№ 8 (158) - Август
Тема номера: Региональная экономика - Минская область | |
|
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2012
Сейчас возник всплеск интереса к физике элементарных частиц в связи с широким обсуждением открытия частицы Хиггса. Первый вопрос: а зачем это надо? Ответ насколько прост, настолько и точен: такие открытия расширяют наши знания о природе. Ядерная подводная лодка, которая стоит гораздо дороже ускорительного комплекса, следа в развитии человечества не оставит.
Стоит вспомнить, что открытие Максвеллом уравнений электромагнитного поля в середине XIX в. являлось новым пониманием природы, но не приносило плодов много десятилетий, а представьте сегодняшнюю цивилизацию без радио, телевидения, лазеров, беспроводной связи…. А ведь исследования Максвелла финансировались как работа библиотекаря по разборке научного наследства лорда Кавендиша. Открытие радиоактивности в начале XX в. было вообще побочным результатом, а через полвека привело к появлению атомных бомб и электростанций.
И хотя сегодня даже фантасты не рискуют предположить, к чему может быть «приложена» частица Хиггса, деньги она уже «излучает». Многие фирмы, участвующие в создании уникального оборудования для коллайдера, провели научные исследования, результаты которых приносят коммерческий эффект. В СМИ сообщалось о швейцарской компании, которая на каждый вложенный в оборудование для коллайдера франк получила 5 франков дохода.
Тем не менее в случае с частицей Хиггса деньги действительно - не главное. Главное то, что знание о фундаментальных законах природы - это будущий прогресс человечества!
Так давайте разберемся, какое знание дает нам открытие всего одной новой элементарной частицы.
По законам симметрии
Около 100 лет назад было установлено, что каждому закону сохранения соответствует симметрия в природе. Так, равноправность всех физических точек связана с законами сохранения энергии-импульса, а равноправие (симметрия) всех направлений в пространстве - с сохранением момента импульса. В мире элементарных частиц внутренняя симметрия оказалась тесно связана с электромагнитным полем (калибровочный принцип). Позже было показано, что сильные взаимодействия соответствуют подобной калибровочной, но уже нелинейной симметрии, на основе которой родилась описывающая их квантовая хромодинамика.
А вот попытки распространить симметрийные подходы на слабые взаимодействия упирались в наличие масс у переносчиков такого взаимодействия. А ведь калибровочный принцип требовал, чтобы массы равнялись нулю. Только в 1964 г. британскому ученому Питеру Хиггсу удалось предложить изящный механизм, который добавлял в теорию скалярные частицы, потенциал которых и приводил к спонтанному нарушению калибровочной симметрии, не разрушая большинство соотношений. При этом нарушении симметрии приобретали массы не только калибровочные векторные W, Z бозоны, но и многие фермионы, такие как лептоны и кварки!
4 июля 2012 г. представители двух главных детекторов на Большом адронном коллайдере выступили с заявлениями об открытии частицы с массой порядка 126 ГэВ. Существует большая уверенность, что это и есть та самая долгожданная частица Хиггса. Экспериментальные группы уверены в том, что открыли новую частицу, но ее свойства должны быть исследованы для того, чтобы вывод был однозначным.
С белорусским участием
Следует отметить, что ученые Беларуси не оставались в стороне от работ в этой области. В НАН Беларуси (Институте физики, ОИЭЯИ «Сосны») выполняются тонкие исследования, связанные с расчетом эффектов, выбором каналов регистрации, исследование корреляций частиц, фазовых переходов, адронных струй. В Национальном центре по физике частиц и высоких энергий Белгосуниверситета образованы группы экспериментаторов, которые участвовали в создании двух главных детекторов Большого адронного коллайдера.
Свой вклад в эксперимент внесла и промышленность Беларуси. Так на МТЗ изготавливались железные слои адронного калориметра детектора ATLAS, на заводе Октябрьской Революции – опоры тороидального магнита, а питание всей электроники этого калориметра осуществляется от блоков, в создании которых большая роль принадлежит инженерам из нашей республики. Участие наших физиков в этом проекте осуществляется через российский исследовательский центр в Дубне. ГРИД системы НАН Беларуси и Белгосуниверситета также участвовали в процессе обработки экспериментальных данных.
Каковы перспективы
Экономические проблемы, с которыми сталкивается Беларусь, не могли не сказаться на ситуации в физике элементарных частиц и ядерной физике. В республике есть квалифицированные физики-теоретики и экспериментаторы, но отсутствие целенаправленного финансирования, как это было в советские времена, вынуждает их заниматься преподаванием, другими оплачиваемыми видами деятельности или перебираться за рубеж. Оставшиеся квалифицированные физики стареют, а молодежь не готова работать за низкие оклады. Найти финансирование, удержать коллектив, способный заниматься физикой элементарных частиц и задействованный в международных экспериментах типа большого адронного коллайдера, - задачка не из простых.
Поэтому уже через десяток лет в республике может оказаться очень мало специалистов, способных объяснить, зачем нужны коллайдеры.
Основные исследования проводятся в Объединенном институте энергетических и ядерных исследований «Сосны» НАН Беларуси (физика сильных, электромагнитных взаимодействий и атомного ядра, теория нелинейных явлений и квантового хаоса), Институте физики НАН Беларуси (физика электромагнитных, слабых, гравитационных взаимодействий), Национальном центре по физике частиц и высоких энергий Белгосуниверситета (физика высоких энергий, радиационных поправок, физическая электроника), в НИИ ядерных проблем Белгосуниверситета, ряде университетов.
Национальный центр по физике частиц финансируется благодаря членскому взносу Беларуси в Объединенный институт ядерных исследований в Дубне и поддерживает работы по тематике адронного коллайдера.
Время покажет, задавят ли финансовые проблемы эти ростки физики элементарных частиц и ядерной физики или им суждено расцвести на благо Беларуси.
История не кончается
Объявление об открытии частицы Хиггса в принципе закрывает вопрос о сомнениях в справедливости Стандартной модели. Но на этом работа не заканчивается. Осенью этого года начнется 2-летний перерыв на апгрэйд детекторов и самого ускорителя. После трех лет работы в условиях жесткого облучения многие системы и регистрирующая электроника требуют замены. За это время накопленные данные будут тщательно проанализированы, тогда мы и получим окончательные доказательства того, что открытая частица и есть «крестница» Хиггса. После обновления и увеличения энергии ускорителя до проектных 14 ТэВ начнется поиск ответов на множество различных вопросов.
Но и это не конец истории Большого адронного коллайдера. Сегодня обсуждаются детали следующего электронного ускорителя - ILC-CLIC, который может как уточнить данные коллайдера, так и исследовать новую физику, которая, возможно, будет открыта при еще больших энергиях (заметим, что также с участием белорусских ученых). Здесь надо отметить, что ускорять протоны проще, чем электроны и позитроны, но протон - составная частица, и для пересчета на столкновение составляющих кварков ее смело можно делить на шесть.
Поэтому следующий ускоритель будет очень чистым электрон-позитронным линейным ускорителем. Электроны являются элементарными частицами без какой-либо внутренней структуры. И сегодня уже формируется международный коллектив для разработки и строительства линейного электрон-позитронного ускорителя. Физики ОИЭЯИ «Сосны» предполагают участвовать на всех этапах создания и работы этого нового ускорительного комплекса и уже заключили договор о сотрудничестве и проведении предварительных исследований. Познание продолжается…
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2012
Уважаемые читатели!
В свете событий последних лет: мировой финансово-экономический кризис, экономические трудности Евросоюза, результаты выборов в Италии, России и Франции, требования перемен гражданским обществом в ряде стран тема роли государства приобрела особую актуальность. Даже среди либерально настроенной общественности сторонников сильного государства становится все больше. Правда, у поборников усиления государственности цели порой прямо противоположные.
Любое живое существо, включая и человека, стремится минимизировать свои усилия по жизнеобеспечению. И только естественные инстинкты или идеи заставляют его двигаться. Человек разумный всегда стремился решение своих задач переложить на ближнего, а с разделением труда и возникновением государства - на общественные институты. При этом история дает нам многочисленные примеры, когда человек ради спокойной и более-менее сытой жизни отказывается от свободы, права выбора, активных действий для улучшения своего материального положения.
Н.М. Карамзин в книге «История государства Российского» пишет, что еще в XVI в. крепостным их судьба рабов не казалась тяжкою, «ибо многие из них, освобожденные по духовным завещаниям, немедленно искали себе новых господ и шли к ним в новую кабалу». И это происходило не потому, что не могли заработать на жизнь, а потому, «что любили домашнюю легкую службу и беспечность: раб-отец не заботился о многочисленном семействе, не боялся ни старости, ни болезни».
Признание этого свойства человечества позволяет понять успехи и неудачи всей истории государственного строительства, правоту и мнимость теорий о роли государства. Именно игнорирование природы человека, идеализация его устремлений обрекли на неудачу марксистское учение. Не выдержали проверку временем и модели сильного государства, полностью подчиняющего деятельность человека. В этих условиях он теряет инициативу, становится послушным орудием достижения цели власть предержащих, не способным генерировать идеи и воплощать их в жизнь для улучшения своей жизни.
