Юрий БЕЛЕНЬ, директор ООО "Радиосинтез"
Компания «Радиосинтез» работает в сфере оказания высокоинтеллектуальных услуг и предлагает для внутреннего рынка, а также на экспорт высокоинтеллектуальную продукцию - автоматические системы управления в области связи, энергетики, транспорта. Как известно, создание инжиниринговых структур сегодня становится важнейшим направлением модернизации экономики, повышения ее инновационности. А значит, актуален анализ причин успехов и неудач уже действующих в этой сфере предприятий. У самого ООО «Радиосинтез», как считает его директор Юрий БЕЛЕНЬ, в последнее время хватало и тех, и других.
- Юрий Андреевич, у большинства белорусских инжиниринговых компаний похожие биографии. Как правило, они создавались для внедрения разработок еще советских времен. С ООО «Радиосинтез» ситуация аналогичная?
- Примерно. Нашей первой продукцией стала зоновая коммутационная станция для подвижных систем связи, в которых широко применялась продукция радиозавода «Спутник». Фактически это была отечественная аналоговая мобильная УКВ-связь с использованием радиостанций «Вилия». Да, сегодня в это трудно поверить, но мобильная связь на планете Земля родилась в 70-х гг. в Молодечно, в стенах СКБ радиосвязи МРЗ «Спутник». И это была действующая система! Она функционировала во всех областных центрах и в 2-3 районах каждой области, а в Брестской области даже в 10 районах. К сожалению, из-за межведомственного конфликта проект был закрыт.
- Как сложилась дальнейшая судьба вашего предприятия?
- Мы переключились на разработку прикладных АСУ на основе беспроводных технологий с использованием GSM-ресурса сотовых операторов.
Наша продукция - это АСУ технологическими процессами в промышленности, автоматизированные системы контроля и учета потребления энергоресурсов, АСУ подстанциями распредсетей 10/04 кВ (телеуправление телемеханизация телесигнализация), автоматизированные системы мониторинга пассажирского транспорта, а также автоматизированные системы безналичного расчета за проезд в городском пассажирском транспорте (пластиковая карточка - электронный проездной).
- Рынок телеметрических систем различного назначения сегодня исключительно конкурентный, по каждому направлению работает не один десяток компаний. Как ООО «Радиосинтез» удается удерживать на нем сильные позиции?
- Не могу утверждать, что мы занимаем сильные позиции среди множества других компаний, но пытаемся удержаться в своих сегментах, где ценой, где качеством разработок, важны и скорость реализации проектов, и комплексный подход, когда работа выполняется «под ключ».
Качество разработок определяется значительным опытом и универсальностью наших специалистов, которым приходится решать множество сложнейших инженерных проблем. Что касается цены, то она больше всего зависит от выбора партнера, чье оборудование используется в системе.
Например, для АСКУЭ - автоматизированных систем учета энергопотребления - заказчики сами пишут в задании на проектирование, что его требуется выполнить с использованием приборов учета производства фирмы Elgama elektronika и устройств считывания и передачи данных фирмы Elgama Sistemos. Данное оборудование литовских компаний по качеству и функциональным возможностям не уступает аналогам других производителей, а по капиталовложениям и эксплуатационным затратам значительно дешевле. Правда, такие проекты не всегда удается реализовать. Порой мешает конкурентная борьба, которая ведется по довольно специфическим правилам. Иногда ощущается сильное влияние ведомственного интереса, сказывается и региональное лоббирование. Ну а мы не такие опытные бизнесмены, чтобы успешно бороться с сомнительными методами конкуренции…
- Но если не бороться, то легко вообще потерять рынок. Не опасаетесь такого развития событий?
- Мы считаем, что кроме ведения борьбы против конкурентов за удержание рынков надо иметь еще и запасные ниши, запасную тематику, что-нибудь свеженькое. Словом, пытаемся побеждать конкурентов еще и интеллектуальными методами. И тогда, завоевав новые привлекательные сегменты рынка, можно практически безболезненно для бизнеса уйти из старых ниш.
- И у вас такие направления уже есть в загашнике?
- Да, есть некоторые задумки. Так сказать, вынашиваются или выращиваются два масштабных проекта: один для энергетики и один для транспорта. Не хотелось бы об этих проектах преждевременно что-то говорить, так как в них мы применяем сразу несколько очень интересных ноу-хау.
