Пока ведутся споры о том, нужны ли Беларуси холдинги, одно из промышленных предприятий - ОАО «Могилевский металлургический завод» - уже смогло оценить преимущества производственной интеграции. Причем поначалу ее принципы отрабатывались в рамках производственного объединения - формы, использовавшейся в советской экономике и не признанной Гражданским кодексом Республики Беларусь. И только в конце августа текущего года был создан холдинг «Белорусская металлургическая компания».
О том, как «чувствуют» себя предприятия внутри «сложноподчиненной» структуры, рассказывает генеральный директор ОАО «Могилевский металлургический завод» Анатолий ВОЛКОВ.
- Анатолий Владимирович, чем конкретно помогло вам объединение?
- Как ни парадоксально, при его поддержке мы обрели самостоятельность. Дело в том, что долгие годы завод выпускал большую часть своей основной продукции, а это стальные трубы, с использованием толлинговой схемы. С одной стороны, это было удобно: не надо заботиться о закупках сырья и сбыте готовой продукции. Все обеспечивали «давальцы» - германские оптовые компании. Но с другой - такая схема была не очень эффективной. Предприятие не могло влиять ни на стоимость сырья, ни на цены, по которым продавалась готовая продукция, а она тогда реализовывалась практически во всех странах Евросоюза. Это, между прочим, привело к печальным последствиям: в 2008 г., когда объем продаж в ЕС был особенно велик, завод обвинили в демпинге и ввели заградительные пошлины на круглые трубы, которые действуют по сей день. Это решение, а также неблагоприятная конъюнктура, вызванная кризисом, побудили партнеров прекратить всякие отношения с Могилевским металлургическим заводом. Так предприятие осталось без сырья, поскольку у него не было оборотных средств на приобретение металла, а также лишилось рынков сбыта. Ведь напрямую с европейскими потребителями оно не работало, да и антидемпинговые меры заметно сузили для нас вход на европейский рынок. Все это привело к тому, что в 2009 г. объем производства снизился почти вдвое по сравнению с предыдущим годом.
И если бы не поддержка головного предприятия объединения - Белорусского металлургического завода, то вряд ли его могилевскому собрату удалось выжить.
- А в чем она заключалась?
- Коллеги из Жлобина предоставили нам беспроцентный кредит на пополнение оборотных средств. Благодаря этому мы смогли закупить металл и загрузить трубное производство. Одновременно вели поиск новых рынков сбыта - взамен утраченных.
Конечно, с учетом европейских санкций пришлось пересмотреть структуру экспорта. Если раньше в страны ЕС поставлялась примерно половина труб, то теперь эта доля сократилась до 35%, а оставшаяся часть продукции продается на российском рынке. Но, конечно, нам хотелось бы вернуть позиции в Европе, где, как показала практика, наша продукция, на которую не введены заградительные пошлины, вполне конкурентоспособна, и мы работаем на равных с производителями Турции, Италии, России и Украины. Поэтому сейчас инициируем снятие антидемпинговых санкций, подключив к этому процессу адвокатскую контору. Знаю, что процесс будет сложный, но, тем не менее, этот путь нужно пройти для того, чтобы иметь возможность маневра на различных рынках. Не менее важно также вернуть предприятию доброе имя, которое формировалось десятилетиями. В этом году заводу исполняется 80 лет: он вступил в строй 6 ноября 1932 г. - между прочим, в один день с Магнитогорским металлургическим комбинатом.
Но мы идем по пути диверсификации не только экспорта, такой же процесс проходит и на производстве: развиваем два независимых друг от друга направления - электросварочное, где выпускаются трубы, и литейное - там изготавливается техническая дробь, отливаются канализационные люки, есть возможность делать и другие изделия, в том числе и по спецзаказам. В одном случае используется импортное сырье, в другом - собираемый в Беларуси металлолом. При этом экспортный потенциал литейного производства также достаточно высок. Это дает возможность перестраивать производственную структуру в зависимости от трендов валютного рынка. Поскольку с главными поставщиками металла - предприятиями из Запорожья и Мариуполя - расчет ведется в долларах, то рентабельность трубного производства снижается при падении курса российского рубля и евро. Потери компенсируем за счет увеличения выпуска литейной продукции. Здесь, между прочим, есть хорошие перспективы наращивания объемов производства, и это также связано с холдингом.
- Речь идет о внутренней кооперации?
- Без наличия горизонтальных связей теряется смысл существования этой структуры. Внутри нее постоянно прорабатываются варианты взаимодействия. Например, после пуска в ОАО «Речицкий метизный завод» линии горячего цинкования крупногабаритных металлических конструкций наши предприятия по кооперации стали выпускать оцинкованные трубы. Причем снабжение металлом и сбыт готовой продукции осуществляются совместно.