Результаты безынициативного труда, выполняемого по чужой воле, не приносят удовлетворения ни человеку, ни обществу. Пример тому - попытка индустриализации России Петром I. Историки отмечают ее массовый характер: к концу царствования было построено 233 завода, в т.ч. 98 крупных мануфактур, верфи с численностью работающих на отдельных из них более 3,5 тыс.; на 9 уральских заводах трудилось около 25 тыс. человек. При этом не все заводы использовали крепостной труд, многие частные предприятия привлекали вольнонаемных работников. И все же, по мнению историка И.Покровского, «крах петровской крупной промышленности - несомненный факт… мануфактуры (после его кончины) пали одна за другой», та же участь постигла ряд металлургических заводов на юге России. Качество продукции петровских мануфактур было низким, а цены неконкурентоспособными со стоимостью товаров ремесленного и зарубежного производства. В специальном историческом исследовании того времени отмечается: «то, что это было создано волею Петра поспешно и без соображения с внутренними потребностями народа и отсутствием необходимых элементов производства, не смогло долго существовать». К 1786 г. из 98 мануфактур осталось только 11. И. Пущин, как-то проходя с Пушкиным мимо Медного всадника, отметил: «Петр вздыбил Россию, но не двинул ее вперед».
Не менее наглядны и уроки социалистического строительства. Н.С. Хрущев в своих мемуарах спрашивал себя: что же за общество мы построили, если большинство отечественной продукции хуже зарубежной? И это не особое свойство русскоязычного человека. Везде, где начинали строить социализм, приходили к тем же или худшим результатам.
Не защищено от плачевных результатов и капиталистическое общество, если снижается конкуренция в результате расширения участия государства в хозяйственной деятельности или монополии возникают как следствие непродуманных регуляторных действий. Падает эффективность экономики и в том случае, если государство усиливает социальную защиту граждан: необоснованно повышает заработную плату, предоставляет льготные кредитные ресурсы, не допускает безработицу, устанавливает пенсионный возраст без учета реальной продолжительности жизни и уровень пенсий, не мотивирующий биологически активное население к труду, обеспечивает бесплатное медицинское обслуживание и образование. Именно создание уровня жизни, не адекватного возможностям экономики, и порождает проблемы Евросоюза. Попытки же исправить положение приводят к избранию тех политиков, которые обещают продление «сладкой жизни».
Только то государственное управление будет эффективно, которое создает условия к самореализации общества, к развитию конкуренции среди работников и хозяйствующих субъектов, обеспечивает поддержание законодательно закрепленных условий хозяйствования, не допускает лоббирование групповых или частных интересов.
Практика показывает, что такое государство может возникнуть только в результате развития демократии и организации конкуренции во власти, основанной на многопартийной системе и реально сменяемом руководстве. При этом как только появляется возможность избрания на второй срок, возникает зависимость от электората и руководитель идет на поводу у них. Конечно, и в случае одного срока возможен «принцип маятника», но именно он обеспечивает движение часового механизма и развитие общества.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2012
ТЕМА НОМЕРА
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА - МИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
4 Борис Батура: «Не командовать, а создавать условия для работы»
Губернатор Минской области Борис БАТУРА отвечает на вопросы главного редактора журнала «Директор» Александра КОВТУНЕНКО.
9 И под землей нужны «ювелиры»
В Солигорске создано мощное предприятие, способное строить шахты.
Владимир МИРОВ
12 Промышленный старт-ап с сельской пропиской
Животноводческие фермы выгоднее строить из дерева - специально обработанного.
Юрий МОСКВИЧЕВ
14 Эффект экономической справедливости
В вертикально интегрированных холдингах достигается оптимальное согласование интересов производителей и переработчиков сельхозпродукции.
Елена ХУДОЕШКО
ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
16 Труба инвесторов зовет
Российские инвестиции успешно работают на экономику Беларуси.
Владимир СВЕРКУНОВ
20 Конкуренция под сенью ВТО
Первый заместитель председателя концерна «Беллегпром» рассказывает о стратегии защиты рынка стран ЕЭП на этапе вхождения России в ВТО.
Владимир АСТРОВСКИЙ
ЭКОНОМИКА
24 Минэкономики не ответило на главный вопрос
Министр экономики Н.Г.Снопков представил правительству, пожалуй, самый трезвый доклад за все последние годы.
ФИНАНСЫ: РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
25 Выбираем валюту лизинговой сделки
В какой валюте лучше заключать договоры лизинга?
Эдуард КУЗНЕЦОВ
27 Сколько стоит наше меню 28 Инструмент, который выгоден для всех
Корпоративные облигации предпочтительнее банковских депозитов.
Антон АНДРЕНКО
МЕНЕДЖМЕНТ
30 Эффективное управление и знания
В чем причины неэффективной управленческой деятельности?
Сергей МИХНЕВИЧ
ВОПРОС-ОТВЕТ
33 Лишний склад грозит штрафом
Какие санкции могут быть применены за неэффективное использование государственного имущества.
Юлия АМЕЛЬЧЕНЯ, Ольга БАКИНОВСКАЯ
С ЮБИЛЕЕМ!
34 Совершеннолетие в кругу большой семьи
Старейший в Беларуси автодилер прошел путь от небольшой компании до международного холдинга.
Сергей КАРАЧУН
СТРОИТЕЛЬСТВО
36 Профессия - альпинист
Промышленный альпинизм дает возможность заказчикам сэкономить время и деньги.
Сергей БОРИСЕВИЧ
СФЕРА УСЛУГ
38 Мировые стандарты «Планеты»
Отели должны предлагать самый большой спектр сопутствующих услуг.
Владимир КОМАРОВСКИЙ
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
40 Всюду рынок
Лучшие предприятия - независимо от формы собственности - всегда отличает рыночное поведение.
Инна ОДНОБЛЮДОВА
ПРАВО: КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
43 Когда возможна «самозащита»?
Может ли предприятие охранять свою собственность без лицензии?
Максим НАУМЧИК
46 Реклама без лукавства
Предлагая свои продукты, банки нередко слишком их приукрашивают
Анастасия МАЛАХОВА
ПРАВО
48 Мониторинг законодательства (июль-август 2012 г.)
Директору - о новациях законодательства.
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА: СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТОВ
50 Узнайте «тайну» ваших подчиненных
Грамотное управление коллективом предполагает использование специфических методов сбора информации о его работе.
Наталья ПОПОВА, Виталий КАРПЕШ
КЛУБ «ДИРЕКТОР»
История и современность
53 Мифы и парадоксы Оршанской битвы
Зачем рядовое сражение пытаются превратить в знаковое событие.
Александр КОВРИГИН
Горизонты науки и техники
56 Падет ли запрет после 400 лет?
Есть ли альтернатива традиционной энергетике?
Валерий ГОРОБЦОВ
Галерея
59 Искусство принадлежит… королям
В Беларусь прибыла выставка «Королевские сокровища: европейские шедевры 1600-1800» из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон).
Елена КОРНУШЕНКО
Мода и стиль
60 Самые модные галстуки нынешнего сезона: как их носить?
Какой галстук заставит строгий деловой костюм смотреться модно, актуально и стильно?
Ольга КОВТУНЕНКО
Здоровье
62 Чего не любят наши почки?
Как уберечь почки от болезней?
Ирина ВЕСЕНИНА
Мысли не для печати
64 Бесполезно лечить симптомы
Для современного топ-менеджера скупость - крупный недостаток.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2012
Борис БАТУРА, председатель Минского облисполкома
У Минской области - особая роль, что связано не только с ее столичным статусом, но и с высоким экономическим потенциалом. Достаточно сказать, что на ее территории находятся крупнейшие промышленные предприятия Беларуси: Беларуськалий и БелАЗ, два из четырех белорусских предприятий по производству сахара, сельское хозяйство обеспечивает наибольший среди всех областей сбор зерна.
Специфика заключается и в том, что порой невозможно провести «экономическую» границу между городом Минском и областью. С такого, казалось бы, незначительного нюанса началась беседа главного редактора журнала «Директор» Александра КОВТУНЕНКО и председателя Минского облисполкома Бориса БАТУРЫ.
- Борис Васильевич, вашему региону отведена одна из главных ролей в решении производственных и жилищных проблем столицы. Все 9 городов-спутников, которые определены правительством республики, находятся в Минской области. Реально ли «перетянуть» туда часть населения столицы?
- Идея эта очень правильная, хотя хочу отметить, что мы и раньше брали на себя решение столичных проблем, и сегодня они находятся в центре внимания. Вокруг столицы уже давно сформировались если не города, то поселки-спутники. Например, в Боровлянах население ежегодно растет на 15-20% и сейчас здесь проживает 36 тыс. человек, большинство из которых работает в Минске. Подоходный налог они также оставляют в столице. А социальная нагрузка, связанная с инфраструктурой, обслуживающей жилищное хозяйство, сетью детских дошкольных учреждений и школ, сферой здравоохранения ложится на область. Кроме того, на нашей территории находятся 3 городские свалки, пляжи, 330 садовых товариществ, в которых примерно 70 тыс. участков. Все это, безусловно, требует заботы и денежных средств.
Я с самого начала своей работы в должности губернатора Минской области добиваюсь, чтобы Минск участвовал в развитии хотя бы столичного района и не эпизодически, как это происходит сейчас, а на основании правительственного решения с четко прописанными нормативами.
