного комплек­са, строительства, ремонта, мо­дернизации производственных объектов этих организаций на 2011-2015 гг. - 601,6 млрд. руб.;

       Государственная программа «Сохранение и использование мелиорированных земель на 2011-2015 гг.» - 219,5 млрд. руб.;

       Программа освоения месторож­дений полезных ископаемых и развития минерально-сырье­вой базы Республики Беларусь на 2011-2015 гг. и на период до 2020 г. -109,9 млрд. руб.;

       Государственная программа раз­вития рыбохозяйственной де­ятельности на 2011-2015 гг. -28,9 млрд. руб.;

       Государственная программа по реконструкции и ремонту мели­оративных систем, поддержа­нию их гидрологического ре­жима на землях Национального парка «Беловежская пуща» и его охранной зоны на 2011-2012 гг. -11,5 млрд. руб.;

          Государственная программа «Ту­беркулез» на 2010-2014 гг., Госу­дарственная комплексная про­грамма профилактики, диагнос­тики и лечения онкологических заболеваний на 2011-2014 гг., Госу­дарственная программа «Кардио­логия» на 2011-2015 гг. - соответс­твенно 28,6; 149,1; 33,8 млрд. руб. В связи с инфляционными про­цессами и в целях сохранения ка­чества предоставления бюджетных услуг в течение года потребовалось увеличить расходы на отдельные социальные программы. Возрос­ли объемы финансирования черно­быльской программы, Программы развития общего среднего образо­вания на 2007-2016 гг., Государствен­ной программы развития професси­онально-технического образования на 2011-2015 гг., Государственной программы развития среднего спе­циального образования на 2011-2015 гг., Программы развития системы дошкольного образования в Респуб­лике Беларусь на 2009-2014 гг.

Как отмечают в Минфине, рост ставки рефинансирования Наци­онального банка повлек увеличе­ние расходов и на программы под­держки промышленности, строи­тельной отрасли, развития агро­промышленного комплекса в час­ти компенсации процентных ста­вок по кредитам банков.

Увеличение перечисленных бюд­жетных расходов и необходимость снижения бюджетного дефицита потребовали сокращения и перерас­пределения не являющихся перво­очередными расходов республикан­ского бюджета, в том числе и по го­сударственным программам. В соот­ветствии с положениями Програм­мы деятельности правительства Рес­публики Беларусь на 2011-2015 гг. в первом полугодии 2011 г. была про­ведена ревизия государственных программ на предмет сокращения их финансирования. В итоге расхо- Ш ды по 43 государственным, главным ' образом, народно-хозяйственным программам, были уменьшены на об­щую сумму около 0,5 трлн. руб.

Сокращение коснулось Государст­венной программы сохранения и использования мелиорированных земель на 2011-2015 гг., Государст­венной комплексной программы раз­вития картофелеводства, овощеводс­тва и плодоводства в 201Г2015гг., Программы развития селекции и се меноводства зерновых, зернобобо­вых, технических и кормовых куль­тур в 2008-2013 гг., Государственной программы «Торф» на 2008-2010 гг. и некоторых других.

Естественно, что приведенные здесь номинальные объемы финан­сирования не дают представления о том, насколько существенные коррективы в государственные про­граммы внесла нараставшая в про­шлом году инфляция. К сожалению, редакция не располагает цифра­ми финансового обеспечения гос­программ в сопоставимых ценах.

 {jcomments on}

 

Экономика Китая в 2012 г. несколько сбавит темп развития, уступив лидирующие позиции американской, которую начнет «вытягивать» локомотив строительной отрасли. В свою очередь эти две экономики, предъявив спрос на сырьевые товары, станут локомотивом для России: благодаря им она получит шанс не уйти на второй виток экономического кризиса. К общему поезду может «прицепиться» Беларусь - в этом ей помогут ЕЭП и растущий российский рынок. Такой прогноз векторов развития основных мировых экономик дал наш эксперт, директор инвестиционного фонда 3G Capital Management LLC (США) Павел БЕГУН.

 

США становится лидером роста

В связи с кризисом суверенных долговых обязательств Западная Европа испытала замедление роста практически до 0% в 2011 г. и не исключено, что рост сменится падением в текущем году, особенно если эта проблема не решится.

В отличие от Западной Европы экономики США и Китая демонстрируют достаточно высокие темпы роста, поскольку относительно мало зависят от экономики «Старого Света» и, следовательно, в меньшей степени подвержены проблемам суверенных долгов европейских государств. В то же время перспективы ускорения экономики США выглядят предпочтительнее, чем экономики Китая. Строительный сектор, который является локомотивом всей американской экономики, скорее всего, уже в ближайшее время начнет восстанавливать свои позиции, в то время как в Китае в этом секторе прогнозируется существенный спад.

Фондовые рынки: Азию переоценили

2011 г. был достаточно сложным для фондовых рынков по всему миру, за исключением, пожалуй, США. Так, фондовый рынок Канады упал примерно на 14%, Европы - на 17, Азии - на 16%, в то время как рынок США вырос на 2%. Падение рынков в Европе было связано в основном с кризисом суверенных долговых обязательств, азиатские рынки упали в силу своей переоцененности, тогда как рынок США был серьезно недооценен.

В данное время рынки Европы и США остаются недооцененными, в то время как на азиатских рынках количество недооцененных акций гораздо меньше.

IT-компании наращивают риски

Если говорить об отраслях экономики, вызывающих у инвесторов наибольший интерес, то их «ландшафт» за последнее время существенно не изменился. Лидерами остаются акции высокотехнологичных компаний, что подтверждается большим количеством текущих и планируемых первичных размещений (Facebook, Groupon и др.). Тем не менее, этот интерес вряд ли можно назвать оправданным: в основном высокотехнологичный бизнес очень нестабилен, в нем велики риски, а значит, и вероятность убытков.

В числе секторов, которым инвесторы не уделяют достаточного внимания и которые имеют больший потенциал роста, можно выделить строительство и производство стройматериалов в США. Сегодня уровень в этом секторе чрезвычайно низкий, он не покрывает даже половины потребностей экономики США, поэтому с высокой долей вероятности можно делать прогноз об ожидающем эту отрасль существенном подъеме.

Вторая волна больше всего угрожает ЕС

Вероятность того, что в 2012 г. поднимется вторая волна кризиса, зависит от рассматриваемого региона.

Для США она достаточна низкая в силу значительного размера американской экономики и высокой степени ее диверсификации. Кроме того, здесь достигнута относительная стабильность банковской системы.

Финансовая структура Западной Европы характеризуется разрывом между монетарной и фискальной политикой, разнонаправленностью политических импульсов, а также нестабильной банковской системой. Все это, безусловно, создает предпосылки для обострения кризисных явлений. Европейские политики сейчас пытаются по иному конфигурировать всю финансовую систему, сделать ее более управляемой и одновременно менее расточительной, но пока трудно сказать, насколько их усилия окажутся результативными.

Экономика России зависит главным образом от конъюнктуры цен на нефть, газ, другие сырьевые товары. Так как их основные потребители - США и Китай, вероятно, смогут обеспечить в 2012 г. достаточно высокий экономический рост, Россия получит хороший шанс избежать второй волны кризиса.

Кто станет бенефициаром интеграции

Создание ЕЭП, несомненно, повысит инвестиционную привлекательность его участников, так как чем выше степень унификации таможенной, правовой, и налоговой составляющих в рамках определенной территории, тем проще и дешевле для потенциальных инвесторов осуществлять там бизнес.

В то же время, учитывая опыт Евросоюза, необходимо помнить, что в любой интеграционной структуре могут быть не только бенефициары, но и проигравшие. Ими становятся страны, допустившие серьезные ошибки в экономической политике. Такие ошибки в прошлом году были характерны как раз для Беларуси.

Кроме проведения более адекватной возможностям страны денежно-кредитной политики, Беларуси желательно выстраивать экономическую политику таким образом, чтобы в максимальной степени стать «производственной площадкой» ЕЭП, а не «потребительским придатком» его участников.

Иван БамбизаИван БАМБИЗА, заместитель Государственного секретаря - член Постоянного Комитета Союзного государства

Союзное государство отмечает совершеннолетие - эта структура была создана 2 апреля 1996 г., когда президенты двух стран подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Тогда же в календаре появился новый праздник - День единения народов Беларуси и России. Что же радостного принесла эта дата гражданам двух государств? Оправдало ли Союзное государство возлагавшиеся на него надежды? Какое место занимает сегодня Союз в ряду других интеграционных проектов на постсоветском пространстве? На эти и другие вопросы редакции отвечает заместитель Государственного секретаря - член Постоянного Комитета Союзного государства Иван БАМБИЗА.

- Иван Михайлович, многие наблюдатели считают, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве идут в несколько декларативной форме. Создано несколько объединений, но серьезного влияния на отношения между государствами и жизнь людей они пока не оказывают. Что касается Союзного государства, то с заключением договора о ЕЭП оно выглядит как дублирующая структура с не вполне понятными функциями. Возникает вопрос: есть ли у него будущее?

