Задолго до того, как аббревиатура ЕЭП вошла в интеграционный лексикон, производители сахара России, Беларуси, Казахстана создали собственное единое экономическое пространство. Сегодня здесь установлены четкие правила игры, все жестко планируется, и как раз это обстоятельство делает рынок сахара исключительно комфортным для всех его участников, - уверен генеральный директор ОАО «Скидельский сахарный комбинат» Дмитрий ЕГОРОВ.
- Дмитрий Владимирович, как возникла идея разделения рынка?
- В 2006 г. между российскими и белорусскими производителями сахара вспыхнула торговая война. Как обычно в таких случаях, одна сторона пыталась демпинговать, другая защищалась, в том числе административными мерами. История получилась некрасивая, ее участникам она принесла одни убытки. Но в итоге это оказался тот редкий случай, когда ошибки учат. Концерн «Белгоспищепром» заключил с Союзом сахаропроизводителей России соглашение о размерах поставок из Беларуси, и, допустим, в последние годы мы стабильно отгружаем в РФ по 50 тыс. т с каждого завода, не тратя ни сил, ни ресурсов на конкурентную борьбу.
- Если бы соглашение не было подписано, то, может быть, доля Скидельского комбината была гораздо значительнее?
- Украинские заводы пошли как раз по такому пути. Результатом стал полный запрет (и, думаю, это абсолютно правильно) на ввоз их продукции в РФ. В 2013 г. будет решаться вопрос о его продлении или снятии. Если не удастся договориться и придется выбрать первый вариант, то к ограничениям присоединится и Беларусь. Сейчас украинский сахар может ввозиться к нам, как и в любое государство СНГ, свободно, однако в условиях открытой таможенной границы с РФ могут возникнуть инциденты, которые нам совершенно не нужны.
- В прошлом году в России собран рекордный урожай сахарной свеклы, производство сахара достигло более 5 млн. и должно полностью удовлетворять потребности страны. Не получится ли так, что через несколько лет белорусские «сладкие» поставки для россиян станут неактуальными и нашим производителям перестанут выделять на них квоту?
- В своих маркетинговых исследованиях мы исходим из того, что уровень жизни россиян динамично повышается, значит, будет расти (есть такая объективная закономерность) и потребление сахара. Некоторые опасения вызывает демографическая ситуация в стране, но российское руководство многое делает для ее изменения. Словом, по нашим расчетам, российский рынок в обозримом будущем расширится и белорусская доля на нем, безусловно, сохранится. Кроме того, интересы белорусских производителей обеспечены юридически, по условиям соглашения. Важен и географический фактор. В регионе севернее Москвы нет ни одного сахарного завода, а завозить туда продукцию из Беларуси гораздо дешевле, чем из южных и центральных районов. Как видите, тут на нас работает еще и логистика.
- В какие еще, кроме России, страны комбинат отправляет свою продукцию?
- Как я уже говорил, важным торговым партнером стал Казахстан, сотрудничество с которым строится на тех же принципах, что и с российскими производителями. Правда, профессионального союза казахские коллеги не создавали, но нам удается вполне успешно договариваться непосредственно с владельцами заводов. Сейчас в среднем за год через Белорусскую аграрную компанию в Астане продаем более 10 тыс. т сахара. Примерно такой же у нас месячный объем продаж на внутреннем рынке.
С таким же результатом работает торговый дом в Бишкеке. Киргизия стремится стать участником Таможенного союза и на рынке сахара ее производители и дилеры ведут себя исключительно корректно.
Единичные партии в несколько тысяч тонн регулярно продаем в Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, но открывать здесь торговые дома пока не видим смысла. Местный бизнес очень специфичен. С покупателем можно заключить долгосрочное соглашение, а он через месяц откажется его выполнять, ссылаясь на то, что нашел более дешевый товар. И будет искренне удивлен, если вы при этом выразите недовольство.
- Белорусские заводы активно наращивают производство продукции. Не придется ли им вступать в конкурентную борьбу за внутренний рынок?
- Да, наша отрасль активно развивается. Только за последних 5 лет Скидельский комбинат увеличил производство свекловичного сахара на 16%, в прошлом году мы отгрузили его 82 тыс. т, а после завершения реконструкции, к 2015 г., сможем довести объем поставок до 115 тыс. т. Динамика развития заводов в Жабинке, Слуцке и Городее сравнима с нашей, и саму возможность образования в какой-то момент излишков сахара для продажи внутри страны исключить, конечно, нельзя. Но уверен, конкурентами мы никогда не станем.