Такие подходы, думаю, нужно применить и по отношению к городам-спутникам, ведь посудите сами: какая нагрузка ляжет, например, на Дзержинский район, где «спутниками» будут сам районный центр и город Фаниполь!
Прежде всего, здесь необходимо построить инфраструктуру, начать строить платное жилье и только когда оно появится, заняться переносом производственных объектов.
Однако решение этих вопросов лежит не только в экономической плоскости. В свое время при сокращении персонала стеклозавода «Елизово» потребовалось трудоустроить около 400 человек, и эта проблема, в конце концов, была решена. Однако несмотря на то, что для работников были вакансии на сельскохозяйственных предприятиях, мало кто изъявил желание пойти работать, скажем, трактористом или дояркой. К сожалению, становится непривлекательным труд даже высококвалифицированных рабочих. И отчасти в этом виноваты мы сами - и семья, и школа, и органы государственного управления: породили в свое время иждивенчество и до сих пор продолжаем чрезмерно опекать даже предпринимателей - людей, которые по определению, рискуя своими деньгами, должны самостоятельно осуществлять прорыв на рынки.
Со своей стороны мы стараемся изменить ситуацию. В каждом районе у нас есть бизнес-инкубаторы, школьные программы, дающие представление о предпринимательской деятельности. Вообще, я вижу обязанность исполнительной власти в том, чтобы предоставить возможность человеку применить себя в этой сфере. Но, к сожалению, пока мы не добились, чтобы человек почувствовал, что его благополучие зависит только от него самого.
Выскажу, может быть, крамольную мысль, но я считаю, что мы зря боимся безработицы. Если бы она была на уровне 2-2,5, а не 0,9%, как сейчас, то конкуренция на рынке труда помогла бы быстрее изжить пресловутое иждивенчество.
- Все требуют повышения заработной платы. Но чтобы поднять ее, например, до российского уровня, надо увеличить производительность труда в два раза. И сделать это можно только за счет изменения структуры экономики. Больше строить жилья, дорог, привлекать в этот сектор людей, высвобождающихся на промышленных предприятиях.
- В свое время положительную роль сыграло решение о развитии строительной отрасли, которую можно рассматривать в качестве локомотива всей экономики. Однако должен быть определенный предел в совокупном объеме льготных кредитов, выделяемых на сооружение жилья, иначе неминуемы финансовые сложности, что мы, собственно, и видели в прошлом году. Поэтому кредитование должно быть приближено к реально складывающимся на банковском рынке ставкам. Похожий подход необходим и в отношении к дорогам: их строительство или реконструкция должны окупаться за счет введения платы за проезд. Начать можно с кольцевой дороги и магистрали Е30 для всех транспортных средств.
- Сегодня перед республикой стоит задача сохранения позиций и на внутреннем, и на внешних рынках. А для этого требуется повышать конкурентоспособность продукции, в том числе и за счет сокращения затрат. Как это мыслится делать в области?
- Путей достижения такой цели много: это может быть и создание эффективных рабочих мест, и концентрация производства, и продажа предприятий зарубежным и отечественным предпринимателям, и высвобождение лишней численности на предприятиях.
Например, в хозяйствах области - более 700 тыс. свиней, из них 70% находятся на свинокомплексах, построенных 30 лет тому назад, а 30% - на мелких свинофермах, где экономические показатели, как правило, не блещут. Чтобы поднять конкурентоспособность сектора, мы начали строить за счет иностранных кредитных ресурсов Израиля, Италии, Чехии, Дании 7 мощных комплексов, где будет одновременно откармливаться 230 тыс. свиней. Мелкие свинофермы можно будет закрыть.
Главные направления, которым мы уделяем первостепенное внимание, - модернизация действующих производств, создание холдингов, новых производств совместно с известными мировыми брендами, развитие импортозамещения.
- Вы упомянули, что одним из путей снижения издержек может быть вывод излишней численности работающих. Я считаю, что надо направлять высвобождаемых работников в сферу услуг, удельный вес которой пока слишком мал.
- Я согласен с этим. В европейских странах в структуре ВВП сфера услуг достигает 70%. В Минской области в прошлом году она составляла 45%, а к концу пятилетки ставим задачу выйти на 50%. И здесь мы рассчитываем в основном на частный сектор. На начало 2012 г. в данной сфере действовало более 18 тыс. субъектов предпринимательской деятельности. Дальнейшее развитие, думаю, даст хороший экономический эффект, поскольку энерго- и материалоемкость здесь 2-3 раза меньше, чем при производстве товаров, а доля добавленной стоимости составляет около 70% и превышает аналогичный показатель в промышленности и сельском хозяйстве более чем на 30 п.п.
- Насколько успешно выполняется областная программа привлечения инвестиций? Какие проекты наиболее значимы? Что делается по созданию белорусско-китайского индустриального парка?
- Из наиболее интересных перспективных проектов можно назвать создание производства по сборке составов электропоездов, которое планируется реализовать в рамках совместного белорусско-швейцарского предприятия. Его учредителями выступают ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» и компания Stadler Rail Group.
В отрасли сельского хозяйства ведутся работы в рамках проектов по строительству новых и реконструкции молочно-товарных ферм, строительству свинокомплексов, переоснащению и модернизации мясо- и молокоперерабатывающих организаций на общую сумму более 2 трлн. руб.
Что касается Китайско-белорусского индустриального парка на территории Смолевичского района, то, как вы знаете, подписано соответствующее соглашение. Период его строительства - 30 лет, а общий объем инвестиций - около 5,7 млрд. долл., в том числе за начальный период (4 года) - 1,7 млрд. Следует отметить, что большая часть производств в сфере химической, электронно-информационной, биомедицинской отраслей и машиностроения в нашем случае будет создаваться ведущими европейскими холдингами и концернами.
- Процесс приватизации смещен на областной уровень. Удовлетворяют ли вас темпы трансформации собственности? Удается ли находить в результате эффективных собственников?
- Хотя спешка здесь неуместна, все же нужно создавать условия для передачи государственной собственности, особенно неиспользуемой или работающей неэффективно, в частные руки. И мы достаточно широко используем такую возможность, как установление на аукционах начальной цены продажи, равной 1 базовой величине. На таких условиях было продано 211 объектов. Кроме того, в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям под конкретные инвестиционные проекты передано 239 объектов. Здесь будет создано более 1,6 тыс. дополнительных рабочих мест и инвестировано в экономику области не менее 525 млрд. руб. и 3,6 млн. евро. Думаю, эти цифры убедительно говорят о том, что если не просто «сбывать» собственность, а постоянно заниматься ее трансформацией так, чтобы это было выгодно и инвесторам, и области, то проблема эффективных собственников решается вполне успешно. А в качестве примера приведу имущественный комплекс КУП «Молодечненская маслосырбаза». Инвестором, выкупившим предприятие за 1 млрд. руб., создано 31 рабочее место, в установку нового оборудования предназначенного для производства инновационной продукции, инвестировано около 1,5 млрд. руб.
Хочу отметить также, что областная инвестиционная программа предусматривает обязательное создание за счет областного бюджета всей необходимой инфраструктуры - до «забора» здания, которое выставлено на продажу. Это же делается в отношении участков, расположенных в свободной экономической зоне «Минск», которая была расширена за счет земель столичного района, а также городов Борисов и Фаниполь.
- В журнале «Директор» регулярно появляются публикации, авторы которых - директора - отмечают, что местные органы власти порой допускают некомпетентное вмешательство в оперативное управление предприятиями, сохраняется и практика доведения объемных показателей, принудительного участия в социальных миссиях. Какой, в вашем понимании, должна быть система управления предприятиями со стороны государственных органов, чтобы она была действительно эффективной?
- Действовавшая ранее в стране институциональная модель ориентировала в основном на количественный рост экономики, а не на ее реальное развитие. Как известно, зачастую вмешательство государства в хозяйственную деятельность является источником колоссальных рисков для субъектов хозяйствования.
Конечно, в административной системе оценить работу руководителя проще всего по выполнению доведенных ему показателей. В то же время нельзя, например, приказать «улучшить качество работы на 15%», поскольку критерии оценки здесь расплывчаты. А вот приказ «увеличить объем производства на 15%» ставит уже конкретную задачу.
Однако доведение предприятиям целевых показателей, плохо сбалансированных со спросом на продукцию, качеством производственных мощностей и обеспеченностью финансовых ресурсов, приводит к невыполнению прогнозных заданий. В связи с этим особая роль принадлежит качественному планированию экономических процессов. Важнейшим показателем оценки деятельности предприятий должно быть не наращивание объемных показателей, а повышение рентабельности и доходности их хозяйственной деятельности.
Беларусь в настоящее время переходит от директивного планирования к индикативному, что означает отказ от доведения субъектам хозяйствования обязательных для выполнения показателей. Изменяются функции и роль госорганов - они должны создавать условия, позволяющие субъектам хозяйствования достичь наибольшей эффективности. Предполагается, что со следующего года будет введено только два индикативных показателя (этот вопрос сейчас обсуждается): прямые иностранные инвестиции и заработная плата.
В настоящее время работа государственных органов сосредоточена на таких основных направлениях, как создание благоприятных условий ведения бизнеса для субъектов хозяйствования всех форм собственности и дальнейшего развития добросовестной конкуренции между ними, преодолении монополизма в экономических отношениях, поощрение предпринимательской инициативы, а также создание механизмов государственно-частного партнерства.
