fbpx

Денис МУХА, научный сотрудник ГНУ «Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси»Денис МУХА, научный сотрудник ГНУ «Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси»

Проблема привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) для Беларуси в настоящее время является весьма актуальной в силу ограниченности источников экономического роста, поэтому данному вопросу государство уделяет особое внимание. Начиная с прошлого года, правительство ежегодно директивно доводит практически всем министерствам и ведомствам показатели по привлечению ПИИ на чистой основе (т.е. за вычетом изъятия инвестиций). ЕЭП и ВТО В качестве значимого фактора увеличения притока ПИИ в национальную экономику рассматривается участие Беларуси в процессах региональной экономической интеграции, особенно в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП): одним из основных принципов его функционирования является обеспечение свободы перемещения капитала (инвестиций) через границы государств-участников. Немаловажно и повышение инвестиционной привлекательности этого нового регионального объединения на международной арене. Ведь известно, что ПИИ с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства.


Однако, как показывает практика, при интеграции примерно одинаковых по уровню экономического развития стран, а именно к такому типу относится ЕЭП, прямые инвестиции распределяются между странами-участницами диспропорционально, т.е. в основном приходят в страну с более емким рынком товаров и услуг. В связи с этим стоит ожидать, что в ЕЭП Россия и Казахстан имеют преимущества перед Беларусью в получении ПИИ.


Важным аспектом, который может повлиять на распределения потоков ПИИ между странами ЕЭП, является вступление стран-участниц во Всемирную торговую организацию (ВТО). Россия в декабре 2011 г. завершила переговоры о присоединении к ВТО, длившиеся в течение последних 18 лет. Ратификация протокола, подписанного в декабре прошлого года, и окончательное вступление страны в ВТО должны произойти до конца 2012 г.


Казахстан также находится на завершающей стадии переговоров по вступлению в ВТО и рассчитывает в течение 2012 г. присоединиться к этой международной организации.


В свою очередь Беларусь в текущем году с поддержкой российской стороны интенсифицировала проведение переговоров, однако о скором вступлении страны в ВТО пока говорить не приходится. Поэтому в результате более раннего вступления России и Казахстана в ВТО следует ожидать увеличения притока прямых инвестиций именно в эти страны, так как в данном случае иностранным инвесторам будет выгоднее организовывать и развивать свой бизнес в России и Казахстане ввиду отсутствия ограничений и высоких пошлин во внешней торговле со странами, не входящими в ЕЭП.


Рост ПИИ в другие страны-участницы ЕЭП, в свою очередь, обеспечит развитие и дальнейшую модернизацию местных предприятий и, как следствие, возможное вытеснение белорусской продукции с российского и казахстанского рынков. При этом российские и казахстанские товары будут входить на рынки других стран ВТО без ограничений и повышенных таможенных пошлин, тогда как белорусские товары такими преференциями пользоваться не будут, т.е. они окажутся менее конкурентоспособными.


Таким образом, отставание Беларуси на пути вступления в ВТО приведет к снижению заинтересованности иностранных инвесторов в реализации инвестиционных проектов на ее территории, а также будет способствовать переливу капитала из респулики в страны-члены ВТО. Поэтому активизация переговоров по вступлению Беларуси в ВТО должна являться одной из важнейших задач в области создания благоприятного инвестиционного климата страны в условиях ЕЭП. Место в рейтингах Оценить перспективы привлечения ПИИ в Беларусь в условиях ЕЭП можно путем сравнения делового и инвестиционного климатов стран интеграционного объединения.


Отметим, что правительство Беларуси поставило стратегическую цель: войти к концу 2015 г. в число 30 стран мира с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса по версии рейтинга Всемирного банка Doing Business. Одновременно стоит задача укрепить позиции страны в других ведущих международных рейтингах: глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, экономической свободы фонда «Наследие» и газеты «Уолл-стрит Джорнел», в индексе логистики Всемирного банка, в классификации страновых кредитных рисков Организации экономического сотрудничества и развития.


К слову, в последнем отчете Всемирного банка Doing Business Беларусь заняла 69-е место среди 183 государств, улучшив рейтинг на 22 позиции по сравнению с предыдущим годом и из стран-членов ЕЭП уступает только Казахстану, который значительно укрепил свои позиции, перейдя с 58-й на 47-ю строчку. Россия в последнем рейтинге переместилась вверх только на 4 позиции и заняла 120-е место (табл.1).

