fbpx

Евгений КАЧУРОВСКИЙ, президент Международного некоммерческого фонда «Новая экономика»

Агентство экономического прогнозирования «Prognos AG» опубликовало прогноз по кризисным сценариям распада Еврозоны [1]. Доклад носит название «Экономические последствия выхода из Еврозоны государств-членов из Южной Европы» [2].Под руководством доктора Бёмера сделана попытка ответить на вопрос, сколько будет стоить для мира выход из Еврозоны ее южных членов (Греции, Италии, Португалии и Испании).

Экономисты в своем анализе исходили из положения, что дефолт Греции по ее государственным долгам и выход этой страны из европейского валютного союза приведет к подрыву доверия инвесторов к португальским, испанским и итальянским рынкам капитала. Поэтому банкротство Греции спровоцирует не только дефолты в других государствах юга, но и вызовет серьезную всемирную рецессию. В свою очередь этот фактор уменьшит экономический рост в общей сложности на 17,157 трлн. евро с 2013 по 2020 г. в 42 крупнейших экономиках мира (составляющих в совокупности 90% мировой экономики). Речь в опубликованном анализе идет о неоднократно описанном «эффекте домино» разрушения Еврозоны.

Аналитики из «Prognos AG» рассмотрели различные варианты: отдельно для Греции (сценарий 1), для Греции и Португалии (сценарий 2), для Греции, Португалии и Испании (сценарий 3) и, наконец, для всех вместе: Греции, Португалии, Испании и Италии (сценарий 4). Какими же видятся им последствия во всех этих случаях?

Сценарий 1

Суммарное падение объема ВВП в 42 странах мира за 2013-2020 гг. составит 674 млрд. евро. Для Греции последствия будут катастрофическими (-164 млрд.). Наибольшие потери понесут Франция (-157 млрд.), Германия (-73), США (-93) и Китай (-81 млрд.). Падение ВВП в 2013 г. в Греции составит 94%, в Германии - 2,9, США - 0,9%.

Сценарий 2

Суммарное падение объема ВВП в 42 странах мира за 2013-2020 гг. составит 2,4 трлн. евро. Выход Греции и Португалии из Еврозоны при этом сценарии будет иметь тяжелые последствия для Греции (-164 млрд.) и Португалии (-84 млрд.). Наибольшие потери понесут Германия (-225 млрд.), США (-365), Франция (-331) и Китай (-275 млрд.). Падение ВВП в 2013 г. в США составит 3,3%, Франции - 17,6, Германии - 9,1, Португалии - 55, Греции - 94%. Выход Греции и Португалии из зоны евро никак не отразится только на одной стране - Латвии и даже даст прибавку ВВП Австралии в сумме 19 млрд. евро.

Сценарий 3

Суммарное падение объема ВВП в 42 странах мира за 2013-2020 гг. составит около 7,9 трлн. евро. Суммарные потери Франции превысят 1,2 трлн., Германии - 850 млрд. Для государств БРИК потери будут 1,4 трлн., для США - 1,2 трлн. Падение ВВП в 2013 г. станет катастрофическим в Португалии (-104%), Греции (-96), Испании (-81), Франции (-65), Германии (-34), Китае (-4) и США (-11%).Выход Греции, Португалии и Испании из зоны евро не окажет вредных последствий и даст прибавку только ВВП Австралии - 61 млрд.

Сценарий 4

Выход Греции, Португалии, Испании и Италии из Еврозоны вызовет мировой экономический спад, что в суммарном виде выразится в потерях совокупного мирового ВВП на сумму почти в 17,2 трлн. евро к 2020 г.

В пересчете на абсолютные цифры в наибольшей степени пострадают экономики Франции (-2,9 трлн. от ВВП), США (-2,8), Китая (-1,9) и Германии (-1,7 трлн.). Падение ВВП в 2013 г. будет катастрофическим для Италии (-75%), Германии (-69), Китая (-49) и США (-25%). Снижение ВВП прямо связано с подъемом безработицы. При подобном сценарии ее уровень в Германии в 2015 и 2016 гг. будет на 2,5 и 2,2% выше нынешнего показателя. А с 2017 по 2020 г. - от 0,5 до 1,7%.

Выход Греции, Португалии, Испании и Италии из зоны евро приведет к потерям для ЕС в 2013-2020 гг. в сумме 8,8 трлн. евро Выиграет только Австралия, для которой прибавка ВВП составит 138 млрд.

Корректны ли такие прогнозы? По этому поводу есть сомнения. Слишком много в них недостаточно обоснованных допущений.

Во-первых, прогнозы строятся не на предпосылках, а проводятся на модельном уровне с учетом нескольких определяющих факторов.

Во-вторых, четыре прогноза сами по себе представляют матрицу неопределенности, в рамках которой сложно дать конкретную оценку. Это связано с комбинаторикой и сроками выхода стран из Еврозоны. Например, проблема рассматривается с точки зрения ситуации распада Еврозоны в 2013 г., хотя временная последовательность событий может быть совсем иной. В свою очередь разброс между вариантами настолько велик, что любой из них можно интерпретировать как случайный.

В-третьих, количественные оценки в зависимости от вариантов не коррелируются между собой. Так, в представленных четырех сценариях Франция является наиболее «ущербной» при развале Еврозоны. Хотя в других прогнозах эта роль отводится Германии - локомотиву и стабилизатору Еврозоны.

В-четвертых, прогноз, построенный на подрыве доверия инвесторов к португальским, испанским и итальянским рынкам капитала вообще является виртуальным. Как фактор он должен быть учтен в модели, но он не первичен.

В-пятых, в прогнозе не учитываются динамические факторы. В том числе не учтены как механизмы спасения Еврозоны, так и меры в области реформирования мировой финансовой системы («G20», МВФ и др.), реформа европейской банковской системы (создание единого Центробанка и др.) и т.д. Именно эти меры в краткосрочной и среднесрочной перспективах должны сыграть стабилизирующую роль на европейском континенте и избежать рисков, при которых ЕС может стать источником мирового кризиса.

Вообще, прогнозы в жанре «страшилки» призваны напугать основных фигурантов (Германию, Францию) и призвать к более решительным мерам по борьбе с финансовым кризисом Еврозоны. Но ведь об этом постоянно говорят в МВФ, в также основные партнеры ЕС - США, Китай, Россия и др.

Главным выводом данного прогноза является спасение Еврозоны любой ценой с использованием всех ресурсов. Это хороший вывод. Но он должен быть экономически и финансово взвешенным. А именно дать ответ: сколько и каких ресурсов потребуется, какие регулятивные меры должны быть использованы для спасения Еврозоны.

[1] Агентство занимается проблемами будущего социально ориентированной рыночной экономики (г. Берлин) и работает на средства германского фонда «Bertelsmann».

[2] Dr. Böhmer Michael, dr. Petersen Thieß. «Economic impact of Southern European member states exiting the Eurozone», Policy Brief, 2012, №06

 

{jcomments on}