Елена ПУНЧИК, заместитель директора Департамента"Белавтодор"
Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство сегодня являются связующим звеном между многими отраслями промышленности и регионами, от их состояния зависит экономический потенциал всей страны. Поэтому вопросы развития сети автодорог и обеспечение безопасности движения приобретают особую актуальность и требуют скоординированной деятельности всех уровней власти. О работе по развитию дорожной сети и дорожного хозяйства рассказывает заместитель директора Департамента «Белавтодор» Елена ПУНЧИК.
- Елена Владимировна, как вы оцениваете состояние дорожного хозяйства Республики Беларусь?
- Республиканское дорожное хозяйство включает более 15,5 тыс. км автомобильных дорог, 2224 моста и путепровода. Для нашей страны, имеющей теснейшие связи с соседями, автомобильные дороги составляют одно из основных национальных богатств. Этому способствует и географическое положение Беларуси, расположенной на перекрестке основных транзитных европейских магистралей.
В настоящее время сеть автомобильных дорог республики сформирована с учетом дальнейшего развития экономики страны и социальных потребностей населения, наши дороги удовлетворяют потребности народного хозяйства в автомобильных перевозках. Немаловажно, что неплохие отзывы о состоянии наших автотрасс, в том числе и по сравнению с некоторыми соседними государствами, мы получаем от пользователей дорог - автомобилистов.
Вместе с тем особую озабоченность вызывает ежегодное увеличение недоремонтов дорог, вызванное недостаточным объемом финансовых ресурсов. Так, за последние 3 года физические объемы работ по капитальному ремонту сократились в 15 раз, а по текущему - в 2 раза. В результате протяженность республиканских дорог, на которых превышены межремонтные сроки по капитальному ремонту, составляет около 80%, из них около 10 тыс. км не ремонтировались более 20 лет.
Еще более критическая ситуация складывается на сети местных автомобильных дорог. Анализ результатов осмотров показывает, что их эксплуатационное состояние в течение трех последних лет постоянно снижается.
К сожалению, средств, выделяемых из бюджета, недостаточно для полнокровного финансирования потребностей дорожного хозяйства. Поэтому Департамент «Белавтодор», областные исполнительные комитеты работают над тем, чтобы повысить эффективность использования имеющихся финансовых ресурсов. Кроме того, осуществляется поиск дополнительных источников финансирования. Главной задачей для нас по-прежнему остается сохранение уровня технического состояния дорог и должного их содержания. Мы должны обеспечить бесперебойный и безопасный проезд транспорта и пассажиров, сделать все, чтобы экономика страны функционировала без сбоев.
- Что делается для выполнения задачи - соединить Минск с областными городами автомагистралями?
- Глава государства поручил реконструировать автомобильные дороги, соединяющие столицу с областными центрами, и в первую очередь, в направлениях на областные центры Могилев и Гомель. При этом должны быть использованы нормы, стандарты и технологии, аналогичные действующим в Европейском союзе.
Как известно, от Минска до Бреста уже есть дорога 1-й категории, ее мы основательно модернизировали несколько лет назад. В этом году будет завершена реконструкция могилевского шоссе. Затем автотрасса М-5 Минск-Гомель, к работам по модернизации которой мы уже приступили. Второй этап программы охватит направления Минск-Гродно (М-6) и Минск-Витебск (М-3) на участке Логойск-Плещеницы.
- Какими правовыми актами регулируются вопросы финансирования проектирования, строительства и ремонта дорог?
- Автомобильные дороги являются собственностью государства и финансируются из республиканского бюджета. Основной документ, регламентирующий вопросы бюджетного финансирования, - это Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Закон РБ о бюджете на очередной финансовый год закрепляет общую сумму расходов на республиканское дорожное хозяйство и расписывает по направлениям использования. Поквартальное распределение расходов на дорожное хозяйство утверждается приказом Министерства финансов.