Сахар - специфический продукт, имеющий крайне узкий диапазон качественных параметров, поэтому нормальная конкуренция между производителями невозможна, в любой цивилизованной стране этот рынок жестко регулируется и по цене, и в отношении объемов продаж. Когда несколько лет назад Польша получила и переработала незапланированно большой урожай свеклы, излишки продукции были проданы в Среднюю Азию по цене около 500 долл. за тонну, едва покрывшей затраты, но внутри страны цена не опускалась ниже 900 евро.
- Если продолжить сравнение различных рынков, то нельзя не заметить, что почти повсеместно их операторами выступают холдинги или другие крупные объединения, в которые входят как производители сахарной свеклы, так и ее переработчики. Есть ли, на ваш взгляд, необходимость создания аналогичных образований в Беларуси?
- Хотя я сторонник четкого регулирования рынка сахара, применение стандартных подходов, тем более административных методов при формировании его структуры вряд ли даст позитивный результат. Каждый из нас работает в конкретных, часто довольно специфических условиях, которые необходимо учитывать.
На Западе холдинги и концерны «вырастали» как бы снизу: производители сырья были заинтересованы в создании перерабатывающих предприятий и, в том числе через покупку акций, активно вкладывали в эту сферу финансовые ресурсы. В России зеркальная ситуация: там переработчикам пришлось заниматься «землей», чтобы создать, а впоследствии развивать сырьевую базу. Как видим, в обоих случаях по необходимости возникала крепкая связка «земли» с заводами, и уже как следствие единства технологической цепочки финансовой базы появились холдинги.
Наша история отличается от той, в которой формировалась сахарная отрасль и на Западе, и в России. Более того, мы находимся в особом положении даже по сравнению с тремя другими профильными заводами Беларуси. Комбинат в Скиделе строился сразу после Великой Отечественной войны первым в республике, и одновременно в близлежащих колхозах для него создавалась сырьевая база. По мере развития предприятия она планомерно укреплялась, и мы никогда не знали столь характерного в целом для отрасли дефицита сырья. Сегодня свеклосеющие хозяйства Гродненского и других близлежащих районов имеют полувековой опыт выращивания этой культуры, урожай клубней в благоприятные годы превышает 700 ц с 1 га. Комбинату нет никакой необходимости брать на себя еще и сельскохозяйственные функции, гораздо правильнее сосредоточить усилия на совершенствовании процесса производства. В таком случае, какой смысл затевать реорганизацию, в угоду модным веяниям создавать холдинг?
Систему, которая работает эффективно, лучше не разрушать. Не заинтересованы в создании на гродненщине сахарного агрохолдинга и СПК. Когда в середине 90-х годов комбинат акционировался, им было предложены выкупить до 40 % акций, но этой возможностью никто не воспользовался.
- У вас такая же позиция и относительно реорганизации концерна «Белгоспищепром»?
- Действительно, я не понимаю, откуда такое пристрастие ко всяческим перестройкам, модернизации, реорганизации? Относительно же «Белгоспищепрома» речь идет вообще о ликвидации. На каком основании? Оказался лишним регулятор рынка? Не нужна структура, представляющая позицию пищевой отрасли в правительстве и в отношениях с местными властями? Концерн кому-то мешает работать? Его содержание обходится слишком дорого? На все эти вопросы могут быть даны только отрицательные ответы. К примеру, в Германии взносы на содержание корпоративных структур в десятки раз превышают наши отчисления в фонд концерна. А если для кого-то и они в тягость, то ведь членство в нем добровольное.
Наверное, ни о какой отрасли нельзя сказать, что ее организация идеальна. Тем не менее, я не вижу потребности в каких-либо крупных структурных изменениях системы управления сахарной промышленностью. Нам надо просто работать над выполнением мероприятий технической модернизации, наращивать выпуск продукции, расширять свое присутствие на зарубежных рынках. Организационные формы, в которых мы сегодня работаем, позволяют успешно решать все эти задачи.
ОАО «Скидельский сахарный комбинат»
231752, г. Скидель, ул. Первомайская, 1
Тел.: +375 17 210-84-15
Факс: +375 15 297-78-14
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.ssf.by