- Ответ на первую часть вопроса может быть либо очень пространным, ибо одно перечисление союзных программ, проектов, мероприятий, нормативных правовых актов заняло бы не одну страницу, либо коротким, основанным буквально на нескольких аргументах от противного. Думаю, для нашей беседы лучше подходит второй вариант. При неинтеграционном сценарии развития событий вряд ли можно было бы говорить и об отсутствии границы между нашими странами, и о равных правах граждан, и о столь тесном сотрудничестве в торговле, военно-технической, научной, социальной сферах, борьбе с преступностью и обеспечении безопасности государств Союза.

Союзное государство, разумеется, не реализовало еще и малую толику своего потенциала, но при всех трудностях роста сегодня оно является самым выстроенным и продвинутым интеграционным проектом на постсоветском пространстве, чей опыт помогает оформлению и развитию всех других объединений. Может быть, они когда-то поднимутся до того уровня сотрудничества, который достигнут Союзным государством и даже уйдут вперед, но это уже будет совсем другая эпоха, я не беру на себя смелость заглядывать так далеко в будущее.

Как видите, нет никаких оснований говорить о недостаточной роли Союзного государства, тем более его бесперспективности. Если бы действительно имелась ситуация дублирования функций, параллельного движения, то сценарий «растворения» меньшего объединения в более крупном и универсальном мог рассматриваться в качестве вероятного. Пока же мы имеем явно опережающее движение как раз в рамках «союзного» проекта. Помимо своей несравнимо большей правовой оформленности, он отличается еще и глубиной, разносторонностью, которые в обозримом будущем едва ли могут быть достигнуты в любых других образованиях.

 

 

По поводу возникающих иногда разных подходов к решению конкретных вопросов могу сказать только одно: они не оказывают существенного влияния на процесс интеграции. Да, в некоторые периоды он пробуксовывает, в другие - резко набирает ускорение, но при этом подчиняется логике стабильного партнерства, а не иной. На фоне самых теплых отношений между нашими странами порой ощущается его явное торможение. Начинаем разбираться, в чем дело, и оказывается, что на уровне ведомств, порой даже конкретных исполнителей, не решаются какие-то чисто технические вопросы. Как только удается их урегулировать, продолжается движение вперед.

- В условиях финансовых проблем в Беларуси в 2011 г. активизировались миграционные процессы. С одной стороны, в Союзном государстве создаются цивилизованные условия трудовой миграции, с другой - высокая социальная защищенность граждан Союзного государства способствует оттоку из Беларуси наиболее высококвалифицированной рабочей силы. Не планируется ли в связи с этим внести коррективы в миграционную политику?

- Мы поставили стратегическую цель: обеспечить равные права гражданам наших стран и последовательно работаем в этом направлении. Это задача - на десятилетия и, естественно, ее решение не может зависеть от экономической конъюнктуры.

С другой стороны, создание Союзного государства ни в коей мере не отменяет конкуренции, в том числе и за трудовые ресурсы. В то же время я глубоко уверен, что интеграция предоставляет как государствам, так и предприятиям самые широкие возможности для решения любых экономических проблем.

Если работник какого-то завода, особенно из числа старших менеджеров, ведущих специалистов переехал в Россию и устроился на аналогичное предприятие, то наиболее правильным будет рассматривать этот факт не как «опасный отток кадров», а как первый шаг к созданию механизма экспансии на рынок соседней страны. Ведь вчерашние сотрудники могут стать прекрасными агентами кооперации двух предприятий. Конечно, чтобы такая схема действовала, специалист должен уйти с прежнего места работы без чувства горечи. То есть на уровне предприятий нужна предельно лояльная миграционная политика, любые искусственные препятствия могут рикошетом ударить по их имиджу, снизить возможности для сотрудничества.

- Тему экономического сотрудничества хотелось бы продолжить. Думаю, вы согласитесь, что нынешний уровень кооперационных связей между предприятиями наших стран может быть охарактеризован как «недостаточный, невысокий». Что мешает более полно задействовать уже созданные в рамках Союзного государства механизмы экономической интеграции?

- Думаю, что главную роль тут играют два фактора - недостаточность времени и дефицит материальных ресурсов. Процесс интеграции в Европейский союз в максимально благоприятных политических и экономических условиях шел на протяжении более полувека. Известно, какую колоссальную безвозмездную помощь, в том числе для создания современной хозяйственной инфраструктуры, получили в свое время новые члены ЕС.

Союзное государство пока еще очень молодо, а условия его становления трудно назвать идеальными. По вполне объективным причинам Беларусь и Россия в эти годы строили свои экономики по разным моделям, сближение которых началось только в последнее время. К тому же Россия не имела возможности, а на первых этапах, надо признать, и большого желания, становиться активным донором построения интеграционных связей; популярной была точка зрения, что ей не следует растрачивать ресурсы на поддержку других государств. Только в последнее время стали достаточно громко звучать голоса политиков, которые видят необходимость и выгодность экономического стимулирования интеграционных процессов.

Стремление получить от интеграции немедленную, причем максимальную экономическую выгоду, мешает и созданию общих структур на уровне предприятий. Характерный пример - ситуация в аграрном секторе Беларуси, особенно в животноводстве. За последнее время здесь сформированы полные технологические цепочки. Налажено производство кормозаготовительной техники, построены комбикормовые заводы, животноводческие комплексы, перерабатывающие предприятия, формируются логистические структуры и сбытовая сеть. Что не менее важно, успешно решаются социальные проблемы села. Все это определило высокую инвестиционную привлекательность отрасли. И вот появляется некая компания, которая заявляет о своем желании в ней работать, но при этом она не планирует вкладывать средства в развитие инфраструктуры, тем более в строительство жилья, а желает заниматься исключительно переработкой продукции, чтобы получать максимальную прибыль при минимуме затрат. Простите, но снимать сливки мы и сами неплохо умеем. Партнеры нам нужны в первую очередь там, где создаются долговременные, капиталоемкие проекты. Уверен, постепенно субъекты хозяйствования Беларуси и России придут к такому уровню сотрудничества. Хотя для этого, конечно, надо еще пройти большой путь по сближению условий экономической деятельности в наших странах.

- Такое сближение, помимо прочего, требует упорядочивания индивидуальных налоговых льгот, которые сегодня массово предоставляются субъектам хозяйствования в Беларуси и которые не предусмотрены ни союзным законодательством, ни законодательством ЕЭП. Какие видятся пути решения этой проблемы?

- Прежде всего, я бы не стал ее драматизировать, как сегодня это делают некоторые СМИ. Практика предоставления льгот широко распространена на всем пространстве СНГ, достаточно вспомнить, на каких условиях пришли в Россию многочисленные западные автопроизводители.

И что такое льготы, предоставляемые Беларусью инвесторам? По сути они направлены на компенсацию негативного имиджа, который создан республике стараниями определенных кругов Запада. Да, в стране в 2011 г. наблюдался всплеск инфляции, но сегодня ее экономика нормально функционирует, экспорт, в том числе и в страны ЕС, за год вырос чуть ли не вдвое, с начала года обеспечивается положительное сальдо торгового баланса, погашена инфляция. Тем не менее, банковской системе понижают суверенный рейтинг, на страну оказывается беспрецедентное политическое давление. Конечно, все это серьезно сказывается на оценках инвестиционного климата, и если не «включить» дополнительные стимулы для вложения капитала именно в белорусскую экономику, то сложно рассчитывать на активное внимание к ней деловых людей Запада.

 

 

Думаю, что понимание особенностей инвестиционной ситуации в Беларуси есть и у руководства России. Не случайно тема льгот в проблемном аспекте до сих пор ни разу не поднималась. С другой стороны, поскольку соответствующие нормы включены в союзное законодательство, их, разумеется, следует выполнять, т.е. согласовывать предоставление преференций в соответствующих межгосударственных структурах и, главное, следить, чтобы льготирование не затрагивало интересы наших российских партнеров.

- Спектр сотрудничества между Беларусью и Россией в формате Союзного государства охватывает практически все стороны государственной жизни: от медицины и образования до военного строительства.

- Замечу, что как раз в военной сфере, включая военно-промышленный комплекс, создан наиболее совершенный механизм взаимодействия и уровень решения вопросов полностью соответствует потребностям двух стран.

- И все же, вероятно, есть какие-то направления, которые Постоянный Комитет на данный момент считает приоритетными и, соответственно, уделяет им особое внимание?

- В союзном строительстве «все одинаково важно». К настоящему времени заключены соглашения, определившие направления сотрудничества и наметившие план конкретных действий на каждом его участке. На нынешнем этапе основное внимание уделяется реализации намеченных главами государств интеграционных планов, разработке механизмов сотрудничества.

В качестве примера выстраивания такого механизма в конкретной сфере логичным будет обратиться опять же к теме формирования единого миграционного пространства. Понятие это исключительно емкое и включает блок таких вопросов, как внесение страховых платежей в медицинские, пенсионные фонды и соответственно, выплата пособий по болезням, на детей и т.д. Документы, принятые в развитие этого соглашения, определили несколько статусов трудящихся-мигрантов: те, кто переехал на постоянное проживание, временно проживающие и, наконец, временно пребывающие - допустим, прибыли в командировку или временно работают. Со статусом гражданина увязаны его права на те или иные выплаты, другие виды социального обеспечения. К примеру, оперативную медицинскую помощь на территории Союзного государства окажут любому гражданину, соответствующие расходы оплатит бюджет. Постоянно проживающие включаются в систему страховой медицины, они или их работодатель участвует в формировании пенсионного фонда. Но остается открытым вопрос социальной защиты членов семей мигрантов. Кто будет вносить за них соответствующие платежи? Рассматриваются различные варианты, в том числе и привлечение бюджетных ресурсов. Мы исходим из того, что союзное законодательство должно стимулировать сохранение, а не разделение семей.