Из таблицы видно, что в ведущих мировых экономических рейтингах, Беларусь в целом занимает не самые высокие позиции по сравнению с партнерами по ЕЭП, при этом значительно уступает Казахстану.


Однако на современном этапе Беларусь, с точки зрения привлечения ПИИ, обладает отдельными конкурентными преимуществами по сравнению с партнерами по ЕЭП. Так, в настоящее время уровень трудовых издержек в Беларуси является самым низким по сравнению с другими участниками интеграционного объединения и государствами региона, что вызвано резким падением заработных плат в результате масштабной девальвации национальной валюты. По данным национальных статистических служб, номинальная начисленная средняя зарплата в Беларуси составляет 401,7, Казахстане - 680,6, России - 868,5 долл. (все данные - за апрель 2012 г.).


Кроме того, в Беларуси стали более активно проводиться реформы в налоговой сфере с целью снижения нагрузки и упрощения администрирования. В частности, в 2012 г. ставка налога на прибыль снизилась с 24 до 18%, в то время как в России и Казахстане действует ставка 20%. Освобождены от этого налога организации, прибыль которых получена от реализации инновационной продукции собственного производства и высокотехнологичных товаров, если ее доля составляет более 50%. Введена система переноса убытков, которая позволит инвесторам сократить потери собственных средств. ПИИ и экономический рост Попытаемся оценить возможный эффект для экономики Беларуси (дополнительный прирост ВВП) в результате роста притока ПИИ, в том числе от участия страны в ЕЭП.


С целью стимулирования этого процесса и повышения инвестиционной привлекательности Беларуси разработана и принята «Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 г.». В случае успешной ее реализации предполагается, что к концу периода приток ПИИ на чистой основе увеличится до 7-7,5 млрд. долл., а удельный вес иностранных источников в инвестициях в основной капитал составит не менее 21%.


Согласно нашим расчетам, достижение прогнозных параметров стратегии по привлечению ПИИ в Беларусь позволит добиться дополнительного прироста ВВП в 2013 г. в размере 2,5 п.п., в 2014 г. - 3,1 и в 2015 г. - 3,8 п.п. При этом за счет участия Беларуси в ЕЭП дополнительный прирост ВВП от привлечения ПИИ может составить соответственно в 2013 г. 1, 1,2 и 1,4 п.п.


В то же время помимо прямого эффекта (т.е. через увеличение общего объема инвестиций, рост которых непосредственно приводит к увеличению ВВП) привлекаемые ПИИ оказывают косвенное воздействие на рост ВПП (через повышение производительности труда и увеличение экспорта продукции предприятий с ПИИ). На белорусских предприятиях с иностранными инвестициями производительность труда и объем экспорта товаров на одного занятого более чем в 2 раза выше, чем в среднем по республике.


По нашим оценкам, участие Беларуси в ЕЭП может обеспечить ежегодный дополнительный прирост экспорта отечественных предприятий с иностранными инвестициями не менее чем на 10 п.п. Результаты расчетов показывают, что потенциальный дополнительный прирост ВВП за счет роста производительности труда и экспорта товаров предприятий с иностранными инвестициями в результате участия Беларуси в ЕЭП может составить в 2013 г. - 2 п.п., в 2014 г. - 2,4, в 2015 г. - 2,9 п.п.
Таким образом, при оптимистическом варианте привлечения ПИИ в Беларусь возможен значительный дополнительный прирост ВВП в последующие годы. Однако следует отметить, что реализация оптимистического варианта, реализацию которого, по сути, предполагает «Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 г.», возможна только при максимальной концентрации усилий по привлечению ПИИ, прежде всего, в высокопроизводительные экспортоориентированные отрасли экономики, создании беспрецедентных условий для прихода иностранных инвесторов, а также проведении полномасштабной приватизации государственной собственности.
К сожалению, опыт предыдущих лет показывает систематическое невыполнение доводимых правительством Беларуси показателей по привлечению ПИИ в экономику (например, в 2011 г. без учета продажи второй половины пакета акций ОАО «Белтрансгаз» в размере 2,5 млрд. долл. прогноз по привлечению ПИИ выполнен всего примерно на 20%), не выполнен прогнозный показатель по доле иностранных источников в финансировании инвестиций в основной капитал (в 2011 г. при прогнозе в 21% доля составила всего 10,3%). Ежегодно проваливаются также планы по приватизации госсобственности. Поэтому, согласно нашим оценкам, реализация оптимистического варианта по привлечению ПИИ маловероятна. Однако реализация даже хотя бы половины поставленных целей по привлечению прямых инвестиций позволит добиться значительного дополнительного прироста ВВП Беларуси в перспективе.


