Предприятия, созданные в свое время по советскому образцу, но прошедшие в последние годы суровую школу рынка, сохраняют высокий потенциал и, выбрав грамотную стратегию развития, вполне могут рассчитывать на успех в самой жесткой конкурентной борьбе. Естественно, для этого им нужны инвестиции и инновации, но во многих случаях это зависит в первую очередь от государственной политики, проводимой в той или иной сфере. Например, переход на современные принципы финансирования сельского хозяйства и создание профильного холдинга позволило бы обрести второе дыхание единственному в стране производителю фосфорных удобрений ОАО «Гомельский химический завод». Вдалеке от сырья Все нынешние проблемы ГХЗ, как в фокусе, сходятся в одной точке: предприятие, создававшееся на каких угодно, кроме рыночных, принципах, работает в условиях рынка. В 1965 г., когда завод вводился в эксплуатацию, никто не придавал значения тому факту, что источники сырья находятся за несколько тысяч километров. Сегодня же они оказались в пусть союзном, но другом государстве.
Тут уместно будет вспомнить историю европейского химического гиганта BASF с годовым оборотом, в десяток раз превосходившим бюджет Беларуси. Он имеет все - деньги, новейшие технологии, поддержку правительств стран ЕС, стабильные рынки сбыта, - но у него отсутствовали собственные источники сырья для производства минеральных удобрений. Недавно BASF оказался вынужден продать свое бельгийское производство минеральных удобрений российскому ОАО МХК «Еврохим».
Из этого и других случаев слияний и поглощений, анализа тенденций мирового рынка удобрений руководители ГХЗ сделали далеко идущие выводы.
- Наша стратегия развития учитывает три определяющих момента, - рассказывает директор завода Игорь ЛЯШЕНКО. - Первый связан с отсутствием в стране сырьевых ресурсов, необходимостью приобретать их по высоким, часто нестабильным мировым ценам и при этом нести значительные транспортные расходы. Второй момент. Хотя бы частично нейтрализовать влияние сырьевого фактора мы можем только за счет высокоэффективных технологий. Но этот ресурс в нашем конкретном случае не безграничен. Конкуренты ведь тоже налегают на модернизацию, сокращают отрыв. Этим непреложным фактом определяется третье направление стратегии - в долгосрочной перспективе нам никуда не уйти от принятия организационных решений. Надо либо создавать мощный химический холдинг внутри республики, либо встраиваться в вертикально интегрированные структуры российских производителей. Но до этого шага - в среднесрочной перспективе - мы планируем максимально повысить рыночную ценность предприятия, создав на нем новое производство комплексных удобрений и доведя общий выпуск этой современной продукции до 1 млн. т в год.
Производство, сориентированное на заказчика
Рыночный уровень предприятий, выпускающих минеральные удобрения, сегодня оценивается по их способности предложить потребителям комплексную продукцию, имеющую в своем составе и азот (N), и фосфор (P), и калий (K) - сокращенно NPK, с необходимым набором вторичных - сера, магний, кальций, натрий - элементов и микроэлементов - бор, медь, цинк и др.
По сравнению с раздельным внесением в почву азота, фосфора, калия использование комплексных удобрений имеет ряд преимуществ. Прежде всего, оказавшись в виде капсулы рядом с высеянным зерном, они обеспечивают оптимальное стартовое питание растению, которое, быстро развив корневую систему, стремительно идет в рост и не очень боится даже таких природных катаклизмов, как засуха. Урожаи в 80 и более центнеров зерна с гектара стали возможны во многом благодаря как раз комплексным удобрениям. Они, кроме того, оказали мощное влияние на всю технологию выращивания сельхозкультур, развитие сельскохозяйственного машиностроения. К примеру, комплексные удобрения, расфасованные во влагонепроницаемые 500-килограммовые мешки (биг-бэги), позволяют отказаться от складов, полностью механизировать процессы погрузки-разгрузки-внесения. Плюс к этому минимум на треть сокращаются транспортные и все другие затраты, гораздо меньше страдает экология. Не удивительно, что в странах Запада до 85% минеральных удобрений вносится в виде NPK.
Причем это тот «счастливый случай», когда продукт оказался исключительно привлекателен не только для потребителей, но и для производителей. На Гомельском химзаводе основные мероприятия по модернизации производства в последние годы были направлены как раз на обеспечение выпуска NPK. Сегодня весной и летом в номенклатуре продукции преобладают пока востребованные белорусскими аграриями суперфосфат аммонизированный и аммофос, а в межсезонье цеха переориентируются на комплексные удобрения, составляющие важнейшую статью заводского экспорта.
- Выпуском комплексных удобрений занимаются практически все заводы нашего профиля, но у нас есть важное отличие, можно сказать, конкурентное преимущество, - рассказывает начальник отдела маркетинга Николай ЕРМАКОВИЧ. - Российские производители завоевывают рынок, реализуя крупные партии однородной продукции, мы же делаем акцент на разнообразие и даже индивидуализацию предложений. В ассортименте - более десятка формул для разных почв и культур. Фактически мы готовы разрабатывать и выпускать удобрения под каждого заказчика.
