В июле Экономическому суду СНГ исполняется 20 лет. О том, как работает этот международный институт и насколько он востребован, рассказывает его председатель Людмила КАМЕНКОВА.
- Людмила Эдуардовна, каким практическим багажом располагает на сегодняшний день ЭС СНГ?
- По состоянию на 1 июня 2012 г. Экономическим судом рассмотрено 109 дел, по которым вынесено 118 судебных актов. В числе рассмотренных дел - 13 споров о ненадлежащем исполнении экономических обязательств, 96 дел о толковании положений 47 международных соглашений и актов органов СНГ и ЕврАзЭС.
Как показывает практика международных судов, критерий эффективности их деятельности заключается не в количественных показателях, он зависит от важности разрешаемых ими вопросов. Понятно, что любой рассмотренный нами межгосударственный экономический спор имеет особую значимость, поскольку его возможные правовые последствия масштабнее споров хозяйствующих субъектов, так как затрагивают интересы государств.
С этой точки зрения определенный интерес вызывает решение ЭС СНГ от 4 марта 2003 г. №01-1/5-02 по запросу Исполнительного комитета СНГ о толковании Тарифного соглашения железнодорожных администраций (железных дорог) государств-участников СНГ от 17 февраля 1993 г. и Тарифной политики железных дорог государств-участников Содружества на перевозки грузов в международном сообщении.
Предыстория запроса такова. Федеральное предприятие «Восточно-Сибирская железная дорога» проиграло несколько судебных процессов и понесло серьезные финансовые потери из-за того, что самостоятельно не смогло определить приоритет ставок, установленных Тарифной политикой железных дорог государств-участников СНГ или прейскурантов на перевозки внутри страны. Экономический суд вынес решение о том, что при перевозках грузов в международном железнодорожном сообщении в рамках Содружества и за его пределы должны применяться тарифы, установленные международными соглашениями.
Вместе с тем решения Экономического суда по делам о толковании касаются не только экономических вопросов, но и социально-экономических прав граждан государств-участников СНГ, регулирования статуса и полномочий организаций в рамках СНГ и органов СНГ, взаимодействия высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов государств-участников СНГ по вопросам их процессуальной деятельности и др.
Следует также отметить, что в настоящее время круг субъектов, которые имеют право напрямую обращаться с запросами в Экономический суд, ограничен. К ним относятся высшие органы власти и управления государств, органы и институты Содружества, высшие судебные органы, разрешающие в государствах экономические споры. Для заявителей, не включенных в этот перечень, единственной возможностью для последующего рассмотрения их дела в ЭС является предварительное обращение в органы Содружества.
- Являются ли решения ЭС обязательными для сторон и как они исполняются?
- Когда речь идет о межгосударственном споре и Судом установлен факт нарушения международных обязательств, то в соответствии с нормами международного права государство, в отношении которого принято судебное решение, обязано его исполнить. Как суверен оно не может быть лишено права непосредственно определять порядок исполнения судебного решения. Поэтому меры по устранению нарушений и рекомендуются государству. Ведь оно может, как последовать рекомендации Суда, так и принять свои меры по устранению нарушений и его последствий.
Экономический суд имеет возможность обратиться в Совет глав государств по вопросу неисполнения судебного решения, однако при этом следует понимать, что такое обращение не создает последствий для принудительного исполнения. В любом случае все зависит от воли государства и соблюдения им принципа международного права, закрепленного в ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров - каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.
Решения Экономического суда по делам о толковании учитываются в практике национальных судов, активно применяются органами исполнительной власти государств Содружества. Такой подход помогает выработать единообразную практику применения международных соглашений.
- Ожидается ли в ближайшее время появление новых категорий споров?
- 18 октября 2011 г. в г. Санкт-Петербурге 8 государств-участников СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина) подписали Договор о зоне свободной торговли - базовый документ, регулирующий сотрудничество государств СНГ в торгово-экономической сфере, где закреплено положение о возможном разрешении споров в Экономическом суде СНГ, а значит, речь идет о постепенном усилении его роли и совершенствовании института международного разрешения экономических споров.