Стоит отметить, что достижение высоких показателей привлечения ПИИ во многом будет зависеть от масштабов приватизации в стране. Данные последних лет свидетельствуют о сохранении низкого притока ПИИ в страну без поступления средств от крупных приватизационных сделок.


Так, к примеру, в 2011 г. в экономику Беларуси без учета платежей «Газпрома» за акции ОАО «Белтрансгаз» было привлечено менее 1,5 млрд. долл. ПИИ. Иными словами, в прошлом году только за счет одной сделки по продаже акций ОАО «Белтрансгаз» обеспечено 62,7% всего чистого поступления прямых инвестиций в страну (табл.2).
За первые 4 месяца 2012 г. на фоне отсутствия крупных поступлений от продажи госсобственности Беларусь привлекла только 583 млн. долл. ПИИ на чистой основе, что составляет менее 15% объема ПИИ, привлеченных за весь 2011 г.

Таким образом, в настоящее время Беларусь должна максимально сконцентрировать усилия по привлечению ПИИ в экономику. Учитывая, что в ближайшие годы ожидается рост потоков инвестиций в мировом масштабе, этим в полной мере должна воспользоваться Беларусь. В 2012 г. ЮНКТАД прогнозирует увеличение потоков ПИИ в целом по миру на 7% - до 1,6 трлн. долл.


Стоит отметить, что предпосылки для наращивания объемов ПИИ в Беларусь есть. Так, ЮНКТАД отмечает высокий потенциал привлечения ПИИ в белорусскую экономику. В то же время объемы привлекаемых в Беларусь прямых инвестиций на протяжении последних лет существенно ниже потенциальных значений. Согласно данным ЮНКТАД, республика имеет один из самых низких в регионе страновых рейтингов по индексу эффективности привлечения ПИИ, соотносящему объем поступивших ПИИ с размером экономики. Согласно данным последнего доклада ЮНКТАД о мировых инвестициях, Беларусь занимает 44-е место по этому показателю в мире, однако по фактическому привлечению инвестиций Беларусь занимает всего 53-е место. Для сравнения: Казахстан, обладая гораздо меньшим потенциалом, чем Беларусь, более успешно привлекает прямые инвестиции. Так, например, фактический индекс для Казахстана в 2010 г. составил 9 при потенциальном индексе 54. Что делать? Таким образом, региональная экономическая интеграция в рамках ЕЭП в ближайшие годы будет способствовать увеличению притока в Беларусь прямых инвестиций как из России и Казахстана, так и из третьих стран. Однако существует ряд угроз, связанных с менее привлекательным по емкости белорусским рынком и более поздним вступлением нашей страны в ВТО. Поэтому для того, чтобы в полной мере задействовать инвестиционные возможности страны в условиях ЕЭП, Беларуси, прежде всего, необходимо усилить действия по либерализации экономической деятельности и улучшению делового и инвестиционного климата.


Увеличению объема привлечения ПИИ в Беларусь может способствовать улучшение позиций страны в ведущих мировых экономических рейтингах, на которые зачастую опираются иностранные инвесторы при выборе объектов инвестирования капитала. В целом Беларусь, прежде всего, должна ориентироваться на опыт Казахстана.


Реализация потенциала Беларуси в привлечении ПИИ в экономику и выход на запланированные показатели по притоку прямых инвестиций, заложенные в «Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 г.», позволит создать предпосылки для ускорения экономического роста в стране в ближайшие годы. Расчеты показывают, что при оптимистическом варианте за счет активного привлечения ПИИ в Беларусь возможен значительный дополнительный потенциальный прирост ВВП в ближайшие годы, при этом примерно третья часть данного прироста может быть обеспечена за счет участия Беларуси в ЕЭП.


