Сергей ШУМСКИЙ, директор ОАО "Бумажная фабрика "Спартак"
Известная пословица, что «хорошее начало - половина дела», если иметь в виду под «началом» качественный бизнес-план, как нельзя лучше применима и к инвестиционным проектам. Убедительное подтверждение этому - история ОАО «Бумажная фабрика «Спартак», где впервые в республике успешно реализована программа глубокой модернизации за счет средств, предоставленных государством на возвратной основе. Опытом создания бизнес-плана, работа на основе которого идет «как по нотам», делится директор фабрики Сергей ШУМСКИЙ.
- Сергей Михайлович, как известно, идея реконструкции «Спартака» была высказана Президентом страны. Это обстоятельство как-то повлияло на реализацию бизнес-проекта? У него был льготный режим?
- Скорее, наоборот, условия реализации проекта были более жесткими. Ранее, как правило, государственная помощь предоставлялась предприятиям на безвозвратной основе, мы же получили кредит, который до 2016 г. обязаны полностью вернуть. И хотя фабрика пока не вышла на проектную мощность, процесс погашения долга уже начался.
Так что никаких дополнительных льгот мы не получили, а вот ответственность была, конечно, очень большая. Глава государства несколько раз приезжал на фабрику, знакомился с состоянием дел. В итоге наш опыт создания на базе старого предприятия современного высокотехнологичного производства получил полное одобрение.
- Но сначала, естественно, был одобрен бизнес-план. Как он создавался, какие основные идеи были в него заложены?
- Основная идея бизнес-плана родилась отнюдь не сразу, а постепенно формировалась, вызревала в ходе работы над проектом.
Первоначально мы планировали ограничиться минимумом: подновить бумагоделательную машину, докупить самое необходимое оборудование. Думаю, тут действовал и психологический фактор: фабрика - а ее биография насчитывала уже более 100 лет - была в таком состоянии, что любые улучшения воспринимались как огромное благо.
Однако маркетинг рынка показал полную бесперспективность простого расширения производства традиционной продукции - гофрированного картона. При таком варианте даже технически обновленное предприятие оставалось бы неконкурентоспособным. Поэтому, в конце концов, главную идею бизнес-плана сформулировали так: не зацикливаться на какой-то одной продукции, а сделать разностороннее современное производство, охватывающее несколько компонентов продукции: бумагу, картон, гофрокартон и ящики из него, изделия санитарно-гигиенического назначения, а также спирально-навивные гильзы.
Красной нитью в бизнес-плане проходила также идея энергоэффективности. Как известно, производство бумаги весьма энергоемко и высокий расход газа, электроэнергии при росте цен на них - по сути, единственный фактор, способный подорвать экономику любого инвестпроекта. Мероприятия по энергоэффективности мы запланировали по максимуму. Прежде всего, выбрали лучшее по этим параметрам оборудование, кроме того, смонтировали 2 газопоршневые установки и котел-утилизатор выхлопных газов. После реконструкции объемы производства увеличились в 2,5 раза, потребление же ресурсов осталось на прежнем уровне. - Коренная реконструкция, да еще и в энергоэффективном режиме, потребовала привлечения большого объема кредитных ресурсов. Как просчитывались риски, связанные с их возвратом?
- Самым слабым звеном в этой формуле часто оказывается само планирование. Например, мне сложно представить предприятие, директор которого мог бы самостоятельно составить бизнес-план, отвечающий всем требованиям. Как правило, требуется помощь консультантов.
До прихода на фабрику я работал заместителем главы администрации Могилевской СЭЗ по инвестициям, имел серьезный опыт анализа, разработки бизнес-проектов, тем не менее, на конечном этапе подготовки проекта мы очень тесно сотрудничали с Белорусским консалтинговым центром. Видите ли, наши специалисты вели расчеты как производственники, по нескольку упрощенной схеме, консультанты учитывали больше факторов, рассматривали различные варианты их взаимного влияния. Симбиоз производственного и экономического подходов и позволил разработать бизнес-план, который успешно реализуется.
- Кризисные явления 2011 г. отразились на сбыте продукции фабрики?
- Общий объем продаж на внутреннем и внешних рынках в прошлом году у нас вырос в 2,5 раза. По одним позициям наблюдалось снижение, другие же оставались стабильными или росли. Как я уже говорил, устойчивость развития обеспечила широкая номенклатура продукции.
Но кризис стал серьезной проверкой запаса финансовой прочности нашего проекта. Из-за скачка курса СКВ за счет первоначально выделенных средств мы смогли выполнить только около 70% запланированных работ. Для их завершения пришлось брать финишный кредит в 113 млрд. долл., только уже под обычный банковский процент. Удар по бюджету предприятия был нанесен исключительно сильный, но мы его выдержали. И уже в первом полугодии 2012 г., по расчетам, прибыль от реализации должна быть на уровне 2,5-3 млрд. руб., что дает возможность в соответствии с графиком гасить кредиты, выплачивать коллективу достойную зарплату, выделять дополнительные средства на модернизацию предприятия.
- Бизнес-план определил и долгосрочные перспективы развития фабрики?
- Конечно. Причем довольно подробно. Он как бы выстраивает иерархию целей, которые мы должны достигнуть через три, пять, десять лет…Например, в ближайшем будущем нам нет смысла заниматься созданием полноценной сбытовой сети ни внутри республики, ни за границей. Реализация продукции будет идти через крупных дилеров. В качестве же основного приоритета определено совершенствование и расширение производства. Экономически для нас это самый эффективный путь. Сегодня около 50 % гофрокартона фабрика продает на рынке, столько же используем для выпуска ящиков. В апреле от продажи картона получили 560 млн. руб. прибыли, упаковки по весу реализовали в два раза меньше, а прибыль составила 960 млн. руб. Легко подсчитать, какой эффект даст отказ от продажи фактически полуфабриката и переход на выпуск готовой упаковки с высокой добавленной стоимостью. Многое можно сделать и по совершенствованию технологии производства, уменьшая вес квадратного метра бумаги для гофрирования со 140 до 100 и менее грамм и используя различные химические добавки. В этом году легкие бумага и картон появятся в нашей номенклатуре. Особая тема - нанесение на упаковку текста и изображений методом флексопечати. Ею мы тоже активно занимаемся.
Рынок упаковки во всем мире расширяется, причем особенно быстро на нем растет объем изделий из экологически безопасных, легко утилизируемых натуральных материалов. С учетом этих тенденций и разрабатывался бизнес-план фабрики, который стал для нас основным руководством к действию. ОАО «Бумажная фабрика «Спартак»
213004, Могилевская обл., г. Шклов, ул. Фабричная, 26
Тел./факс: (8-02239) 34-383
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
http://www.bfs.by