Вадим СЕНЧУК, генеральный директор СП ООО "Фармлэнд", кандидат биологических наук
Не менее половины выручки от продаваемых в Беларуси медицинских препаратов должны к 2015 г. давать изделия отечественного производства. Такая задача была поставлена правительством на текущую пятилетку ныне не существующему концерну «Белбиофарм». Остается ли она актуальной для предприятий, выпускающих лекарственные средства? Какие очертания приобрела отрасль после реорганизации? Можно ли считать отечественными препараты, произведенные из импортных субстанций? С этими и другими вопросами, связанными с развитием белорусской фармацевтики, редакция обратилась к генеральному директору СП ООО «Фармлэнд», кандидату биологических наук Вадиму СЕНЧУКУ. Кто заказывает музыку, тот и играет
- Вадим Валентинович, кто и как теперь будет решать проблемы импортозамещения?
- Ситуация на фармацевтическом рынке Беларуси остается сложной. Отчасти это связано с общемировым финансовым кризисом, с известными событиями в области курса национальной валюты, а отчасти - с реформированием управления фармацевтической отрасли. После упразднения концерна был создан департамент по фармацевтической промышленности в Министерстве здравоохранения. В результате и производитель, и основной потребитель оказались в одном ведомстве. Такое не практиковалось даже в советские времена: заказчика и производителя старались не объединять в одном лице. Впрочем, такое совмещение функций может быть полезно для более активного выражения интересов отечественных производителей лекарств, для укрепления их позиций, как на внутреннем, так и внешних рынках.
Но есть еще одна особенность нынешней реорганизации: независимый от Минздрава концерн был открыт для вхождения предприятий любой формы собственности. А в ведении департамента, согласно постановлению правительства, находятся только государственные предприятия или ОАО с долей государства. Все остальные имеют не вполне определенный статус, хотя, как, например, наша компания участвуют в выполнении государственных программ по развитию фармацевтической отрасли.
- Создается ощущение, что формируется монополистическая структура…
- Не хочу навешивать ярлыки, но ситуация для негосударственных предприятий пока радикально не улучшилась. Так, функции ценообразования переданы из Минэкономики в Минздрав. С одной стороны это дает надежду на оперативный и квалифицированный подход к ценообразованию с учетом как интересов потребителей, так и необходимости обеспечения эффективной рентабельной работы производителей лекарств. Вместе с тем Минздрав резко расширил перечень лекарственных средств, цены на которые регулируются. И уже многие предприятия и, в частности, наша компания имеют целый ряд продуктов, где рентабельность достигла значительной отрицательной величины: -30%. И такое положение делает крайне невыгодными поставки не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Механизм здесь такой: в России, а это главный потребитель белорусских препаратов, существует регистрация предельной цены - ее фиксация осуществляется путем простейшего курсового пересчета нашей цены в российские рубли. Причем здесь должен быть учтен интерес оптовиков, которые закрывают для производителей прямой доступ на рынок. В результате и экспорт становится для нас убыточным, более того, с нашими ценами мы всегда рискуем быть обвиненными в демпинге. И это вполне реально, поскольку в рамках Единого экономического пространства планируется проведение ценового мониторинга.
Беспокоит нас и неодинаковый подход к заключению договоров с государственными и частными предприятиями оптовика, который, по сути, тоже является монополистом - это республиканское унитарное предприятие «Белфармация». Мы работаем с ними на условиях 60-90-дневной отсрочки платежей, в том время как производитель, входящий в департамент, может получать за свою продукцию предоплату.
Мы полны оптимизма в ожидании от правительства серьезных мер поддержки, создания еще более благоприятных условий ведения производственной деятельности и бизнеса в целом. Несомненно, позитивная роль принадлежит Департаменту и Минздраву в готовящемся решении на самом высоком уровне.
- Похоже, названные вами меры направлены на ослабление конкуренции в отрасли…
- Есть и другие намерения, которые вполне могут быть реализованы. В последнее время появился термин «перекрестная номенклатура», под которым подразумеваются однотипные изделия, выпускаемые разными производителями, и высказывается мнение, что от этого нужно уходить. Мы же придерживаемся такой более традиционной и рыночной точки зрения: у человека, пациента, потребителя должен быть выбор. Сейчас мы активно конкурируем с коллегами по нескольким препаратам, и в результате выигрывают потребители, ведь для продвижения препаратов мы снижаем цены, предлагаем потребителям скидки.