Штрихи к портрету Минской области
Экономика
За последние 5 лет промышленное производство выросло на 78,3%. За счет развития предпринимательства вклад организаций без ведомственной подчиненности в областной объем промышленной продукции увеличился на 6,4 процентного пункта и составляет 21,2%.
Сельскохозяйственными организациями производится четвертая часть общереспубликанской валовой продукции этой отрасли. Традиционно Минская область занимает первое место по производству зерна, овощей, молока, яиц, мяса (реализация скота и птицы на убой в живом весе).
Экспорт
Область осуществляет активную внешнеторговую деятельность и занимает одно из ведущих мест среди регионов республики.
В 2011 г. на ее долю приходилось 16,4% общереспубликанского экспорта.
В первом полугодии 2012 г. внешнеторговый оборот области вырос на 19,3% и составил 6 млрд. долл., экспорт - на 16,9% (3,7 млрд. долл.). Положительное сальдо внешней торговли товарами к аналогичному периоду прошлого года увеличилось на 104 млн. долл. и достигло 1429,5 млн.
За январь-июнь 2012 г. география экспортных поставок включала в себя 110 стран мира, внешнеторговые операции осуществлялись со 151 государством.
В текущем году количество экспортеров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 10% и составило 1126 организаций.
Инвестиции
С начала 2012 г. в Минской области более 100 субъектов малого предпринимательства начали реализацию инвестиционных проектов с планируемым объемом инвестиций на год более 1 млрд. руб.
Общий объем прямых иностранных инвестиций в первом полугодии 2012 г. в 1,5 раза превысил уровень соответствующего периода прошлого года и составил 242,9 млн. долл., в том числе на чистой основе, без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги), - 51,9 млн.
Приватизация
В текущем году подлежат преобразованию в ОАО 12 областных коммунальных унитарных предприятий, а также 11 предприятий, находящихся в собственности районов и г. Жодино.
Кроме того, на продажу будут выставлены акции 11 открытых акционерных обществ, принадлежащих Минской области, а также 9 ОАО, находящихся в собственности районов и г. Жодино.
В целом за период с 2009 по 2011 г. в области продано 8 предприятий как имущественных комплексов на общую сумму 6,5 млрд. руб. без учета погашенной инвесторами задолженности, а также реализовано 11 пакетов акций на общую сумму около 93 млрд. руб.
В перечень неиспользуемого имущества, находящегося в коммунальной собственности и подлежащего вовлечению в хозяйственный оборот, включено 63 объекта.
Предпринимательство
На 1 июля 2012 г. предпринимательский сектор Минской области представлен 47,6 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. К 2015 г. планируется рост их числа более чем на 15 тыс.
За 6 месяцев текущего года поступления платежей в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства области достигли 1,8 трлн. руб., что составляет 28,3% общих поступлений в бюджет.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2012
Сергей ГАРБАЦЕВИЧ, генеральный директор ОАО "Трест Шахтаспецстрой"
Попасть ниткой в игольное ушко с расстояния вытянутой руки, мячом в баскетбольную корзину - со 100 м, а в футбольные ворота - с другого конца города, - все это больше похоже на шутку, чем на реальные действия. Но и такие задания кажутся довольно простыми по сравнению с тем, что осуществили специалисты солигорского ОАО «Трест Шахтоспецстрой».
При сооружении Березовского рудника понадобилось соединить подземное хозяйство Четвертого рудоуправления ОАО «Беларуськалий» с построенным вертикальным шахтным стволом, и сделать это надо было на глубине около 700 м. Следует также отметить, что расстояние между этими двумя объектами немаленькое - 17 км, а идти надо было не по прямой, а по извилистым выработкам, а когда они закончились, самим прокладывать в породе подземный коридор.
- Ориентироваться под землей намного сложнее, чем на поверхности: многие, наверное, замечали, что автомобильные навигаторы «замолкают» даже в неглубоких тоннелях, - объясняет генеральный директор предприятия Сергей ГАРБАЦЕВИЧ.- Конечно, существуют маркшейдерские службы, обеспечивающие привязку подземных объектов к сетке координат. Однако и у них бывают погрешности измерения, что приводит к отклонениям заданного направления и по вертикали, и по горизонтали. Наши коллеги (не буду называть организацию) при соединении горизонтальным тоннелем двух вертикальных стволов, находящихся всего в 150 м друг от друга, промахнулись, уйдя вбок, на 3 м!
А солигорские шахтостроители, помимо четких заданий, которые давались маркшейдерам, еще и применили новую технологию. Проходку комбайном они остановили за 15 м до ствола и установили буровой станок, который обычно используется только для вертикальных проходок. С его помощью проделали отверстия, близкие к горизонтальным: они расходились как пучок света из фонарика. В каждую из этих «дырок» задули… красные ленточки, какие школьницы вплетают в косы.
- Все это делается, конечно, не для «фокусов», - говорит Сергей Леонидович. - Благодаря примененной нами технологии был сокращен объем буровзрывных работ, и в результате только за счет этого удалось сократить сроки строительства на 3 месяца.
Но с другой стороны, это безусловное свидетельство высочайшей квалификации коллектива, которая в полной мере проявилась в прошлом году, когда в забои Второго рудоуправления хлынули подземные потоки воды. В отличие от угольных шахт стены соляных выработок в таких случаях просто размывает, и порой даже невозможно найти «точку опоры». Тем не менее работники ОАО «Трест Шахтоспецстрой», принимавшие самое активное участие в укрощении стихийного бедствия, смогли остановить водный поток. Отверстие, через которое выливалось 60 кубометров жидкости в час, заглушили сложнейшей системой перемычек, укрепили бетоном со специальными добавками. Эту тяжелейшую и сложнейшую работу сделали за 4 месяца!
А вот у ОАО «Трест Шахтоспецстрой» послужной список уже достаточно солидный. На его счету - две очереди Краснослободского и одна - Березовского рудника. Работы на этих двух «плацдармах» продолжаются, здесь планируется ввести в строй еще несколько очередей для увеличения сырьевой базы ОАО «Беларуськалий».
- Вообще-то наше предприятие было создано не для строительства шахт как таковых, а для сооружения и обслуживания подземной инфраструктуры, - отмечает С.Гарбацевич. - Она достаточно сложна: под землей надо оборудовать трансформаторные подстанции, мастерские, медпункты, гаражи, системы вентиляции, соорудить бункеры, погрузочные устройства и коммуникации для вывоза и подъема на поверхность добываемой шахтерами руды. Необходимо также постоянно поддерживать в порядке дороги, ведущие к горным выработкам. Но, тем не менее, около 10 лет назад прежний руководитель В.Н.Старцев, который сейчас является председателем совета директоров, принял решение о создании шахтопроходческого управления, призванного проходить стволы. Когда-то этим занималось специализированное управление, которое вело строительство по всему СССР, однако в 90-е гг. оно в силу ряда причин, в том числе недостаточности фронта работ, было расформировано. Нашему предприятию удалось найти и предложить трудоустроиться всего десятку человек. Тем не менее уже к 2008 г. после обретения опыта на Краснослободском руднике сформировался коллектив, способный решать самые сложные задачи, возникающие при проходке стволов.
Более того, в сентябре 2010 г. шахтостроители поставили мировой рекорд: осуществили проходку 61,3 м ствола, чего не добивались даже в советские времена, а тогда, между прочим, за подобные свершения присваивали звание Героя Социалистического Труда. Для коллектива ОАО «Трест Шахтоспецстрой» это стало своего рода экзаменом на зрелость.
- Думаю, это будет сделано уже в ближайшее время, - замечает Сергей Леонидович. - Нам предлагают осуществить проходку стволов для Гарлыкского горно-обогатительного комбината в Туркмении. Надо отметить, что в свое время мы участвовали в тендере на эти работы и предложили реальные, но в то же время конкурентоспособные цены. Однако предпочтение было отдано одной из турецких компаний, которая подрядилась построить объект за вдвое меньшую стоимость. Понятно, что чудес на свете не бывает, и коллеги не справились с поставленной перед ними задачей: прошли менее 40 м, наткнулись на водный поток, с которым не сумели справиться. У нас же досконально отработана технология замораживания обводненных грунтов и подобная неожиданность не застала бы врасплох. Теперь в Туркмении придется все начинать заново, но, естественно, что мы не согласны работать на условиях, предложенных турками, а хотели бы вернуться к нашему тщательно обоснованному тендерному предложению.
Вообще, предприятие намерено начать активную борьбу на рынке шахтостроительных работ. Сегодня оно готовится к тендеру на сооружение шахты, которую планируется построить на неженском месторождении калийных солей в Любанском районе. Не за горами и разработка Петриковского месторождения. Будет развиваться добыча сильвинита в Волгоградской области.
- В ОАО «Трест Шахтоспецстрой» разработана перспективная программа развития, где мы рассматриваем и самый оптимистический вариант, - делится С.Гарбацевич. - Он предусматривает создание мощной транснациональной корпорации с численностью до 4-5 тыс. работающих, которая могла бы участвовать в обустройстве шахт для добычи не только калийных солей, но и горючих сланцев, угля, железных руд, других полезных ископаемых. В свое время мы по незнанию совершили ошибку, заявив для участия в одном из тендеров реальную, на наш взгляд, цену, которая оказалась в несколько раз ниже, чем у конкурентов. Нас не допустили с таким «вердиктом»: компания несерьезная, не ориентирующаяся в рынке. После этого стали тщательно изучать ценовую политику ведущих мировых шахтостроительных организаций и теперь четко знаем «кто есть кто и сколько стоит». Мы будем стремиться участвовать в тендерах, которые проводятся по всему миру.