В целом можно сказать, что по таким стратегическим направлениям как миграционная политика, социальное обеспечение, сотрудничество в военной сфере, таможенный и пограничный контроль на внешних границах, сотрудничество в сфере науки, образования, культуры, экологии, борьбы с преступностью формирование механизма интеграции находится в активной фазе, а по некоторым позициям и на завершающей стадии. В ближайшие годы он начнет функционировать в полном объеме (хотя понятно, что совершенствование будет продолжаться, это перманентный процесс) и тогда все мы получим возможность почувствовать и оценить преимущества той тесной всесторонней интеграции, на которую нацелено Союзное государство России и Беларуси.

Сергей НИКОЛЮК

www.rbcdaily.ru

 

Третий срок Владимира Путина пришелся на очередную смену поколений. В активную общественную жизнь вступают россияне, не носившие пионерских галстуков и комсомольских значков. Но не следует сводить перемены к безвременной кончине коммунистической идеологии, она и в начале 70-х уже мало кем воспринималась всерьез. Постперестроечная реальность отличается в первую очередь наличием социальных и экономических ниш, свободных от тотального контроля со стороны государства. Вот в этих нишах и появилась у нового поколения («поколения заплечных рюкзаков») возможность формировать нового человека, близкого по своим характеристиками к представителям среднего класса Запада.

Третье поколение лидеров

Средний класс - понятие не столько потребительское, сколько гражданское, поэтому к попыткам определить его численность с помощью формальных критериев следует относиться без фанатизма, тем более что и формальные критерии каждый отбирает по своему вкусу. Так, по мнению В.Путина, численность среднего класса в России составляет около 30%, но по критерию Всемирного банка среднемесячный доход представителя среднего класса начинается с 3,5 тыс.долл. По таким меркам в России и 5% не наберется.

Но от какого бы уровня доходов мы не отталкивались, нельзя отрицать того факта, что доля россиян с высшим образованием, пользующихся интернетом, имеющих собственное жилье, неуклонно растет. Приведу цитату из предвыборной статьи Путина: «Сегодня наше общество совсем другое, чем в начале 2000-х годов. Многие люди становятся более обеспеченными, более образованными и более требовательными. Изменившиеся требования к власти, выход среднего класса из узкого мирка строительства собственного благосостояния - это результат наших усилий. Мы на это работали».

Как говорится, за что боролись… Если в индустриально развитых странах средний класс выступает гарантом социальной стабильности, то в России все наоборот, и причину парадокса следует искать не в особенностях среднего класса, а в своеобразии политической системы, сложившейся за пять предыдущих президентских легислатур.

Время «теневиков»

Смерть политики, рожденной перестройкой, произошла не без участия В.Путина. В 2000 г. россияне голосовали не только за смену курса, но и за смену стиля правления. Страна устала и от противостояний демократов с коммунистами, и от «загогулин» первого президента. Несмотря на то что Путин был фактически назначен Борисом Ельциным, в Кремль он пришел не «наследником», а скорее «могильщиком» своего предшественника. Важной особенностью избирательной кампании подполковника КГБ явилось отсутствие конкретной программы, что позволило ему соответствовать ожиданиям как «левых», так и «правых».

Есть своя закономерность и в том, что «по-военному исполнительный функционер, лишенный политического лица или профессионально его прячущий, оказался наиболее удобным фокусом расчетов всех групп правящей бюрократии и массовых надежд» (Ю. Левада). Общественный запрос на «силовика» интуитивно понимал и Ельцин, об этом свидетельствует список кандидатов, принявших участие в «кастинге преемников»: Николай Бордюжа (директор Федеральной пограничной службы), Евгений Примаков (в качестве сотрудника Института мировой экономики и международных отношений тесно сотрудничал с разведкой, поэтому далеко неслучайно в 1996 г. был назначен директором Внешней разведки России), Сергей Степашин (руководитель Ленинградского управления КГБ) и наконец Владимир Путин (штатный сотрудник Ленинградского управления КГБ).

Существует расхожее мнение, что прорыв «силовиков» во власть начался во время первого президентского срока Путина. Однако таблица, составленная руководителем Центра изучения элит Института социологии РАН Ольгой Крыштановской, данное мнение опровергает.

 

 

Задача, которую предстояло решить Путину вместе с командой своих друзей, получила в Кремле название «остановить революцию». «Самое главное, что надо было сделать, исходя из этой задачи, - считает Крыштановская, - это ликвидировать альтернативные центры власти, которые, глазами людей, пришедших к власти, создавали хаос в политике». Список альтернативных центров власти возглавляли губернаторы, особенно губернаторы богатых регионов. Далее шли олигархи, способные в тот момент не только назначать министров или влиять на состав Совета безопасности, но фактически дирижировать Государственной думой. Третья опасность - политические партии, дружно демонстрирующие свою оппозиционность Кремлю. Четвертая опасность - независимые СМИ.

В течение первого путинского срока все самостоятельные центры силы были ликвидированы. Их место заняли одержимые жаждой реванша силовики. Тут требуется пояснение. На начальной стадии развития «дикого» капитализма, когда колоссальные личные состояния формировались невероятно быстро, люди в погонах оказались чужими «на этом празднике жизни». Военные не могут не быть государственниками, только слабому государству они были не нужны. Но они верили, что их час придет. При Путине они сконцентрировались в первую очередь в подразделениях администрации президента, аппарата правительства, в аппаратах федеральных округов, в ведомствах, которые контролировали финансовые потоки.

Постепенно произошла ротация олигархов. На место постоянно мелькавших на телеэкранах лиц пришли уже не десятки, а сотни бизнесменов новой волны, которые не стремились стать публичными фигурами и не лезли в политику. При этом многие из них оказывали политическое влияние не меньше своих предшественников, но не афишировали его. Политика ушла в тень.

С помощью ноу-хау в виде госкорпораций «теневики» фактически возродили традиционную для России систему кормлений. Обращусь вновь за помощью к Крыштановской: «Операция по формированию корпуса госолигархов проводилась в два этапа. Первый этап - с 2000-го до 2003-го - годы, когда нужные люди заняли в государственных структурах ведущие позиции. Например, какой-нибудь старый сослуживец Путина назначается на позицию начальника департамента в Росимуществе. На втором этапе он уже официально, не как силовик и не как друг Путина, а просто как чиновник делегируется в некий совет директоров. И получилось так, что в этих крупных государственных компаниях люди из администрации президента, из правительства получили полный контроль».

Между налогоплательщиками и пожирателями налогов

Преодолению «хаоса в политике» способствовал не только специфический опыт «силовиков», с помощью которого они утвердили свою монополию на власть, но и рост цен на нефть, позволивший рассчитаться с внешними долгами и создать солидную финансовую «подушку безопасности». За «тучные» нулевые годы обновленная власть отработала алгоритм поддержания социальной стабильности, основанный на раздаче бюджетных денег. В 2002-2007 гг. реальные доходы населения росли на 7-8% в год.

Однако мировой экономический кризис показал всю иллюзорность стабильности, основанной на сырьевом благополучии. «Под сомнением, - как отметил директор «Левада-центра» Лев Гудков, подводя итог второго путинского срока, - оказалась прежде всего вера людей в то, что рост доходов при Путине будет продолжаться неопределенно долго, а это было именно то, что составляло основу легитимности действующего режима, условие признания авторитетности руководства страны, то, ради чего население было готово мириться и с административным произволом, и с незащищенностью своего повседневного существования, и с войной в Чечне, и с тотальной коррупцией, идущей с самого верха и разъедающей ткань всех социальных отношений, и со многими другими пороками нынешней государственной системы».

Традиционная раздача денег на время приостановила рост недовольства, но начиная с осени 2010 г. в обществе начался процесс ревизии сложившихся представлений о власти и курсе развития страны. Ограничусь лишь двумя примерами. Если в 2007 г. 38% полагали, что в стране происходят рост и развитие, а 21% - торможение и застой, то в 2011 г. вариант «застой» собрал 36%, а первый вариант - лишь 18%. Существенно растерял свою былую популярность принцип единоначалия, на основании которого и выстраивал Путин властную «вертикаль». В середине 2000-х абсолютное большинство (50%) поддерживало концентрацию власти в одних руках, и лишь 36% выбирали ответ: «Чтобы власть была распределена между разными структурами, контролирующими друг друга». Сегодня ситуация развернулась: 38% предпочитают первый ответ и 46% - второй[1].

Столь высокой по любым меркам социальной динамике способствует латиноамериканский масштаб расслоения населения по доходам. За последние 12 лет оно существенно увеличилось. Согласно Росстату децильный коэффициент (отношение среднего дохода 10% самых богатых граждан к среднему уровню доходов 10% самых бедных) составил в 2011 г. 16,2 (в Беларуси около 6). В 2000 г. этот показатель был существенно ниже – 13,9. Однако это среднее значение по российской «больнице». Россия состоит из дотационных регионов и регионов-доноров. Чем богаче регион, тем выше уровень социального неравенства. Так, децильный коэффициент в столице составляет 29, в нефтегазодобывающем Ханты-Мансийске - 20, а в депрессивных регионах - 10 -11.

