Борис БАТУРА, председатель Минского облисполкома

Борис БАТУРА, председатель Минского облисполкома

 

У Минской области - особая роль, что связано не только с ее столичным статусом, но и с высоким экономическим потенциалом. Достаточно сказать, что на ее территории находятся крупнейшие промышленные предприятия Беларуси: Беларуськалий и БелАЗ, два из четырех белорусских предприятий по производству сахара, сельское хозяйство обеспечивает наибольший среди всех областей сбор зерна.


Специфика заключается и в том, что порой невозможно провести «экономическую» границу между городом Минском и областью. С такого, казалось бы, незначительного нюанса началась беседа главного редактора журнала «Директор» Александра КОВТУНЕНКО и председателя Минского облисполкома Бориса БАТУРЫ.


- Борис Васильевич, вашему региону отведена одна из главных ролей в решении производственных и жилищных проблем столицы. Все 9 городов-спутников, которые определены правительством республики, находятся в Минской области. Реально ли «перетянуть» туда часть населения столицы?


- Идея эта очень правильная, хотя хочу отметить, что мы и раньше брали на себя решение столичных проблем, и сегодня они находятся в центре внимания. Вокруг столицы уже давно сформировались если не города, то поселки-спутники. Например, в Боровлянах население ежегодно растет на 15-20% и сейчас здесь проживает 36 тыс. человек, большинство из которых работает в Минске. Подоходный налог они также оставляют в столице. А социальная нагрузка, связанная с инфраструктурой, обслуживающей жилищное хозяйство, сетью детских дошкольных учреждений и школ, сферой здравоохранения ложится на область. Кроме того, на нашей территории находятся 3 городские свалки, пляжи, 330 садовых товариществ, в которых примерно 70 тыс. участков. Все это, безусловно, требует заботы и денежных средств.


Я с самого начала своей работы в должности губернатора Минской области добиваюсь, чтобы Минск участвовал в развитии хотя бы столичного района и не эпизодически, как это происходит сейчас, а на основании правительственного решения с четко прописанными нормативами.


Такие подходы, думаю, нужно применить и по отношению к городам-спутникам, ведь посудите сами: какая нагрузка ляжет, например, на Дзержинский район, где «спутниками» будут сам районный центр и город Фаниполь!


Прежде всего, здесь необходимо построить инфраструктуру, начать строить платное жилье и только когда оно появится, заняться переносом производственных объектов.


Однако решение этих вопросов лежит не только в экономической плоскости. В свое время при сокращении персонала стеклозавода «Елизово» потребовалось трудоустроить около 400 человек, и эта проблема, в конце концов, была решена. Однако несмотря на то, что для работников были вакансии на сельскохозяйственных предприятиях, мало кто изъявил желание пойти работать, скажем, трактористом или дояркой. К сожалению, становится непривлекательным труд даже высококвалифицированных рабочих. И отчасти в этом виноваты мы сами - и семья, и школа, и органы государственного управления: породили в свое время иждивенчество и до сих пор продолжаем чрезмерно опекать даже предпринимателей - людей, которые по определению, рискуя своими деньгами, должны самостоятельно осуществлять прорыв на рынки.
Со своей стороны мы стараемся изменить ситуацию. В каждом районе у нас есть бизнес-инкубаторы, школьные программы, дающие представление о предпринимательской деятельности. Вообще, я вижу обязанность исполнительной власти в том, чтобы предоставить возможность человеку применить себя в этой сфере. Но, к сожалению, пока мы не добились, чтобы человек почувствовал, что его благополучие зависит только от него самого.


Выскажу, может быть, крамольную мысль, но я считаю, что мы зря боимся безработицы. Если бы она была на уровне 2-2,5, а не 0,9%, как сейчас, то конкуренция на рынке труда помогла бы быстрее изжить пресловутое иждивенчество.


- Все требуют повышения заработной платы. Но чтобы поднять ее, например, до российского уровня, надо увеличить производительность труда в два раза. И сделать это можно только за счет изменения структуры экономики. Больше строить жилья, дорог, привлекать в этот сектор людей, высвобождающихся на промышленных предприятиях.


- В свое время положительную роль сыграло решение о развитии строительной отрасли, которую можно рассматривать в качестве локомотива всей экономики. Однако должен быть определенный предел в совокупном объеме льготных кредитов, выделяемых на сооружение жилья, иначе неминуемы финансовые сложности, что мы, собственно, и видели в прошлом году. Поэтому кредитование должно быть приближено к реально складывающимся на банковском рынке ставкам. Похожий подход необходим и в отношении к дорогам: их строительство или реконструкция должны окупаться за счет введения платы за проезд. Начать можно с кольцевой дороги и магистрали Е30 для всех транспортных средств.


- Сегодня перед республикой стоит задача сохранения позиций и на внутреннем, и на внешних рынках. А для этого требуется повышать конкурентоспособность продукции, в том числе и за счет сокращения затрат. Как это мыслится делать в области?


