fbpx

Олег АНДРЕЕВ, главный специалист по М&А Департамента международных и фондовых операций ЗАО «Альфа-Банк» (Беларусь)

 

По состоянию на 1 января 2012 г. объем валового внешнего долга (ВВД) Беларуси превысил 34 млрд. долл., что составля­ет 62,3% ВВП. В общей сумме ВВД на долю государства при­ходится 13,9 млрд., а 20,1 млрд. принадлежат частному сек­тору. По официальным данным, доля госдолга в совокупном внешнем долге составляет 40,8%. А поскольку около 80% ВВП Беларуси формируют предприятия, которые напрямую либо косвенно контролируются государством, значит, боль­шая часть корпоративного долга может быть отнесена к ква­зигосударственному. Обязательства по выплате основной суммы и процентов по нему государству придется выполнять в ближайшем будущем. Поэтому сегодня потенциал привле­чения обычных кредитных ресурсов в белорусскую экономи­ку себя практически исчерпал - пришло время активно за­действовать альтернативные источники финансирования.

 

НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЗАИМСТВОВАНИЯ

Развитие процессов глобали­зации и глобальной конкуренции диктует свои условия: экономика должна опираться на долгосроч­ные источники финансирования, а также новые современные тех­нологии, которые приходят на рынок вместе со стратегически­ми инвесторами. В настоящее вре­мя надо максимально активизи­ровать работу с инвесторами, для чего будет разумно задействовать следующие инструменты:

     прямые стратегические инвес­тиции;

     финансовые инвестиции;

     проведение IРО акций бело­русских предприятий на зару­бежных фондовых площадках и внутри страны.

Как показывает практика, раз­мещение облигаций белорусских эмитентов на зарубежных рынках один из эффективнейших инс­трументов привлечения ресурсов. Так, в 2010-2011 гг. Министерство финансов успешно разместило ев­рооблигации на Люксембургской, Франкфуртской и Московской фондовых биржах. Следователь­но, аналогичные выпуски без про­блем могут совершать и корпора­тивные белорусские эмитенты. Например, ОАО «Белагропром-банк» воспользовался такой воз­можностью в 2010 г., когда при­влек на международных рынках 100 млн. долл. путем размещения CLN (Credit linked notes).

Аналогичные планы строят сейчас многие крупные белорус­ские эмитенты. И зачастую при подготовке к IРО размещение ев­рооблигаций становится первым шагом на пути формирования ре­путации среди потенциальных инвесторов, которые очень тре­бовательны в отношении про­зрачности ведения бизнеса, соб­людения международных стан­дартов отчетности и корпоратив­ной культуры.

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СФЕРЫ

Если говорить о первой аль­тернативе кредитам - прямых стратегических инвестициях, то этот процесс должна стимулиро­вать активная приватизация госу­дарственного имущества. Сегодня практически все реализованные в Беларуси приватизационные про­екты вполне успешны. Но, как уже отмечалось выше, сейчас около 80% ВВП формируется компани­ями, которые напрямую или кос­венно контролирует государство. При этом ни у кого не вызывает сомнения, что эффективность та­кого контроля довольно низкая. Государству необходимо опреде­лить для себя исчерпывающий пе­речень стратегических предпри­ятий. Все остальные компании должны стать частными и полу­чить стратегического инвестора, привлечь которого можно путем проведения открытого тендера либо в ходе прямых переговоров с инвесторами.

Несмотря на существующие проблемы экономического и по­литического характера, Беларусь в целом остается привлекатель­ной для иностранных инвесторов. В первую очередь их интересуют те промышленные отрасли, кото­рые работают на местном сырье, имеют высококвалифицирован­ные кадры или продукция кото­рых пользуется стабильным спро­сом у потребителей. С этой точ­ки зрения наибольшие перспек­тивы имеют пищевая промышлен­ность, машиностроение, IT-сфера, сельское хозяйство, транзит­ные (транспортные), логистичес­кие услуги, переработка древеси­ны, мебельное производство, роз­ничная торговля.

