fbpx

Директора, читая книги и периодику, как правило, отмечают особо интересные мысли, факты, наблюдения авторов. В ходе беседы с журналистами такие цитаты часто используются в качестве аргументов, но, к сожалению, ограниченный объем статьи почти никогда не дает возможности их использовать. Между тем, как метко заметил Алексей Горький, книги могут служить самой верной характеристикой их читателя. Да и многие цитаты сами по себе настолько интересны, что ими не грех поделиться со всеми, кто еще не разучился читать. К участию в новой рубрике редакция приглашает всех друзей нашего журнала.
 
Ловушка конкурентоспособности «В последнее время эксперты все чаще обращают внимание на «ловушку конкурентоспособности» как одну из ключевых проблем развития России. Суть ее состоит в том, что для страны характерно сочетание плохой институциональной среды (предпринимательского климата) и дорогой рабочей силы…
…В этом корень низкой привлекательности экономики для инвестиций... Инвесторы готовы мириться с одной проблемой, компенсируя ее другими благоприятными факторами, но не суммировать институциональные провалы с завышенными издержками.
…Тревогу вызывает не то, что страна не найдет свою конкурентную нишу. Но сама эта ниша может быть обретена не путем улучшения институтов, а путем удешевления труда до уровня, приемлемого для складывающейся институциональной среды.
А затем… - все-таки улучшение институтов. Пока на это есть хоть какой-то спрос».


Владимир МАУ, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор экономических наук. Революции слишком торопятся «…Марксизм не учел этого вечного противостояния частной и общественной собственности. Тут в голову приходит очень простой пример - магнит с двумя полюсами. Так вот, Маркс решил отрицательный полюс отрезать и оставить один положительный. Не зная того, что все равно при наличии положительного будет и отрицательный полюс…
Главная ошибка марксизма в нетерпении. Ленин потом скажет о том, что они во времени ошибались, дескать, это была жажда справедливости, святое нетерпение. Ни хрена себе - святое нетерпение! Сначала девочку изнасиловать, а потом из любви к прогрессу заставить ее рожать.
А дальше, чтобы рожала на третьем месяце. А потом спор в партии: на третьем рожать или на четвертом. А если ты за девять месяцев, то ты либерал, реакционер и прочее. Большевизм - это прежде всего беспрерывные выкидыши».


Юрий КАРЯКИН, российский писатель, философ, литературовед. Китай спасли крестьяне «Ответ на вопрос, почему реформы в России фактически провалились, а в Китае прошли весьма успешно, содержится в структуре населения двух стран… В СССР к тому времени как Горбачев пришел к власти существенно сократился процент крестьянства - оно стало меньшинством населения, а зерно давно стали закупать за границей. Молодежь из деревень уезжала в города, в деревнях оставались старики, которые получали социальные пособия и жили бедно, но относительно стабильно. В Китае ситуация была иная: в деревнях жило около 80% населения, в том числе молодежь. Никаких социальных гарантий со стороны государства у них не было. Зато была многовековая традиция частной торговли, которая сохранилась вопреки коллективизации. В России у крестьян практически не было опыта частного предпринимательства.
Таким образом, когда Горбачев предложил свою программу с арендой, оказалось, что никто в ней не заинтересован. Китайцам никто ничего не предлагал, они действовали самостоятельно и спонтанно. Даже после того, как Дэн Сяопин официально поддержал идущую снизу сельскохозяйственную реформу, он не давал фермерам никаких долгосрочных гарантий, как это делал Горбачев. В 1982 г. фермеры заключали контракты сроком от одного года до трех лет. Только в 2003 г. государство стало предлагать долгосрочную аренду земли».
Пол ГРЕГОРИ - профессор экономики в Хьюстонском университете.


Кейт ЧЖОУ - профессор китайской политической экономии и сравнительной политологии в Гавайском университете. Редакция благодарит читателей, приславших цитаты:
Владимира КОРЖОВА, предпринимателя,
Андрея КОМОВА, директора СП,
Сергея НИКОЛЮКА, социолога.