Наибольшей электоральной поддержкой Путин пользуется в депрессивных регионах. Для пояснения данного парадокса процитирую журналистку Юлию Латынину: «Я убеждена, что определяющим конфликтом в сегодняшнем мире, где уровень развития производительных сил таков, что позволяет обеспечить безбедное существование человека - это конфликт между тружениками и иждивенцами, между теми, кто стремится заработать, и теми, кто стремится поделить, теми, кому нужна лодочка, и теми, кому нужна рыба, желательно жареная и еще с подливкой, между налогоплательщиками и пожирателями налогов».

 

 

Уверенная победа при минимальной поддержке

Российское общество (как и белорусское) расколото на нуждающееся в государственной опеке «большинство» и самодостаточное «меньшинство» в соотношении примерно 2:1. Понятно, что в условиях электоральной демократии любая власть обречена опираться на «большинство» (на «коллективы бюджетно зависимых лиц» по определению прокремлевского политтехнолога Глеба Павловского). Российская власть в этом смысле не является исключением, благо хорошая внешняя конъюнктура до сих пор позволяла оплачивать поддержку «большинства».

Но решая задачи своего тактического выживания, Путин и Кº загоняют себя, государство и общество в стратегический тупик. Россия как никогда ранее в своей истории нуждается в модернизации, но провести ее в очередной раз авторитарными методами, опираясь исключительно на бюрократию, сегодня уже не получится. Основным субъектом модернизации в постиндустриальную эпоху стал частный бизнес, роль же государства все больше ограничивается созданием благоприятных условий для его инновационной деятельности. Но обратимся к Бюджету-2012. Это бюджет пенсионеров и военных. На социальный и силовой блоки приходится более 60% общей суммы расходов, в то время как расходы на человеческий капитал (образование, здравоохранение) - менее 10%, на науку - менее 2%, на модернизационные проекты - 0.4%.

Российское общество может находиться в двух состояниях: спящем и возбужденном. Последний раз массовые акции протеста проходили в Москве в 1993 г. Уровень фальсификаций на декабрьских выборах в Думу не вышел за привычный предел 5-8%. Почему же тогда митинги оппозиции вновь стали собирать десятки тысяч человек? Кроме объективных причин, о которых говорилось выше, для перехода общества в возбужденное состояние (речь, разумеется, идет лишь о среднем классе), требовалось субъективное по своей природе событие, способное сыграть роль триггера. По мнению экономиста Алексея Вязовского, в качестве триггера послужил факт формирования тандема: «Тандем, пришедший на смену традиционной российской автократии, приняли за новую форму власти, и это стало непредвиденным стрессом как для элиты, так и для значительной части общества. У одних это породило новые надежды, у других - новые страхи. Дело разрушения режима довершило бестолковое поведение самого Медведева, который по ряду вопросов как внешней, так и внутренней политики позволил себе вступить в публичную полемику с Путиным».

Но какими бы не были причины, разбудившие средний класс, они заставили Кремль в пожарном порядке внести ряд изменений в катившуюся по привычной колее избирательную кампанию (законодательные инициативы по упрощению регистрации партий, возвращению выборов губернаторов). Однако этого оказалось недостаточно для привлечения на свою сторону протестующих жителей столицы, поэтому в последний момент политтехнологами Путина было принято решение задействовать традиционные механизмы негативной мобилизации для стимулирования максимальной поддержки со стороны «большинства». Призыв умереть под Москвой «как наши братья умирали» (предстоящее празднование 200-летия Бородинской битвы оказалось очень кстати) - лишь один из примеров подобной мобилизации.

Путин уверенно обошел своих соперников в первом туре, получив 63,6%. Однако не следует забывать о явке, составившей 65,3%. Перемножив два показателя, мы получаем, что за президента «большинства» проголосовало 41,5% россиян. По мнению «меньшинства», выборы прошли с многочисленными нарушениями, они не были свободными и справедливыми. «Большинство», естественно, придерживается противоположной точки зрения.

Выборы, таким образом, увеличили раскол в обществе, но на лето для сторонников и противников Путина уже подготовлен неприятный сюрприз в виде роста коммунальных тарифов, так что возможности сближения двух частей российского общества не стоит исключать. И это сближение произойдет на негативной основе.



[1] Все данные соцопросов взяты на сайте «Левада-центр» www.levada.ru

Сергей ЖУКОВСКИЙ, бизнес-консультант

 

Для любого предпринимателя чуть ли не самым актуальным вопросом является увеличение продаж и возможность управления таким процессом. Для этого существуют специальные маркетинговые технологии и приемы.

Чтобы быстро увеличить продажи на 20-30%, можно, во-первых, резко увеличить число покупателей. Однако это не всегда возможно, поскольку привлечение новых клиентов связано со значительным ростом затрат, в том числе на рекламу.

Второй способ - увеличить сумму «среднего чека». Проще говоря, создать такие условия, чтобы покупатель потратил больше денег в магазине. В этом случае расходы останутся на том же уровне, а вот доходы могут существенно вырасти. Кроме того, в данной ситуации есть еще один бесспорный плюс: чем больше человек тратит денег в определенном магазине, тем выше его лояльность. Иными словами, появляется желание прийти сюда за покупками еще и еще раз.

Это достигается с помощью методов увеличения продаж up-sell и cross-sell, которые эффективно работают как в online так и offline-торговле.

Up-sell - увеличение, буквально «поднятие», суммы продажи. Это маркетинговый ход, мотивирующий покупателя к увеличению суммы покупки. Представим, что человек хочет купить утюг. Выбрав модель, он обращается к продавцу, который предлагает покупателю стоящую рядом модель с расширенным набором функций. Конечно, такой утюг немного дороже, но зато у него гораздо больше возможностей!

Подобным образом, хотя и с учетом специфики, можно строить работу online торговли. Например, посетитель интернет-магазина выбрал ноутбук с жестким диском 150 Gb. А на боковой панели сайта высвечивается такая же модель, но с хард-диском на 200 Gb. Причем разница в цене весьма несущественная. Покупатель в 90% случаев соблазнится более дорогим товаром, решив, что его преимущества того стоят!

Как это работает на практике? Вспомните манеру работы сотрудников сети McDonalds. Вы решили заказать стаканчик «Кока-колы». Кассир обязательно спросит: «Вам большую?» Согласно статистике лишь три посетителя из десяти в этом случае смогут не попасться на эту уловку и ответят отрицательно. Только представьте себе: 70% возьмут большую порцию, хотя им вполне хватило бы и маленькой!

Очень искусно используют технологию up-sell изготовители и продавцы продуктов и парфюмерной продукции. Упаковка, предназначенная для разных объемов продукции, поистине позволяет творить чудеса! Сметана, расфасованная по 250 и 500 г, пиво по 0,33 и 1 л, туалетная вода во флаконах по 50 и 100 мл. Если внимательно посчитать, то при двукратном увеличении объема, цена увеличивается в среднем лишь на 80%. А ведь покупатели тоже считают! Главное - помочь им в этих расчетах, подсказать.

Использование приема up-sell широко распространено и в сфере услуг. Вспомните знаменитые абонементы фитнес-клубов, программы обслуживания в автосервисах, да и отели, работающие по системе all inclusive! Увидев объявление с текстом: «Только сейчас стоимость годового обслуживания по цене 9 месяцев», покупатель сразу начинает считать и понимает, что это ему выгодно. Кстати сказать, не только ему…

Cross-sell - перекрестные продажи. Данный маркетинговый ход мотивирует покупателя приобрести дополнительные товары или услуги. Применительно к приведенным выше примерам это может быть гарантийное обслуживание для утюга или специальная вода для глажения. А для ноутбука - мышка или флэшка.

Искусно обращаются с перекрестными продажами магазины, торгующие бытовой техникой и электроникой. На ценнике обязательно будет написана стоимость технического обслуживания на один, два или три года. Даже беглый взгляд позволит уловить, что если стоимость трехлетнего обслуживания разделить на количество лет, получится куда более выгодный вариант, чем при оплате на год.

В таких магазинах с заботливым персоналом посетителя «укомплектуют» по полной. Так, приобретая телевизор, он будет осчастливлен уникальным спреем и «волшебными» салфетками по уходу за экраном, дисками с фильмами для детей и взрослых, дополнительным сетевым фильтром и батарейками для пульта, мини-холодильником, сервировочным столиком на колесиках и подносом для еды, ведь так удобно есть перед телевизором.

Здесь вспоминается анекдот. Приняли в магазин нового продавца. В конце дня подходит к нему менеджер и спрашивает: сколько посетителей довел до покупки? Продавец отвечает – одного. Возмущенный менеджер начинает кричать, топать ногами: «Да ты знаешь, сколько у других продавцов было сегодня покупателей, не меньше двадцати. А у тебя один! И на какую же сумму он купил товара?» «На три миллиона», - ответил продавец. Менеджер, мгновенно успокоившись, спрашивает: «А что же он купил?». Продавец отвечает: «Он хотел купить рыболовный крючок, я ему посоветовал набор. Оказалось, что удочка у него плохая, тут я помог ему выбрать полный рыболовный комплект. Узнав, где он собирается ловить рыбу, подсказал, что в этом месте с лодки клев будет лучше. Он купил резиновую лодку. А потом оказалось, что в его автомобиль она не помещается. Вот и пришлось ему приобрести внедорожник».

