Сергей МИХНЕВИЧ, доктор экономических наук
16 декабря 2011 г. Российская Федерация де-факто была принята во Всемирную торговую организацию (ВТО). В связи с этим высказываются мнения о том, что данное событие «грозит проблемами для Беларуси» и окажет негативное воздействие на развитие двусторонней торговли. Так ли это на самом деле?
ВТО и Таможенный союз Для начала важно вспомнить о том, что торговля между Беларусью и Россией осуществляется в рамках Таможенного союза. Согласно ст. XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) «под таможенным союзом понимается замена нескольких таможенных территорий, т.е. территорий, в отношении которых действуют отдельные тарифы или другие меры регулирования торговли с другими территориями, одной таможенной территорией, в результате чего полностью отменяются пошлины внутри таможенного союза и создается единый внешний таможенный барьер». Целью Таможенного союза является содействие торговли между создающими его странами, а не создание новых торговых барьеров.
Ст. 1 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г., гласит о том, что на единой таможенной территории государств-членов Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана применяется Единый таможенный тариф. Там же сказано, что «основными целями Единого таможенного тарифа являются:
• рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств Сторон;
• поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств Сторон;
• создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Таможенном союзе;
• защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
• обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику». ВТО и Россия В процессе анализа последствий вступления России в ВТО для торговли с Республикой Беларусь следует рассмотреть две проблемы.
Во-первых, важно знать как согласованные на многосторонней основе обязательства России по либерализации доступа на свой рынок товаров будут влиять на распределение торговых потоков между Россией и Беларусью.
Во-вторых, как распределятся предпочтения российских потребителей при выборе товара в условиях рыночных отношений.
Исходя из этого, объектом анализа должны стать обязательства России по итогам переговоров о присоединении к многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО, а также статистика движения основных товарных потоков из Беларуси в Россию.
В процессе присоединения к ВТО Россия заключила 57 двусторонних соглашений по доступу на рынок товаров. Средний уровень «связанных» Россией ставок таможенных пошлин составил 7,8% по сравнению с 10% среднего уровня ставок таможенных пошлин действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТТС). При этом по сельскохозяйственным товарам это соответственно 10,8 и 13,2%, по промышленным товарам - 9,5 и 7,3%.
Средний уровень ставок таможенных пошлин после полного их снижения в соответствии с зафиксированными Россией обязательствами перед многосторонней торговой системой составит (в скобках дан их уровень в ЕТТТС):
• 14,9% на молочные продукты (19,8%);
• 10% на зерновые культуры (15,1%);
• 7,1% на масличные культуры, жиры и масла (9,0%);
• 5,2% на химическую продукцию (6,5%);
• 12% на автомобили (15,5%);
• 6,2% на электротехническое оборудование (8,4%);
• 8% на древесину и изделия из нее (13,4%);
• 0% на товары информационных технологий (5,4%).
Более чем для трети тарифных линий конечная «связанная» ставка таможенных пошлин начнет применяться с момента присоединения России к ВТО. Для четверти тарифных линий пошлины изменятся через 3 года.
Снизятся ставки таможенных пошлин на импортируемые лекарственные препараты с максимальных 15 до минимальных 3% в течение переходного периода, который для данной группы товаров заканчивается в основном в 2015-2016 гг.
В течение 3 лет после присоединения к ВТО Россия отменит таможенные пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Ставки таможенных пошлин на бытовую электротехнику и электронику снизятся с 15 до 8%.
Тарифные квоты будут применяться в отношении говядины, свинины, мяса птицы и некоторых продуктов на основе сыворотки.
Внутриквотная ставка таможенной пошлины на говядину составит 15%, в то время как сверхквотная ставка - 55%. Свинина будет импортироваться в Россию беспошлинно внутри тарифной квоты и по ставке 65% за ее пределами. Однако российская сторона обязалась с 1 января 2020 г. тарифные квоты на свинину заменить ставкой таможенной пошлины в размере 25%.