- Юрий Андреевич, сегодня ООО «Радиосинтез», как, впрочем, и большинство аналогичных предприятий, использует исключительно импортные комплектующие. Как правило, это сравнительно несложные приборы, телеметрическое оборудование. Не возникала идея организовать их производство в Беларуси?
- Конечно, возникала, и не однажды. Были встречи и переговоры с литовскими и чешскими партнерами. Они заинтересованы в создании совместных предприятий, чтобы таким образом проникнуть на наш рынок. Но несмотря на то, что технико-экономические обоснования целесообразности и расчеты показывают высокую эффективность наших проектов, директора этих компаний не хотят рисковать.
- Примерно. Нашей первой продукцией стала зоновая коммутационная станция для подвижных систем связи, в которых широко применялась продукция радиозавода «Спутник». Фактически это была отечественная аналоговая мобильная УКВ-связь с использованием радиостанций «Вилия». Да, сегодня в это трудно поверить, но мобильная связь на планете Земля родилась в 70-х гг. в Молодечно, в стенах СКБ радиосвязи МРЗ «Спутник». И это была действующая система! Она функционировала во всех областных центрах и в 2-3 районах каждой области, а в Брестской области даже в 10 районах. К сожалению, из-за межведомственного конфликта проект был закрыт.
- Как сложилась дальнейшая судьба вашего предприятия?
- Мы переключились на разработку прикладных АСУ на основе беспроводных технологий с использованием GSM-ресурса сотовых операторов.
Наша продукция - это АСУ технологическими процессами в промышленности, автоматизированные системы контроля и учета потребления энергоресурсов, АСУ подстанциями распредсетей 10/04 кВ (телеуправление телемеханизация телесигнализация), автоматизированные системы мониторинга пассажирского транспорта, а также автоматизированные системы безналичного расчета за проезд в городском пассажирском транспорте (пластиковая карточка - электронный проездной).
- Рынок телеметрических систем различного назначения сегодня исключительно конкурентный, по каждому направлению работает не один десяток компаний. Как ООО «Радиосинтез» удается удерживать на нем сильные позиции?
- Не могу утверждать, что мы занимаем сильные позиции среди множества других компаний, но пытаемся удержаться в своих сегментах, где ценой, где качеством разработок, важны и скорость реализации проектов, и комплексный подход, когда работа выполняется «под ключ».
Качество разработок определяется значительным опытом и универсальностью наших специалистов, которым приходится решать множество сложнейших инженерных проблем. Что касается цены, то она больше всего зависит от выбора партнера, чье оборудование используется в системе.
Например, для АСКУЭ - автоматизированных систем учета энергопотребления - заказчики сами пишут в задании на проектирование, что его требуется выполнить с использованием приборов учета производства фирмы Elgama elektronika и устройств считывания и передачи данных фирмы Elgama Sistemos. Данное оборудование литовских компаний по качеству и функциональным возможностям не уступает аналогам других производителей, а по капиталовложениям и эксплуатационным затратам значительно дешевле. Правда, такие проекты не всегда удается реализовать. Порой мешает конкурентная борьба, которая ведется по довольно специфическим правилам. Иногда ощущается сильное влияние ведомственного интереса, сказывается и региональное лоббирование. Ну а мы не такие опытные бизнесмены, чтобы успешно бороться с сомнительными методами конкуренции…
- Но если не бороться, то легко вообще потерять рынок. Не опасаетесь такого развития событий?
- Мы считаем, что кроме ведения борьбы против конкурентов за удержание рынков надо иметь еще и запасные ниши, запасную тематику, что-нибудь свеженькое. Словом, пытаемся побеждать конкурентов еще и интеллектуальными методами. И тогда, завоевав новые привлекательные сегменты рынка, можно практически безболезненно для бизнеса уйти из старых ниш.
- И у вас такие направления уже есть в загашнике?
- Да, есть некоторые задумки. Так сказать, вынашиваются или выращиваются два масштабных проекта: один для энергетики и один для транспорта. Не хотелось бы об этих проектах преждевременно что-то говорить, так как в них мы применяем сразу несколько очень интересных ноу-хау.
- Юрий Андреевич, сегодня ООО «Радиосинтез», как, впрочем, и большинство аналогичных предприятий, использует исключительно импортные комплектующие. Как правило, это сравнительно несложные приборы, телеметрическое оборудование. Не возникала идея организовать их производство в Беларуси?
