fbpx

 

В начале этого года официальные средства массовой информации бодро рапортовали о постоянном увеличении притока иностранных инвестиций в Беларусь, приводя в пример год минувший. Но если внимательнее присмотреться к цифрам, можно увидеть несколько иную картину.

 

На самом деле отмечавшийся в прошлом году рост прямых иностранных инвестиций в экономику был обеспечен за счет всего двух факторов.

Во-первых, это известная сделка по продаже «Белтрансгаза» в декабре, принесшая 2,5 млрд. долл. Помимо этого в период с января по ноябрь 2011 г. приток прямых иностранных инвестиций в Беларусь составил всего 1,3 млрд. долл. Если учесть, что правительство страны предполагало никак не менее 6,4 - 6,5 млрд. долл. таких инвестиций, то становится и вовсе грустно.

Во-вторых, действительно присутствовавший в первой половине 2011 г. рост прямых иностранных инвестиций в значительной степени происходил за счет реинвестированных доходов. Но как можно рассуждать о постоянном увеличении притока инвестиций, если речь идет не о появлении новых инвесторов, а о прибыли, которую получили и не изъяли их предшественники, не очень понятно.

Впрочем, в середине лета начал иссякать и этот источник, в период с июля по ноябрь 2011 г. в экономику пришло менее 300 млн. долл. Позднее, как уже упоминалось, ситуацию несколько поправила продажа «Белтрансгаза».

Подобные тенденции сохраняются и в нынешнем году. Согласно статистике, с января по февраль в белорусскую экономику поступило 140,5 млн. долл. прямых иностранных инвестиций на чистой основе. Из них в реальный сектор экономики было привлечено 132,5, а в финансовый - 8 млн. долл. Несмотря на некоторый успех (например, в тот же временной промежуток в прошлом году в реальный сектор экономики было привлечено 62,8 млн. долл.), сумма в 140,5 млн. долл. соответствует приблизительно 3,8% от плана на 2012 г., который составляет 3,7 млрд. долл.

К тому же не удалось привлечь инвестиции путем продажи государственных акций, а также недвижимости.

В принципе инвестиционный план на текущий год можно было бы выполнить, продав какой-нибудь из крупных активов - так же, как это было с «Белтрансгазом». В инвестиционном плане говорится и о продаже госимущества в рамках обязательств Беларуси перед антикризисным фондом ЕврАзЭс, причем на сумму не менее 2,5 млрд. долл. Как помнится, «Белтрансгаз» стоил столько же. Похоже, выполнение годового плана по привлечению прямых иностранных инвестиций в Беларусь путем продажи крупных предприятий на эту сумму становится своего рода национальной традицией.

К сожалению, приватизационный список государственных предприятий, предназначенных на продажу, до сих пор не опубликован, а ведь продаже предприятий, тем более значительных, обычно предшествуют оценка и переговоры о цене. Времени для выполнения этих действий остается все меньше.

Особую пикантность ситуации придает тот факт, что под сомнение ставится выполнение уже ранее урезанного плана. Ведь в связи с возникшими в 2011 г. финансовыми проблемами показатели притока иностранных инвестиций в экономику были пересмотрены в сторону значительного уменьшения. Если в прошлом году в экономику планировалось привлечь 6,4-6,5 млрд. долл., то в нынешнем году 3,7 млрд., из которых на реальный сектор приходится 1,2 млрд. А, например, Министерство промышленности обязано привлечь в 2012 г. прямых иностранных инвестиций на 193 млн. долл., что в 8 раз меньше, чем в 2011 г. Таким же образом облегчили бремя Министерству сельского хозяйства. От него ожидается 90 млн. долл., что в 7,7 раз меньше суммы, требовавшейся согласно прогнозу в прошлом году.

И это вполне разумно, если учесть, что к большинству отраслям, за исключением транспорта, иностранные инвесторы и раньше не проявляли большого интереса. Например, в 2011 г. наибольшим интересом у них пользовались оптовая торговля и торговля через агентов (более 40% общего количества прямых иностранных инвестиций), а также транспорт и связь (более 40 %). Значительно менее популярными оказались промышленность (более 7%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (2,5%), строительство (0,6%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (0,2%), гостиницы и рестораны (0,1%).

Как видим, планы белорусского правительства относительно привлечения иностранных инвестиций и намерения иностранных инвесторов по вложению средств в экономику Беларуси по-прежнему кардинально расходятся. Что, впрочем, учитывая местный бизнес-климат, а также международные рейтинги нашей страны, совершенно неудивительно.

 

Юлия ДАШКЕВИЧ