На столе у Николая Николаевича почетное место занимает справочник известного польского агрохимика Романа Шубы с множеством закладок и пометок. Оказывается, разработками новых формул для европейского рынка занимается сам начальник отдела маркетинга. Чтобы выполнять эту работу профессионально, ему пришлось выучить польский язык…
Экспорт без конкуренции
На международных рынках минеральных удобрений Гомельский химзавод в последнее время сумел стать весьма успешным игроком. В 2011 г. он увеличил экспорт на 19,7 тыс. т, или на 7,5% и реализовал более 283 тыс. т продукции в физическом весе. В то же время стоимостные объемы возросли на 47,5 млн. долл., или на 53,2% - до 139 млн. долл. Средняя рентабельность экспорта оказалась на уровне 50%, этот показатель можно назвать очень хорошим. Но успешный игрок - не обязательно сильный. Стать таковым ГХЗ не позволяет, как уже говорилось, отсутствие собственного сырья. Да и оборудование в цехах отнюдь не самое современное - по тем же конъюнктурно-географическим причинам средств на серьезную модернизацию хронически не хватает.
Н.Ермакович рассказывает: - С учетом рыночных позиций завода, мы стремимся проводить такую маркетинговую политику, которая позволяет постепенно наращивать объемы продаж и в то же время, отыскивая свободные ниши, по возможности не конкурировать с крупными российскими производителями. Вот несколько примеров такой политики.
Несколько лет назад урожай сахарного тростника в Индии и Бразилии погубила в одном случае засуха, в другом - ливневые дожди. Крупнейшие экспортеры сахара вынужденно ограничили предложение, их место на рынке попытались занять, в том числе, украинские производители. Комплексные же удобрения, в наибольшей мере соответствующие условиям выращивания сахарной свеклы, им оперативно смогли предложить только белорусы. Так ГХЗ еще более основательно закрепился на исключительно выгодном рынке соседней страны.
А на высококонкурентный рынок ЕС завод попал благодаря рапсу. Западно-европейские фермеры расширяют его посевы, продавая урожай «на биотопливо». Гомельчане освоили выпуск специализированных комплексных удобрений по формуле, разработанной собственным отделом маркетинга.
- Относительно экспорта у нас нет особо амбициозных планов, - говорит Николай Николаевич. - Достаточно будет сохранить важнейших клиентов и обеспечить рост продаж на 7-10% в год. Основная миссия предприятия - обеспечить высокоэффективными фосфорными удобрениями белорусских крестьян, на ее выполнении мы в ближайшее время и сосредоточимся, причем акцент будет сделан на эффективность, т.е. использование NPK.
Импортозамещение - задание на завтра
Если европейские сельхозпроизводители до 85% минеральных удобрений вносят в виде NPK, то в Беларуси ситуация пока диаметрально противоположная. До сих пор хозяйства предпочитают моно- и двусоставные удобрения, хотя преимущества комплексов вполне очевидны. За их самое широкое применение ратуют и ученые. По оценкам Белорусского НИИ почвоведения и агрохимии, текущий рыночный потенциал этого вида удобрения оценивается в 800 - 900 тыс. т (нынешнее потребление - 60-70 тыс. т).
В совершенствовании нуждается и система регулирования цен, применяемая в Беларуси.
- Цены на промышленную продукцию для сельхозпроизводителей регулируются во многих странах, но делается это с учетом интересов всех участников рынка. Так, в России устанавливается предельная максимальная цена, ориентируясь на которую сельхозпредприятия планируют свои закупки, а заводы - выпуск продукции. Цены же реальных сделок в установленных государством пределах могут гибко следовать рыночной конъюнктуре и, как правило, оказываются ниже индексных. Аналогичная система вполне применима и в Беларуси, - считает Н.Ермакович.
Переход к использованию преимущественно комплексных минеральных удобрений, реализуемых по ограниченным, но свободным ценам, не только улучшит финансовое положение ГХЗ, но и значительно укрепит его рыночные позиции, снизив зависимость от поставок сырья. Больше всего его используется для выпуска аммофоса и двойного суперфосфата. Но тот же аммофос в развитых странах почти не применяется в чистом виде, а сам служит сырьем в производстве NPK - конечного продукта, имеющего высокую добавленную стоимость. При этом, естественно, снижается и потребность в исходном сырье, таком как апатит.
Не менее актуально для республики сократить импорт фосфоросодержащих удобрений, объемы которого достигают сегодня 150 тыс. т действующего вещества в год.
- Для этого нам требуется построить цех по выпуску NPK мощностью 600 тыс. т в год, - говорит Н.Ермакович. - Инвестиционный проект уже подготовлен, сейчас ищем для его реализации партнеров. Согласно планам, новое производство должно быть запущено в 2015 г. С учетом мощностей по NPK, создаваемых на ПО «Беларуськалий», колхозы получат дополнительно до 900 тыс. т комплексных удобрений и смогут полностью закрыть по этой позиции свои потребности отечественным продуктом.
Безальтернативный холдинг
Но и после ввода в эксплуатацию цеха NPK в «формуле стабильности» Гомельского химзавода не будет хватать главной составляющей - собственной сырьевой базы. Вариантов решения этой проблемы видится два, и оба связаны с включением завода в состав какого-либо крупного объединения.
Почему бы, например, белорусским производителям минеральных удобрений не создать свой холдинг? Это бы значительно усилило рыночные позиции каждого из входящих в него предприятий. Не исключена и возможность включения ГХЗ в один из российских вертикально интегрированных химических концернов.
Остается дать ответ на вопрос: какой вариант больше отвечает интересам республики?
ОАО «Гомельский химический завод»
246026, г. Гомель, ул. Химзаводская, 5
Тел.: (+375 232) 49-24-26; 49-24-74
Факс: (+375 232) 46-43-61; 46-02-00
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.gofert.by
{jcomments on}