Иван БАМБИЗА, заместитель Государственного секретаря - член Постоянного Комитета Союзного государства
Союзное государство отмечает совершеннолетие - эта структура была создана 2 апреля 1996 г., когда президенты двух стран подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Тогда же в календаре появился новый праздник - День единения народов Беларуси и России. Что же радостного принесла эта дата гражданам двух государств? Оправдало ли Союзное государство возлагавшиеся на него надежды? Какое место занимает сегодня Союз в ряду других интеграционных проектов на постсоветском пространстве? На эти и другие вопросы редакции отвечает заместитель Государственного секретаря - член Постоянного Комитета Союзного государства Иван БАМБИЗА.
- Иван Михайлович, многие наблюдатели считают, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве идут в несколько декларативной форме. Создано несколько объединений, но серьезного влияния на отношения между государствами и жизнь людей они пока не оказывают. Что касается Союзного государства, то с заключением договора о ЕЭП оно выглядит как дублирующая структура с не вполне понятными функциями. Возникает вопрос: есть ли у него будущее?
- Ответ на первую часть вопроса может быть либо очень пространным, ибо одно перечисление союзных программ, проектов, мероприятий, нормативных правовых актов заняло бы не одну страницу, либо коротким, основанным буквально на нескольких аргументах от противного. Думаю, для нашей беседы лучше подходит второй вариант. При неинтеграционном сценарии развития событий вряд ли можно было бы говорить и об отсутствии границы между нашими странами, и о равных правах граждан, и о столь тесном сотрудничестве в торговле, военно-технической, научной, социальной сферах, борьбе с преступностью и обеспечении безопасности государств Союза.
Союзное государство, разумеется, не реализовало еще и малую толику своего потенциала, но при всех трудностях роста сегодня оно является самым выстроенным и продвинутым интеграционным проектом на постсоветском пространстве, чей опыт помогает оформлению и развитию всех других объединений. Может быть, они когда-то поднимутся до того уровня сотрудничества, который достигнут Союзным государством и даже уйдут вперед, но это уже будет совсем другая эпоха, я не беру на себя смелость заглядывать так далеко в будущее.
Как видите, нет никаких оснований говорить о недостаточной роли Союзного государства, тем более его бесперспективности. Если бы действительно имелась ситуация дублирования функций, параллельного движения, то сценарий «растворения» меньшего объединения в более крупном и универсальном мог рассматриваться в качестве вероятного. Пока же мы имеем явно опережающее движение как раз в рамках «союзного» проекта. Помимо своей несравнимо большей правовой оформленности, он отличается еще и глубиной, разносторонностью, которые в обозримом будущем едва ли могут быть достигнуты в любых других образованиях.
По поводу возникающих иногда разных подходов к решению конкретных вопросов могу сказать только одно: они не оказывают существенного влияния на процесс интеграции. Да, в некоторые периоды он пробуксовывает, в другие - резко набирает ускорение, но при этом подчиняется логике стабильного партнерства, а не иной. На фоне самых теплых отношений между нашими странами порой ощущается его явное торможение. Начинаем разбираться, в чем дело, и оказывается, что на уровне ведомств, порой даже конкретных исполнителей, не решаются какие-то чисто технические вопросы. Как только удается их урегулировать, продолжается движение вперед.
- В условиях финансовых проблем в Беларуси в 2011 г. активизировались миграционные процессы. С одной стороны, в Союзном государстве создаются цивилизованные условия трудовой миграции, с другой - высокая социальная защищенность граждан Союзного государства способствует оттоку из Беларуси наиболее высококвалифицированной рабочей силы. Не планируется ли в связи с этим внести коррективы в миграционную политику?
- Мы поставили стратегическую цель: обеспечить равные права гражданам наших стран и последовательно работаем в этом направлении. Это задача - на десятилетия и, естественно, ее решение не может зависеть от экономической конъюнктуры.