Когда начинают говорить о перекрестных продажах, я всегда вспоминаю этот анекдот, в котором идеально выстроена линия поведения продавца. В этом случае пусть будет всего один покупатель, но зато какой!

Хорошо работают в отношении перекрестных продаж и парфюмерные магазины. Идеальная форма и идеальное содержание - парфюмерные и косметические наборы. Особенно хорошо расходятся такие комплекты перед 23 февраля, 8 марта и Новым годом. Знаете, как их покупают? Посетителя в большинстве случаев даже не интересует, что находится в упаковке. Он просто ориентируется по цене, причем многие берут по два, три, пять наборов: всегда есть кому подарить…

Очень хорошо работает прием cross-sell и в интернет-магазинах, где нередко под описанием предлагаемого к продаже изделия добавляется фраза: «С этим товаром чаще всего покупают» и ниже «выставляется» целый список. И в большинстве случаев принцип cross-sell срабатывает!

Так что в действительности оба маркетинговых хода: up-sell и cross-sell не только просты в реализации, но и универсальны. Благодаря этому их можно использовать практически в любом бизнесе: и в торговле, и при оказании услуг.

Крупнейшие мировые производители и торговые сети уже давно зарабатывают с помощью up-sell и cross-sell миллионы. Небольшие магазинчики и фирмы по всему миру до 70% продаж делают благодаря этим чудо-методам.

Михаил ЦВЕТКОВМихаил ЦВЕТКОВ В странах, где национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности преследуют главную, а иногда и единственную цель - точного расчета налогов, финансовая отчетность сильно искажена и не очень пригодна для управления бизнесом, для которого нужны иные, подчас весьма специфичные финансовые параметры.


В этих условиях многие предприятия идут на дополнительные расходы и готовят отчетность не только по национальным стандартам бухгалтерского учета, но и по своим собственным, разработанным с учетом специфики бизнеса. Если пользователем первой отчетности выступает государство, то вторая нужна учредителям и руководству предприятия. Соответственно, если первая регулируется национальными законами, то правила составления второй разрабатывают внутри компании.


За основу, как правило, берутся стандарты, успешно применяемые в большинстве стран мира. Наиболее часто это IFRS (Международные стандарты финансовой отчетности - МСФО), принятые в Европе, реже GAAP (Общепринятые принципы бухгалтерского учета), принятые в США. Следует отметить, что различия между этими стандартами незначительны, хотя некоторые практические ситуации прописаны в GAAP подробнее. Для того чтобы внедрить такую внутреннюю систему, сначала необходимо определиться с валютой учета. Термины и определения Рассматриваемый вопрос разъясняется в стандарте МСФО (IAS 21) «Влияние изменений обменных курсов валют».
Функциональная валюта - валюта, используемая в основной экономической среде, в которой предприятие осуществляет свою деятельность.


При определении своей функциональной валюты предприятию необходимо учитывать следующее:


•    какая валюта больше всего влияет на цены товаров и услуг (часто таковой является валюта, в которой установлены цены и осуществляются расчеты за продажу товаров и услуг его производства)?


•    какая валюта используется в стране, чьи условия конкуренции и нормативная база в основном определяют продажные цены на товары и услуги?


•    какая валюта в основном определяет затраты на оплату труда, материалы и прочие издержки, связанные с предоставлением товаров и услуг предприятия (часто таковой является валюта, в которой определены такие затраты и в которой производятся расчеты)?


Для подтверждения определения функциональной валюты предприятия также могут использоваться следующие факторы:


•    валюта средств, поступающих от деятельности по финансированию (например, от эмиссии долговых и долевых инструментов);


•    валюта, в которой хранятся денежные средства от операционной деятельности.


Если указанные выше показатели не позволяют сделать однозначный вывод, и выбор не очевиден, руководство предприятия на основании собственного суждения определяет функциональную валюту, которая наиболее правдиво отражает экономические последствия соответствующих операций, событий и обстоятельств.


Валюта представления отчетности - валюта, в которой представляется финансовая отчетность.
Курс закрытия - текущий обменный курс на конец отчетного периода.
Текущий обменный курс - обменный курс валют при немедленной поставке.
Курсовая разница - разница, возникающая при переводе определенного количества единиц в одной валюте в другую валюту с использованием разных обменных курсов валют.
Обменный курс валют - соотношение при обмене одной валюты на другую.
Справедливая стоимость - сумма, на которую можно обменять актив или произвести расчет по обязательству при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию независимыми сторонами.
Иностранная валюта - любая валюта, отличная от функциональной валюты предприятия.
Монетарные статьи - единицы валюты в наличии, а также активы и обязательства к получению или выплате, выраженные фиксированным или определяемым количеством валютных единиц. Существенной характеристикой монетарной статьи является право получить (или обязательство предоставить) фиксированное или определяемое количество валютных единиц.
.
Выбор функциональной валюты Основной сложностью в странах с «мягкими» валютами является выбор функциональной валюты, на которой ведется учет операций, событий и обстоятельств, относящихся к предприятию. Очень часто затраты на оплату труда определяются в «твердых», а другие издержки - в национальных («мягких») валютах. Кроме того финансирование предприятия зачастую происходит в «твердых» валютах.


Два макроэкономических фактора, не зависящих от деятельности предприятия, могут сильно искажать отчетность: инфляция и девальвация. Например, такой важный показатель деятельности предприятия как «выручка» будет завышать на величину инфляции объем выполненных работ в случае ведения учета в национальной валюте. Если же он осуществляется в твердой валюте, возможная девальвация, не сопровождаемая инфляцией, наоборот, занизит реальные объемы работ по сравнению с прошлыми периодами.


МСФО не ставит в зависимость выбор функциональной валюты от инфляции, в отличие от принципов GAAP, рекомендующих использовать доллар США в качестве функциональной валюты в «дочках» американских компаний, работающих в странах с гиперинфляционной экономикой. МСФО в таких государствах обязывает применять специальный стандарт, очищающий отчетность от инфляционных искажений. Она должна представляться в единицах измерения, действующих на конец отчетного периода. Таким образом, в соответствии со стандартом необходимо пересчитать сравнительные данные (данные за прошлые периоды) с учетом индекса инфляции, а также немонетарные статьи баланса текущего периода. Кроме того, все суммы отчета о совокупной прибыли (или отчета о прибылях и убытках) должны быть пересчитаны с использованием изменения в общем ценовом индексе с дат, когда статьи доходов и расходов были первоначально признаны в финансовой отчетности.


В период инфляции предприятие, имеющее превышение монетарных активов над монетарными обязательствами, теряет покупательную способность, а предприятие, имеющее превышение монетарных обязательств над монетарными активами, увеличивает покупательную способность в той мере, в которой указанные активы и обязательства не привязаны к уровню цен. Такая прибыль или убыток по чистой монетарной позиции может быть выведена как разница, возникающая при пересчете немонетарных активов, капитала и статей в отчете о совокупной прибыли и корректировке индексируемых активов и обязательств.


В периоды низкой инфляции выбор национальной валюты в качестве функциональной более точно отражает операции, события и обстоятельства предприятия. Обязательства, взятые предприятием в твердых валютах, несут в себе дополнительные риски, которые проявляются в период девальвации «мягкой» валюты. Поэтому с точки зрения эффективного управления предприятием их нужно минимизировать.


В периоды высокой инфляции, когда раскручивается «инфляционно-девальвационная спираль», имеет смысл в качестве функциональной выбирать твердую валюту. Отсутствие необходимости пересчета отчетности в соответствии с МСФО (IAS 29) значительно снизит трудоемкость процесса, не допустив потери в качестве предоставляемой отчетности.

Выбор валюты предоставления отчетности В соответствии с МСФО (IAS 21) предприятие может представлять свою финансовую отчетность в любой валюте. Если она отличается от функциональной валюты предприятия, оно переводит результаты своей работы и финансовые показатели в валюту представления (в случае отсутствия гиперинфляции), а именно:

 


•    активы и обязательства в каждом из представленных отчетов о финансовом положении (включая сравнительные данные) переводятся по курсу закрытия на дату составления данного отчета о финансовом положении;


•    доходы и расходы для каждого отчета о совокупной прибыли или отдельного отчета о прибылях и убытках (включая сравнительные данные) переводятся по обменным курсам валют на даты соответствующих операций;


•    все возникающие в результате перевода курсовые разницы зачисляются в состав прочей совокупной прибыли.


Эти курсовые разницы являются результатом, во-первых, перевода доходов и расходов по обменным курсам валют на даты операций и перевода активов и обязательств по курсу закрытия. Такие курсовые разницы возникают как в отношении статей доходов и затрат, признаваемых в отчете о прибыли и убытках, так и в отношении статей, которые признаются в составе капитала. Во-вторых, они возникают из-за перевода входящей суммы чистых активов по курсу закрытия, который отличается от предыдущего курса закрытия.


