Андре НОАК генеральный директор ИООО "Ланквитцер Лакфабрик Бел"
Наверное, многие, кто сталкивался с Андре НОАКОМ, считают его чудаком, особенно в свете последних событий. Почти два года он пытается организовать в поселке Домачево на границе с Польшей производство красок по рецептурам известной германской компании Lankwitzer.Как немца занесло в белорусскую глушь, где по утрам поют петухи, а вечером слышно мычание пригнанных с пастбища коров? История эта довольно романтична.
Любовь и бизнес
- По образованию я - инженер-педагог, рассказывает Андре. - До объединения Германии работал в западной Саксонии в техникуме преподавателем производственного обучения. Когда развалилась ГДР, для того чтобы продолжить работу педагогом, предложили заново получить образование в течение четырех лет. Мне уже было 26 лет, и смысла учиться заново я не видел. А вот экономическую специальность получить было заманчиво, и я без отрыва от работы проходил обучение в частной академии. Потом еще четыре года преподавал в ней бухгалтерское дело и маркетинг.
Параллельно Андре работал заместителем директора в строительной компании, наполовину государственной, наполовину - частной, чтобы, как говорится, соединить теорию и практику. В конечном итоге это предприятие завоевало добрую славу, и ему стали поручать все работы по реконструкции и реставрации зданий в городе. Например, полностью обновили старинную крепость, монастырь, историческую площадь с фонтанами. Набравшись опыта, Андре открыл собственную фирму, которая финансировала строительство, проводила тендеры, контролировала расходование средств, брала на себя взаимоотношения с банками. В Германии это называется «проект-менеджмент». Но ей стало тесно даже в Германии.
- В 1997 г. я впервые приехал в Брест, где вместе с местной фирмой «Союз» мы занимались обновлением фасадов, реконструкцией «внутренностей» зданий, монтажом отопительных систем известных европейских производителей, - вспоминает Андре.
- И хотя тогда в Беларуси было не очень выгодно работать, для меня это самое лучшее время: в 1998 г. я познакомился со своей будущей женой-белоруской. Это определило мою дальнейшую судьбу: супруга не захотела жить в Германии, предложив мне обосноваться в Беларуси.
Так любовь мягко положила бизнес на лопатки. Андре пришлось отказаться от дел в Германии. Но поскольку, занимаясь строительством, он имел контакты с компанией Lankwitzer, предложил ее руководству рассмотреть возможность продвижения продукции на восток через Беларусь. Был заключен первый контракт, по которому А.Ноак представлял эту компанию в качестве официального дилера на территории республики. А уже с 2004 г. зарегистрированное в Бресте ИООО «Ланквитцер Лакфабрик Бел» становится одним из дочерних предприятий фирмы Lankwitzer в Восточной Европе и занимает ведущие позиции по сбыту и сервисному обслуживанию в РБ.
Сам Андре считает, что вполне освоился в Беларуси, 5 лет назад построил дом, где и обосновался со своей заметно увеличившейся семьей - жена Антонина подарила ему двоих детей.
Патриотизм и бизнес
Тем не менее интересно узнать, как оценивает немецкий предприниматель условия работы в Беларуси?
- На мой взгляд, - говорит он, - у Беларуси - два лица. Первое - официальное, которое нередко критикуют на Западе за приверженность к старым коммунистическим идеалам. Но когда живешь здесь и занимаешься делом, видишь, что есть другое лицо. И отличия здесь очень значительные: рынок все больше завоевывает пространство. И реализуя продукцию Lankwitzer, мы ощущали сильную конкуренцию со стороны и известных мировых брендов, и местных производителей лакокрасочных материалов.
Во многом это и подтолкнуло А.Ноака и руководство компании к решению организовать здесь производство. Вторым фактором стало создание Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. Ведь на этой обширной территории ИООО «Ланквитцер Лакфабрик Бел» - единственное со 100%-ным капиталом компании Lankwitzer. Поэтому именно в Беларуси было решено разместить производство.
Показательно, что в ходе строительства Андре доказал, что он - больший патриот Беларуси, чем многие местные предприниматели, чиновники и специалисты.
