fbpx
Результаты выполнения Директивы №4 в 2011 г. неутешительны. По оценкам бизнес-сообщества, озвученным на XIII Ассамблее деловых кругов, выполнено лишь около 50% мероприятий, предусмотренных планом по реализации директивы. Правительство утверждает, что для этого есть определенные причины.


Либерализация не коснулась вопросов обращения и использования государственного имущества. До настоящего времени не приняты изменения в Указ №518, касающийся вопросов аренды.


Государство так и не создало условий для развития спонсорства в Беларуси. Хотя бизнес практически ежедневно получает такие предложения, усилий по совершенствованию законодательства в этой области со стороны заинтересованных органов не наблюдалось. То же касается международной технической помощи.


Предприниматели предлагали уменьшить уставный фонд совместных предприятий до 20 тыс. долл., но и здесь не нашли поддержки государства.


Пока не приняты изменения в Указ №510, касающийся вопросов контрольной деятельности. Проект соответствующего документа разработан, но так и не был согласован.


Не введен и мораторий на конфискацию имущества, не находящегося в собственности лица, совершившего административное правонарушение.


Как отмечали участники Ассамблеи, особенно острым остается вопрос невозможности привлечения наемных работников индивидуальными предпринимателями. Сегодня он уже стал политическим и должен решаться как можно быстрее, отметил сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор МАРГЕЛОВ.


Кроме того, бизнес-сообщество настаивает на амнистии капитала, а также лиц, отбывающих наказание за экономические преступления, санкции по которым не соответствуют общественной опасности деяний.


«Выпуск на свободу 2-3 тыс. толковых директоров и предпринимателей дал бы нашей стране ценный кадровый ресурс», - отметил председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир КАРЯГИН.


Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр КАЛИНИН считает, что в ближайшее время государство должно сконцентрироваться на совершенствовании налоговой системы. Без этого невозможно будет, как планируется, войти в тридцатку стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом.


У бизнеса есть программа действий по достижению этого результата. Его представители предлагают провести реформы по принципу 15-15-15, который предусматривает снижение налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и размера отчислений в Фонд социальной защиты населения до 15%. При этом, уверен Александр Калинин, бюджет не столкнется с уменьшением поступлений.


А. Калинин напомнил, что налоговая нагрузка в Беларуси составляет 62,8%. «С учетом снижения налога на прибыль этот показатель улучшится, но я не думаю, что мы достигнем уровня Российской Федерации (46,5%) и тем более Казахстана (28,6%). Кстати, средняя налоговая нагрузка по региону Европы и Центральной Азии - 40,5%, так что нам есть к чему стремиться», - сказал он.


Заместитель министра экономики Беларуси Антон КУДАСОВ, выступая на форуме, отметил, что формат, в котором бизнес критикует положения Директивы, ему знаком. Примерно так же проходят и заседания правительства.
«Наверное, это хорошо, потому что мы сливаемся в едином порыве, но все-таки так быть не должно. Бизнес гораздо динамичнее и гибче, чем власть», - заявил он.


Как пример конструктивной работы государства в создании равных условий деятельности для разных субъектов хозяйствования А.Кудасов назвал Указ Президента РБ №114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля».


«Те внеплановые проверки, о которых идет речь, - это конкретные действия, которые должны будут предпринять Министерство экономики и местные органы власти для того, чтобы реагировать на вскрытые вами факты злоупотребления доминирующим положением или недобросовестной конкуренции», - сказал А.Кудасов.

 

Алесь СЕРЖАНОВИЧ