fbpx

Григорий ТИМОФЕЕВ, генеральный директор открытого акционерного общества

Для мощной строительной индустрии Беларуси экспорт услуг сегодня становится даже не вопросом увеличения доходов, а буквально - выживания.  При этом отрасль  не может обойтись без активной поддержки государства, убежден генеральный директор открытого акционерного общества «Дорожно-строительный трест №3» (г. Могилев) Григорий ТИМОФЕЕВ. Правовой коридор слишком узок


- Григорий Семенович, у ОАО «ДСТ № 3» довольно солидный российский  послужной список. Даже на космодроме «Плесецк» трест оставил свой «автограф». Экспорт услуг для вас - дело знакомое, и если появится такая необходимость, вы сможете осуществлять его в нужных объемах?
- Российские компании, как правило, очень лояльно относятся к любым предложениям белорусов о сотрудничестве. Знают, что у нас цены всегда реальные, качество на высоте, а главное, если уж возьмем заказ, то выполним его в срок, потому что у нас и специалисты, и техника свои. Поэтому объемы работ на быстро растущем российском рынке найти не проблема. Но сегодня надо вести речь об эффективном экспорте, рентабельность которого составляет не менее 20%. Чтобы выйти на такие параметры, государство должно открыть для строителей широкий и удобный правовой коридор в Россию, оформив соответствующие договоренности.
Насколько я могу судить, на государственном уровне они заключены, но остались нестыковки и ограничения на уровне ведомств. Приведу несколько примеров. Для ввоза техники в Россию необходимо согласование в Минске и Москве проезда тяжеловесной и крупногабаритной техники, каковой являются экскаваторы, бульдозеры, катки. В России на оформление документов уходит  минимум месяц. Кроме того, у соседей запрещены автотранспортные  перевозки нерезидентами (каботаж). Получается, мы не можем перевезти собственным транспортом материал с карьера либо от поставщика на объект.

Шоссе
Кроме того, для обеспечения участия в аукционах по выбору генподрядчика необходимо перечислить денежные средства заказчику в размере 5% будущего контракта. Речь идет об эквиваленте 3 - 4 млрд. бел. руб. Формально возможно заменить деньги гарантией банка, но получить ее в российском банке нереально, а гарантию белорусского не принимает заказчик.
Пока государство не снимет все технические препятствия доступа на российский рынок, белорусские строители будут вынуждены непродуктивно тратить на урегулирование вопросов значительную часть бесценного времени.
- Трест работает в России в качестве субподрядчика или удается брать заказы на условиях генподряда?
- Три года назад мы вступили в саморегулируемую общественную организацию России,  открыли в Москве представительство, встали на налоговый учет в Москве и Брянске. Так что теоретически можем участвовать в тендерах как генподрядчики. И понятно, что только в этой роли можно снять «сливки» с заказа. Но на практике такой возможности у нас пока нет. Связано это и с уже отмеченными правовыми пробелами, и в не меньшей мере - со спецификой работы в России. Например, там значительные земельные участки, карьеры находятся в частной собственности, соответственно при строительстве дорог  все «дополнительные» расходы, связанные с решением вопросов с российскими частниками, чиновниками и многочисленными контролерами, приходится решать по совершенно непредсказуемым ценам. А как я смогу отразить эти расходы в бухгалтерском учете?
Тут уже надо менять белорусское законодательство, давать предприятиям возможность более свободно распоряжаться средствами, полученными от заказчиков в других государствах.
- В этом году трест ушел с российского строительного рынка, потому что сталкивается там со слишком большими проблемами?
- Мы ушли оттуда временно и исключительно потому, что в этом году полностью обеспечены заказами внутри республики. На автодороге Минск - Могилев участок, проходящий по территории Могилевской области, - наш. Уже сдали, причем с опережением графика, 7 км, осталось - 19, до сентября завершим и их.
В целом по сравнению с 2011 г. объем работ в сопоставимых ценах вырос почти в полтора  раза. Как избежать пиковых нагрузок - Серьезный рывок. За счет каких резервов удалось его сделать?
- Когда 11 лет назад я пришел в трест, износ основной техники достигал 99%, а кредиты мы не могли брать, потому что нечего было предложить банку в качестве залога. Сегодня нам удается в основном своевременно менять отработавшую свое технику, причем на высокопроизводительную. Иной стала и организация строительного процесса. В последние годы трест превратился в многопрофильную организацию, в его структуре создано мощное подразделение, выполняющее сопутствующие работы: прокладку электросетей,  устройство трубопроводов и т.д. Не надо искать субподрядчиков, которые прежде, затягивая сроки работ, нередко нас подводили.
В то же время резкое увеличение объемов работ имеет, как медаль, и оборотную сторону. Дорожники не без тоски вспоминают времена, когда работа шла в соответствии с планом, и как минимум за год становилось известно о предстоящих проектах, что позволяло в соответствии с нормативами готовить проектно-сметную документацию. Сейчас большинство объектов приходится строить с листа, что должно быть исключением, а не правилом. Хуже всего, когда по каким-то участкам от нас требуют выполнить работы немедленно, хотя есть возможность сдвинуть сроки на 2-3 месяца, не создавая сначала пиковых нагрузок, а затем - дефицита заказов.
Организации ОАО
Сделать работу более планомерной в предыдущие годы помогали средства, аккумулировавшиеся в республиканском дорожном фонде. Потом этот институт был упразднен. Интересно, что по такому же пути сначала пошла и Россия, но вскоре дорожный фонд был восстановлен. Вынужденное спонсорство - Белорусские дороги считаются одними из лучших на постсоветском пространстве. Но хотелось, чтобы они были не хуже западных. Что для этого требуется?
- Белорусские нефтеперерабатывающие заводы недавно освоили выпуск битума очень высокого качества, быстрое распространение получают современные технологии. Так что, можно сказать, мы уже «въезжаем» на европейские трассы. В мае трест сдал в эксплуатацию 7-километровый участок автомагистрали Минск-Могилев, покрытие которого выполнено с использованием резиновой крошки. Гарантийный срок эксплуатации - 10 лет.
Хотя опять же важно, чтобы одновременно с техническими, технологическими в отрасли более оперативно решались и организационные проблемы. Сколько лет, к примеру, ведутся разговоры о том, что пора применять систему заказов, при которой подрядчик получает всю первоначально оговоренную сумму контракта независимо от того, сколько средств он реально потратил на объект. Пока все сэкономленное при усовершенствовании проекта мы должны  оставить государству. Получается, у субъектов хозяйствования исчезает стимул по-настоящему бороться за улучшение проектов, экономию ресурсов, а у потенциальных инвесторов нет интереса приобретать акции акционерных обществ в сфере строительства.  
В некоторых случаях для перехода на европейские технологии нам не хватает оборотных средств, зависших в дебиторской задолженности. Как ни странно, даже хозяйственный суд не всегда восстанавливает в таких случаях экономическую справедливость. Очень трудно, например,  взыскать  долги с бюджетных организаций и сельхозпредприятий. Они, непонятно почему, наделены в отношении кредиторов каким-то правовым иммунитетом. Но тресту такой привилегии никто не предоставил. Если мы действительно хотим иметь в республике дороги европейского качества, нельзя заставлять строителей становится вынужденными спонсорами. ОАО «Дорожно-строительный трест №3»
212009, г. Могилев, ул. Космонавтов, 23
Тел.: (8-0222) 28-41-00, 28-41-00
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
http://dst3.by