Эти курсовые разницы не признаются в отчете о прибыли и убытках, поскольку изменения обменных курсов валют оказывают лишь незначительное непосредственное влияние (или вообще никакого) на текущие и будущие потоки денежных средств от операционной деятельности.


Результаты работы и финансовые показатели предприятия, функциональная валюта которого подвержена гиперинфляции, переводятся в другую денежную единицу с использованием следующих процедур:


•    финансовая отчетность трансформируется в соответствии с МСФО (IAS 29) за исключением сравнительных данных;
•    все суммы (активы, обязательства, статьи капитала, доходы и расходы) переводятся по курсу закрытия на последнюю отчетную дату;
•    в качестве сравнительной информации используются данные, представленные за текущий год в соответствующей финансовой отчетности за прошлый год (т.е. без корректировки на последующие изменения уровня цен или обменных курсов валют).


Таким образом, перевод отчетности в твердую валюту без изменения функциональной позволяет избежать пересчета данных в случае гиперинфляции, но все равно потребуется пересчет немонетарных статей баланса, а также статей доходов и расходов.

 

 

Белорусские цены - самые неснижаемые в мире! Такой лозунг прекрасно подходит к современным реалиям: меняющаяся мировая конъюнктура если и влияет на стоимость наших товаров, то только в том случае, когда на нее можно списать подорожание. Взять хотя бы такой индикатор как нефть. Как бы ни колебались цены на главной мировой торговой площадке - международной нефтяной бирже в Лондоне, эти «взлеты-падения» никак не воздействуют на ценники белорусских автозаправочных станций.


Не повлияла на них и договоренность с Россией, в результате которой в текущем году тонна нефти подешевела для переработчиков на 30 долл. Наоборот, цены на АЗС рванули вверх. Правда, нас пытаются убедить в том, что они еще недостаточно высоки - намного ниже, чем, скажем, в Европе. Действительно, во время недавней поездки в Германию убедился в том, что цена бензина Super (аналог нашего А-95) зашкаливает за 1,6 евро/л. У нас же она в переводе на европейскую валюту в 2,5 раза меньше. Однако средняя заработная плата в той же Германии, по данным пенсионного ведомства, составляет 2,5 тыс. евро в месяц, в то время как у нас - 2,88 млн. руб., или в пересчете на эту денежную единицу - чуть больше 270. Поэтому немец может купить на свою зарплату около 1,7 тыс. л топлива, а наш автомобилист - немногим более 460. Как говорится, почувствуйте разницу. Для того чтобы мы могли приобретать в месяц столько же горючего, сколько немцы, оно должно стоить 1,7 тыс. руб.!


Особенно интересная ситуация складывается у нас с дизельным топливом, которое стоит больше, чем 95-й бензин (цены на эти виды горючего составляют соответственно 6,6 и 6,45 тыс. руб.). Даже в большинстве стран Европы такого нет. Исключение составляют Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Польша, Румыния и Великобритания. Убедиться в этом поможет приведенная ниже таблица.


Известно, что производство солярки дешевле любого бензина. В свое время, лет пять назад, в Европе повысили цену на дизтопливо, включив в нее специальный экологический налог, который идет исключительно на природоохранные цели. У нас же об этом ничего не слышно. И поэтому было бы вполне логично (и оправданно с точки зрения экономики) привести цены на бензин и дизтопливо в соответствие с понесенными производителями затратами (себестоимостью). Ведь получается, что на дешевом дизтопливе переработчики получают сверхприбыли! И поскольку они монополисты (какая может быть конкуренция между двумя заводами, которым ценовые параметры устанавливает концерн?!), потребитель вынужден участвовать в затеянных ими ценовых играх.

 


Неужели ведомству-монополисту непонятно, что монопольно высокие цены на дизельное топливо увеличивают затраты предприятий на транспортировку грузов, в т.ч. готовой продукции грузовым автотранспортом, который в основном является дизельным?


Есть к концерну «Белнефтехим» еще один вопрос: почему исчезло из продажи менее дорогое биотопливо с применением продукта переработки рапсового масла? Ведь года три назад с помпой было открыто производство в ОАО «Гродно Азот» биодизельного топлива, и сегодня на сайте предприятия можно узнать, что его годовой объем выпуска - 200 тыс. т. В какой-то мере его отсутствие в продаже объясняется неурожаем рапса в 2010-2011 гг., когда сбор его к рекордному 2009 г. составил соответственно 61 и 62%. Это в среднем по году - 377 тыс. т. Но в тех 200 тыс. т биодизельного топлива непосредственно рапсовая добавка - метиловый эфир жирных кислот - составляет лишь 5%, т.е. 10 тыс. т. Если учесть, что для производства 1 т этого сырья требуется 3 т маслосемян, нетрудно подсчитать, что для загрузки производства в Гродно их требуется всего 30 тыс. т.


Хочется также напомнить, что постановлением Совета Министров от 14.05.2007 г. №588 была принята Программа развития масложировой отрасли Республики Беларусь на 2007-2010 гг., которой предусматривалось в 2010 г. получить 1 млн. т рапса, из которых на технические нужды направить около 125 тыс. т. Можно констатировать, что программа полностью провалена!
Но позволю себе предположить, что компонент биотоплива - метиловый эфир жирных кислот - все же продолжают выпускать. И вполне возможно, что его негласно «подливают» в обычную солярку, продаваемую на АЗС. Судить об этом могу, поскольку пару лет назад заправлял машину биодизелем и обратил внимание на специфический запах выхлопа. И сегодня этот «аромат» нередко вылетает из выхлопной трубы.


Возможно, дело здесь вовсе не в неурожае, а в цене, по которой продавался биодизель, поскольку первоначально на это горючее был установлен акциз, который в 7 с лишним раз был ниже налога, применяемого по отношению к обычной солярке? И согласно некоторым данным были заявления представителей органов государственной власти о том, что по этой причине казна недополучила 1 трлн. руб.


Так или иначе, о биодизельном топливе сегодня говорить не принято. А зря! Хочется напомнить слова изобретателя двигателя Рудольфа Дизеля, сказанные им ровно 100 лет назад: «Использование растительного масла в качестве топлива сегодня может показаться малозначимым, однако со временем оно будет так же важно, как нефть или угольные продукты».
Еще больше вопросов возникает у потребителей по природному газу. Еще в конце прошлого года было торжественно заявлено об огромном успехе во взаимоотношениях Беларуси и России, который выразился в том, что цену на «голубое топливо» удалось значительно снизить. Если в 2011 г. она в среднем составили 270 долл. за 1 тыс. куб. м. то в текущем году - 165,6. Как видно, удешевление весьма серьезное: более 100 долл. на каждой тысяче «кубиков», или около 40%.


Казалось бы, эту цены надо «транслировать» по цепочке - до конечных потребителей. Но кончается первый квартал года, а предприятия продолжают платить по прошлогодним тарифам. Например, в феврале предприятиям газоснабжающие организации выставили счет исходя из стоимости 336,2 долл. за 1 тыс. куб. м. Точно такой она была в ноябре и всего на 80 центов больше - в сентябре прошлого года.


Руководствуясь логикой, мы направили в Министерство экономики, которое утверждает цены на природный газ, вопросы, касающиеся перспективы снижения стоимости. В частности, мы интересовались следующим:


•    планируется ли адекватно уменьшению цены на природный газ снизить тарифы на этот энергоноситель для субъектов хозяйствования?


•    в одинаковой ли мере будет осуществлено данное снижение для разных групп предприятий или планируется установить разные тарифы: одни, скажем, для энергетики, другие для промышленных государственных предприятий, третьи - для частных?


•    планируется ли снизить также тарифы на электрическую и тепловую энергию?


Министерство подготовило ответ, за который редакция благодарна этому ведомству. Приведем его полностью и без комментариев, думаем, читатели сами смогут сделать необходимые выводы:


«Снижение цен на импортируемый природный газ позволило уменьшить цены на внутренний рынок для крупных потребителей. Так, для организаций, у которых годовой объем потребления природного газа превышает 500 млн. куб. м, цена установлена на уровне, эквивалентном 245 долл./1000 куб. м, в том числе для организаций, производящих азотные удобрения, - 218,24 долл./1000 куб. м.


Действующие тарифы на энергию в 2012 г. обеспечивают рентабельность энергоснабжающих организаций на уровне около 0,1%. Кроме того, у энергоснабжающих организаций ГПО «Белэнерго» имеется дефицит средств на инвестиционную программу в сумме порядка 3 трлн. руб. Источников для покрытия этого дефицита не имеется.


Необходимо отметить, что во втором полугодии 2011 г. цена природного газа для предприятий реального сектора не обеспечивала даже затрат на покупку импортируемого газа. Для обеспечения бесперебойной поставки природного газа в республику была достигнута договоренность с ОАО «Газпром» о переносе срока оплаты за потребленный природный газ в 2011 г. на 2012 г. Таким образом, в цене на природный газ для реального сектора экономики в 2012 г. предусмотрены суммы долга за 2011 г. Кроме того, возросла нагрузка на реальный сектор экономики из-за увеличения перекрестного субсидирования по населению, так как из-за девальвационных процессов 2011 г. существенно возросла себестоимость энергии и газа, а тарифы для населения практически не изменились.


