fbpx

Игорь КАБАЛИК, юрист 

27 декабря 2012 г. исполняется 6 лет со дня принятия Директивы Президента РБ №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».    В этом нормативном документе провозглашается, что «основной целью органов государственной власти является проведение такой политики, реализация таких проектов, которые бы последовательно улучшали качество жизни людей, максимально облегчали решение вопросов, с которыми повседневно сталкивается гражданин».

Для достижения этих целей указано 11 условий, которые обязан соблюдать государственный чиновничий аппарат в своей работе. Данная Директива была попыткой наладить его работу без кардинального решения вопроса о реформировании, только путем конкретизации задач и путей их исполнения.

Как показало время, эти цели в большей части не были достигнуты, а задачи - не выполнены. Мировой финансовый кризис, экономическое состояние государства поставили вопрос: либо и дальше продолжать финансирование этого неэффективного механизма за счет сокращения финансовых возможностей, либо начать его реформирование. У государства нет более финансовой возможности содержать штат почти в 166 тыс. чиновников, из которых только «чистых управленцев» - свыше 56 тыс. с бюджетом в 923 млрд. руб.

В связи с создавшейся ситуацией глава государства поставил задачу: сократить государственный аппарат на 25-30% и дал соответствующие поручения. Те, кто работал в советские времена, помнят подобные компании по 20%-ному сокращению госчиновников, проводимые почти после каждого очередного съезда партии. Если бы они выполнялись, то сегодня у нас не осталось бы чиновного люда, да и СССР, возможно, не развалился бы.

Думается, что подобный «спуск на тормозах» произойдет и сейчас, так как сокращать чиновников будут они сами. В ходе уже этой кампании сократят незанятые должности, но не решат вопрос о ликвидации частей этого аппарата с передачей его функций самим хозяйствующим субъектам. Приведу простейший пример.

В соответствии с Указом Президента РБ от 26.07.2012 г. №332 «О совершенствовании контрольной деятельности» определено 70 государственных органов и их структурных подразделений, которые занимаются функциями контроля за работой хозяйствующих субъектов. Задумайтесь, что даст предприятию, занимающемуся производством, сокращение штата этих «контролеров» на 30%? Думается, ничего. Оставшиеся будут выполнять планы по «борьбе с…», стараясь этим доказать свою нужность.

Решая вопрос сокращения госаппарата, необходимо обратить внимание и на такое понятие, как «исполнительская дисциплина». Обязательным условием улучшения работы госаппарата является то, как чиновник исполняет уже имеющиеся законы. Для подтверждения этого рассмотрим ряд конкретных примеров, характеризующих сложившееся ныне в государстве положение.

Так, по результатам проверки, длившейся 6 месяцев, Главное управление Министерства финансов по Брестской области потребовало возвратить в бюджет около 600 млн. руб., якобы незаконно полученных одним из предприятий. Будучи не согласным с этим требованием, предприятие обратилось в суд с иском, в котором просило признать выставленные санкции не основанными на законе.

До рассмотрения дела в суде предприятие просило приостановить взыскание, так как в это же время оно заканчивало исполнение обязательств в рамках выполнения государст­венной программы «Зерносушение-2012», и взыскание указанной суммы в этот ответственный момент сразу же привело бы к срыву обязательств по поставке оборудования. В просьбе было отказано. Видя безвыходность положения, коллектив обратился напрямую в Правительство РБ с просьбой о помощи. Заявление поступило в аппарат Совета Министров 18.06.2012 г., а уже 19.06.2012 г. первым вице-премьером В.И.Семашко по нему было принято решение №07/600-161 следующего содержания: «А.М.Харковцу. Прошу приостановить взыскание до возможного вступления в законную силу решения суда». Это полностью устраивало коллектив предприятия. Стали ждать, когда из банка отзовут приказ и освободят счет. Прошло более недели, пока приказ отозвали. Все это время работники завода разыскивали в аппарате Министерства финансов РБ, у кого решение находится на исполнении. Ведь чиновники, чтобы избежать ответственности, создают из своих ведомств подобие «черных ящиков», где поиски любого документа подходят под известное выражение - «найти в темной комнате черную кошку».
Только угроза того, что завод обратится с повторной жалобой, заставило чиновников заняться исполнением распоряжения, и 29.06.2012 г. оно, наконец, было направлено в банк. Все это время счет завода в банке был заблокирован, расчеты за поставленную продукцию и комплектацию не велись.

В дальнейшем дело было рассмотрено хозяйственным судом Брестской области, и 17.09.2012г. вынесено решение, в котором выставленные санкции признаны не основанными на нормах закона. В настоящее время оно обжалуется Главным управлением Министерства финансов по Брестской области, однако это уже отдельная история.

Но еще более вопиющие факты отсутствия исполнительской дисциплины и самое главное - контроля за выполнением норм закона - были вскрыты в ходе разбирательств по этому делу в суде.

Так, в п.2.1. Директивы президента РБ от 31.12.2010 г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в РБ» сказано: «…запретить дейст­вия, направленные на лишение (прекращение) имущественных прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе принудительное списание денежных средств… при отсутствии вступивших в законную силу решений (постановлений) суда». Ни в этом, ни в иных случаях за подобными решениями Главное управление Министерства финансов РБ по Брестской области в суд не обращалось. При этом с начала года и по 12.06.2012 г. им было издано более 250 подобных приказов.

Возникают законные вопросы: если оперативно не исполняются указания первого вице-премьера РБ, и только «назойливость» тех, кто заинтересован в их выполнении заставляет чиновников что-то делать, о чем это свидетельствует?
Если на протяжении двух лет не исполняется Директива №4, а орган, призванный контролировать ее исполнение, никак на это не реагирует, - для чего она издается?

Вывод очевиден. Простое уменьшение численности не снимет и не решит проблему эффективности работы государственного аппарата без повышения ответственности чиновников за результаты своих действий или бездействия. Печально, но за то, что почти две недели был заблокирован счет крупного предприятия, никто наказан не был.

{jcomments on}