Ст. 1 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г., гласит о том, что на единой таможенной территории государств-членов Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана применяется Единый таможенный тариф. Там же сказано, что «основными целями Единого таможенного тарифа являются:
• рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств Сторон;
• поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств Сторон;
• создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Таможенном союзе;
• защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
• обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику». ВТО и Россия В процессе анализа последствий вступления России в ВТО для торговли с Республикой Беларусь следует рассмотреть две проблемы.
Во-первых, важно знать как согласованные на многосторонней основе обязательства России по либерализации доступа на свой рынок товаров будут влиять на распределение торговых потоков между Россией и Беларусью.
Во-вторых, как распределятся предпочтения российских потребителей при выборе товара в условиях рыночных отношений.
Исходя из этого, объектом анализа должны стать обязательства России по итогам переговоров о присоединении к многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО, а также статистика движения основных товарных потоков из Беларуси в Россию.
В процессе присоединения к ВТО Россия заключила 57 двусторонних соглашений по доступу на рынок товаров. Средний уровень «связанных» Россией ставок таможенных пошлин составил 7,8% по сравнению с 10% среднего уровня ставок таможенных пошлин действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТТС). При этом по сельскохозяйственным товарам это соответственно 10,8 и 13,2%, по промышленным товарам - 9,5 и 7,3%.
Средний уровень ставок таможенных пошлин после полного их снижения в соответствии с зафиксированными Россией обязательствами перед многосторонней торговой системой составит (в скобках дан их уровень в ЕТТТС):
• 14,9% на молочные продукты (19,8%);
• 10% на зерновые культуры (15,1%);
• 7,1% на масличные культуры, жиры и масла (9,0%);
• 5,2% на химическую продукцию (6,5%);
• 12% на автомобили (15,5%);
• 6,2% на электротехническое оборудование (8,4%);
• 8% на древесину и изделия из нее (13,4%);
• 0% на товары информационных технологий (5,4%).
Более чем для трети тарифных линий конечная «связанная» ставка таможенных пошлин начнет применяться с момента присоединения России к ВТО. Для четверти тарифных линий пошлины изменятся через 3 года.
Снизятся ставки таможенных пошлин на импортируемые лекарственные препараты с максимальных 15 до минимальных 3% в течение переходного периода, который для данной группы товаров заканчивается в основном в 2015-2016 гг.
В течение 3 лет после присоединения к ВТО Россия отменит таможенные пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Ставки таможенных пошлин на бытовую электротехнику и электронику снизятся с 15 до 8%.
Тарифные квоты будут применяться в отношении говядины, свинины, мяса птицы и некоторых продуктов на основе сыворотки.
Внутриквотная ставка таможенной пошлины на говядину составит 15%, в то время как сверхквотная ставка - 55%. Свинина будет импортироваться в Россию беспошлинно внутри тарифной квоты и по ставке 65% за ее пределами. Однако российская сторона обязалась с 1 января 2020 г. тарифные квоты на свинину заменить ставкой таможенной пошлины в размере 25%.
С момента присоединения к многосторонней торговой системе в России будет обеспечено соответствие функционирования механизмов административного управления тарифными квотами нормам и принципам ГАТТ/ВТО.
Российская Федерация обязалась с момента присоединения к ВТО и до 1 июля 2013 г. постепенно устранить существующие различия в ставках железнодорожных тарифов на перевозку товаров, предназначенных для импорта и экспорта. Однако это обязательство не будет распространяться на использование дифференцированных транспортных тарифов на внутренние перевозки, которые, по утверждению российской стороны, рассчитываются исключительно с учетом экономических показателей работы транспорта, а не исходя из информации о стране происхождения перевозимого товара.
России предстоит ликвидировать все программы промышленного субсидирования или трансформировать их таким образом, чтобы любая предоставляемая субсидия не давала преференций товарам российского происхождения в процессе международной торговли.
Запрещено осуществлять прямое субсидирование экспортеров, а также обусловливать предоставление субсидий необходимостью приобретения российских товаров (например, при субсидировании закупок техники, которая должна быть только российской или использовании российских компонентов в производстве).
Для России разрешенный уровень поддержки сельского хозяйства составит 9 млрд. долл. и постепенно снизится к 2018 г. до 4,4 млрд.