- Когда дошло дело до оснащения корпуса, проектировщики стали закладывать иностранные комплектующие, - говорит А.Ноак. - Я возмутился: по белорусскому законодательству приоритет должен быть за отечественными производителями - так что переделывайте! И заставил сделать это, пригрозив вывести на чистую воду любителей импорта. Конечно, потеряли время, где-то даже пространство, поскольку белорусская техника оказалась более массивной. Но успех любой страны, в чем я глубоко убежден, начинается с уважения к своим предприятиям, где бы они ни располагались - в столице или, как мы, в небольшом поселке.
Глубинка и бизнес
Преимущества расположения производства в небольшом приграничном поселке Домачево, как объяснил А.Ноак, заключаются в том, что после организации здесь пропуска грузового транспорта, а это предусмотрено планами развития пограничной инфраструктуры, будет складываться почти идеальная логистика. На территории Польши в ближайшей перспективе завершится строительство автобана, который свяжет Германию и Беларусь, соединившись в районе Бреста с международной трассой Е30/М1. Это важно, поскольку основные компоненты в течение по крайней мере первых 4-5 лет будут завозиться из Берлина. Качественное сырье не производится пока ни в Беларуси, ни в России, ни в Украине.
Конечно, не все виды продукции, которыми славится Lankwitzer, будут выпускаться под Брестом. Например, современные УФ-лаки, быстро сохнущие и набирающие большую прочность под воздействием ультрафиолетового излучения, требуют настолько специфических условий производства, что изготавливать их в Беларуси пока не имеет смысла. В то же время отечественные потребители всегда могут рассчитывать на поставки таких материалов из Германии, где в 2007 г. в городе Остервике была построена ультрасовременная лакокрасочная фабрика.
Для первого пускового комплекса создаваемого в Беларуси производства руководитель ИООО «Ланквитцер Лакфабрик Бел» долго искал здание. Остановился на корпусе, где когда-то размещался хлебозавод. Его, а также земельный участок удалось приобрести на аукционе недвижимости. При этом главным условием, которое поставил Андре, была именно собственность на землю, ведь немецкая фирма пришла в Беларусь всерьез и надолго.
Привлекали и льготные условия, которые предоставляются инвесторам в малых городских и сельских поселениях. В частности, на 7 лет немецкий бизнес освобождается от налога на прибыль, есть также существенные послабления в ставках отчислений в Фонд социальной защиты населения.
Но размещение в «сельской местности» имеет и свои минусы. Главный заключается в отсутствии здесь персонала, который можно было бы обучить работе на современном оборудовании. Поэтому большую часть коллектива численностью около 30 человек придется привозить из Бреста.
Пока трудно сказать, насколько высокой будет добавленная стоимость в продукции предприятия, но то, что оно не станет чисто «разливочным», несомненно. Достаточно весомы и инвестиции: если в ремонт корпуса вложено 500 тыс. евро, то в оборудование - вдвое больше. Здесь установлены бисерные мельницы, предназначенные для размола пигментов, и в зависимости от величины получаемых частиц можно получить разные свойства лакокрасочных материалов. Имеются современные дозирующие устройства и смесители, оборудована лаборатория контроля качества выпускаемой продукции. Для создания безопасных условий труда смонтированы 4 независимые системы вентиляции.
На первых порах в Домачево будут изготавливаться одно- и двухкомпонентные органические и водорастворимые краски и лаки. В Беларуси аналогов по качеству им нет, и это открывает перед новым производством широкие перспективы. Например, материалы, что покрывают металлические фермы мостов, защищены от коррозии на 15 лет! Сейчас завершается сертификация материалов, намеченных к выпуску в Домачево. А это - десятки различных наименований! Объем производства составит 10 т лакокрасочных материалов в неделю при односменной работе. Вместе с продажами продукции из Германии оборот компании, достигнет 200 тыс. евро в месяц,
Конкуренция и бизнес
Поскольку компания будет иметь статус отечественного производителя, то получит определенные преимущества на тендерах по закупке промышленными предприятиями и строительными организациями лакокрасочных материалов. К тому же на белорусском рынке продукция продается за национальную валюту, а это должно привлечь многих покупателей, ценящих настоящее немецкое качество.
А.Ноак не ожидает конкуренции со стороны других белорусских производителей, поскольку они работают в совершенно ином сегменте рынка и «пока дотянулись только до самой нижней ступеньки Lankwitzer». Однако не все так однозначно, и во многом ситуация будет зависеть от поведения потребителей.