Поэтому на современном этапе наша республика должна воспользоваться выгодным географическим положением и включиться в полноценную конкуренцию в регионе за привлечение ПИИ в экономику.


Чтобы успешно конкурировать с Россией и Казахстаном за прямые инвестиции не только из стран вне ЕЭП, а также чтобы привлекать российский и казахстанский капитал, необходимо комплексное совершенствование политики Беларуси в отношении привлечения ПИИ для создания наиболее благоприятных условий иностранным инвесторам, а именно:


1) приведение законодательства в сфере привлечения ПИИ в соответствие с международными стандартами, что предусматривает гармонизацию национальной системы защиты иностранных инвесторов в соответствии с передовой международной практикой. Они должны быть, прежде всего, уверены в незыблемости правовых норм, гарантирующих защиту их инвестиций. Существенное снижение участия государства в регулировании и административной регламентации деятельности хозяйствующих субъектов, особенно снятие и упрощение административных процедур со стороны местных органов власти;


2) общие меры по улучшению инвестиционного климата в стране, такие как упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки, оптимизация системы бухгалтерского учета и отчетности, развитие конкуренции в экономике, создание земельного рынка и др. Реализация перечисленных мер позволит не только привлечь дополнительные объемы ПИИ, но и повысит конкурентоспособность частного сектора экономики;


3) устранение ограничений и активная поддержка развития предприятий с иностранными инвестициями. В данном случае предполагается отменить требования о размере уставного фонда в 20 тыс. долл. для признания юридического лица в качестве коммерческой организации с иностранными инвестициями, а именно установить иные критерии отнесения организации к предприятию с иностранными инвестициями (например, в долях от уставного фонда). Государству также необходимо активно содействовать организациям, обладающим корпоративным рейтингом, в размещении своих акций на внешних финансовых рынках;


4) включение отечественных предприятий в цепочки производственных и технологических процессов ведущих транснациональных корпораций мира, в том числе развитие технологических цепочек с предприятиями России и Казахстана. Белорусским предприятиям необходимо максимально использовать потенциал интеграционного объединения в рамках ЕЭП. В частности, министерствам и ведомствам целесообразно проработать вопрос о вхождении белорусских предприятий в кооперационные связи с действующими на территории ЕЭП транснациональными корпорациями, а также с российскими и казахстанскими компаниями, учитывая преимущества огромного единого экономического рынка для организации новых производств. В качестве варианта можно рассматривать создание совместных холдинговых структур с российскими и казахстанскими предприятиями. В полной мере необходимо задействовать при привлечении инвестиций потенциал свободных экономических зон. Для улучшения экономических связей между предприятиями целесообразно разработать нормативную базу по взаимодействию предприятий в рамках кластеров. Для поддержки конкурентоспособности национальных предприятий в условиях ЕЭП следует активизировать решение вопроса о вступлении Беларуси в ВТО;


5) широкое использование перспективных методов и финансовых инструментов привлечения ПИИ. Сюда входит проектное и венчурное финансирование, государственно-частное партнерство, дополнительная эмиссия акций на биржевых рынках, в том числе на внешних (IPO). Для повышения инвестиционной привлекательности Беларуси следует на регулярной основе проводить мероприятия международного уровня по привлечению ПИИ, в том числе экономические и инвестиционные форумы, конференции и семинары;


6) приватизация объектов государственной собственности, обеспечивающая привлечение инвестиций в развитие производств. В настоящее время в республике активизирована работа по разгосударствлению и приватизации объектов государственной собственности. Однако при проведении приватизационных сделок на первый план должны выходить перспективы развития и возможности привлечения инвестиций на предприятия, а не максимальная цена их продажи. В связи с этим продажу средних и крупных объектов государственной собственности целесообразно осуществлять преимущественно на конкурсных условиях инвесторам, предложившим наиболее перспективные инвестиционные планы развития предприятий.


Необходимо также разработать систему мер по репатриации в экономику страны вывезенного национального капитала (амнистия капитала, льготные условия при инвестировании в национальную экономику и т.д.).


В целом политика Беларуси в области ПИИ должна быть в первую очередь направлена на привлечение инвестиций в приоритетные экспорто-ориентированные отрасли экономики с высокой добавленной стоимостью, а также способствовать созданию высокотехнологичных рабочих мест, импортозамещению и привлечению передовых технологий в страну.