Чтобы не допустить чрезмерную концентрацию поддержки отдельного вида сельскохозяйственной продукции, начиная с момента присоединения России к ВТО и по 31 декабря 2017 г., ежегодный объем поддержки конкретного вида продукции в аграрном производстве не будет превышать 30% общего объема финансовой помощи сельскому хозяйству.
Российская сторона обязалась также не использовать экспортные сельскохозяйственные субсидии.
Производители и дистрибьюторы природного газа в России будут осуществлять хозяйственную деятельность исходя из обычных коммерческих принципов, основанных на возмещении расходов и получении прибыли.
При этом данное правило не касается поставок газа некоммерческим потребителям, в отношении которых сохраняется право применять такое регулирование цен на газ, которое будет обеспечивать достижение целей и задач социально-экономической политики России.
Анализ основных обязательств России перед многосторонней торговой системой ГАТТ/ВТО позволяет сделать следующие выводы:
• системные обязательства, которые приняла на себя российская сторона, видятся сбалансированными и сопоставимыми с обязательствами, вытекающими из многосторонних соглашений, действующих в рамках ВТО;
• по истечении переходных периодов величина ставок таможенных пошлин для примерно половины всех тарифных линий останется на уровне не ниже действующего ЕТТТС. В отношении 30% тарифных линий ставки таможенных пошлин будут снижены почти на 5%.
Однако такое уменьшение уровня тарифной защиты рынка является объективным результатом воздействия тенденций глобализации и либерализации мировой торговли на развитие национальных экономик.
В этой связи уместно напомнить, что на момент создания ГАТТ (1947 г.) уровень средневзвешенного тарифа на промышленные товары составлял 39%, а по итогам «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров (1986-1993 гг.) - 3,7%. Иначе говоря, менее чем за 50-летний период функционирования многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО средневзвешенный тариф на промышленные товары сократился в 10 раз.
ВТО и Беларусь Главное, однако, заключается в том, что эффект снижения (позитивный или негативный) уровня тарифной защиты для экономик стран-участниц Таможенного союза во многом будет зависеть от того, как в краткосрочной перспективе станут проходить процессы реформирования национальных экономик, а также от того, какие конкретно товарные позиции затронет процедура снижения ставок таможенных пошлин и в какой степени эти товарные позиции являются «чувствительными» для экономического развития страны.
В табл. 1 представлены 25 основных товарных позиций, которые в 2011 г. были экспортированы Беларусью в Российскую Федерацию. Необходимо отметить, что они затрагивают почти 60% общего объема белорусского экспорта в Россию. Еще один аспект, на который важно обратить внимание, заключается в том, что «коэффициент сопоставимости» товаров, представленных в таблице, достигает 0,8-0,9 для периода 2007-2011 гг. Иначе говоря, от 80 до 90% товаров, представленных в таблице, входили в группу основных товаров, экспортированных Беларусью в Россию в 2007-20011 гг.
Как видно из таблицы, действующие в рамках Таможенного союза ставки таможенных пошлин на товары, которые составляют основу белорусского экспорта в Россию, сопоставимы со ставками таможенных пошлин, зафиксированных в российских обязательствах перед многосторонней торговой системой ГАТТ/ВТО в отношении доступа к рынку товаров.
Таким образом, есть основания утверждать, что угрозы потерять рынок России в результате присоединения этой страны к ВТО для Беларуси не существует. Нет объективных свидетельств тому, что Россия существенно открывает доступ на свой рынок для товаров из стран вне Таможенного союза.
Что касается товарных позиций, по которым уровень тарифной защиты в некоторой степени снизился, то здесь на первый план для белорусских экспортеров должны выходить вопросы конкурентоспособности товара.
Исследования поведения покупателей показывают, что для них в процессе сравнения и отбора выигрывает тот товар, у которого отношение полезного эффекта к затратам на его приобретение и использование максимален по сравнению с другими аналогичными изделиями. Это является условием предпочтения, которое также необходимо учитывать в процессе разработки и реализации экспортных стратегий.