Но в условиях открытого для импорта внутреннего рынка вопрос перекрестной номенклатуры вообще ставить некорректно. Почему Минздрав, в руках которого находится процедура регистрации медицинских препаратов, не ограничивает допуск многочисленных импортных лекарств или не регулирует цены на них?! А вот по отношению к белорусским производителям вместо поддержки применяются ограничительные меры.
Белорусские лекарства из импортных субстанций
- В таком случае, видимо, будет непросто выполнить поставленную правительством задачу: добиться, чтобы более половины продаваемых в республике лекарств были изготовлены отечественными производителями?
- Если считать в упаковках, то белорусских лекарств уже продается больше, чем импортных. Но стоимость отечественных препаратов в 3-4 раза ниже, чем у любого зарубежного конкурента. Это значит, что наши покупатели делятся своим рублем не с белорусским, а с иностранным предприятием. В прошлом году мы проводили исследование рынка, которое показало, что распределение потребителей исходя из их ценовых предпочтений имеет два пика: первый - в самом низком стоимостном сегменте, второй - в самом высоком. Это значит, что все больше появляется граждан, которые хотят покупать дорогие и, по их мнению, более качественные препараты.
- Насколько я знаю, многие белорусские потребители не доверяют выпущенным предприятиями республики дженерикам - лекарствам, изготовленным из импортных субстанций. Возможно, к нам поступают эти действующие вещества не той степени очистки, которая характеризует лучшие препараты, представленные мировыми брендами?
- Не секрет, что подавляющая часть субстанций изготавливается в Индии и Китае. Но уровень предприятий, занятых в этой сфере - самый разный. И не всегда, завязывая сотрудничество с фирмой, имеющей красочный сайт в интернете, можно быть уверенным в том, что она располагает современным производством, а не ютится где-нибудь в сарае.
В этом отношении у нашего предприятия есть своего рода «иммунитет», который передан «по наследству» голландскими учредителями - компаниями «Джолин» и «Несле Девелопмент». В свое время, когда перед европейцами встал вопрос качества производимых субстанций, они пошли по пути установления контроля над бизнесом в Азии. С этой целью ими выкупались доли акций, достаточные для того, чтобы заниматься управлением качества на самом высоком уровне. Сегодня голландские компании в той или иной степени владеют несколькими заводами, расположенными в Индии. Субстанции оттуда, причем очень высокого качества, получаем и мы.
Кроме того, мы имеем возможность быстро получить новые технологии и быстрее других производителей освоить выпуск аналогов препаратов, с которых после истечения 5-летнего срока снята патентная защита. Это и есть дженерики - лекарства, обладающие высокими лечебными свойствами, при этом они намного дешевле «брендовых» препаратов.
База для производства и науки
- А позволяет ли ваша производственная база выпускать качественные медикаменты?
- Первые годы существования компания арендовала производственные площади у завода медпрепаратов, расположенного в Несвиже. Но в прошлом году мы отметили новоселье: на въезде в этот город построен современный завод, который в текущем году планируем сертифицировать на соответствие нормам GMP - это своего рода «знак качества» в фармацевтической промышленности. У выбранной нами производственной площадки есть перспективы развития, кроме медицинских препаратов мы начали осваивать и другие виды продукции, которые помогают поддерживать приемлемый уровень рентабельности.
Нас заинтересовала, например, возможность «симбиоза» с пищевой промышленностью. И уже зарегистрировали новый продукт - так называемое энтеральное питание для больных, с помощью которого поддерживается здоровье людей, перенесших операции или находящихся в тяжелом состоянии. Это абсолютно полноценная смесь для питания через трубочку с набором необходимых аминокислот, белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов. Есть еще один уникальный проект, направленный на получение лекарственного средства против ротавирусной инфекции для детей. При его производстве будут использоваться самые передовые биотехнологии. Коровам, носящим в чреве теленка, будут вводиться специально выращенные и умерщвленные вирусы человека. И после рождения потомства из молозива буренок будет изготавливаться концентрат, уничтожающий вирус.