С другой стороны, создание Союзного государства ни в коей мере не отменяет конкуренции, в том числе и за трудовые ресурсы. В то же время я глубоко уверен, что интеграция предоставляет как государствам, так и предприятиям самые широкие возможности для решения любых экономических проблем.
Если работник какого-то завода, особенно из числа старших менеджеров, ведущих специалистов переехал в Россию и устроился на аналогичное предприятие, то наиболее правильным будет рассматривать этот факт не как «опасный отток кадров», а как первый шаг к созданию механизма экспансии на рынок соседней страны. Ведь вчерашние сотрудники могут стать прекрасными агентами кооперации двух предприятий. Конечно, чтобы такая схема действовала, специалист должен уйти с прежнего места работы без чувства горечи. То есть на уровне предприятий нужна предельно лояльная миграционная политика, любые искусственные препятствия могут рикошетом ударить по их имиджу, снизить возможности для сотрудничества.
- Тему экономического сотрудничества хотелось бы продолжить. Думаю, вы согласитесь, что нынешний уровень кооперационных связей между предприятиями наших стран может быть охарактеризован как «недостаточный, невысокий». Что мешает более полно задействовать уже созданные в рамках Союзного государства механизмы экономической интеграции?
- Думаю, что главную роль тут играют два фактора - недостаточность времени и дефицит материальных ресурсов. Процесс интеграции в Европейский союз в максимально благоприятных политических и экономических условиях шел на протяжении более полувека. Известно, какую колоссальную безвозмездную помощь, в том числе для создания современной хозяйственной инфраструктуры, получили в свое время новые члены ЕС.
Союзное государство пока еще очень молодо, а условия его становления трудно назвать идеальными. По вполне объективным причинам Беларусь и Россия в эти годы строили свои экономики по разным моделям, сближение которых началось только в последнее время. К тому же Россия не имела возможности, а на первых этапах, надо признать, и большого желания, становиться активным донором построения интеграционных связей; популярной была точка зрения, что ей не следует растрачивать ресурсы на поддержку других государств. Только в последнее время стали достаточно громко звучать голоса политиков, которые видят необходимость и выгодность экономического стимулирования интеграционных процессов.
Стремление получить от интеграции немедленную, причем максимальную экономическую выгоду, мешает и созданию общих структур на уровне предприятий. Характерный пример - ситуация в аграрном секторе Беларуси, особенно в животноводстве. За последнее время здесь сформированы полные технологические цепочки. Налажено производство кормозаготовительной техники, построены комбикормовые заводы, животноводческие комплексы, перерабатывающие предприятия, формируются логистические структуры и сбытовая сеть. Что не менее важно, успешно решаются социальные проблемы села. Все это определило высокую инвестиционную привлекательность отрасли. И вот появляется некая компания, которая заявляет о своем желании в ней работать, но при этом она не планирует вкладывать средства в развитие инфраструктуры, тем более в строительство жилья, а желает заниматься исключительно переработкой продукции, чтобы получать максимальную прибыль при минимуме затрат. Простите, но снимать сливки мы и сами неплохо умеем. Партнеры нам нужны в первую очередь там, где создаются долговременные, капиталоемкие проекты. Уверен, постепенно субъекты хозяйствования Беларуси и России придут к такому уровню сотрудничества. Хотя для этого, конечно, надо еще пройти большой путь по сближению условий экономической деятельности в наших странах.
- Такое сближение, помимо прочего, требует упорядочивания индивидуальных налоговых льгот, которые сегодня массово предоставляются субъектам хозяйствования в Беларуси и которые не предусмотрены ни союзным законодательством, ни законодательством ЕЭП. Какие видятся пути решения этой проблемы?
- Прежде всего, я бы не стал ее драматизировать, как сегодня это делают некоторые СМИ. Практика предоставления льгот широко распространена на всем пространстве СНГ, достаточно вспомнить, на каких условиях пришли в Россию многочисленные западные автопроизводители.