Понятно, такие работы не могут обеспечить равномерную нагрузку предприятия в течение продолжительного периода времени. Ведь строительство шахт компании, часто соперничающие друг с другом, не согласовывают с конкурентами. Поэтому у ОАО «Трест Шахтоспецстрой» всегда есть фронт работ по строительству объектов на поверхности или проходке горизонтальных выработок в шахтах. Это помогает с наибольшей эффективностью использовать кадровый и технический потенциалы.
В последние годы предприятием выполнены большие объемы строительства объектов в Минской области. В частности, реконструирован цех сухого обезжиренного молока в ОАО «Копыльский маслосырзавод», построены здание крытого рынка и комплекс по переработке твердых бытовых отходов в Солигорске, автозаправочные станции, возведено несколько десятков жилых домов в селах района. В ходе подготовки к «Дажынкам-2011» в молодечненском парке Победы было создано два озера.
Специалисты предприятия вели работы и за пределами области: построена третья технологическая линия по обжигу клинкера в ПРУП «Кричевцементношифер», реконструировано одно из производств РУПП «Гранит».
Для работы в горизонтальных выработках ОАО «Трест Шахтоспецстрой» располагает современными проходческими комбайнами, парк которых постоянно обновляется.
- Это точно такая же техника, какую использует и ОАО «Беларуськалий», - поясняет Сергей Леонидович. - И при проходке наши комбайны выдают на гора так называемую сопутствующую руду. Но в принципе она ничем не отличается от добываемой калийщиками, за тем исключением, что нам за нее никто не платит, т.е. Беларуськалию она обходится бесплатно. Думаю, это не совсем правильно, тем более что речь идет о серьезных объемах. Так, по нашим подсчетам, из 1 млн. т руды, добытой на новом Краснослободском руднике, 250 тыс. т - на счету ОАО «Трест Шахтоспецстрой»! Но об этом на праздновании памятного события не было сказано ни слова! А уж тем более за это сырье мы не получили никаких денег. Думаю, в сегодняшних условиях, когда нужно считать каждый заработанный рубль и исходя из финансового состояния строить планы развития, негоже, что труд целого предприятия остается недооцененным. А я уверен, что наш коллектив своей работой заслужил, чтобы к нему относились как к равноправному партнеру.
ОАО «Шахтоспецстрой»
223710, Минская обл., г. Солигорск-4
Тел. приемн.: +375 174 20-07-42
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.shahta.by
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2012
Павел ЛЕБЕДЕВ, директор ОАО "Лошницкий завод Агромаш"
За два с небольшим года работы на рынке группа компаний «Велс», работающая в поселке Лошница Борисовского района, смогла записать в свой актив как минимум три неординарных достижения.
«Велс» доказал, что отечественная сельскохозяйственная техника может не уступать импортной, предложил инновационную технологию строительства животноводческих ферм на основе деревянных конструкций и реанимировал убыточное предприятие. Руководителям группы в основном за счет грамотных менеджерских решений удалось, создать по сути промышленный старт-ап. Старт по плану
Первоначально основной бизнес группы компаний связан с недвижимостью, но на определенном этапе развития ее руководители посчитали нужным укрепить его производственным компонентом. Рынок предъявлял активный спрос на металлоконструкции. За счет средств учредителей и кредита, взятого под залог недвижимости - объем инвестиций составил около 300 тыс. долл. - приобрели оборудование и арендовали в одном из цехов ОАО «Лошницкий завод Агромаш» около 400 кв. м производственных площадей. Так в середине 2010 г. на белорусском рынке появилось ЧУП «Велс-Агропроммаш», специализирующееся на производстве металлических конструкций зданий и сооружений, таможенных терминалов, спортивных комплексов, торговых центров, мостовых переходов, нестандартных металлических конструкций и технологического оборудования.
А дальше все пошло, как говорится, по плану. При том, что в компании работало всего 35 человек, по объему продаж она быстро обогнала своего арендодателя с более чем 120 работниками. Много значила удачно выбранная рыночная ниша, но в конечном итоге все решило оптимальное сочетание цены и качества продукции.
И первое, и второе было запрограммировано бизнес-планом. Качество обеспечивали современное оборудование, сертификация предприятия по стандарту ИСО 9001-2009. Плюс, конечно, высококвалифицированные кадры. Людей привлекали высокая зарплата, весомый социальный пакет, но не меньшее значение имела и возможность работать высокоэффективно, по современным технологиям, на динамично развивающемся предприятии с хорошей перспективой.
Из факторов, влияющих на цену, выделим почти полное отсутствие производственного брака и рекламаций от заказчика, а также «прописку» предприятия в сельской местности, где малому бизнесу предоставлены разнообразные льготы.
Даже в кризисном 2011 г. «Велс-Агропроммаш» наращивал объемы продаж, его руководители намечали планы закупки нового оборудования, расширения производства. Однако, как это часто бывает в бизнесе, форс-мажорные обстоятельства заставили резко изменить стратегию развития. Дело в том, что государство решило выставить акции ОАО «Лошницкий завод Агромаш» на продажу.
Арендатор становится собственником - Мы понимали, что новый собственник завода может разорвать с нами арендные отношения или резко повысить ставку платежей, - рассказывает бывший директор ЧУП «Велс-Агропроммаш», нынешний руководитель образовавшейся на базе двух предприятий группы компаний «Велс» Павел ЛЕБЕДЕВ. - Покупка завода представлялась единственным способом обезопасить себя от такого негативного сценария развития событий. Далее мы стали просчитывать сделку с точки зрения экономики. ОАО было проблемным, неэффективным, но отнюдь не безнадежным предприятием.
Став владельцем, компания взяла за основу китайскую модель поведения на рынке, когда у лучших европейских производителей покупаются техническая документация, качественные комплектующие, а корпуса и другие габаритные детали машин изготавливаются на месте. Так, начали выпускать разбрасыватели минеральных удобрений, у которых в республике сегодня нет сопоставимых по качеству аналогов, они ничем не уступают европейской технике, а стоят на треть дешевле. Оценили выгодность предложений компании и колхозы, многие из них готовы покупать технику с маркой «Велс», были бы деньги. Отсутствие активного платежеспособного спроса, как и невысокая рентабельность продаж сегодня стало главной проблемой рынка сельскохозяйственной техники.
- Мы не собираемся сворачивать производство традиционных машин, ведь эта продукция востребована, - отмечает П.Лебедев. - Идея состоит в расширении продуктовой линейки за счет конструкций деревянных животноводческих ферм. Этот инновационный проект разработан нашими специалистами совместно с Белорусским национальным техническим университетом.
Когда дерево крепче металла Сегодня в Беларуси животноводческие фермы строят, как правило, из железобетона. Аграрии знают о недостатках этого холодного и тяжелого материала, но по цене у него до последнего времени не было конкурентов. ОАО «Лошницкий завод Агромаш» предложило заменить бетон специально обработанными деревянными конструкциями. Даже оказавшись сопоставимыми по цене с бетонными, они проще и быстрее монтируются, в помещении легче создать благоприятный для животных микроклимат, при этом гарантированный срок эксплуатации таких конструкций превышает 80 лет.
Первую «деревянную» ферму - а заказала ее «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» - сдадут в эксплуатацию через несколько недель. Однако выгоды инновационного проекта настолько очевидны, что руководством страны уже принято решение о строительстве, а также реконструкции по новой технологии 300 ферм.
И активное спонсорство
Нынешний финансовый период для группы компаний П.Лебедев характеризует как напряженный. Ведутся широкомасштабные работы по ремонту и реконструкции зданий, постоянно приобретается новое оборудование, параллельно компания гасит «агромашевские» долги, общий объем которых на момент покупки предприятия достигал 11 млрд. руб., а сейчас составляет 6 млрд. руб.
На даже при острейшей потребности в средствах для развития основного производства, группа компаний значительную часть своих доходов тратит на внешние социальные программы и, в частности, выступает спонсором мини-футбольного клуба «Борисов-900», а также команды по пляжному футболу «БАТЭ», которая в этом году стала чемпионом республики.
Как убежден директор, бизнес должен быть не только эффективным, но и социально ответственным - только тогда у него будут хорошие перспективы роста.
ОАО «Лошницкий завод Агромаш»
Минская обл., Борисовский р-н, а/г Лошница, ул. Рабочая, 1
Тел. приемной: +375 177 72-56-67
Тел./факс: +375 17 224-54-95
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.zavodagromash.by
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2012
Многие ли руководители готовы просто взять, да и отказаться от части прибыли в пользу партнеров? Вопрос риторический. Тем не менее директор ОАО «Лошницкий комбикормовый завод» (торговая марка «Кормол») Елена ХУДОЕШКО убеждена, что в агропромышленном комплексе нужно выбрать именно такую стратегию, перераспределив финансовые потоки в пользу производителей сельхозпродукции. А еще, по мнению Елены Владимировны, любое предприятие, что бы оно ни производило и какое бы место в кооперационной цепочке ни занимало, должно искать возможности выхода на внешние рынки. Об этих и других своих идеях директор рассказала, отвечая на вопросы редакции.