Кроме бюджетного финансирования на республиканское дорожное хозяйство привлекаются как внутренние, так и внешние кредитные ресурсы. Основными нормативными документами являются Указы Президента Республики Беларусь. Практическая деятельность при этом регламентируется заключенными кредитными договорами (соглашениями).
В стране реализуется программа «Дороги Беларуси» на 2006-2015 гг. В ней определены физические объемы дорожных работ и финансовые средства, необходимые для их выполнения. Конкретные ежегодные объемы финансирования устанавливаются при формировании бюджета республики на очередной финансовый год. Предусмотренных в бюджете средств недостаточно для обеспечения программы «Дороги Беларуси». При этом обеспеченность финансами республиканских автомобильных дорог имеет тенденцию к снижению: 2006 г. - 93%, 2007 г. - 66, 2008 г. - 56, 2009 г. - 54, 2010 г. - 50, 2011 г. - 42, 2012 г. - 38%.
Поквартальное распределение средств не учитывает сезонный характер ведения дорожных работ. Как следствие, дорожные организации для своевременной уплаты налогов, выплаты заработной платы и др. вынуждены привлекать кредитные ресурсы банков под высокие процентные ставки, что усугубляет финансовое состояние.
- На основании современных экономико-математических моделей создана методика, позволяющая оценить инвестиции не только в строительство и реконструкцию, но и в ремонт и содержание автомобильных дорог, с учетом выбора отдельных конструктивных решений.
Согласно данной методике был рассчитан экономический эффект от выполнения работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию республиканских автомобильных дорог. Эффективность вложения в них составила 2,58 руб. на 1 руб. затрат.
В настоящее время в стране реализуется инвестиционный проект по созданию национальной электронной системы взимания оплаты за проезд по автомобильным дорогам. Его планируется осуществить в 3 этапа. Первый этап должен быть реализован до 1 июля 2013 г., и плата за проезд будет производиться на 834 км республиканских автомобильных дорог (М-1, М-2, М-3, М-4 ,М-5, М-6). Второй этап - до 1 января 2014 г. Взимать плату за проезд предполагается на всем протяжении автомобильных дорог М-4 Минск-Могилев и М-5 Минск-Гомель. Осуществление третьего этапа возможно при заключении дополнительного соглашения и введении платы за проезд по автомобильным дорогам М-6, М-7, М-8, М-10, М-11, М-12.
- Скорость транспортного обслуживания влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. Сейчас идет обсуждение отмены ограничений скоростного режима на определенных автодорогах. Ваше мнение по этому вопросу?
- В августе 2012 г. было проведено комплексное обследование основных магистральных дорог на соответствие безопасности дорожного движения в условиях повышенного скоростного режима. По итогам сделаны выводы о целесообразности повышения скоростных режимов, а также определены перечни компенсационных мероприятий, которые необходимо реализовать при увеличении скоростных режимов для исключения предпосылок к совершению дорожно-транспортных происшествий.
Реализация компенсационных мероприятий для последующего увеличения скоростных режимов возможна только при наличии дополнительных источников финансирования (около 1 трлн. руб.).
Необходимо отметить, что вопрос увеличения скоростного режима больше актуален для легкового транспорта. Ведь в настоящее время в европейских странах максимальная скорость для грузовых автомобилей, автобусов на магистральных дорогах ограничена до 90-100 км/ч даже при развитой транспортной инфраструктуре.
- Позволяют ли сегодняшние объемные и качественные характеристики транспорта, его инфраструктура в полной мере и эффективно решать задачи растущей экономики?
Важнейшими маршрутами при перевозке транзитных грузов и пассажиров через территорию Беларуси являются два трансъевропейских транспортных коридора общей протяженностью 1520 км. Услугами белорусской автодорожной сети постоянно пользуются не только отечественные, но и автоперевозчики более чем из 50 европейских стран. Ежегодно транзитом через Беларусь проезжает около 2 млн. грузовых автотранспортных средств, 2,6 млн. легковых и около 100 тыс. автобусов.