И что такое льготы, предоставляемые Беларусью инвесторам? По сути они направлены на компенсацию негативного имиджа, который создан республике стараниями определенных кругов Запада. Да, в стране в 2011 г. наблюдался всплеск инфляции, но сегодня ее экономика нормально функционирует, экспорт, в том числе и в страны ЕС, за год вырос чуть ли не вдвое, с начала года обеспечивается положительное сальдо торгового баланса, погашена инфляция. Тем не менее, банковской системе понижают суверенный рейтинг, на страну оказывается беспрецедентное политическое давление. Конечно, все это серьезно сказывается на оценках инвестиционного климата, и если не «включить» дополнительные стимулы для вложения капитала именно в белорусскую экономику, то сложно рассчитывать на активное внимание к ней деловых людей Запада.
Думаю, что понимание особенностей инвестиционной ситуации в Беларуси есть и у руководства России. Не случайно тема льгот в проблемном аспекте до сих пор ни разу не поднималась. С другой стороны, поскольку соответствующие нормы включены в союзное законодательство, их, разумеется, следует выполнять, т.е. согласовывать предоставление преференций в соответствующих межгосударственных структурах и, главное, следить, чтобы льготирование не затрагивало интересы наших российских партнеров.
- Спектр сотрудничества между Беларусью и Россией в формате Союзного государства охватывает практически все стороны государственной жизни: от медицины и образования до военного строительства.
- Замечу, что как раз в военной сфере, включая военно-промышленный комплекс, создан наиболее совершенный механизм взаимодействия и уровень решения вопросов полностью соответствует потребностям двух стран.
- И все же, вероятно, есть какие-то направления, которые Постоянный Комитет на данный момент считает приоритетными и, соответственно, уделяет им особое внимание?
- В союзном строительстве «все одинаково важно». К настоящему времени заключены соглашения, определившие направления сотрудничества и наметившие план конкретных действий на каждом его участке. На нынешнем этапе основное внимание уделяется реализации намеченных главами государств интеграционных планов, разработке механизмов сотрудничества.
В качестве примера выстраивания такого механизма в конкретной сфере логичным будет обратиться опять же к теме формирования единого миграционного пространства. Понятие это исключительно емкое и включает блок таких вопросов, как внесение страховых платежей в медицинские, пенсионные фонды и соответственно, выплата пособий по болезням, на детей и т.д. Документы, принятые в развитие этого соглашения, определили несколько статусов трудящихся-мигрантов: те, кто переехал на постоянное проживание, временно проживающие и, наконец, временно пребывающие - допустим, прибыли в командировку или временно работают. Со статусом гражданина увязаны его права на те или иные выплаты, другие виды социального обеспечения. К примеру, оперативную медицинскую помощь на территории Союзного государства окажут любому гражданину, соответствующие расходы оплатит бюджет. Постоянно проживающие включаются в систему страховой медицины, они или их работодатель участвует в формировании пенсионного фонда. Но остается открытым вопрос социальной защиты членов семей мигрантов. Кто будет вносить за них соответствующие платежи? Рассматриваются различные варианты, в том числе и привлечение бюджетных ресурсов. Мы исходим из того, что союзное законодательство должно стимулировать сохранение, а не разделение семей.
В целом можно сказать, что по таким стратегическим направлениям как миграционная политика, социальное обеспечение, сотрудничество в военной сфере, таможенный и пограничный контроль на внешних границах, сотрудничество в сфере науки, образования, культуры, экологии, борьбы с преступностью формирование механизма интеграции находится в активной фазе, а по некоторым позициям и на завершающей стадии. В ближайшие годы он начнет функционировать в полном объеме (хотя понятно, что совершенствование будет продолжаться, это перманентный процесс) и тогда все мы получим возможность почувствовать и оценить преимущества той тесной всесторонней интеграции, на которую нацелено Союзное государство России и Беларуси.