- Елена Владимировна, вы - экономист в директорском кресле. Какие особенности профессия накладывает на стиль вашего руководства?
- Более 10 лет я проработала главным экономистом Лошницкого комбикормового завода, а в 2010 г. стала его руководителем. Назначение получила, видимо, и потому, что смогла предложить четкую программу развития предприятия. Ее главной особенностью было доминирование сугубо экономических подходов, объемные же показатели не выделялись в ряду других. Ставилось целью не только увеличить производство, но и выйти на такую прибыль, рентабельность и производительность труда, которые позволят воплотить в жизнь ранее поставленные задачи по модернизации. Акцент был сделан также на выстраивание справедливых отношений с сельхозпроизводителями.
И сегодня стараюсь анализировать и управлять деятельностью предприятия через финансовые инструменты. Очень не люблю терять деньги, т.е. тратить их там, где без этого можно обойтись. Поэтому даже при незначительных закупках используем конкурентный лист, а при выборе предложений учитываем не только цену и логистику, но также качество сырья и материалов. В то же время никогда не экономим на действительно нужных проектах, причем если речь идет о технике, оборудовании, стараемся брать самое лучшее - иначе потом больше потеряешь на обслуживании и ремонтах. Не хватает собственных средств - используем лизинг.
Вот несколько цифр. В 2010 г. в реконструкцию было вложено 1,5 млрд. руб., в 2011 г., когда начала работать новая команда, - более 6 млрд. И это при том, что около 5 млрд. руб. мы потеряли на курсовых разницах. В этом году уже получили чистой прибыли столько, сколько за весь прошлый год. И 2,4 млрд. вложили только в реконструкцию.
А вот несколько фактов. С этого года мы вообще не используем кредиты на обеспечение текущей деятельности. Обходимся своими средствами даже при расчетах с колхозами за зерно. Отказаться от кредитов смогли благодаря эффективной финансовой работе: коэффициент оборачиваемости оборотных средств повысился с 2,1 до 2,8 и, думаю, в ближайшее время сможем довести его до 3,5.
- Рассказывая о своем стиле руководства, вы использовали такое редкое определение, как «выстраивание справедливых отношений с сельхозпроизводителями». Поясните, пожалуйста, что имеется в виду?
- Сейчас в агрокомплексе основная масса прибыли достается переработчикам, цены на продукцию которых в основном стали свободными. Сельхозпроизводители находятся в менее привилегированном положении, до них доходят уже сильно обмелевшие финансовые ручейки.
Казалось бы, наше предприятие подобное положение должно устраивать, но так можно рассуждать, только если не смотреть дальше сегодняшнего дня и не думать о перспективах. Как мы будем развиваться, если колхозы не предложат на переработку дополнительные объемы зерна и не увеличат соответствующим образом поголовье? Но сегодня они закредитованы, зависят от государственной помощи, объемы которой постоянно снижаются. И если переработчики не поддержат производителей тем или иным образом, то в ближайшее время рискуют столкнуться либо с дефицитом сырья, либо с ростом дебиторской задолженности.
- А выход?
Но только в холдинге такие отношения приобретут системный характер, создав мощный стимул для развития и нашего комбината, и сельхозпредприятий.
ОАО «Лошницкий комбикормовый завод»
222122, Минская обл., Борисовский р-н, д. Лошница
Тел./факс: +375 177 72 56 66
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
http://lkombi.com/
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2012
Виталий АЛМАЗОВ, генеральный директор ЧПУП "Запад-Транснефтепродукт"
Высокая степень интеграции, к которой стремятся Беларусь и Россия, у некоторой части белорусского общества вызывает опасения: не будет ли российский капитал действовать в «синеокой» как слон в посудной лавке, не считаясь с ее законами и традициями? Результаты реконструкции А между тем в республике есть пример работы крупной российской компании, которая на протяжении двух десятков лет прекрасно ладит и с белорусским государством, и с местными коллегами.
Частное унитарное предприятие «Запад-Транснефтепродукт» родилось из Мозырского районного управления магистральных нефтепродуктопроводов, изначально принадлежащего РСФСР. Поэтому при разделе собственности в начале 90-х гг. оно фактически осталось под юрисдикцией России, хотя оформлена такая принадлежность была только в 2004 г. межправительственным соглашением.
- Мы обслуживаем часть нефтепродуктопровода, которая расположена на территории Беларуси, - объясняет заместитель генерального директора по эксплуатации Олег КИСЕЛЕВ. - По трубопроводу протяженностью около 1,5 тыс. км перекачиваем нефтепродукты из России на Украину, а также в латвийский порт Вентспилс, откуда жидкое топливо на танкерах отправляется по всему миру.
Эта схема весьма привлекательна для вертикально интегрированных нефтяных российских компаний, которые пользуются услугами нефтепродуктопровода для поставки на экспорт дизельного топлива. Есть и другие потенциальные заказчики, однако пропускная способность трубопровода до настоящего времени была ограничена. И это вполне объяснимо: трубы прокладывались, начиная с 1963 г., а в 90-х гг. ввиду незавершенности оформления юридического статуса предприятия средства в обновление почти не направлялись. Поэтому в нефтепродуктопроводе поддерживалось давление не 64 атм, как когда-то предусматривалось проектом, а лишь 28.
Инвестиции пошли только 5-6 лет назад, Но большая протяженность нефтепродуктопровода не позволила быстро заменить все трубы. Прорывным стал 2011 г., когда предприятию его материнской компанией ОАО «АК «Транснефть» было выделено более 1 млрд. росс. руб. Это дало возможность завершить реконструкцию основного участка, связывающего Россию с Латвией.
Если же применять такое горючее для наземного транспорта, то требуется дополнительная очистка, на что не всегда идут украинские потребители. Однако в дальнейшем ситуация может резко измениться, поскольку европейский флот к 2020 г. должен перейти на «земные» экологические стандарты дизельного топлива. А это заставит российских нефтепереработчиков осуществить технические мероприятия по повышению качества выпускаемой продукции.
- Сегодня Россия добывает более 500 млн. т нефти в год, из которых в стране перерабатывается менее половины, - отметил генеральный директор ЧУП «Запад-Транснефтепродукт» Виталий АЛМАЗОВ. – Российским правительством уже принята программа по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, рассчитанная до 2020 г. и предусматривающая переработку большей части добываемой нефти. Мы также знаем, какие произойдут изменения с точки зрения качественного уровня нефтепродуктов. Так, планируется уже с 2014 г. на всех нефтеперерабатывающих заводах, подключенных к системе нефтепродуктопроводов, производить моторное топливо только класса Евро-5. Это позволит транспортировать по системе нефтепродуктопроводов монопродукты с едиными качественными характеристиками. А поскольку выпуск дизельного топлива к тому времени вырастет почти на 70% и вдвое превысит потребности внутреннего рынка, то, естественно, нужно думать о том, как, экспортируя, доставить «лишнее» горючее в другие страны.
В прошлом году объем транспортировки нефтепродуктов был увеличен предприятием на 15% и достиг 10 млн.т. при плане, доведенном материнской компанией, 7,4 млн. Еще примерно на столько же он возрастет в текущем году, благодаря повышению внутритрубного давления на реконструированном участке. Однако, по мнению В.Алмазова, требуется дальнейшее развитие нефтепродуктопровода, проходящего по Беларуси. Помимо реконструкции второго участка, связывающего Россию с Украиной, необходимо начинать подготовительные работы по прокладке второй нитки труб на латвийском направлении, и для этого уже сегодня надо привлекать инвестиции.
Кроме того, переход на транспортировку дизтоплива более высоких качественных характеристик позволит оказывать услуги по перекачке и двум белорусским предприятиям. Технически это осуществимо хоть сегодня, ведь и ОАО «Нафтан», и ОАО «Мозырский НПЗ» еще с советских времен имеют выход на нефтепродуктопровод. Однако они раньше россиян завершили переход на выпуск очищенного дизельного топлива, поэтому вынуждены ждать, пока по «трубе» не начнет идти равноценное по качеству горючее.
В чем выгода для Беларуси?
Вообще, как полагают на ЧУП «Запад-Транснефтепродукт», для Беларуси выгодно иметь на своей территории такое мощное предприятие. В прошлом году им внесено в республиканский и местный бюджеты 148 млрд. руб. и еще 10 млрд. - в различные внебюджетные фонды. Кроме того, 1,5 млрд. руб. направлено на благотворительность: оказание помощи городу - реконструкцию дорог, поддержку подшефных детских садов и школ.
Коллектив, в том числе и топ-менеджмент, сформирован преимущественно из белорусских граждан, а это свыше 850 человек, имеющих постоянные рабочие места и стабильный заработок. В прошлом году средняя заработная плата выросла с 2,5 до 5,1 млн. руб.
В ходе реконструкции работы выполняли также белорусские подрядные организации, которые получили неплохую прибыль.