Еще в 2011 г. начата реализация проекта по обустройству международных транспортных коридоров объектами сервиса первого уровня, что было сделано впервые. Аналогом послужили соответствующие зоны отдыха стран Евросоюза. В 2011 г. возведено 10 таких объектов, в этом году начато строительство еще 6.
- Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется количеством профессиональных кадров. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, встающей на путь инновационного развития.
- Бесспорно, кадры играют решающую роль, от них зависит, насколько эффективно работает отдельное предприятие и отрасль в целом. Поэтому для Департамента «Белавтодор» кадровый вопрос был и остается одним из важнейших приоритетов.
Ежегодно в дорожное хозяйство приходят сотни молодых специалистов. Эти люди сделали свой выбор, и теперь им нужна поддержка, чтобы они ощутили твердую почву под ногами, перспективу профессионального роста. Поэтому в отрасли предпринимаются целенаправленные шаги для того, чтобы создать условия для максимальной реализации знаний новоприбывших специалистов, а также обеспечить им достойную заработную плату.
Примеров такого отношения к закреплению молодых специалистов у нас немало. Так, на ряде предприятий сотрудники обеспечиваются жильем или на первых порах общежитием, полностью или частично компенсируются средства на найм жилья.
Оказывается и единовременная помощь при вступлении в брак, рождении ребенка, возвращении на предприятие после службы в армии.
Вторая, не менее значимая часть рассматриваемого вопроса, - это повышение квалификации кадров. Этим у нас занимается ГУЦ «Белдорстрой». С 1980 г. здесь прошли подготовку и повысили квалификацию около 50 тыс. рабочих и специалистов разных уровней. Для проведения занятий центр имеет учебные классы, в которых есть все необходимое для приобретения знаний, а также учебно-производственную базу в г.Фаниполь.
- Географическое положение республики определяет приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны в изменении структуры экономики. Что удается сделать?
- Через нашу территорию проходят три трансъевропейских коридора: автомобильная дорога М-1/Е30 Брест (Козловичи) - Минск - граница Российской Федерации (Редьки); автомобильная дорога М-8/Е95 граница Российской Федерации (Езерище)- Витебск - Гомель - граница Украины (Новая Гута); автомобильные дороги на маршруте граница Литовской Республики (Каменный Лог) - Минск - Бобруйск - Гомель - граница Украины (Новая Гута).
Кроме транспортных коридоров основными транзитными направлениями являются маршруты по направлению Восток-Запад к погранпереходам с Польшей - «Брузги», «Берестовица», с Латвией - «Бигосово».
Немаловажное значение в конкурентоспособности транспортных магистралей, развитии конкурентных преимуществ Республики Беларусь играет состояние автомобильных дорог.
Мы стремимся вести планомерную работу по содержанию и развитию транзитных маршрутов. Как уже отмечалось, осуществляется реконструкция по параметрам 1-й категории ряда важнейших транзитных направлений автомобильных дорог на территории РБ.
Большое внимание уделяется развитию придорожного сервиса, строительству АЗС, пунктов питания, площадок для отдыха водителей с обустройством их необходимой инфраструктурой.
Работы по содержанию автомобильных дорог направлены в первую очередь на обеспечение комфортных и безопасных условий для проезда транспортных средств.
- Как вы оцениваете роль и значение научно-технических разработок в дальнейшем совершенствовании дорожной сети, повышения ее конкурентоспособности?
- Если говорить о конкретных современных разработках, применяемых сегодня на дорогах страны, то в их числе, в первую очередь, следует отметить технологию устройства тонкослойных защитных покрытий из специальных горячих асфальтобетонных смесей, гравийно-эмульсионные смеси (ГЭС) с ускоренным сроком формирования, установку тросового ограждения. В этом году мы используем такую новинку, как резинобитумное вяжущее: производство этого инновационного материала освоено на модернизированной базе «Мадикора» в Березино, а сам материал использовался при устройстве верхнего слоя покрытия на автомобильной дороге М-4 Минск - Могилев.