fbpx

Александр ХУТНЫЙ, директор дочернего предприятия Сразу несколько экономических стереотипов ставит под сомнение деятельность дочернего предприятия «Лидастройконструкция» ГОУП «Гроднооблсельстрой». Здесь, например, отказываются признавать, что экспорт изделий из железобетона априори невыгоден по причине высоких транспортных издержек и не относят к числу обременений для внешних инвесторов «коммунальный статус» предприятия. О том, как нестандартный подход к стратегическому маркетингу позволяет динамично развиваться и завоевывать новые рыночные ниши рассказывает директор ДП Александр ХУТНЫЙ.


- Александр Францевич, в настоящее время белорусский рынок строительных услуг по сравнению с пиковым 2010 г. «сжался» почти на треть. Как этот тренд повлиял на деятельность предприятия?


- Мы работаем в сфере сельского строительства, а здесь наблюдаются несколько иные тенденции. В этом году продолжается реализация государственной программы развития молочного животноводства. Это как раз наш профиль - завод выпускает весь комплекс изделий для строительства ферм. Кроме того, в широких масштабах ведется благоустройство населенных пунктов. Постоянные государственные заказы поддерживают в активном состоянии рынок строительных услуг, и, в частности, наш завод в первом полугодии произвел товарной продукции на сумму 31,9 млрд. руб., темп роста к прошлому году составил 175,3%. Потребителям отправлено 25 тыс. куб. м разнообразных железобетонных конструкций.


В то же время у нас государство - очень экономное. Чтобы на госзаказе иметь уровень рентабельности хотя бы в пределах 5-6%, надо минимизировать все издержки, т.е. производство должно быть исключительно высокоэффективным. Наше предприятие было создано в 1965 г. и на тот период являлось одним из самых современных в отрасли, а впоследствии тут проводилась, можно сказать, перманентная модернизация. В последние годы установили итальянскую линию по производству плит пустотного настила методом безопалубочного формования. На других линиях поменяли опалубку, благодаря чему значительно улучшилось качество изделий, а новое программное обеспечение помогло сделать работу оборудования более надежной и производительной. Реконструирован также бетонный узел, теперь раствор в цех подается автоматически.

Автоматизированная линия по производству тротуарной плитки
И хотя модернизация далеко не завершена, посещая во время загранкомандировок аналогичные предприятия в странах ЕС, я мог убедиться, что по основным технологическим процессам мы с ними находимся примерно на одном уровне. Заметно улучшились в последнее время и показатели энергоэффективности, по которым ранее мы сильно отставали.


- А если более конкретно - какой видится программа развития завода на ближайшие годы?


- Как я уже говорил, модернизация - процесс перманентный. Тем более для нашего завода, который был «скроен» по советским крупномасштабным меркам. В наследство от тех времен нам достались такие площади корпусов и других помещений, что мы до сих пор не можем их все задействовать. Но планы есть. В частности, и на внутреннем, и на внешних рынках растет спрос на железобетонные кольца большого диаметра. Почему бы не заняться их производством?
Не менее перспективное направление развития связано с добычей песка и щебня. Заводу принадлежит крупный карьер, расположенный всего в 4 км, причем качество песка там исключительно высокое, его можно использовать для производства бетона самых высоких марок, а запасов минерального сырья хватит минимум на 40 лет. Такой природный объект может стать нашим крупным конкурентным преимуществом, но при условии, что добыча минерального сырья там будет организована на современном техническом уровне, с использованием землеснаряда и высокопроизводительного дробильно-сортировального оборудования. Цена вопроса - около 1 млн. долл. Общую же стоимость программы модернизации предприятия мы оцениваем втрое большей суммой.


- Из каких источников планируете их получить?


- Прорабатывается три варианта инвестирования. При первом рассчитываем исключительно на собственные силы и в течение 8-10 лет приобретаем необходимое оборудование. Эти сроки удастся сократить в том случае, если с его поставщиками будет заключено соглашение о кредитной линии в каком-либо западном банке. Соответствующие переговоры проходят, и самую активную поддержку нам оказывают Лидский райисполком и Гродненский облисполком, так что второй вариант инвестирования видится сегодня вполне реальным.

 

Значительная часть продукции доставляется заказчикам собственным транспортом предприятия
Готовы мы - это третье направление - и к максимально тесному сотрудничеству с инвестором на основе, допустим, создания совместного предприятия. К примеру, окупаемость вложений в оборудование для карьера, с учетом возможности ежегодно продавать 40-50 тыс. т песка, составит максимум 3-3,5 года. Разве такой проект не будет интересен предпринимателям? Тем более что им гарантирована самая активная поддержка на уровне местной власти: информационная, организационная, любая. Думаю, не возникнет затруднений и в случае, если будет достигнута договоренность о выделении и включении в состав нового предприятия части имущества нашего завода.
На практике источники инвестиций, скорее всего, будут разными. По каким-то направлениям задействуем кредитные линии, по финансово наиболее эффективным проектам ожидаем прихода инвестора, для решения же оперативных и важных вопросов будем использовать собственные средства.

 
- По общему правилу радиус поставок тяжеловесных строительных материалов не должен превышать 250 км. Получается, что из зарубежных рынков для ДП «Лидастройконструкция» открыт только литовский, или вы видите географию своего экспорта более широкой?


- Из любого правила есть исключения, а в нашем случае они еще и позитивные. Благодаря сравнительно невысокой себестоимости продукции - предприятие-то в основном модернизированное, - хорошему транспортному сообщению - через Лиду проходит прямая железнодорожная ветка на Вильнюс и Калининград - у нас есть возможность оперировать такими ценами, что они делают выгодной доставку продукции на расстояние 350 км. А это уже запад Калининградской области. С Литвой как членом Евросоюза нам торговать довольно сложно, а с Россией - нет проблем.
К тому же в Калининградской области принята широкомасштабная программа развития животноводства, и там к нашим изделиям проявляют интерес местные строители. Недавно при содействии белорусского консула Е.Е.Тимохина состоялась встреча представителей завода с руководством области. Мы получили ряд интересных предложений и уже начали выполнять первые контракты на поставку элементов благоустройства. В составе делегации Минстройархитектуры побывали на выставке в Брянске, и тоже небезрезультатно.


Значительно нарастить объемы экспорта нам мешает только отсутствие свободных мощностей: как я уже говорил, у завода напряженная программа работы на внутренний рынок. С другой стороны, это еще один плюс в переговорах с инвесторами. Сегодня в отрасли не так много предприятий, за продукцией которых иностранные покупатели выстраиваются в очередь. Дочернее предприятие «Лидастройконструкция» ГОУП «Гроднооблсельстрой»

231300, Гродненская обл., г. Лида, ул. Притыцкого, 24
Тел.: +375 (154) 55-87-91
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.lsklida.by

 

{jcomments on}