Предприятие активно сотрудничает и со своими белорусскими коллегами из компаний «Полоцктранснефть Дружба» и «Гомельтранснефть Дружба». Дело в том, что трубы всех трех организаций лежат, как принято говорить, в одном техническом коридоре, т.е. практически рядом друг с другом. Учитывая это, предприятия заключили трехсторонний договор о взаимопомощи при наступлении различных нештатных ситуаций: аварий, разгерметизации, аварийных розливов перекачиваемых жидкостей. И такое сотрудничество подтверждено временем: несколько «ЧП» было ликвидировано общими усилиями. А в последние годы стали проводиться совместные учения под эгидой министерств по чрезвычайным ситуациям Беларуси и России.
- Вопросы экологической безопасности стоят у нас на первом плане, - уверен О.Киселев. - Мы постоянно сотрудничаем с МЧС, работники которого эффективно помогли нам в 2007 г. при ликвидации аварийных розливов. Тогда же отрабатывалась современная технология сбора и обезвреживания разлившихся нефтепродуктов. Для этого у нас имеются специальные емкости, механизмы и машины, в том числе вакуумные, которые могут удалить нефтепродукты даже из грунта.
Долговечность этого непростого сооружения закладывается сегодня при реконструкции трубопровода, который, кстати, испытывается на избыточное давление 96 кг/кв. см. Сейчас применяются только трубы с заводской изоляцией, а раньше она наносилась в трассовых условиях и не всегда качественно, что впоследствии приводило к коррозии. Заложенные сегодня трубы, как считают на предприятии, и через полвека не утратят своей надежности.
Однако есть проблема, которая негативно влияет одновременно и на экологию, и на экономику предприятия. Речь идет о вмешательствах в трубопровод с целью хищения, что может привести к утечкам и неприятным экологическим последствиям. В прошлом году таких незаконных врезок было 14.
- Нами предпринимаются все меры по недопущению разгерметизации трубопроводов и выхода нефтепродуктов в окружающую среду, - отмечает О.Киселев. - Стараемся в максимально короткие сроки ликвидировать последствия незаконных действий. Стоит отметить, что наша служба безопасности работает успешно, поддерживаем постоянную связь с органами МВД, и практически каждое внедрение в трубопровод криминальных лиц заканчивается их задержанием. Поэтому попыток врезок становится все меньше.
Однако для того, чтобы свести их на нет, необходимы меры в виде уголовного наказания, чтобы у преступников даже не возникало желания приблизиться к нефтепродуктопроводу. Ведь сегодня в большинстве случаев преступники отделываются не очень большими штрафами. А надо бы применять более строгое наказание вплоть до лишения свободы.
247760, г. Мозырь, ул. Котловца, 29
Тел.: (8 0236) 35-28-39
Факс: (8 0236) 34-70-16
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2012
- Антон Анатольевич, в чем суть вашего подхода?
- Сегодня на рынке существует три модели лизинговых компаний. В одном случае главную роль играют белорусские банки, которые решают судьбу сделки, предоставляя клиенту кредит или отказывая в нем, а их дочерние компании занимаются лишь оформлением договоренностей. В другом - белорусские организации представляют интересы иностранных банков. Третья модель - компании предпринимательского характера, которые занимаются поиском клиентов, на каждую сделку готовят пакет документов для рассмотрения банком, который решает, предоставить кредит или нет. Все эти варианты требуют подготовки многочисленных документов. Кроме того, с момента обращения клиента в лизинговую компанию до принятия решения проходит много времени, и нет уверенности в том, что банки утвердят сделку, выдав необходимый кредит.
Мы же, начиная переговоры с клиентом, уже располагаем средствами, необходимыми для финансирования обсуждаемой сделки, поэтому решения принимаем самостоятельно, как говорится, «на месте», что позволяет сэкономить время - несколько недель.
- Вряд ли вы располагаете волшебной палочкой, поэтому задам сакраментальный вопрос: откуда деньги?
- Это могут быть собственные средства, банковские кредиты, облигационные займы и другие источники. Наиболее предпочтительный формат заимствования - облигации. Мы уже зарегистрировали 9 выпусков таких ценных бумаг. Лизинговая деятельность подразумевает приобретение большого количества основных средств, которые могут использоваться в качестве обеспечения для дальнейшего финансирования, в том числе и по облигационным займам.
Таким образом, чем интенсивнее развивается бизнес, тем больше у него появляется финансовых возможностей.
- Но ведь кто-то должен купить ваши корпоративные облигации, в противном случае деньги останутся только на бумаге…
- Привлекательность финансовых инструментов зависит от их надежности и степени доходности. Облигации банков в подавляющем большинстве случаев выпускаются без обеспечения в пределах нормативного капитала. Наши же корпоративные облигации, как я уже говорил, обеспечены реальным залогом, который зафиксирован в проспекте эмиссии. Это дает возможность повысить их надежность до уровня банковских депозитов или облигаций. Сегодня процентные ставки по банковским депозитам на 5-8% ниже ставки рефинансирования. Мы предлагаем гораздо более привлекательные условия роста вложенных денег при сравнимой надежности: ставка рефинансирования плюс 2-3%.
К тому же, в отличие от банковских депозитов, облигационный доход юридических или физических лиц, держателей облигаций, не облагается налогом.
- К большому сожалению, владельцы облигаций номинированных в белорусских рублях могут оказаться в проигрыше в случае падения курса национальной валюты.
- Теперь уже нет. События прошлого года подтолкнули нас к созданию продукта, аналогов которого нет в Беларуси и, возможно, в СНГ. Речь идет об индексированных облигациях, которые номинированы в белорусских рублях, однако текущая стоимость их меняется в зависимости от складывающегося курса по отношению, например, к доллару. И если вы приобрели такие ценные бумаги, то ежемесячно будете получать процентный доход по ставке, например, 11% годовых и индексированный к курсу оговоренной валюты, а при погашении облигаций или при продаже до погашения получите деньги, эквивалентные первоначальной сумме в валюте. Таким образом, держатели наших облигаций перекладывают риски девальвации на нас.
- Кто же при этом берет на себя неизбежно возникающие риски?
- Наши лизингополучатели, которым это, как ни парадоксально звучит, - выгодно. Чтобы понять, давайте разберем ситуацию. Компания хочет приобрести здание и сдавать его площади в аренду. Ставки по рублевому кредиту очень высоки. Для нее предпочтительнее более дешевый кредит в валюте, однако в банке его не дают, поскольку у компании нет валютной выручки. В то же время арендная плата, как известно, рассчитывается в евро по курсу Нацбанка на дату платежа - таким образом обеспечивая денежный поток, эквивалентный валютному.
- Кого в первую очередь может заинтересовать ваше предложение?
- В условиях высокой степени долларизации белорусской экономики оно, на мой взгляд, интересно всем.
Одна из распространенных ситуаций связана с предоплатой, которая получена предприятием, но понадобится через три месяца или полгода. На этот срок вполне можно разместить средства, приобретя наши облигации, и неплохо заработать.
Нередки случаи, когда нужно зарезервировать заработанные предприятием средства до момента их распределения между учредителями. Здесь возможно использование индексированных облигаций, которые помогут сохранить деньги в их привязке к валюте. Это особенно важно, когда средства предназначены для иностранных учредителей: они, как правило, не хотели бы зависеть от колебаний белорусского рубля.
С другой стороны, такой инструмент очень может пригодиться, например, при покупке автотранспорта и других машин, срок поставки которых составляет несколько месяцев. При этом продавцы повышают цену в зависимости от изменения курса белорусского рубля на дату поставки.
И, наконец, можно рассмотреть такую интересную ситуацию, когда держатель наших корпоративных облигаций становится лизингополучателем. Не буду вдаваться в подробности, только отмечу, что лизинг для таких клиентов становится практически бесплатным.
ЗАО «АВАНГАРД ЛИЗИНГ»
220068, г. Минск, ул. Карастояновой, 32, помещение 5, офис 3
Тел.: +375 17 205-40-20, +375 44 555-40-20, +375 29 516-40-20
Факс: +375 17 205-40-20
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2012
В начале 90-х гг. в Беларуси работало несколько компаний, претендовавших на право представлять в республике знаменитый концерн. Причем среди них были фирмы, уже владевшие автоцентрами. И хотя шансы молодой компании «Атлант-М» были невелики, судьба распорядилась так, что именно с ней в 1994 г. подписали дилерский контракт.
- Я помню, как перед открытием представители Volkswagen поздравили нас рекламным объявлением на целый разворот в одной из центральных газет Беларуси, - вспоминает первый директор автоцентра «Атлант-М на Машиностроителей» Сергей САВИЦКИЙ (в настоящее время он - генеральный директор Международного автомобильного холдинга «Атлант-М»). - По тем временам это было невероятно дорого, но зато об этом событии узнали все. Сейчас сложно такое представить, а тогда на открытии автоцентра присутствовали члены правительства, поскольку начало сотрудничества с таким концерном как Volkswagen было очень важным событием для всей Беларуси. А для нас оно оказалось поистине счастливым билетом. Через полгода с момента подписания дилерского соглашения мы уже приняли первых клиентов.
Следующим важным этапом в развитии автоцентра стал 1997 г. Именно тогда вышел полностью обновленный Volkswagen Passat B5, обладать которым было не просто модно, но очень престижно. И автоцентр буквально накрыло бесконечным потоком желающих приобрести этот автомобиль.
В 1999 г. начала работу компания-импортер Volkswagen в РБ и Калининградской области «Атлант-М Фарцойгхандель». Интересно, что ее директор Сергей МИХНЕВИЧ начинал работать в 1994 г. в автоцентре «Атлант-М на Машиностроителей» специалистом склада.
