В первой декаде июня состоялся прием у Посла Франции в Беларуси г-на Мишеля Ренери, устроенный в честь приезда в Минск представителя французского союза предпринимателей Medef International г-жи Жеральдины Павлов.
На ужин были приглашены руководители французско-белорусских предприятий, ученые, представители немецкого Посольства и ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей». Визит г-жи Павлов, а она посетила также Москву и Киев, вызван интересом французского бизнеса к инвестированию в страны СНГ. В фокусе обсуждения были условия хозяйствования, опыт работы иностранных предпринимателей в Беларуси и оптимизация инвестирования. Оживленная дискуссия развернулась вокруг путей создания иностранных предприятий в Беларуси. Рассматривались варианты прямого инвестирования и расширения деятельности уже работающих предприятий в России, Украине и Польше. Поскольку это далеко не праздный вопрос как для доноров, так и для реципиентов, представляется целесообразным вынести его на более широкое обсуждение.
Доводами за вхождение иностранного капитала через страны-соседи, на мой взгляд, является то, что у менеджеров действующих предприятий уже сложилось мнение о славянском менталитете, законодательстве, условиях хозяйствования и выработаны соответствующие принципы управления. Поверьте, организуя в качестве руководителя аудиторской компании и консультанта приход Ford Motor Company, McDonald’s Corp. и ряда других предприятий на белорусский рынок, - не понаслышке знаю, как это важно.
Намного упрощается и защита инвестиций, а следовательно, и предрасположенность к инвестированию. Одно дело вести судебное разбирательство в России или Украине, а другое - во Франции. Разные издержки для обеих сторон, недостаточное знание законодательства стран-партнеров как реципиентами, так и донорами.
Важно и то, что отсутствие границ в Едином экономическом пространстве позволяет перемещать материальные ценности без обычных таможенных процедур и с меньшими издержками.
Не менее существенным обстоятельством в пользу расширения действия иностранных предприятий является и то, что в России и Польше, в меньшей степени в Украине, большее предложение менеджеров и топ-менеджеров, получивших образование за рубежом, имеющих опыт работы в рыночных условиях и владеющих иностранными языками.
Кроме того, не остается без внимания инвесторов и то, что в России ниже налоги, дешевле энергоресурсы, существенно больше рынок сбыта, активно проводится политика модернизации экономики на рыночных принципах хозяйствования. Между тем, выше коррупция, менее трудолюбиво и толерантно к иностранцам общество. Все это взвешивается инвесторами при принятии решения.
В Беларуси в настоящее время представлено 23 ТНК, входящих в число первых 500 крупнейших мировых компаний по рейтингу, составляемому журналом Forbes. Среди них по 5 - из России и Германии, 3 - из Франции, по 2 - из США и Великобритании и по 1 - из Японии, Швеции, Канады, Дании и Нидерландов. Всего же в стране по состоянию на 01.01.2010 г. работало 5176 предприятий с иностранными инвестициями, из них иностранных - 2357. Большинство крупных компаний начинали свою деятельность в России, в дальнейшем распространяя ее на СНГ. Прямое инвестирование в Беларусь характерно для средних предприятий, диверсифицирующих свою деятельность и снижающих издержки. Крупные компании в первую очередь интересует расширение рынка сбыта. Надо заметить, что доля российских инвесторов в общем количестве предприятий с иностранным капиталом - более 65%, Австрии - до 10, Кипра - 6 и Великобритании - 5%.
Опыт вхождения прямых иностранных инвестиций и организации иностранной компанией производства в Беларуси говорит о том, что этот процесс растягивается на годы. Долго изучаются условия хозяйствования, привлекаются юридические и консалтинговые предприятия, немало времени уходит на заключение инвестиционного договора, подбор и покупку помещений или строительство производственных площадей. А это все затраты.
Беларуси, заинтересованной в привлечении инвестиций, логичнее активно проводить подготовительную работу до прихода инвестора. Это и издание информационных материалов об условиях хозяйствования с конкретизацией преференций на основных иностранных языках, создание кластера офисных и производственных помещений, которые инвестор может арендовать или покупать, подбор проектных организаций, готовых выполнять качественно задания инвесторов. У иностранцев сложилось впечатление о нестабильности хозяйственной деятельности и законодательства в Республике Беларусь, поэтому важно работу государственных ведомств, включая Высший хозяйственный суд, направить на доказательство обратного. Для этого в печати должны чаще появляться материалы, подтверждающие стабильность налогообложения, неприкосновенность частной собственности, ее защиту при рассмотрении споров. Так, например, не осталось без внимания поручение главы государства Следственному комитету о противодействии рейдерским захватам. Важно довести до потенциальных инвесторов информацию о практике рассмотрения хозяйственных споров, демонстрирующей защиту интересов бизнеса. Но главное - всеобщая нацеленность на работу с инвесторами и достижение желаемого результата.
С уважением,