Александр КУРДЕКО, ректор УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия", доктор ветеринарных наук, профессор
Низкий уровень практических навыков, плохое знакомство с новейшими техникой и технологиями, недостаток, а то и отсутствие лидерских качеств, - таков далеко неполный набор претензий, предъявляемых директорами едва ли не большинству молодых специалистов. В УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» сегодня внедряются обучающие технологии, которые позволяют резко повысить качество учебно-воспитательного процесса, придав ему практическую направленность. О важнейших новациях рассказывает ректор академии, доктор ветеринарных наук, профессор Александр КУРДЕКО.
- Александр Павлович, давайте попробуем ответить на главный вопрос: почему вообще возникла проблема «дефицита практичности»? Ведь почти все вузы имеют партнерские предприятия, где студенты проходят производственную практику. У вашей академии есть и прекрасный учхоз, и обширные опытные поля. Кажется, что еще надо?
- Надо, чтобы практика проходила не в сторонних для вуза организациях, даже если они и партнерские, а в основном на собственной учебной базе.
- То есть каждый вуз должен открыть с дюжину собственных заводов, которые будут выполнять функции учебных лабораторий? Задачка из области экономической фантастики.
- Тем не менее, без ее решения сложно добиться прорыва в качестве подготовки специалистов. Об этом свидетельствует, кстати, и опыт лучших университетов мира. И хотя пока речь идет не о дюжине, а о 3-4 научно-производственно-обучающих структурах, в академии они созданы. Это уже сейчас позволяет действительно по-новому выстраивать весь учебный процесс.

Несколько лет назад мы эту систему начали перенастраивать, создавать собственные структуры, которые решают триединую задачу: практического обучения, научных исследований и рентабельного производства продукции.
Первым таким объектом стала станция технического обслуживания легковых автомобилей. Она уже функционирует. Следующие этапы - включение в номенклатуру заказов, с которыми работает СТО, грузового автотранспорта, тракторов, а затем и оказание услуг по ремонту широкого спектра сельскохозяйственной техники. Причем, как показывает опыт, наши предложения на рынке оказываются априори конкурентными, ведь работы выполняются, без преувеличения, наиболее квалифицированными в стране кадрами, на лучшем оборудовании, да еще и без цели достижения максимальной рентабельности. К слову, по итогам прошлого года СТО признана лучшей в Могилевской области и второй в республике.
Кроме того, мы собираем статистику по отказам, неисправностям. Когда накопится достаточный материал, будем иметь прекрасную информацию об особенностях эксплуатации автомобилей различных марок в Беларуси.
Строительство станции ТО по легковым автомобилям - лишь первый шаг в реализации широкомасштабного проекта формирования комплекса учебных предприятий. Аналогичная структура создается для обучения будущих зооинженеров. В этом проекте научная составляющая особенно значима. На ферме, рассчитанной на содержание около 300 коров, установлено несколько доильных систем: «карусель», «робот», молокопровод на монорельсе и комбинированная установка. Само здание фермы представляет собой сборку из трех типов помещений - железобетонного, деревянного и металлоконструкций. Будем проводить исследования, накапливать материал о преимуществах и недостатках различных условий содержания, рационов кормления, технологий доения и т.д.
Всего для практического обучения студентов планируем создать 8-10 структур, чтобы охватить основные направления учебного процесса. И хотя расчеты показывают, что все «цеха» могут не только окупаться, но и приносить прибыль, производственная деятельность для них никогда не станет самоцелью, приоритетом останутся обучение и наука.
- Строительство, оснащение мини-заводов - удовольствие не из дешевых. Откуда академия берет средства для реализации столь амбициозной программы?
- Во-первых, наши структуры создаются не на пустом месте, что резко снижает их стоимость. Почему, например, первой в проекте оказалась станция ТО? Несколько лет назад академия приобрела современное диагностическое оборудование для факультета механизации сельского хозяйства. Система дорогая, высокоэффективная, а использовалась она в учебном процессе всего несколько часов в неделю. Было очевидно, что здесь имеет место некачественный менеджмент. Так и появился проект диагностической станции, в течение 1,5 лет его довели до логического завершения.
Перечень современного оборудования, которым располагает академия, оказался весьма значительным, так что идея формирования новых производственно-обучающих структур сразу получила солидное материальное обеспечение. Но, конечно, нам требовалась и финансовая поддержка государства. По каждому объекту готовился бизнес-план, после его защиты Министерство сельского хозяйства и продовольствия выделяло необходимые средства - ведь это же стопроцентно инновационные проекты, рассчитанные на многоплановый мультипликационный эффект.
- Александр Павлович, пока мы с вами говорили о том, как лучше учить молодых специалистов, но ведь у вузов есть еще и воспитательные функции. Удается ли применять инновационные технологии в этой сфере?
- Воспитывает, прежде всего, сама духовная атмосфера академии - старейшего в СНГ сельскохозяйственного учебного заведения, созданного указом императора Николая I более 170 лет назад. И нашему коллективу на протяжении многих десятилетий удается сохранять лучшие традиции в их оптимальном сочетании: демократизм и высокую ответственность, исключительно лояльное отношение к студентам и принципиальную требовательность, новаторство и разумный консерватизм. По поводу последнего хотелось бы привести один пример. Немногим более 10 лет назад была высказана идея создания нового факультета - бизнеса и права. Тогда у нее нашлось немало противников, считавших, что преподавание экономических дисциплин лучше сосредоточить в рамках очень сильного, с большими научно-педагогическими традициями, экономического факультета. Однако в ходе открытой дискуссии рыночники смогли лучше аргументировать свою позицию, факультет был открыт, и сейчас в рейтинге популярности он занимает одну из первых позиций.

Мы очень надеемся, что, восприняв в стенах академии культ красоты, наши выпускники смогут репродуцировать ее везде, где будут работать, возглавляя сельхозпредприятия, районы, области, министерства и ведомства. Не могу не напомнить, что и глава государства получил образование в стенах Белорусской сельскохозяйственной академии. Справка журнала «Директор» За свою историю БГСХА подготовила более 85 тыс. высококвалифицированных специалистов. 24 выпускникам академии присвоено звание Героя Социалистического Труда, 2 - Героя Советского Союза. В числе выпускников вуза 21 академик и член-корреспондент НАН Беларуси, 3 ректора белорусских вузов, 2 вице-премьера и 2 министра действующего правительства. На 16 факультетах обучается около 15 тыс. студентов. В вузе работает более 600 преподавателей, среди которых 52 доктора наук и профессора, около 300 - кандидатов наук и доцентов. БГСХА дважды прошла аттестацию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки России на право ведения образовательной деятельности. В декабре 2009 г. академия успешно прошла аттестацию Министерства образования. В 2010 г. в вузе внедрена система менеджмента качества. Академия в 2011 г. аккредитована как научная организация.
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
213407 Могилевская обл., г. Горки, ул. Мичурина, 5
Тел./факс: 8(02233)59383
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}