В основе «облачных» сервисов лежит модель с повременной оплатой арендуемых IT-ресурсов, которая позволяет предприятиям сэкономить на обслуживании IT-систем и значительно увеличить эффективность работы своих IT-служб. Все облачные сервисы делятся на 3 вида. Первый - «инфраструктура как сервис» (IааS), которая представляет собой набор серверов (виртуальных машин) - их можно арендовать, покупать как услугу. Второй вид облачных сервисов - «программное обеспечение как сервис» (SааS) - это аренда ПО. Третий вид - «платформа как сервис» (PааS) - «облачная» среда для разработчиков, где они могут писать собственные программы для распространения по облачной модели. Самые популярные сервисы Сегодня большинство бизнесов использует в работе IааS и SааS. В первом случае в «облако» выносят высокопосещаемые интернет-проекты (порталы), а также бизнес-приложения, такие как 1С и базы данных. Таким образом, IaaS представляет собой самый универсальный сервис и фактически замещает серверы в офисе компании. В случае SaaS наиболее востребована корпоративная электронная почта, а также такие организационно-инфраструктурные продукты, как системы ведения клиентов, документооборота, внутренних проектов управления сотрудниками и т.п. И если в 2011 г. весь рынок «облачных» сервисов в РФ оценивался в 120 млн. долл., то на общем фоне доля рынка SааS составила лишь 5 млн. В Беларуси, по неофициальным данным, весь рынок «облачных» сервисов оценивается в 5-8 млн. долл.
Одно из самых популярных в мире средств групповой работы SaaS - корпоративная электронная почта Microsoft Exchange - позволяет руководителю кроме использования e-mail оптимизировать организационную работу на предприятии, планировать и ставить сотрудникам задачи, отслеживать процесс их выполнения буквально не выходя из кабинета.
Не меньшую заинтересованность в бизнес-среде вызывает и так называемый «удаленный рабочий стол» - сервис, когда клиент, подключившись через интернет к любому сетевому компьютеру своего предприятия, может работать в офисных приложениях, создавать и печатать различные документы.
В целом «облачный» сервис позволяет решить три основные проблемы, связанные с информационным обеспечением бизнеса: экономичность, безопасность и стабильность. Ищем выгоду Любой бизнес заинтересован в экономии средств и минимизации затрат на внедрении IT-технологий, поэтому Cloud для него, скорее всего, будет однозначно выгоден. Но наибольший экономический эффект эта технология дает на предприятиях с численностью до 100 человек.
В чем же состоит в этом случае выигрыш? Предположим, до сих пор предприятие покупало оборудование (серверы) и программный продукт, устанавливало у себя в офисе и пользовалось им по обычной локальной сети. Модель Cloud обеспечивает такой же доступ к приложению посредством сети интернет. То есть по существу есть возможность отдать на аутсорсинг обслуживание IT-системы своего предприятия, не неся изначальных капитальных затрат на приобретение, ремонт и создание необходимых условий для работы дорогостоящего оборудования, покупку нового и обновление старого ПО и ежемесячную оплату услуг штатных IT-специалистов, зарплата которых составляет в РБ от 500 до 2 тыс. долл. Как показывает практика, только зарплата одного штатного IT-специалиста сегодня сопоставима с абонентской платой за несколько «облачных» услуг.
Небольшим предприятиям может быть невыгодно нагружать основной бизнес непрофильными активами в виде IT-систем, так как при этом они отвлекают из оборота средства. В случае же аренды «облачного» сервиса вся информация абонента размещается и хранится удаленно, а предприятие независимо от роста стоимости нового ПО ежемесячно платит за услугу стабильную абонентскую плату, получая через интернет доступ к интересующему его лицензионному программному продукту, плюс круглосуточный сервис и качественную техническую поддержку IT-специалистов. При желании абонент может тестировать различные программные продукты, выбирая наиболее оптимальные и эффективно работающие. Сервер в офисе менее надежен, чем в «облаке» Одна из самых распространенных проблемных ситуаций, в которой может оказаться любой бизнес, возникает, когда в самый разгар работы сервер предприятия неожиданно выходит из строя. Требуется срочно либо купить новую технику, либо найти запчасти. Однако спустя 3 года после приобретения сервера это становится проблематичным. В случае покупки «облачного» сервиса, большинство компаний-провайдеров предоставляют услуги резервирования. То есть если в дата-центре провайдера один из серверов или какой-либо его компонент выходит из строя, то данные абонента запускаются и доступны с другого резервного сервера - об этом обязан заботиться провайдер. К тому же каждый добросовестный провайдер несет за сбой в работе системы финансовую ответственность. Что касается надежности работы дата-центра, где находится все оборудование провайдера и хранятся данные клиентов, то в отличие от офиса помещение должно быть оборудовано в соответствии с требованиями безопасности: установлены промышленные системы пожаротушения, вентиляции и кондиционирования, подключено дублированное электропитание и дизель-генераторы, обеспечены интернет-каналы с гарантированной полосой пропускания.
На начальном этапе развития в РБ «облака», как и любая новая технология, вызывают противоречивое отношение. Тем не менее время все расставляет на свои места. Обратившись к 10-летнему опыту развития и внедрения Cloud в США, стоит обратить особое внимание на показатель средней выручки «облачного» провайдера с 1 клиента (ARPU). В СНГ он составляет около 100 долл. в год, в США достигает 700 долл. в месяц. Это говорит о высокой динамике роста спроса на «облачные» сервисы и их широком распространении в корпоративном и частном сегменте бизнеса. Информация подготовлена при поддержке Active Technologies (http://www.active.by), лидирующего поставщика хостинга и «облачных» сервисов в Беларуси.
{jcomments on}