Кто вырвется вперед, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет свою самостоятельность, будет зависеть не только от экономического потенциала, но прежде всего от воли каждой нации, от ее внутренней энергии.
В.В.Путин
Уважаемые читатели!
Эту мысль Президент России сформулировал в своем ежегодном послании Федеральному Собранию. Им поставлена задача перехода к уверенному развитию, сохранению национальной и духовной идентичности, созданию богатой и благополучной России. Нельзя не отметить реальный, может быть, точнее, умеренно оптимистичный взгляд на возможности достижения цели. По мнению В.В.Путина, «интересы развития России» требуют в ближайшее десятилетие годового роста ВВП не менее чем на 5-6%. Согласно прогнозам Минэкономразвития Россия способна только на 4%. По итогам 10 месяцев 2012 г., темп составил 3,7%. Возможность достижения желаемого прироста Президент видит в изменении структуры экономики на основе восстановления лидерства в традиционных отраслях промышленности и развитии малого и среднего бизнеса. В центр «новой модели роста» он ставит экономическую свободу, частную собственность, эффективные гарантии ее защиты и конкуренцию. Иными словами - рыночную экономику, а не государственный капитализм. Продолжать приватизацию предполагается, в первую очередь, с учетом интересов российского бизнеса, стремясь к появлению «по-настоящему легитимного, уважаемого собственника».
Для кредитования «новой модели роста» предложено использовать «дешевые» и «длинные» деньги - пенсионные фонды, накопления предприятий и граждан. Правда, начисленная заработная плата в 2012 г. составила 900 долл., а социальная пенсия - 186 долл. Вместе с тем, со следующего года до 3,3 млрд. долл. будут вкладываться в российские ценные бумаги, связанные с инфраструктурными проектами из средств Фонда национального благосостояния. Изменится и налоговая система - центр тяжести с результатов хозяйственной деятельности сместится на потребление, включая акцизные товары и дорогую недвижимость.
Намечаемые инфраструктурные проекты предполагают удвоение объема дорожного строительства, развитие Северного морского пути, БАМа, Транссиба, морских портов, региональной авиации. По мысли В.В.Путина, вектор экономической деятельности России в ХХI в. должен быть направлен на Дальний Восток и Сибирь, где, как им отмечено, сосредоточен «колоссальный» потенциал.
С целью ухода от сырьевой экономики Президентом определены задачи и аграрному сектору. В ближайшие 4-5 лет мыслится полностью обеспечить продовольственную независимость по всем основным продуктам, а в дальнейшем стать «крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания».
Как известно, Беларусь тоже предполагает получать на экспорте продовольствия до 7 млрд. долл. в год. При этом основным рынком для нас является Россия. Такое столкновение интересов, как минимум, повод задуматься над возможностью сохранения российского рынка.
Обстоятельства все настойчивее вынуждают белорусское руководство также задуматься о структурной перестройке экономики, ее диверсификации. В этом месяце рассматривалось состояние техперевооружения деревообрабатывающих предприятий и отдельных подотраслей легкой промышленности. Между тем обращает на себя внимание недостаточная проработанность генерируемых предложений, некоторая спонтанность в постановке задач, их удаленность от реальных источников финансирования, которые подчас заменяются достаточно отвлеченным понятием «иностранная кредитная линия». Но внешний долг у нашей страны и так немаленький, да и желающих предоставлять такие линии пока нет. Не ясна и увязка с сырьевой базой, хотя ставится задача перехода на местные виды ресурсов. Что касается деревообработки, то здорового леса в Беларуси не так много, а при отказе от использования массива необходимы существенно большие средства на технологическое обновление. Еще менее ясно с хлопкоперерабатывающими и камвольными предприятиями. Хлопка у нас не будет никогда, а овцеводство под большим вопросом, поскольку для производства тканей требуется тонкорунная шерсть, которую не могли получить и в Советском Союзе и постоянно импортировали. А ведь с тканями нам предстоит конкурировать на мировом рынке. Надеяться, что их будет потреблять белорусское население, вряд ли оправданно в условиях Единого экономического пространства. Российский потребительский рынок для белорусов не закрыт.
Конечно же, всемерной поддержки заслуживает стремление навести порядок, обустроить рабочие места, но надо ли реанимировать теряющие рынок предприятия? Да и хотелось бы, чтобы поиск ниш рынка был системным. За этим стоит большая целенаправленная работа и госаппарата, и субъектов хозяйствования. Пока же даже в Минэкономики не знают о бизнес-планах развития этих подотраслей.
Конечно, время расставит все на свои места. Но время - это невосполнимый ресурс. Можно заработать деньги, даже поправить здоровье, но время нам неподвластно. Это самый дорогой ресурс, неэффективное использование которого неминуемо ведет к отставанию.
С уважением,
главный редактор
А. Ковтуненко
{jcomments on}