Николай МЕТЛИЦКИЙ, директор торгового коммунального универсального предприятия "Универмаг "Беларусь"
За границей универмагу «Беларусь» не нужно даже особо рекламироваться: сам бренд зазывает покупателей, которые ценят белорусские товары за качество и приемлемую цену. В прошлом году это предприятие торговли организовало десяток «десантов» в Москву, Смоленск и Нижний Новгород и каждый раз привозило домой весомую выручку в валюте. Нужно ли магазинам заниматься экспортом услуг? Не отвлекает ли это от основной деятельности? На эти и другие вопросы редакции отвечает директор торгового коммунального унитарного предприятия «Универмаг Беларусь» Николай МЕТЛИЦКИЙ.
- Николай Владимирович, что дает вам такая выездная торговля?
- С одной стороны, мы привозим валюту - в прошлом году более 160 тыс. долл., немного, но для нас весьма кстати. А с другой - таким образом мы изучаем сами и помогаем нашим производителям изучать спрос на отечественную продукцию за рубежом. Например, в Смоленске на ярмарке «Сад. Огород. Дача» на «ура» пошли товары для отдыха, которые у нас реализуются не столь активно.
По ряду товаров мы даем рекомендации отечественным производителям, что необходимо сделать для того, чтобы их продукция хорошо продавалась и не только за рубежом.
На этот год мы получили серьезное задание по экспорту продукции и сейчас изучаем возможность открытия в России дочернего предприятия, естественно, с нашим брендом. Некоторые крупные предприятия, выпускающие высококачественную продукцию, такие как «Милавица» и другие имеют за рубежом свои фирменные магазины, секции. Но не все производители в силу разных объективных и субъективных обстоятельств могут себе позволить фирменную торговлю, тем более за рубежом.
Поэтому создание торговых домов, выставочных центров, фирменных магазинов и секций, участие в ярмарках дает возможность представить более широкий спектр потребительских товаров белорусского производства за границей. Наше предприятие принимает в этом посильное участие.
- Ваш универмаг - один из немногих, оставшихся в государственном подчинении. Не сковывает ли это свободу поведения и на внешних, и на внутреннем рынке?
- Я считаю, что государственная форма торговли не должна уходить в небытие. Наш универмаг - это своего рода индикатор, который показывает изменения на рынке и доводит их до сведения органов государственного управления, чтобы они могли вести более гибкую политику в этой сфере. С другой стороны, мы решаем многие вопросы социальной направленности. В частности, в последнее время в связи с некоторыми нюансами в экономике мы первыми взяли на себя обязательство по сдерживанию цен. Применяем минимальные торговые надбавки. Совместно с производителями широко проводим различные акции по снижению цен, предоставлению скидок. Берем на обслуживание многодетные и малообеспеченные семьи, пенсионеров, которым тоже предоставляем скидки.
Еще одно проявление «государственности» заключается в поддержке отечественных производителей, которым мы отдаем преимущество при формировании плана продаж. Доля белорусских товаров у нас не опускается ниже 75% по промышленным и 85% - по продовольственным товарам.
- Как складываются ваши взаимоотношения с партнерами из производственного сектора?
- Ответить однозначно на этот вопрос невозможно, поскольку у нас более 1,5 тыс. поставщиков, и у каждого - свое понимание, как должна работать торговля. Сейчас, например, спорим с одним из известных производителей радиоэлектроники. Это предприятие настаивает на том, чтобы магазин покупал у него продукцию, внося предоплату. Я с этим не согласен и вот почему. Сделанный нами анализ показал, что в среднем изделия этого предприятия продаются в течение 70 дней. Получается, что на такой срок мы должны кредитовать далеко не бедное предприятие, да еще и без процентов! Вообще, я считаю, что самая справедливая форма расчета - по факту реализации. Сегодня все торговые предприятия имеют автоматизированные системы учета товаров, поэтому очень легко «поймать» торговлю на задержке платежей. Между прочим, мы всегда идем навстречу нашим постоянным партнерам, выручаем их средствами, если они попадают в затруднительное положение. С другой стороны, торговля регулирует и стимулирует процесс выпуска продукции: то, что пользуется спросом, продается быстро, а менее качественный и востребованный товар оседает в остатках. И если бы торговля работала с промышленностью на условиях предоплаты, производственники вообще перестали бы заботиться о повышении качества своей продукции, а мы бы не знали, что делать с забитыми под завязку складами.
Процесс формирования благоприятной конъюнктуры непрост, на нашем предприятии этим занимается мощная коммерческая служба. Она проводит предварительную работу по заключению договоров, участвует в закупочных ярмарках, работает в постоянном контакте с производственниками и индивидуальными предпринимателями, которые постоянно предлагают на реализацию товары. Их надо оценить и принять решение - стоит браться за продажу этих изделий или нет?
Кроме того, вместе с промышленными предприятиями организуем фирменные секции, проводим выставки-продажи, презентации продукции, акции, в ходе которых изготовители снижают отпускные цены, а мы - торговую надбавку.
- В каком направлении будет развиваться ваше предприятие: путем совершенствования технологий или за счет расширения торговых площадей?
- Оба вектора могут вполне «уживаться» друг с другом. Безусловно, основное внимание будем уделять главному зданию «Беларуси» на Партизанском проспекте. Ему уже 33 года и понятно, что за это время поизносилось и устарело оборудование, нерационально используются площади. Мы много инвестируем в развитие материально-технической базы универмага: поменяли все подъемно-транспортное оборудование, грузовые и пассажирские лифты, сделали капитальный ремонт столовой, кондитерских цехов, входной группы. Однако для того, чтобы предприятие полностью соответствовало современным требованиям, нужна полная его реконструкция, и сегодня у нас готовы предпроектные предложения.
Универмаг прирастает торговыми площадями. В 2008 г. к нам присоединили убыточный торговый дом «Октябрьский» (1,1 тыс. кв. м). За три года мы его значительно реконструировали, провели переспециализацию, расширили ассортимент, вывели предприятие на безубыточную работу.
Находим и внутренние резервы. За счет перераспределения складских помещений расширяем площади торговых залов. Исходим из того, что именно там, как можно ближе к покупателю, должен находиться весь товар. А склады нужны лишь для подсортировки и подготовки его к продаже. Планируем за счет складских помещений увеличить площадь торговых залов в 1,5 раза. Эта работа уже начата.
- Насколько сложно сегодня укомплектовать торговое предприятие кадрами?
- Наше предприятие имеет хорошие традиции во многом благодаря тому, что более 50% персонала работает со дня открытия универмага. К сожалению, у них подходит возраст выхода на пенсию и нам надо усиленно заниматься подготовкой молодых специалистов.
Универмаг является базой для обучения молодежи, мы работаем в тесном контакте с Минским торговым колледжем, Белорусским государственным экономическим университетом, студенты которых проходят у нас практику, и мы в ее ходе имеем возможность отобрать лучших ребят. Работникам предлагается хороший социальный пакет, для занятий по интересам есть спортзал и актовый зал на 350 мест, что способствует развитию различных видов спорта и художественной самодеятельности. Заработная плата продавцов сегодня в среднем составляет 2,5 млн. руб. в месяц. В дополнение к этому организовано питание в кредит с предоставлением 20%-ной скидки, выделяем материальную помощь на первоочередные нужды. Поэтому у нас практически нет текучести кадров, а работники высоко ценят универмаг, ставший для всех нас родным.
ТКУП «Универмаг Беларусь»
220026, г. Минск, ул. Жилуновича, 4
Тел.: (017) 295-00-87
Факс: (017) 210-51-23
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}