- Путей достижения такой цели много: это может быть и создание эффективных рабочих мест, и концентрация производства, и продажа предприятий зарубежным и отечественным предпринимателям, и высвобождение лишней численности на предприятиях.


Например, в хозяйствах области - более 700 тыс. свиней, из них 70% находятся на свинокомплексах, построенных 30 лет тому назад, а 30% - на мелких свинофермах, где экономические показатели, как правило, не блещут. Чтобы поднять конкурентоспособность сектора, мы начали строить за счет иностранных кредитных ресурсов Израиля, Италии, Чехии, Дании 7 мощных комплексов, где будет одновременно откармливаться 230 тыс. свиней. Мелкие свинофермы можно будет закрыть.

В легкой промышленности поступили по-другому: продали частникам в Любани и Старых Дорогах швейные производства. Здесь как раз и появляются рабочие места с высокой выработкой без больших вложений инвестиций.

 
Главные направления, которым мы уделяем первостепенное внимание, - модернизация действующих производств, создание холдингов, новых производств совместно с известными мировыми брендами, развитие импортозамещения.


- Вы упомянули, что одним из путей снижения издержек может быть вывод излишней численности работающих. Я считаю, что надо направлять высвобождаемых работников в сферу услуг, удельный вес которой пока слишком мал.


- Я согласен с этим. В европейских странах в структуре ВВП сфера услуг достигает 70%. В Минской области в прошлом году она составляла 45%, а к концу пятилетки ставим задачу выйти на 50%. И здесь мы рассчитываем в основном на частный сектор. На начало 2012 г. в данной сфере действовало более 18 тыс. субъектов предпринимательской деятельности. Дальнейшее развитие, думаю, даст хороший экономический эффект, поскольку энерго- и материалоемкость здесь 2-3 раза меньше, чем при производстве товаров, а доля добавленной стоимости составляет около 70% и превышает аналогичный показатель в промышленности и сельском хозяйстве более чем на 30 п.п.


- Насколько успешно выполняется областная программа привлечения инвестиций? Какие проекты наиболее значимы? Что делается по созданию белорусско-китайского индустриального парка?


- Из наиболее интересных перспективных проектов можно назвать создание производства по сборке составов электропоездов, которое планируется реализовать в рамках совместного белорусско-швейцарского предприятия. Его учредителями выступают ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» и компания Stadler Rail Group.


В отрасли сельского хозяйства ведутся работы в рамках проектов по строительству новых и реконструкции молочно-товарных ферм, строительству свинокомплексов, переоснащению и модернизации мясо- и молокоперерабатывающих организаций на общую сумму более 2 трлн. руб.


Что касается Китайско-белорусского индустриального парка на территории Смолевичского района, то, как вы знаете, подписано соответствующее соглашение. Период его строительства - 30 лет, а общий объем инвестиций - около 5,7 млрд. долл., в том числе за начальный период (4 года) - 1,7 млрд. Следует отметить, что большая часть производств в сфере химической, электронно-информационной, биомедицинской отраслей и машиностроения в нашем случае будет создаваться ведущими европейскими холдингами и концернами.


- Процесс приватизации смещен на областной уровень. Удовлетворяют ли вас темпы трансформации собственности? Удается ли находить в результате эффективных собственников?


- Хотя спешка здесь неуместна, все же нужно создавать условия для передачи государственной собственности, особенно неиспользуемой или работающей неэффективно, в частные руки. И мы достаточно широко используем такую возможность, как установление на аукционах начальной цены продажи, равной 1 базовой величине. На таких условиях было продано 211 объектов. Кроме того, в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям под конкретные инвестиционные проекты передано 239 объектов. Здесь будет создано более 1,6 тыс. дополнительных рабочих мест и инвестировано в экономику области не менее 525 млрд. руб. и 3,6 млн. евро. Думаю, эти цифры убедительно говорят о том, что если не просто «сбывать» собственность, а постоянно заниматься ее трансформацией так, чтобы это было выгодно и инвесторам, и области, то проблема эффективных собственников решается вполне успешно. А в качестве примера приведу имущественный комплекс КУП «Молодечненская маслосырбаза». Инвестором, выкупившим предприятие за 1 млрд. руб., создано 31 рабочее место, в установку нового оборудования предназначенного для производства инновационной продукции, инвестировано около 1,5 млрд. руб.


Хочу отметить также, что областная инвестиционная программа предусматривает обязательное создание за счет областного бюджета всей необходимой инфраструктуры - до «забора» здания, которое выставлено на продажу. Это же делается в отношении участков, расположенных в свободной экономической зоне «Минск», которая была расширена за счет земель столичного района, а также городов Борисов и Фаниполь.


