fbpx

А.Н.Ковтуненко, главный редактор журнала Уважаемые читатели! В апреле 2008 г. в послании к белорусскому народу и парламенту Президентом была поставлена задача «войти в 30 лучших стран мира по благоприятности инвестиционного климата». Основной приток иностранных инвестиций мыслилось получить в результате приватизации: «Сегодня нам готовы платить сотни миллионов и миллиарды долларов за те предприятия, которые раньше были готовы купить за копейки». Справедливо отмечалось, что «Не надо этого бояться, иностранные деньги будут эффективно работать на нашей земле. Важно, что к нам приходит иностранный капитал». Ставилась соответствующая задача и перед исполнительными органами: «Правительство должно незамедлительно разработать механизм реализации инвестиционных проектов. Не можете выработать механизм, пусть водят за руку этих инвесторов по коридорам министерств и ведомств».


Что же удалось сделать за истекшие четыре года? Исходя из доклада ЮНКТАД, за 3-летний период, с 2009 по 2011 г., Беларусь сделала значительный скачок в рейтинге, который измеряет успех стран в привлечении прямых иностранных инвестиций, переместившись с 86-го на 38-е место среди 183 стран. Вместе с тем «по легкости ведения бизнеса» - рейтингу, рассчитываемому Всемирным банком, на середину 2011 г. Беларусь находилась на 69-м месте. Эта позиция складывается из 10 самостоятельных оценок, которые в нашем случае имеют значительный разброс. Наихудший результат - 175-е место по получению инвесторами электроэнергии, далее следуют уплата налогов и международная торговля, соответственно 156-е и 152-е места. По доступности кредитов Беларусь занимает 98-ю позицию и защите инвесторов - 79-ю.


Как же обстоит дело с привлечением прямых иностранных инвестиций? В соответствии с докладом ЮНКТАД «К новому поколению инвестиционной политики», подготовленным в 2012 г., Беларусь в 2009 г. снизила объем привлеченных зарубежных средств на 13,6 и в 2010 - на 35,7% по сравнению с 2008 г. В 2011 г. за счет приватизации объем инвестиций к 2008 г. увеличился на 82,8%. За 4 месяца 2012 г. план по привлеченным ресурсам выполнен только на 18%.


Конечно, работа с инвесторами многоплановая, требует системного подхода. Мы не раз обращались к экономической составляющей этой проблемы и вносили ряд предложений. Не касались лишь бюрократической стороны дела, но, как показывает практика, именно она во многом является «вишневой косточкой», на которой рушатся остальные усилия.


Куда обращается инвестор, изучающий целесообразность инвестирования в республику? Чаще всего - в местные органы власти. Обратились и мы в Комитет экономики Мингорисполкома. Несмотря на «занятость», встретили приветливо, но пояснить, какие льготы по НДС имеет инвестор в соответствии с Декретом Президента №10 от 6 августа 2009 г. «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», не смогли, сославшись на то, что Комитетом подготовлено письмо в Совет Министров о том, что это не их функция, и посоветовали обратиться в налоговую инспекцию. В налоговой инспекции Советского района сообщили, что принимают к вычету НДС, если затраты на строительство подтверждены Мингорисполкомом. Но со времени выхода Декрета такое согласование получено только по одному проекту, несмотря на обращения инвесторов и налоговой инспекции.


Предположим, что у инвестора хватило настойчивости, и он прошел проделанный нами путь, а не остановился на посещении Комитета экономики Мингорисполкома.


Далее он изучит, сможет ли вернуть в свою страну вложенные средства и прибыль. В Национальном банке ему объяснят, что согласно постановлению Правления этого финансового регулятора №72 от 30 апреля 2004 г., продукцию населению он продавать за валюту не сможет, только за белорусские рубли. Но как их обменять на валюту? Для этого инвестор может выйти на валютную биржу и свободно осуществить конверсию. Правда, в таком случае ему необходимо открыть счет типа «Т», для чего следует создать свое представительство. Но как только инвестор создает представительство, участвующее в заключении договоров, он должен платить налоги в соответствии с белорусским законодательством.


А сейчас поставьте себя на его место и подумайте, надо ли вам изучать белорусское законодательство, в том числе налоговое, по которому страна занимает 156-е место.


Можно допустить, что инвестор влюблен в Беларусь и все же решился создать представительство. В МИДе кроме оплаты в 6,5 млн. руб. за деятельность представительства в течение года потребуют уставные документы материнской компании, заверенные гербовой печатью государственного регистрирующего органа в стране пребывания инвестора. Но в большинстве стран, включая наших соседей, например, Литву, уже давно учредительные документы имеют электронный вид. Затем инвестор должен заказать перевод у аттестованного нотариатом переводчика, за что заплатит более 80 долл., а после затем заверить у нотариуса его подпись. Сдаст документы в МИДе инвестор в фойе у стойки. В новом здании кабинета для инвесторов не нашлось. А если доверенность, не имеющая образца, представителей МИДа не устроит или будет отсутствовать какая-либо печать, то документы не примут, и заход с новым предварительным нотариальным заверением в стране инвестора придется повторить. Каково? Инвестор у нас не забалует!


Есть, правда, и иной путь: доверить инвестиции белорусскому предприятию. Но много ли найдется желающих? Дружба сохраняется до тех пор, пока вы не вступили в меркантильные отношения. Ситуация может смягчаться, если белорус имеет иностранное предприятие и реинвестирует ранее заработанные средства. Поскольку риск обоюдный, то в целесообразности инвестиций убедить несколько легче. Но для этого надо поощрять экспорт капитала и, в частности, создание белорусами зарубежных предприятий.


В целом же необходимо освободиться от излишней бюрократии ради тотального контроля и от мысли, что инвестор должен не только создавать высокотехнологичные рабочие места, но и обязательно платить налоги в Беларуси. Пусть платит там, где ему удобнее, тем более что крупных инвесторов все равно приходится освобождать от налогов отдельными нормативными документами, а также инвестиционными договорами.
Может быть, при этих условиях дело пойдет веселее?
С уважением,

 

 {jcomments on}