В качестве примера можно привести материалы для железнодорожного транспорта, которые используются во многих странах мира, в том числе и железными дорогами Германии. Они позволяют надежно защитить металлические поверхности и детали локомотивов и вагонов от коррозии и создать предельно ровное и гладкое покрытие, что особенно важно для скоростных поездов, ведь это снижает силу трения воздуха при движении. А оси колесных пар покрываются так, что на скорости свыше 250 км/ч удар камнем не оставляет даже следа!
Преимущества этих материалов уже оценили и российские железные дороги, а вот на белорусскую магистраль они пробиваются с трудом. 6 лет назад ИООО «Ланквитцер Лакфабрик Бел» пыталось завязать контакты с Минским вагонным депо и даже покрасило для него своими красками 6 пассажирских вагонов. Работа была хорошо оценена на самом высоком уровне, однако дальше этого показательного мероприятия дело не пошло. Железнодорожники, как, впрочем, и некоторые другие потребители считают, что они экономят средства, приобретая дешевые краски.
- На Западе уже давно поняли, что стоимость материалов чаще всего имеет второстепенное значение, - убеждает Андре. - Гораздо важнее трудовые затраты, и если недорогие краски приходится покупать чуть ли не каждый год, обновляя облезшие поверхности, то какая же тут экономия?! Есть еще один аргумент в пользу высококачественных лакокрасочных материалов: благодаря лучшей адгезии они более тонким слоем ложатся на поверхность, поэтому расход их намного ниже, чем дешевых. И тогда расчеты получаются совершенно другими: если брать по весу, то наша краска дороже, скажем, белорусской в 5-8 раз. Но в окрашенной детали эта разница уменьшается до 15-20% при значительно более высоком качестве и долговечности покрытия. К сожалению, такой информацией службы снабжения не владеют, они оценивают материалы, преимущественно исходя из стоимости за единицу массы.
Но и применение самых лучших компонентов, по мнению А.Ноака, не произведет «революцию» в окрасочном деле. Требуются внедрение определенных технологий, в том числе и для обработки окрашиваемых поверхностей, необходимое оборудование, - только тогда грунтовки, защитные составы, эмали, лаки смогут раскрыть весь свой мощный потенциал.
Так, Белорусский металлургический завод начинает развивать перспективное направление - лаки ультрафиолетового отверждения. Для покрытия ими выпускаемых предприятием бесшовных труб закуплено оборудование. А поскольку именно Lankwitzer занимает в этой сфере самые передовые позиции, компания готова предложить УФ-материалы и технологии всем заинтересованным предприятиям республики.
Стоит задуматься и над такой проблемой. Производители автомобильной техники на Западе сегодня дают 7-летнюю гарантию на то, что кузов не пострадает от коррозии. Белорусским машиностроителям тоже необходимо повышать конкурентоспособность продукции, серьезно заниматься защитой от коррозии, созданием привлекательного внешнего вида, который техника не потеряет в течение нескольких лет. Такую возможность и предоставляют современные лакокрасочные материалы, и здесь Lankwitzer уже много лет занимает лидирующие позиции. Его дочернее предприятие в Беларуси старается работать именно с теми клиентами, которые твердо поставили цель повысить качество своих изделий. При этом предлагают не только материалы, но и современную покрасочную технику, с производителями которой установлены тесные контакты
.
- Безусловно, нас интересуют и крупные машиностроительные предприятия, - признается Андре. - Пока мы выступали только в роли дилера компании Lankwitzer, пробиться на такие производства неимоверно сложно: у них уже сложились многолетние связи с зарубежными партнерами, входящими в первую десятку мировых производителей лакокрасочных материалов. Переход на продукцию других производителей может вызвать технические проблемы, ведь оборудование настроено на определенный тип краски. Однако в последнее время ведущие белорусские предприятия, в частности, МАЗ, Минский завод колесных тягачей, «Белкоммунмаш» инвестируют солидные средства в окрасочную технику и ищут под нее высококачественные материалы. Мы в свою очередь тщательно готовимся к тендерам, которые будут проводиться на всех этих предприятиях, чтобы предложить им материалы Lankwitzer, в том числе и те, что будут выпускаться в Беларуси.
ИООО «Ланквитцер Лакфабрик Бел» 225021, Брестская обл., Брестский р-н, г.п. Домачево Тел./факс: +375 (162) 96-12-65 e-mail: info@lankwitzerbel.by