- В журнале «Директор» регулярно появляются публикации, авторы которых - директора - отмечают, что местные органы власти порой допускают некомпетентное вмешательство в оперативное управление предприятиями, сохраняется и практика доведения объемных показателей, принудительного участия в социальных миссиях. Какой, в вашем понимании, должна быть система управления предприятиями со стороны государственных органов, чтобы она была действительно эффективной?


- Действовавшая ранее в стране институциональная модель ориентировала в основном на количественный рост экономики, а не на ее реальное развитие. Как известно, зачастую вмешательство государства в хозяйственную деятельность является источником колоссальных рисков для субъектов хозяйствования.


Конечно, в административной системе оценить работу руководителя проще всего по выполнению доведенных ему показателей. В то же время нельзя, например, приказать «улучшить качество работы на 15%», поскольку критерии оценки здесь расплывчаты. А вот приказ «увеличить объем производства на 15%» ставит уже конкретную задачу.


Однако доведение предприятиям целевых показателей, плохо сбалансированных со спросом на продукцию, качеством производственных мощностей и обеспеченностью финансовых ресурсов, приводит к невыполнению прогнозных заданий. В связи с этим особая роль принадлежит качественному планированию экономических процессов. Важнейшим показателем оценки деятельности предприятий должно быть не наращивание объемных показателей, а повышение рентабельности и доходности их хозяйственной деятельности.


Беларусь в настоящее время переходит от директивного планирования к индикативному, что означает отказ от доведения субъектам хозяйствования обязательных для выполнения показателей. Изменяются функции и роль госорганов - они должны создавать условия, позволяющие субъектам хозяйствования достичь наибольшей эффективности. Предполагается, что со следующего года будет введено только два индикативных показателя (этот вопрос сейчас обсуждается): прямые иностранные инвестиции и заработная плата.


В настоящее время работа государственных органов сосредоточена на таких основных направлениях, как создание благоприятных условий ведения бизнеса для субъектов хозяйствования всех форм собственности и дальнейшего развития добросовестной конкуренции между ними, преодолении монополизма в экономических отношениях, поощрение предпринимательской инициативы, а также создание механизмов государственно-частного партнерства. Штрихи к портрету Минской области
Экономика За последние 5 лет промышленное производство выросло на 78,3%. За счет развития предпринимательства вклад организаций без ведомственной подчиненности в областной объем промышленной продукции увеличился на 6,4 процентного пункта и составляет 21,2%.


Сельскохозяйственными организациями производится четвертая часть общереспубликанской валовой продукции этой отрасли. Традиционно Минская область занимает первое место по производству зерна, овощей, молока, яиц, мяса (реализация скота и птицы на убой в живом весе). Экспорт Область осуществляет активную внешнеторговую деятельность и занимает одно из ведущих мест среди регионов республики.
В 2011 г. на ее долю приходилось 16,4% общереспубликанского экспорта.
В первом полугодии 2012 г. внешнеторговый оборот области вырос на 19,3% и составил 6 млрд. долл., экспорт - на 16,9% (3,7 млрд. долл.). Положительное сальдо внешней торговли товарами к аналогичному периоду прошлого года увеличилось на 104 млн. долл. и достигло 1429,5 млн.


За январь-июнь 2012 г. география экспортных поставок включала в себя 110 стран мира, внешнеторговые операции осуществлялись со 151 государством.
В текущем году количество экспортеров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 10% и составило 1126 организаций.  Инвестиции С начала 2012 г. в Минской области более 100 субъектов малого предпринимательства начали реализацию инвестиционных проектов с планируемым объемом инвестиций на год более 1 млрд. руб.
Общий объем прямых иностранных инвестиций в первом полугодии 2012 г. в 1,5 раза превысил уровень соответствующего периода прошлого года и составил 242,9 млн. долл., в том числе на чистой основе, без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги), - 51,9 млн. Приватизация В текущем году подлежат преобразованию в ОАО 12 областных коммунальных унитарных предприятий, а также 11 предприятий, находящихся в собственности районов и г. Жодино.
Кроме того, на продажу будут выставлены акции 11 открытых акционерных обществ, принадлежащих Минской области, а также 9 ОАО, находящихся в собственности районов и г. Жодино.
В целом за период с 2009 по 2011 г. в области продано 8 предприятий как имущественных комплексов на общую сумму 6,5 млрд. руб. без учета погашенной инвесторами задолженности, а также реализовано 11 пакетов акций на общую сумму около 93 млрд. руб.


В перечень неиспользуемого имущества, находящегося в коммунальной собственности и подлежащего вовлечению в хозяйственный оборот, включено 63 объекта. Предпринимательство На 1 июля 2012 г. предпринимательский сектор Минской области представлен 47,6 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. К 2015 г. планируется рост их числа более чем на 15 тыс.
За 6 месяцев текущего года поступления платежей в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства области достигли 1,8 трлн. руб., что составляет 28,3% общих поступлений в бюджет.

{jcomments on}