Таким образом, в настоящее время в Республики Беларусь не рассматривается вопрос о снижении цен (тарифов) на природный газ, электрическую и тепловую энергию для реального сектора экономики, так как это приведет к появлению выпадающего дохода у газо- и энергоснабжающих организаций».


Так что никакого снижения цен, как всегда, не будет!

 

Владимир СВЕРКУНОВ

Результаты выполнения Директивы №4 в 2011 г. неутешительны. По оценкам бизнес-сообщества, озвученным на XIII Ассамблее деловых кругов, выполнено лишь около 50% мероприятий, предусмотренных планом по реализации директивы. Правительство утверждает, что для этого есть определенные причины.


Либерализация не коснулась вопросов обращения и использования государственного имущества. До настоящего времени не приняты изменения в Указ №518, касающийся вопросов аренды.


Государство так и не создало условий для развития спонсорства в Беларуси. Хотя бизнес практически ежедневно получает такие предложения, усилий по совершенствованию законодательства в этой области со стороны заинтересованных органов не наблюдалось. То же касается международной технической помощи.


Предприниматели предлагали уменьшить уставный фонд совместных предприятий до 20 тыс. долл., но и здесь не нашли поддержки государства.


Пока не приняты изменения в Указ №510, касающийся вопросов контрольной деятельности. Проект соответствующего документа разработан, но так и не был согласован.


Не введен и мораторий на конфискацию имущества, не находящегося в собственности лица, совершившего административное правонарушение.


Как отмечали участники Ассамблеи, особенно острым остается вопрос невозможности привлечения наемных работников индивидуальными предпринимателями. Сегодня он уже стал политическим и должен решаться как можно быстрее, отметил сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор МАРГЕЛОВ.


Кроме того, бизнес-сообщество настаивает на амнистии капитала, а также лиц, отбывающих наказание за экономические преступления, санкции по которым не соответствуют общественной опасности деяний.


«Выпуск на свободу 2-3 тыс. толковых директоров и предпринимателей дал бы нашей стране ценный кадровый ресурс», - отметил председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир КАРЯГИН.


Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр КАЛИНИН считает, что в ближайшее время государство должно сконцентрироваться на совершенствовании налоговой системы. Без этого невозможно будет, как планируется, войти в тридцатку стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом.


У бизнеса есть программа действий по достижению этого результата. Его представители предлагают провести реформы по принципу 15-15-15, который предусматривает снижение налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и размера отчислений в Фонд социальной защиты населения до 15%. При этом, уверен Александр Калинин, бюджет не столкнется с уменьшением поступлений.


А. Калинин напомнил, что налоговая нагрузка в Беларуси составляет 62,8%. «С учетом снижения налога на прибыль этот показатель улучшится, но я не думаю, что мы достигнем уровня Российской Федерации (46,5%) и тем более Казахстана (28,6%). Кстати, средняя налоговая нагрузка по региону Европы и Центральной Азии - 40,5%, так что нам есть к чему стремиться», - сказал он.


Заместитель министра экономики Беларуси Антон КУДАСОВ, выступая на форуме, отметил, что формат, в котором бизнес критикует положения Директивы, ему знаком. Примерно так же проходят и заседания правительства.
«Наверное, это хорошо, потому что мы сливаемся в едином порыве, но все-таки так быть не должно. Бизнес гораздо динамичнее и гибче, чем власть», - заявил он.


Как пример конструктивной работы государства в создании равных условий деятельности для разных субъектов хозяйствования А.Кудасов назвал Указ Президента РБ №114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля».


«Те внеплановые проверки, о которых идет речь, - это конкретные действия, которые должны будут предпринять Министерство экономики и местные органы власти для того, чтобы реагировать на вскрытые вами факты злоупотребления доминирующим положением или недобросовестной конкуренции», - сказал А.Кудасов.

 

Алесь СЕРЖАНОВИЧ

Дмитрий ФЕДЧЕНКО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дмитрий ФЕДЧЕНКО, экономист Республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве

 

С 1 января в республике действует новый порядок определения стоимости строительства. О его особенностях рассказывает экономист Республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве Дмитрий ФЕДЧЕНКО.


- Дмитрий Григорьевич, старый порядок ценообразования критиковали за то, что рассчитанная в соответствии с ним цена оказывалась некой абстрактной величиной, лишь очень отдаленно отражающей реальную стоимость объекта. Новый порядок избавлен от этого недостатка?


- Как известно, ранее действовавшие ресурсно-сметные нормы учитывали нормативный расход материальных и трудовых ресурсов и эксплуатации строительных машин и механизмов. При этом стоимостные показатели их расхода были усреднены и не подлежали, за редким исключением, корректировке.


Нынешний порядок также основывается на нормативных расходах трудовых и материальных ресурсов. Другой вариант определения стоимости строительства в наших экономических условиях, в общем-то, и невозможен. Новизна же подхода состоит в том, что, во-первых, стоимостные показатели учитываются в ценах на дату разработки сметной документации; во-вторых, изменение стоимости строительства объекта с даты начала разработки сметной документации до завершения нормативного срока строительства будет определяться через прогнозные индексы цен в строительстве. Напомню, что на 2012-2014 гг. эти индексы утверждены постановлением Минэкономики от 26.01.2012 г. №10; наконец, в-третьих, цена «завязана» на нормативную продолжительность строительства, определяемую в проектной документации.


Таким образом, появится возможность более объективно формировать учетную стоимость объекта в бухгалтерских документах и принимать его к учету в качестве основных средств.

Позитивное влияние новая система окажет и на экспорт строительных услуг. Объективные цены позволят шире регулировать взаимоотношения участников на основе типовых контрактов Международной федерации инженеров-консультантов (ФИДИК).


И, конечно, станет гораздо меньше поводов для споров и конфликтов между строителями и заказчиками.
Новые правила ценообразования установлены Указом главы государства от 11.08.2011 г. №361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства и внесения изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь», а также рядом нормативных правовых актов, принятых в его развитие.


   - Одна из важнейших составляющих сметной стоимости строительства - заработная плата. Как меняется порядок ее определения?


Согласно нормативным актам заработная плата определяется исходя из нормативных затрат труда рабочих по видам выполняемых работ в человеко-часах, учтенных в нормативах. В свою очередь стоимость одного человеко-часа рассчитывается на основе данных Национального статистического комитета о номинальной начисленной среднемесячной заработной плате по строительству на первое число месяца, предшествующего дате разработки сметы, в среднем по республике (за исключением г. Минска) и нормативного рабочего времени 170 ч в месяц. Для строительства в столице берется сложившийся здесь среднемесячный уровень заработной платы.


В связи с тем, что Национальный статкомитет учитывает все выплаты и различные доплаты, сложившиеся в строительных организациях, значительно упрощается порядок ее отражения в актах сдачи-приемки выполненных работ.


- Хотелось бы уточнить также, что изменилось в порядке определения стоимости материальных ресурсов?
Поскольку на долю материальных ресурсов приходится 50-65% сметной стоимости строительства, ее объективность, конечно, исключительно важна.


Цены строительных материалов, изделий и конструкций теперь определяются на основании текущих цен с учетом данных мониторинга. И чем большее их количество удастся охватить мониторингом, тем более достоверным окажется стоимость строительства. Текущие цены на материальные ресурсы будут рассчитываться ежемесячно в зависимости от их назначения по регионам или в среднем по республике.


Транспортные затраты, включая заготовительно-складские расходы, по доставке материалов от предприятий-изготовителей и (или) поставщиков до приобъектного склада объекта строительства определяются по трем зонам строительства (городское, в сельской местности и в г. Минске) в процентной норме от стоимости строительных материалов.


- А что можно сказать по поводу исчисления общепроизводственных и общехозяйственных расходов и прибыли?


- Прежде всего отметим, что изменилось само название таких расходов. Ранее использовались термины «накладные расходы» и «плановые накопления».


Интересующие нас правила содержатся в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Минстройархитектуры от 23.12.2011 г. №59, приложение Д. Пересказывать их нет смысла, но вот что хотелось бы подчеркнуть. Согласно Положению о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, общереспубликанские и ведомственные (разработанные соответствующими республиканскими органами государственного управления) нормативы расхода ресурсов является обязательными при составлении сметной документации и определении сметной стоимости строительства следующих объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств:

- республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов,
- внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства;
кредитов банков под гарантии правительства и областных, Минского городского исполнительных комитетов.
Упомянутые нормативы обязательны также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).


- На какие еще новации в сфере ценообразования следует обратить особое внимание?


- На мой взгляд, таких особенностей несколько. Согласно новой Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении изменился размер норматива средств на непредвиденные работы и затраты. В гл.10 «Средства заказчика, застройщика» отдельной строкой теперь включаются средства на проектные и изыскательские работы и средства на проведение экспертизы.


Кроме того, в данной Инструкции не учтены (ранее они учитывались) затраты на премирование за ввод в действие в срок объектов строительства.

Вопросы возможности премирования за ввод в действие в установленный срок объектов строительства теперь должны решаться в каждом конкретном случае договором подряда, что и предусмотрено п.12 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда (в редакции постановления Совета Министров от 30.06.2011 г. №875).