В условиях роста реального благосостояния потенциальные покупатели будут отдавать предпочтение прежде всего тому товару, который на единицу стоимости (цены) удовлетворит больше потребностей и на более высоком уровне, чем другие товары. И здесь, чтобы сохранить рынок России (как и любой другой), белорусским товаропроизводителям необходимо заботиться о повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции.
В сложившейся ситуации уже не следует рассуждать: выгодно или невыгодно вступление России в ВТО для Беларуси. Сегодня куда важнее активизировать процесс присоединения нашей страны к многосторонней торговой системе хотя бы по той причине, что Беларусь подписала и ратифицировала Договор от 19 мая 2011 г. «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы». Согласно ст.1 этого Договора с момента присоединения любой из стран-членов Таможенного союза к ВТО положения всех без исключения Соглашений ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой страны к многосторонней торговой системе, становятся составной частью правовой системы Таможенного союза.
На практике это означает следующее: хотя Беларусь не является членом ВТО, внешнеэкономический комплекс страны должен будет функционировать в соответствии с правилами многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО. Иначе говоря, Беларусь де-факто будет иметь обязательства перед ВТО в отсутствие прав на использование инструментов ВТО для защиты своих национальных экономических интересов.
Таблица 1. Сравнительный анализ ставок таможенных пошлинВ табл. 1 представлены 25 основных товарных позиций, которые в 2011 г. были экспортированы Беларусью в Российскую Федерацию. Необходимо отметить, что они затрагивают почти 60% общего объема белорусского экспорта в Россию. Еще один аспект, на который важно обратить внимание, заключается в том, что «коэффициент сопоставимости» товаров, представленных в таблице, достигает 0,8-0,9 для периода 2007-2011 гг. Иначе говоря, от 80 до 90% товаров, представленных в таблице, входили в группу основных товаров, экспортированных Беларусью в Россию в 2007-20011 гг.
Как видно из таблицы, действующие в рамках Таможенного союза ставки таможенных пошлин на товары, которые составляют основу белорусского экспорта в Россию, сопоставимы со ставками таможенных пошлин, зафиксированных в российских обязательствах перед многосторонней торговой системой ГАТТ/ВТО в отношении доступа к рынку товаров.
Таким образом, есть основания утверждать, что угрозы потерять рынок России в результате присоединения этой страны к ВТО для Беларуси не существует. Нет объективных свидетельств тому, что Россия существенно открывает доступ на свой рынок для товаров из стран вне Таможенного союза.
Что касается товарных позиций, по которым уровень тарифной защиты в некоторой степени снизился, то здесь на первый план для белорусских экспортеров должны выходить вопросы конкурентоспособности товара.
Исследования поведения покупателей показывают, что для них в процессе сравнения и отбора выигрывает тот товар, у которого отношение полезного эффекта к затратам на его приобретение и использование максимален по сравнению с другими аналогичными изделиями. Это является условием предпочтения, которое также необходимо учитывать в процессе разработки и реализации экспортных стратегий.
В условиях роста реального благосостояния потенциальные покупатели будут отдавать предпочтение прежде всего тому товару, который на единицу стоимости (цены) удовлетворит больше потребностей и на более высоком уровне, чем другие товары. И здесь, чтобы сохранить рынок России (как и любой другой), белорусским товаропроизводителям необходимо заботиться о повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции.
В сложившейся ситуации уже не следует рассуждать: выгодно или невыгодно вступление России в ВТО для Беларуси. Сегодня куда важнее активизировать процесс присоединения нашей страны к многосторонней торговой системе хотя бы по той причине, что Беларусь подписала и ратифицировала Договор от 19 мая 2011 г. «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы». Согласно ст.1 этого Договора с момента присоединения любой из стран-членов Таможенного союза к ВТО положения всех без исключения Соглашений ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой страны к многосторонней торговой системе, становятся составной частью правовой системы Таможенного союза.
На практике это означает следующее: хотя Беларусь не является членом ВТО, внешнеэкономический комплекс страны должен будет функционировать в соответствии с правилами многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО. Иначе говоря, Беларусь де-факто будет иметь обязательства перед ВТО в отсутствие прав на использование инструментов ВТО для защиты своих национальных экономических интересов.
{jcomments on}