Что касается второй альтерна­тивы - инвестиций в акционерный капитал, то в 2011 г. их объем со­ставил около 2,9 млрд. долл., из них 2,5 млрд. пришлось на приоб­ретение «Газпромом» 50% акций ОАО «Белтрансгаз», плюс бело­русские банки привлекли в свои уставные фонды прямые иност­ранные инвестиции на сумму око­ло 200 млн. долл. Понятно, что цифры могли быть намного боль­ше, если бы помимо средств стра­тегических инвесторов в акци­онерный капитал предприятий были получены ресурсы инвести­ционных фондов. Поскольку эти инвестиции не являются страте­гическими и приходят не «навсег­да», инвестиционные фонды кров­но заинтересованы в быстром и качественном росте бизнеса. Они, как правило, приобретают до 35% акций (долей) в бизнесе, после че­го направляют эти ресурсы на его развитие, чтобы через 3-5 лет вы­годно продать свою долю в компа­нии. Выход инвестфонда из бизне­са может осуществляться через:

   продажу своей доли стратеги­ческому инвестору;

   продажу своей доли существую­щим акционерам;

   путем проведения IРО.

В данном случае необходимо понимать, что речь идет именно о среднесрочных инвестициях, а не о спекуляциях на фондовых рын­ках. Поэтому стратегия выхода инвестора из инвестиций разраба­тывается еще до момента его «вхо­да» в проект. При этом наличие в стране развитого и ликвидного фондового рынка является для ин­вестора дополнительной гаранти­ей того, что он получит доход или сможет минимизировать убытки. Конечно, примеров сделок с учас­тием финансовых инвесторов в Беларуси гораздо меньше, чем с участием стратегических, но, тем не менее они есть, и это направ­ление обладает существенным по­тенциалом.

Особую активность в данной сфере проявили международные финансовые организации ЕБРР и МФК, которые инвестировали свой капитал в такие компании, как ОАО «Приорбанк», «Вест-Ост Юнион» (сеть магазинов детской одежды «Буслiк»), «Атлант-Теле­ком», «БНБ-Банк» и др. Активны­ми игроками на белорусском рын­ке являются и фонды прямых ин­вестиций Ноrizon Сарital (МТ-банк), А1 (сеть магазинов «Бел-маркет»), RRY Сарital (розничная торговля, недвижимость). Финан­совые инвестиции в белорусские активы осуществляют и частные иностранные компании, работа­ет также несколько проектов по созданию частных национальных фондов прямых инвестиций.

IРО НАМ «НЕ ПО ЗУБАМ»

Еще одним инструментом при­влечения инвестиций в белорус­скую экономику является перво­начальное публичное размеще­ние ценных бумаг (акций или де­позитарных расписок) эмитен­та на международных или регио­нальных фондовых биржах - IРО. Его воз­можности периодически обсужда­ются, но практического примене­ния он пока не находит. В разное время планы прове­дения IРО озвучивались на самом высоком уровне - речь шла о таких компаниях, как Беларусбанк, Белагропромбанк, БелАЗ, Беларуськалий, «Нафтан», МНПЗ, время от времени возможность примене­ния этого инструмента рассматри­вает и крупный частный бизнес. Справедливости ради отметим, что начиная с середины 2008г., вы­годное размещение акций на меж­дународных площадках для эми­тентов стран СНГ стало проблема­тичным. Так, если с 2010 г. возмож­ность проведения IРО для россий­ских компаний существенно воз­росла, то для белорусских эмитен­тов ее «на корню загубил» кризис 2011 г.

К тому же многим белорусским предприятиям IРО явно «не по зу­бам», так как является самым доро­гим видом привлечения ресурсов в капитал компании. Совокупные расходы на проведение публич­ного размещения акций составля­ют 7-10% общего объема эмиссии (в некоторых случаях могут до­стигать 30%). Структура расходов эмитента по IРО выглядит следую­щим образом:

     вознаграждение андеррайте­ра. Для европейских бирж сто­имость услуг составляет 3-4% привлеченных средств, для бирж США-от 6,5 до 7%;

      затраты на привлечение кон­сультантов (юридический кон­салтинг, аудит, РК-консалтинг) - 3-6% стоимости размещаемого пакета акций;

       стоимость листинга (оплата ус­луг биржи). Размер вознаграж­дения зависит от выбранной биржи, но, как правило, составляет не более 0,1% стои­мости размещенного пакета ак­ций. Например, расходы, свя­занные с размещением пакета акций стоимостью до 100 млн. долл. на Лондонской бирже, со­ставляют порядка 60 тыс. долл.;

    расходы на раскрытие инфор­мации перед публичными ин­весторами;

    создание отдела по подготов­ке отчетности по МСФО. В эти расходы включают стоимость набора персонала (оценочно, расходуется сумма до 50 тыс. долл.).