- Конечно, возникала, и не однажды. Были встречи и переговоры с литовскими и чешскими партнерами. Они заинтересованы в создании совместных предприятий, чтобы таким образом проникнуть на наш рынок. Но несмотря на то, что технико-экономические обоснования целесообразности и расчеты показывают высокую эффективность наших проектов, директора этих компаний не хотят рисковать.
Они хорошо ориентируются в нашей экономической ситуации, знают, что сейчас происходит в стране, и, беседуя со мной, начинают загибать пальцы и на левой, и на правой руках: «У вас сложная, запутанная налоговая система; у вас непредсказуемое законодательство; у вас неравные условия хозяйствования для государственных и частных предприятий; у вас чрезмерно высокая арендная плата; у вас валютные проблемы, часто сменяющиеся девальвациями и сверхскоростными инфляционными процессами, недоступность к кредитным ресурсам из-за рекордно высоких процентных ставок и так далее…» Неудивительно, что после очередных переговоров слышишь один и тот же ответ: господа, ваши предложения очень интересные, но давайте мы немножко подождем.
Импортозамещающую продукцию в нашем секторе можно было бы выпускать и без участия иностранного капитала, и она была бы ничем не хуже качеством. Но производство невозможно создавать без заемных ресурсов, а если брать кредиты под сегодняшние варварские проценты, то продукция окажется неконкурентоспособной по цене.
В энергетике существует термин - «перекос фаз». Он вполне подходит и для характеристики нашей экономики. В ней сегодня наблюдаются катастрофические перекосы в отраслях. Из-за необдуманной экономической политики некоторые из них слишком опекаются и чрезмерно развиваются, а другие буквально брошены на произвол судьбы. У нас очень быстрыми темпами развиваются и богатеют банки (думается, они имеют слишком высокую маржу), а промышленность в это время стагнирует… У нас слишком стремительно развивается торговля (думается, благодаря чрезмерным торговым надбавкам), уже на каждого жителя страны приходится по 3-4 торговые точки. Не многовато ли?
Как я уже говорил, европейские бизнесмены ждут изменения бизнес-климата. Ждем улучшений и мы, белорусские предприниматели. Только ведь многие из нас уже немолоды, кому за 50, кому за 60, и надеяться на розовое будущее нет запаса времени. Надо элементарно выживать. Поэтому вместо организации импортозамещающих производств пытаемся предлагать свои услуги на экспорт. Есть у нас и здесь некоторые подвижки, но это уже совсем другая тема, возможно, вернемся к ней в следующей публикации, годика через два.
Импортозамещающую продукцию в нашем секторе можно было бы выпускать и без участия иностранного капитала, и она была бы ничем не хуже качеством. Но производство невозможно создавать без заемных ресурсов, а если брать кредиты под сегодняшние варварские проценты, то продукция окажется неконкурентоспособной по цене.
В энергетике существует термин - «перекос фаз». Он вполне подходит и для характеристики нашей экономики. В ней сегодня наблюдаются катастрофические перекосы в отраслях. Из-за необдуманной экономической политики некоторые из них слишком опекаются и чрезмерно развиваются, а другие буквально брошены на произвол судьбы. У нас очень быстрыми темпами развиваются и богатеют банки (думается, они имеют слишком высокую маржу), а промышленность в это время стагнирует… У нас слишком стремительно развивается торговля (думается, благодаря чрезмерным торговым надбавкам), уже на каждого жителя страны приходится по 3-4 торговые точки. Не многовато ли?
Как я уже говорил, европейские бизнесмены ждут изменения бизнес-климата. Ждем улучшений и мы, белорусские предприниматели. Только ведь многие из нас уже немолоды, кому за 50, кому за 60, и надеяться на розовое будущее нет запаса времени. Надо элементарно выживать. Поэтому вместо организации импортозамещающих производств пытаемся предлагать свои услуги на экспорт. Есть у нас и здесь некоторые подвижки, но это уже совсем другая тема, возможно, вернемся к ней в следующей публикации, годика через два.
ООО «Радиосинтез»
222310, Беларусь, Минская обл., г. Молодечно, ул. Машерова, 10г
Тел.: +375-176-74-70-00, +375-29-693-01-95
Факс: +375-176-75-73-32
Skype: radiosintez550
http://radiosintez.deal.by/
222310, Беларусь, Минская обл., г. Молодечно, ул. Машерова, 10г
Тел.: +375-176-74-70-00, +375-29-693-01-95
Факс: +375-176-75-73-32
Skype: radiosintez550
http://radiosintez.deal.by/
{jcomments on}