Если вернуться к литейному производству, то оно вполне может обеспечивать нужды Белорусского металлургического завода. Сегодня наше предприятие - единственный в Беларуси производитель металлической дроби, которая используется для очистки металлических поверхностей вплоть до подводных лодок, упрочнения бетона, особенно на ответственных объектах, таких, как атомные электростанции. Однако до сих пор мы выпускали эту продукцию только из чугуна. Спрос на нее устойчивый, и 90% дроби уходит на рынок России и Евросоюза.
Однако это не решало проблемы металлургов из Жлобина: им требуется стальная дробь, и они вынуждены закупать ее за рубежом. Учитывая это, мы решили освоить выпуск такой продукции. Уже проведены первые плавки на имеющейся индукционной печи и получены промышленные образцы. В ближайшее время планируется объявить конкурс на закупку новой мощной печи и технологической линии, позволяющей производить до 2 тыс. т стальной дроби в месяц. Это даст возможность постепенно уйти от чугуна и отказаться от использования вагранки, что, в свою очередь, оздоровит экологическую обстановку в районе, где расположен завод.
Еще один очень серьезный проект - выпуск изделий из заготовок БМЗ, так называемых блюмов, которые невыгодно продавать из-за низкой доли добавленной стоимости. Мы же из них будем выпускать импортозамещающую продукцию. Методом свободной ковки будем изготавливать черновые оси для колесных пар вагонов, выпускаемых в Могилеве. Уже прошел конкурс, выбран поставщик оборудования, заключен контракт, решен вопрос финансирования и идут проектные работы по созданию этого производства на наших площадях.
- А как решаются вопросы модернизации действующего производства?
- Пока специального инвестиционного фонда в рамках холдинга нет, но, думаю, он будет в ближайшее время создан, поскольку определено, что будет осуществляться единая техническая политика. Однако благодаря уже упомянутому займу на пополнение «оборотки», мы еще в 2010 г. получили возможность не отвлекать собственные средства предприятия на текущие нужды, а направить их на обновление основных фондов.
Конечно, этих денег на полное техническое перевооружение явно не хватает, да и нужно ли, скажем, менять линию изготовления труб, что неизбежно приведет к повышению себестоимости продукции, а значит, потере конкурентоспособности? Гораздо продуктивнее, на мой взгляд, поузловая модернизация, способная дать немедленный эффект в экономии энергии, металла, расходных материалов, улучшении качества продукции.
Например, два года назад мы заменили все ламповые сварочные агрегаты - капризные, расточительные и дорогостоящие. Вместо них стали применять индукционные аппараты и сразу же на 40% снизили потребление электроэнергии! Улучшилось и качество сварного шва, а в целом затраты на оборудование окупились в течение двух лет.
Сейчас стоит задача модернизировать барабан, подающий листовой металл на раскройный агрегат. Дело в том, что существующая конструкция ограничивает массу рулона: она не может быть более 12 т. Такие рулоны сегодня предлагают только украинские металлурги, а мы хотели бы наладить связи с поставщиками из России, ведь именно там сейчас наш основной рынок. Немаловажно также отсутствие таможенного оформления грузов, что сегодня отнимает у нас немало времени и сил. Но российские предприятия выпускают 15-30-тонные рулоны, и мы рассчитываем в течение следующего года перейти на увеличенный «формат».
- Насколько широка номенклатура выпускаемых предприятием труб?
- В металлургии это называется сортаментом, и у нас он включает несколько десятков наименований. Это круглые и профильные трубы диаметром от 15 до 108 мм. Они применяются в строительстве, коммунальном и газовом хозяйстве, машиностроении. Недавно освоили выпуск прецизионных труб, обладающих повышенными качественными характеристиками, в том числе точностью параметров. На такую продукцию не распространяются антидемпинговые санкции, и это дало нам возможность успешно продавать ее на рынках Финляндии и стран Балтики. Планируем также наладить производство нержавеющих труб, которые, как я полагаю, будут востребованы машиностроительной отраслью для изготовления различных конструкций. В частности, довольно тесно работаем с Минским автозаводом, предприятиями, выпускающими товары народного потребления.
- Каких еще шагов вы ждете от «новорожденного» холдинга?- Очень важным считаю закупку сырья. Например, БМЗ приобретает его очень много, и если бы мы здесь интегрировались, то могли бы получать хорошие скидки у поставщиков. Я думаю, что к этому скоро придем, ведь холдинг уже начал действовать и, я уверен, мощный импульс развития получат все предприятия, входящие в его состав.
ОАО «Могилевский металлургический завод»
212030, г. Могилев, ул. Курако, 28
Тел.: +375 222 260-7-90
Факс: +375 222 260-6-15
e-mail: mmz@mmz.by
{jcomments on}