По существу IРО является имиджевым инструментом, кото­рый призван показать абсолют­ную прозрачность эмитента для инвесторов, поэтому его примене­ние требует взвешенного подхода. Несмотря на многолетнее обсуж­дение вопроса о необходимости внесения изменений в законы Рес­публики Беларусь, белорусские эмитенты до сих пор не могут на­прямую размещать свои акции на зарубежных площадках. И дело не только в формальных критериях наличия аудированной отчетнос­ти по МСФО. В нынешних услови­ях провести полноценное разме­щение своих акций может только холдинговая компания, зарегист­рированная в одной из стран ЕС и являющаяся акционером белорус­ской компании. Очевидно, что та­кой вариант может быть реализо­ван только частной компанией, но не государственным предприяти­ем. А поскольку частный бизнес в Беларуси слишком мал и практи­чески неизвестен инвесторам из дальнего зарубежья, то неудиви­тельно, что он не может быть при­влекательным объектом для ин­вестиций.

Наиболее популярными пло­щадками для эмитентов стран СНГ являются биржи в Лондоне, Франкфурте (Россия и Казахстан) и Варшаве (Украина). Хотя в пос­леднее время существенно активи­зировалась и российская объеди­ненная площадка ММВБ-РТС, ко­торая пытается продвигать свои услуги для иностранных эмитен­тов. Таким образом, сейчас, когда Беларусь вошла в ЕЭП, что пред­полагает межгосударственную унификацию функционирования фондовых рынков и рынков капи­тала, а также принимая во внима­ние широкую известность бело­русских эмитентов среди инвесто­ров стран СНГ, площадка ММВБ-РТС (несмотря на более низкий по сравнению с биржами в Лондоне, Франкфурте или Варшаве уровень ликвидности) является для бело­русов самой перспективной для проведения IРО.

Несмотря на то что пока ни один белорусский эмитент так и не разместил напрямую свои акции на иностранных площадках, бело­русские компании все же котиру­ются на международных биржах в составе более крупных материнс­ких структур. Например, в 2007г. первой из белорусских компаний в проведении 1РО участвовало ЗАО «Милавица» (в составе эстонской группы компаний Silvano Fashion Group). В том же году на Варшавс­кой бирже были размещены акции ведущей белорусской IТ-компании «АSBIS». А в 2011 г. размещение акций на Лондонской бирже про­вела ГК «ГМС», в состав которой в настоящее время входят два бе­лорусских предприятия: ОАО «За­вод Промбурвод» (приобретено в 2008 г.) и ОАО «Бобруйский маши­ностроительный завод» (приоб­ретено в 2011 г.). В 2012 г. один из крупнейших разработчиков про­граммного обеспечения в ЦВЕ -компания ЕРАМ провела IРО на Nasdaq. Кстати, основателями ком­пании являются выходцы из Бела­руси, а в Минске находится один из крупнейших центров разработ­ки со штатом сотрудников 2,7 тыс. человек. В настоящее время идет активная подготовка к IРО ОАО «БелАЗ».

Как видим, белорусские пред­приятия начали осваивать аль­тернативные банковским креди­там источники получения капита­ла. Но, к сожалению, пока только частный бизнес стремится к рас­ширенному использованию ресур­сов фондов частных инвестиций или IРО. Что касается государст­венных предприятий, то их топ-менеджмент  явно   недооценивает перспективы и эффективность применения этих инструментов. Изменить сложившуюся парадигму, основанную на преимущественном использовании долговых ресурсов, способно только государство путем разработки внятной и последовательной программы приватизации, не забыв при этом создать равные условия для обеспечения деятельности всех субъектов белорусской экономики независимо от их права собственности.