fbpx
Александр Солодков
Александр СОЛОДКОВ, ректор Витебского государственного университета им.П.М.Машерова
 
Около миллиона долларов планирует заработать в текущем году на обучении иностранных студентов Витебский государственный университет им. П.М.Машерова. Если учесть, что еще три года назад эта цифра была в несколько раз меньше, легко представить, какое внимание уделяют «экспортному» направлению в вузе. Его ректор Александр СОЛОДКОВ убежден в необходимости выхода Беларуси на ведущие позиции мирового рынка образовательных услуг. О том, что для этого необходимо сделать, он рассказал, отвечая на вопросы редакции.
- Александр Петрович, в Беларуси разрабатываются амбициозные планы увеличения экспорта образовательных услуг, в то же время страна еще даже не стала участницей Болонского процесса. А без использования нашими вузами обучающих технологий мирового уровня, без признания наших дипломов на Западе много ли найдется желающих их получать?
- Перспектива вхождения в Болонский процесс для нас, как и для любого вуза страны, конечно, исключительно актуальна. Участие в нем позволит освоить новые обучающие технологии и формы организации подготовки высококвалифицированных специалистов в интересах своего государства, усилить академическую мобильность, активизировать взаимодействие с европейскими вузами.
Стоит также отметить, что одним из плюсов Болонского процесса является возможность использования различных образовательных схем. Обучение специалистов по наукоемким специальностям требует существенных денежных вложений в материально-техническую базу университета. Поэтому одним из выходов из данной ситуации является совместная подготовка специалистов по интегрированным образовательным программам или же подготовка на базе других университетов по прямым межвузовским договорам. Видеоконференцсвязь дает возможность читать лекции на расстоянии
Если приводить в качестве примера ВГУ, то он сегодня имеет тесные, активно развивающиеся партнерские связи с университетом г. Хильдесхайм (Германия), Королевским техническим университетом (Швеция), российскими университетами в Великом Новгороде, Пскове, Смоленске, Санкт-Петербурге; Хух-Хотоским университетом, Восточно-китайским технологическим институтом, Педагогическим университетом г. Баотоу (КНР), рядом других вузов. Участие ВГУ им. П.М.Машерова в международных образовательных проектах, ознакомление с системой обучения в зарубежных вузах дает возможность организовать подготовку специалистов по более прогрессивным методикам, закладывает основу использования передового опыта европейских вузов в образовательном процессе университета. С учетом их опыта, а в некоторых случаях и с помощью у нас сейчас создается система инновационного образования, внедряется виртуальная среда обучения.
- Давайте конкретизируем, что вы вкладываете в понятие «инновационное образование» применительно к Витебскому государственному университету?
- Инновационное образование требует в первую очередь создания интерактивной обучающей среды, современной инфраструктуры передачи знаний и тесной связи с заказчиком.
На базе локальной сети Витебского государственного университета создаются виртуальные образовательные площадки с теоретическими и справочными материалами, интерактивными обучающими программами, тестами для самоконтроля и т.д. - словом, это будет виртуальный образовательный комплекс, содержащий все необходимое для эффективной самостоятельной работы студентов, свободный доступ к которому они смогут получить со своего домашнего компьютера.
Европейская система образования в настоящее время ориентирована на увеличение доли контролируемой самостоятельной работы, что предполагает высокую активность студента в получении знаний. Мы также уделяем большое внимание тому, чтобы научить студента работать самостоятельно. Для этого создаются специальные структуры: учебно-научно-консультационные центры на базе школ, Центр психологической помощи (в нем, к слову, активно работают и студенты), творческие и научные лаборатории на факультетах и др.
Важнейшим направлением для нас всегда была интеграция науки, образования и производства. Сейчас эта работа активизируется буквально по всем направлениям. Создаются новые филиалы кафедр на базе высокотехнологичных предприятий, продолжается организация учебно-научно-производственных комплексов. Как и требует время, происходит коммерциализация научно-технических разработок. Для повышения качества практической подготовки выпускников, формирования навыков решения реальных производственных задач планируется проводить предварительное распределение студентов уже начиная со 2-3-го курсов, чтобы потом готовить их с учетом будущего места работы, в частности, направлять для прохождения преддипломной и производственной практики по месту будущего распределения.
В читальном зале университетской библиотеки
Таким образом, не останется принципиальных отличий, заметного разрыва в уровнях организации образовательных процессов у нас, и в лучших зарубежных вузах. По этому параметру мы полностью конкурентоспособны даже на европейском рынке образовательных услуг.
- Уровень качества предлагаемых студенту знаний у нас тоже соответствует европейскому?
- Нисколько в этом не сомневаюсь! Хороший научный тонус нашим преподавателям помогают поддерживать постоянные стажировки, как правило, они проходят в университетах Германии, Швеции, России, а в последнее время Индии и Китая.
Для повышения качества процесса обучения используется самый широкий спектр современных технических средств. В частности, с помощью зарубежных партнеров (программа TEMPUS) в университете оборудованы аудитории с видеоконференцсвязью. И сегодня лучшие преподаватели Смоленского, Новгородского, Хильдесхаймского университетов практически вживую читают лекции нашим студентам, отвечают на вопросы, участвуют в дискуссиях.
Перспективной мы считаем систему обучения иностранных граждан по формуле «три плюс три». Это значит, что студент сначала 3 года по интегрированным учебным планам, утвержденным Министерством образования РБ, обучается у себя в стране в вузе, с которым у нас заключен соответствующий договор, а затем приезжает в Беларусь завершать образование на первой ступени и в дальнейшем обучаться на второй ступени. В настоящее время мы используем эту систему для граждан КНР.
Для иностранных студентов нефилологических специальностей проводятся дополнительные платные курсы по изучению методики преподавания русского языка как иностранного. После окончания курсов студенты получают свидетельство, дающее право преподавания русского языка в неспециализированных учреждениях на родине.
Но, конечно, в некоторых случаях языковой барьер дает о себе знать, поэтому сейчас наши преподаватели готовят цикл программ на английском языке, в первую очередь по специальностям «Прикладная математика» и «Прикладная информатика».
В университете создается интерактивная обучающая среда- Как вы оцениваете перспективы экспорта образовательных услуг? Какие меры должно предпринять государство, чтобы Беларусь стала на этом рынке по-настоящему сильным игроком?
- В образовании у нас сегодня сложилась да некоторой степени парадоксальная ситуация. Наши дипломы котируются за рубежом и число иностранных граждан, желающих их получить, постоянно увеличивается.
Но динамичное расширение экспорта образовательных услуг для нашего университета (в большинстве вузов республики ситуация аналогичная) затруднено из-за слабости материальной базы. И если, активно занимаясь коммерческой деятельностью, мы в последнее время вывели на современный уровень техническую базу обучающего процесса, то капитальные вложения в недвижимость, прежде всего в общежития и новые учебные корпуса, мы делать не в состоянии - не те масштабы доходов.
Такие объекты можно построить только при поддержке государства. И это будут исключительно выгодные, в том числе экономически, вложения. Инвестиции в образование дают мультипликационный эффект. Иностранные студенты ввозят в страну валюту, но еще важнее, что после возвращения на родину они, как правило, остаются проводниками белорусской культуры, белорусского бизнеса. УО Витебский государственный университет им. П.М.Машерова

210038, г. Витебск, Московский проспект, 33
Тел.: 8 0212 21-49-59
{jcomments on}