Будет ли эффективным новый порядок ценообразования в строительстве, покажет время. Очень многое зависит от стабильности в экономике, реальных прогнозных индексов цен в строительстве, ряда других факторов, определяющих сметную стоимость строительства объектов. Но главное, конечно, - экономическая стабильность, низкий уровень инфляции, позволяющий до минимума сократить разрыв между «расчетной» и «реальной» ценами строительства. Справка журнала «Директор»


Основные нормативно-правовые акты по ценообразованию в строительстве
Постановление СМ РБ от 18.11.2011 г. №1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 г. №361». Документом утверждены:

- Положение о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении;
- Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе работ по строительству). Документы Министерства архитектуры и строительства РБ
   Постановление от 18.11.2011 г. №51 «О некоторых вопросах по определению сметной стоимости строительства объектов». Документом утверждены:

  •  Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении;
  •  Инструкция о порядке определения сметной стоимости пусконаладочных работ и составления сметной документации на основе нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении.

Постановление от 23.12.2011 г. №59, которым утверждены «Методические рекомендации о порядке разработки и утверждении норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли, применяемых при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации».


Приказ от 23.12.2011 г. №450 «Об утверждении нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и Методических указаний по их применению». Данным приказом утверждены 129 сборников нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы, монтаж оборудования, ремонт объектов, реставрационно-восстановительные работы по материальным историко-культурным ценностям, на пусконаладочные работы.


Приказ от 29.12.2011 г. №457, которым утверждены «Методические указания о порядке расчета текущих цен на ресурсы, используемые для определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении».

Андрей Вашкевич

Андрей ВАШКЕВИЧ, руководитель судебной практики ООО "Степановский, Папакуль и партнеры"

Сегодня редкому предприятию удается избежать судебных споров, а значит, для наших читателей актуален анализ качества системы хозяйственного правосудия, равно как и законности принимаемых ею решений. Оценку им редакция попросила дать руководителя судебной практики ООО «Степановский, Папакуль и партнеры» Андрея ВАШКЕВИЧА.


   - Андрей Станиславович, как утверждает статистика, отменяется не более нескольких процентов решений хозяйственных судов. Получается, что качество работы белорусских судей выше всяких похвал. Но сами участники процессов дают им обычно гораздо более сдержанные оценки, причем даже в тех случаях, когда требования стороны были удовлетворены. Где, на ваш взгляд, истина?
   - Рискую показаться банальным, но истина как всегда - посередине. Качество решений в ряде случаев вызывает справедливые нарекания. Тем не менее большинство конфликтов хозяйственными судами разрешается удовлетворительно.
Можно говорить и о доступности системы хозяйственного правосудия. В частности, сроки рассмотрения дел в Беларуси едва ли не самые короткие на постсоветском пространстве. Как правило, в первой инстанции это от 1 до 4 месяцев в зависимости от категории дела и его сложности.
В разумных пределах находятся судебные издержки, хотя здесь необходимо учитывать некоторые нюансы. У нас используется прогрессивная система исчисления государственной пошлины по имущественным требованиям без максимального предела, что может быть обременительно, если предметом спора является крупная денежная сумма. А стоимость экспертизы может превысить сумму иска. На практике мы пришли к выводу, что для сумм в пределах 50 млн. руб. экономически эффективным является использование переговоров, претензий, приказного порядка и примирения.
   - А что мешает судам принимать только качественные решения?
   - Прежде всего, судебный брак обусловлен, конечно, пробелами и противоречиями в законодательстве. Но есть и другие причины.
Высокой остается и нагрузка на судей. Она несколько снизилась после того как в прошлом году были внесены изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс. Большое количество споров сейчас передается в приказное производство, применяется и примирительная процедура. Однако проблема все еще актуальна. У судей остались самые сложные, а следовательно, трудоемкие дела, и количество их растет. Так что времени для глубокого изучения материалов, анализа законодательства, не говоря уже о самообразовании, судьям по-прежнему остро не хватает. Значительно возросла в последнее время и нагрузка на специалистов судов, ведь им теперь приходится выполнять и обязанности посредников.
И самое главное - не улучшается ситуация с исполнением решений. Только половина их «закрывается» полностью, 25% - частично, по остальным же выигравшая сторона не получает ничего.
   - Для субъектов хозяйствования исключительно важна предсказуемость результата судебного разбирательства. Насколько возможно прогнозирование в этой сфере?
   - В целом решения хозяйственных судов достаточно предсказуемы. По моим наблюдениям, юрист, обладающий практическим опытом, может сделать прогноз с точностью, близкой к 80%.
Вероятность прогноза повышается, если затрагиваемые правоотношения четко урегулированы законодательством, в судебной практике выработан единообразный подход к подобного рода спорам, имеется заключение эксперта либо государственного органа по спорному вопросу. Добавлю, что апелляционная инстанция, как правило, оставляет решение суда первой инстанции в силе.
Соответственно непредсказуемость решений связана, главным образом, с наличием коллизий либо пробелами законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также новизной поднимаемых вопросов.
   - Какова, на ваш взгляд, вероятность выигрыша спора, стороной которого выступает государственный орган?
   - Прецеденты выигрыша спора коммерческими организациями имеют место, более того, в последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа положительных для субъектов хозяйствования решений.
Решения, вытекающие из договорных и иных гражданских правоотношений с участием представителей власти, менее предсказуемы, чем решения, связанные с осуществлением государственным органом своих управленческих полномочий. Договорные споры, по общему правилу, не отличаются какой-либо спецификой.
Важно отметить и следующий момент. Государственные органы могут выступать не только стороной по делу, но и участвовать в нем в иных формах, таких как, например, дача заключения, проведение экспертизы, подача своих комментариев по рассматриваемым вопросам. Как правило, суды учитывают позицию данных органов.
   - Вернемся к теме качества белорусских законов. В чем их основные недостатки?
   - В первую очередь, это отсутствие норм, регулирующих некоторые спорные отношения, внутренние противоречие правовых актов, равно как и коллизии между ними.
    Так, по одному из дел предприятие обратилось в хозяйственный суд с иском, в котором просило на время рассмотрения дела приостановить решение Министерства экономики об аннулировании лицензии. Хозяйственный процессуальный кодекс косвенно допускает такую возможность, однако материальный закон императивно запрещает деятельность без лицензии. Таким образом, нарушается право заявителя на надлежащую судебную защиту.
    Стоит назвать также несоблюдение баланса интересов сторон, большое количество оценочных норм и норм, не в полной мере отвечающих интересам гражданского оборота.
    Например, в соответствии со ст.392 Гражданского кодекса, если в период от заключения до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий для сторон иные, нежели те, которые действовали при заключении договора правила, то условия договора должны быть приведены в соответствие с новыми нормами законодательством. Таким образом, к примеру, у инвесторов появляются серьезные дополнительные риски, поскольку легально могут быть отменены любые гарантии, предоставленные под реализацию инвестиционного проекта.
   Еще пример досадного пробела в законодательстве. На протяжении уже многих лет ведутся разговоры о недостаточной урегулированности такого института, как лизинг. В частности, лизингополучатель, выплативший 99% платежей, при долге в 1% может лишиться арендованного имущества. То есть у него не останется ни денег, ни оборудования. С другой стороны, нуждаются в дополнительной защите и права банка, у которого залогодатель берет кредит под покупку объекта лизинга для последующей передачи лизингополучателю.
   Особая тема - наличие в законодательстве оценочных норм. Так, в силу ст.314 ГК, если неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить. Хозяйственные суды выработали свои критерии оценки несоразмерности: это могут быть чрезвычайно высокий процент, установленный в договоре, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков (в том числе превышение суммы неустойки над суммой невозвращенного долга), непродолжительный срок исполнения обязательства и др. Несмотря на верный общий подход, что неустойка носит обеспечительный характер и не должна вести к обогащению другой стороны, эти критерии также не имеют абсолютного характера и оцениваются в каждом конкретном случае.

 

 

   - Около года назад в Гражданский и Хозяйственный процессуальный кодексы внесены существенные изменения, которые, по идее, должны были способствовать повышению качества отправления правосудия. Что в итоге получилось на практике: действительно лучше или «как всегда»?
   - Одно из существенных новшеств состоит в том, что теперь до обращения в суд необходимо направить другой стороне претензию. Тем самым предполагалось снизить нагрузку на судей. На практике же получилось дополнительное ограничение для обращения в суд. С другой стороны, у лиц, участвующих в деле, появляется дополнительная возможность урегулировать спор, не прибегая к судебной процедуре, что экономит и время, и деньги.
   Еще одна новелла ХПК - закрепление права суда на обязательное назначение примирительной процедуры, а также универсальность ее применения независимо от стадии процесса. И опять мы имеем двойственный результат: стимул к альтернативному разрешению споров, возможность экономии денежных средств, но и увеличение сроков рассмотрения дел.
   В заключение хотелось бы отметить, что недостатки присущи судебным системам всех постсоветских стран, в Беларуси же тенденция работы по их постепенному исправлению ведется, пожалуй, наиболее системно. Так что есть все основания надеяться, что создание современной, высокопрофессиональной, действительно цивилизованной системы хозяйственных судов - дело времени.