- Это же серьезная научная работа!
- Мы выполняем ее в сотрудничестве с учеными. В целом же участвуем в выполнении государственных научно-технических программ развития инновационных биотехнологий и фармацевтических технологий. В числе партнеров - академические институты биоорганической, физико-органической химии, биохимии и фармакологии, Республиканские научно-практические центры микробиологии и эпидемиологии, гематологии и медицинских биотехнологий, кардиологии, НИИ физико-химических проблем БГУ, медуниверситеты. В настоящее время в таком союзе ведем 11 проектов, которые частично финансируются из бюджета. Наша база и технологические возможности помогают довести продукты до коммерческого успеха. За последние три года открыли в Минске и оснастили научно-фармацевтическую лабораторию, которой пользуются и наши партнеры-ученые.
- Значит ли это, что от выпуска дженериков компания перейдет к производству препаратов, разработанных в Беларуси?
- Сейчас активно занимаемся тем, чтобы у компании было 1-2 серьезных продукта, которые могли бы считаться если не инновационными, то хотя бы приближаться к этому уровню. Должен отметить, что в прошлом году в статистике произошла смена понятий, и теперь в разряд инновационной попала вся вновь освоенная продукция. В результате, если судить по цифрам, 18% произведенных фармакологической отраслью Беларуси препаратов - инновационные. Думаю, это просто недоразумение, потому что инновация в классическом понимании - это изделие с совершенно новыми качествами, которое производит взрыв на рынке. Белорусские производители пока такого прорыва не совершили. Говорю это со знанием дела, поскольку много лет проработал в науке.
Появится ли «биоград»?
- Сейчас появился еще один термин - высокотехнологичная продукция. Госкомитет по науке и технологиям составляет список, кого из производителей таких изделий можно освободить от налога на прибыль. Попадете ли вы в этот перечень?
- Мы рассматривали нашу компанию в качестве возможного соискателя и даже представляли в ГКНТ соответствующие документы. Однако стало ясно, что достаточно крупному предприятию, имеющему разностороннюю продукцию, довольно сложно выполнить предъявляемые требования. У нас есть изделия, которые соответствуют им, но даже не 18%, как заявлено в целом по отрасли. Все же большую часть продукции не считаем инновационной, просто не хотим сами себя обманывать.
- Во всем мире биотехнологии развиваются ускоренными темпами и за ними, как считают многие ученые, - большое будущее. Может ли Беларусь достичь здесь больших высот?
- Конечно, мы не стоим в стороне от общего процесса развития этой сферы. На предприятиях республики выпускается продукция, в состав которой входят компоненты, рожденные биотехнологиями, например, генно-модифицированные микроорганизмы, участвующие в «рождении» йогурта, или ферменты для стиральных порошков. Однако пока мы не совсем понимаем, какие шаги нам делать в этом направлении в рамках фармацевтического производства и что мы получим в результате. Об этом можно судить хотя бы по проекту выпуска отечественных аминокислот, который в течение 25 лет реализовывался на Гродненском заводе медпрепаратов в Скиделе. Ожидалось, что там будут изготавливать продукты, способные заменить дорогие японские аналоги. К сожалению, до сих пор нет ни одной зарегистрированной белорусской аминокислоты биотехнологического происхождения.
И все же в этой сфере без развития науки мы не обойдемся. Некоторый оптимизм у меня вызывают два решения правительства: о формировании фармацевтического кластера, где предприятия могли бы дополнять друг друга, и о создании технологического парка «Белбиоград» с льготами и привлекательными условиями для работы ученых и производственников, чтобы они смогли все-таки совершить прорыв в биотехнологиях. Но для этого, конечно же, надо, прежде всего, создать в отрасли конкурентную среду, перестать делить предприятия на государственные и частные, чтобы соперничая друг с другом, они продвигались вперед.
СП ООО «Фармлэнд»
г. Минск, ул. Червякова, 46
Тел.: 287-61-52
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.pharmland.by
{jcomments on}