- Для меня этот период был сложный во всех отношениях, - говорит он. - С одной стороны, я получил работу в Минске в престижной, хоть и пока неизвестной компании, но в которой я видел перспективу для карьерного роста. С другой - она никак не была связана с моей предыдущей деятельностью - программиста на БелАЗе. Должность требовала большой материальной ответственности, знания документооборота, организации логистических процедур в помещении, совершенно не подходившем на роль склада. Удержаться мне помогла не только вера в перспективность выбранного направления, но и особая дружеская атмосфера в коллективе, которая была создана первым директором «Атлант-М на Машиностроителей» С.Н.Савицким.
2003 г. запомнился тем, что автоцентр «АтлантМоторс» стал первым дилерским предприятием Volkswagen, организация производства и качество выполняемых работ которого признаны соответствующими требованиям СТБ ISO-9001.
Несмотря на кризис 2008 г., предприятие активно развивалось, и в 2010 г. на базе автоцентра было сформировано третье дилерское предприятие «Атлант-М Уручье». Этому разделению предшествовала напряженная подготовка сотрудников - отдел сервиса и ремонтная зона работали в две смены круглые сутки.
- Сейчас в холдинге есть корпоративная культура, в соответствии с которой мы живем, работаем и принимаем в нашу команду новых «алантовцев», - замечает директор автоцентра «Атлант-М Уручье» Аркадий БАБИЦКИЙ, который в 1996 г. начинал работу в должности менеджера отдела запчастей. - Но началось все именно с первой команды автоцентра «Атлант-м на Машиностроителей»! Тогда мы вообще не знали такого понятия - «корпоративная культура». Мы только чувствовали это: мы сильные, работоспособные, талантливые и даем результат. Та команда стала основоположником ценностей, которые сегодня звучат так: «Лидерство, профессионализм, порядочность, команда».
- Секрет успеха этого предприятия - в отношении сотрудников к своей работе, - поддерживает коллегу Валерия КРАСНЕВСКАЯ, директор по персоналу МАХ «Атлант-М», которая начинала работу рядовым HR-менеджером. - Для всех нас работа - это любимое дело, место для творчества и самовыражения. Сколько себя помню, меня все время кто-то чему-то учил, мне кажется, что сама система наставничества - в крови сотрудников этого автоцентра. Например, в процессе подготовки к разделению автоцентров мы организовали систему учебы, где каждый руководитель проводил обучение по процессам своей бизнес-сферы и ее специфическим моментам. Причем инициатива исходила от самих руководителей. Эффект от мероприятия был потрясающим, сотрудники узнали друг от друга немало интересных вещей, а также предложили множество полезных идей для совершенствования бизнес-процессов.
Сегодня в автоцентре трудится более 90 сотрудников, которые делают все для того, чтобы клиенты могли беззаботно владеть своим автомобилем. А каждый день сюда приезжают около 60 человек для того, чтобы быстро и качественно выполнить техническое обслуживание или ремонт машины.
В автоцентре можно выбрать новый автомобиль из широкого модельного ряда Volkswagen, а также сдать свой автомобиль в зачет по системе trade-in или приобрести автомобиль с пробегом. Сервисный центр укомплектован 10 современными подъемниками и диагностическим оборудованием, необходимым для гарантийного и послегарантийного обслуживания машин марки Volkswagen. Отдел запчастей предлагает широкий выбор узлов, деталей и фирменных аксессуаров со склада и под заказ. Удобно и время работы автоцентра: ежедневно с 8:00 до 20:30 без выходных.
СООО «Атлант-М на Машиностроителей»
220018, г. Минск, ул. Машиностроителей, 26
Тел.: +375 17 3 400 400
Факс: +375 17 345 13 35
www.atlantmotors.by
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2012
Сергей БОРИСЕВИЧ, директор ООО "Высот-пром"
Об этих альпинистах не поют песен, а сами они не водружают флаги на вершинах. Их высоты - вовсе не горные пики, а башни, небоскребы и другие высотные объекты, где требуется выполнить какие-либо работы.
От монтажников-высотников промышленные альпинисты отличаются тем, что выполняют работы, по сути, не имея точки опоры. Они в буквальном смысле находятся в «подвешенном состоянии». К месту проведения работ спускаются или, наоборот, забираются по веревке, используя альпинистские методы передвижения и страховки.
Промышленный альпинизм во всем мире набирает силу, поскольку растет число небоскребов, полукилометровых телебашен и других сооружений, высота которых будоражит воображение. Подняться на такие рукотворные вершины - не менее престижно, чем, скажем, на Эверест. Готовы ли к работам на таких высотах минские промышленные альпинисты? На этот и другие вопросы ответил директор минского ООО «Высот-пром» Сергей БОРИСЕВИЧ.
- Сергей Валерьевич, какие высоты уже покорились вашим специалистам?
- Не так давно мы смонтировали антенну на высоте порядка 160 метров в центре Минска. И ни у кого из работников предприятия это не вызвало каких-либо запредельных эмоций. Я уверен, что не проблема освоить и полукилометровую высоту, если бы такие сооружения были на территории Беларуси. Пока же наша основная работа проходит гораздо ближе к земле, хотя считаю, что это не умаляет квалификацию специалистов.
- Как вообще вам пришла в голову мысль создать такую компанию?
- У нас это семейное дело. В свое время промышленным альпинистом - одним из первых в стране - трудился мой отец. Он и основал компанию, в которой я сам в студенческие годы работал на каникулах, поднимаясь на самые разные высоты. В дальнейшем отец передал дело нам, сыновьям, и в настоящее время компания насчитывает около 50 специалистов.
- В чем преимущества технологии промышленного альпинизма по сравнению с другими методами работ, выполняемых на высоте?
- Во-первых, она дает возможность доступа к любому месту, где надо произвести работы, независимо от особенностей конструкции сооружения, и нередко бывает, что по-другому не подобраться. Во-вторых, наше участие позволяет заказчикам реально сэкономить деньги: не нужно монтировать и разбирать строительные леса или платить за аренду автовышки. В-третьих, приведение в «боевое» состояние альпинистского снаряжения требует минимального времени, за счет чего достигается ощутимый выигрыш в сроках выполнения работ. При этом достигается довольно высокая степень безопасности, поскольку мы используем сертифицированное снаряжение и оборудование, а все работники прошли обучение промышленному альпинизму и имеют большой опыт выполнения данных работ. Кстати, все специалисты имеют основную и запасную страховочные системы, каждая из которых способна выдержать нагрузку, в 10 раз превышающую ту, которая может возникнуть при падении.
- Много ли в республике предприятий, подобных вашему?
- Они есть, но мы занимаем достаточно серьезную нишу в этом бизнесе. В основном обслуживаем телекоммуникационные предприятия, в том числе сотовых операторов. Хотя новых вышек в республике почти не строится (сотовые сети в основном уже сформированы), необходимо постоянно заниматься обслуживанием уже существующих: заменять устаревшее оборудование, устранять возникающие неисправности, наконец, проводить антикоррозийную обработку и окраску.
Недавно появилась еще одна сфера применения наших навыков: началось оснащение камерами видеофиксации автомобильных дорог.
Еще одна ниша - монтаж и модернизация оборудования сотовых операторов, в том числе систем электроснабжения, что тоже обычно выполняется на высоте.
- Бизнес всегда ищет возможность расшириться. Ищете ли вы новые сферы применения своей квалификации или территории, где могли бы успешно работать?
- Мы и так ведем работы на территории всей Беларуси. Недавно изучали возможность работы в России. Там заинтересованность в наших специалистах громадная, но предлагаемые условия нас не очень устраивают. Дело в том, что выйти напрямую на заказчика практически невозможно. Нас хотят взять на субподряд, при этом российские генподрядчики стремятся иметь львиную долю прибыли, а другим оставить крохи. Нас это категорически не устраивает.
В то же время хочу отметить, что и в Беларуси работать стало очень сложно. Бизнес должен приносить деньги, а нынешние расценки на наши работы настолько низки, что выгоднее держать деньги на банковском депозите, где начисляют 36% годовых. Думаю, что при подобной политике ситуация складывается явно не в пользу реального сектора экономики, а это не дает возможности развиваться.
Я уверен, что не должно быть работы ради работы. Это первое правило. Бизнес начинается при рентабельности 30-40%. А когда она опускается до 5%, то при существующей инфляции практически невозможно получить прибыль. Когда нет возможности обновить основные средства, растет их износ, круг проблем замыкается и из него уже очень трудно выбраться. Многие наши коллеги уже сократили численность своих коллективов и ставят задачу не роста, а выживания. Наша компания пока держится, и основные фонды обновляем за счет лизинга, поскольку у нас очень хорошая репутация.
- А какие основные средства вам необходимы? На первый взгляд, альпинисту нужен только канат…
- Наша компания очень мобильна за счет того, что нами оборудованы специальные автомобили. В них есть и инструмент, и необходимая амуниция, что дает нам возможность оперативно выполнять заказы. А это высоко ценится нашими партнерами.
ООО «Высот-пром»
220021, г. Минск, ул. Одесская, 16, пом. 1-н
Тел.: (017) 345-28-01, 345-28-02
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.vysot-prom.by
{jcomments on}