Не за горами пора отпусков. Самое время директорам предприятий включить в свой ежедневник долгожданный отдых. Причем на туристическом горизонте в нынешнем году появился новый тренд - релаксация в уютном деревенском домике. Чего ожидать от белорусских агроэкоусадеб в начинающемся сезоне помогла разобраться руководитель общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия КЛИЦУНОВА. От меда до охоты На декабрь прошлого года в Беларуси было зарегистрировано около 1,5 тыс. агроусадеб. Прошло всего три месяца - и их уже 2 тыс., правда, по оценкам специалистов, активно работают пока около 700. Интересно, что большинство хозяев - люди с высшим образованием, для которых работа с туристами - возможность сделать очередной виток карьеры.
Но выбор сегодня богатый не только в плане количества, но и качества предоставляемых услуг. Хочешь - усадьба в тематическом оформлении, хочешь - с видом на Налибокскую пущу или Нарочь. Сегодня в Беларуси более 300 подобных мест отдыха соответствуют самым высоким стандартам, а около 50 из них и вовсе эксклюзивные - отдых VIP-класса, не иначе. Тут и мебель из дерева ручной работы, и уникальные вышивки, и льняное постельное белье… Стоит ли говорить, что особой популярностью пользуется баня с шашлыками. Не откажется солидный бизнесмен и поохотиться, что ему с удовольствием предложат как минимум два десятка агроусадеб. Плюс рыбалка, грибы, ягоды...
Все это здорово, но, уверяет Валерия Клицунова, хозяева усадеб прочувствовали: не предложишь постояльцам дополнительную программу - максимум через три дня уедут. А если еще и дождь пошел? Все, считай, отдых испорчен, ведь выбор развлечений в деревне невелик. Выход? Хозяева агроусадеб активно взаимодействуют друг с другом, создают своеобразные кластеры, где и развлечения местного характера для всей семьи, и мастер-классы, и сувениры. По сути работают как туроператоры. Кроме того, есть договоренность с местными санаториями на проведение оздоровительных процедур. Вот, к примеру, Воложинский район. Тут активно действует туристический кластер, основанный на ярких личностях хозяев: хутор Шаблинского, галерея братьев Янушкевичей, старинная кухня Алеся Белого…
К слову, все больше туристов озабочены своим здоровьем, поэтому чаще выбирают дома из натурального материала, льняное постельное белье, экологическое питание.
Вариант приятный и недорогой
Как дорого обойдется такой отпуск? По словам В.Клицуновой, сутки в брендовом хозяйстве со всевозможными удобствами потянут на сумму от 30 до 60 долл. на человека. Впрочем, ценники эти не фиксированы и зависят, в том числе, и от сезона. И если в субботу-воскресенье торговаться сложно, то в другие дни недели есть смысл говорить о скидках.
Несмотря на достаточно высокую цену, уже сейчас график посещения некоторых усадеб расписан до августа. Связано это в том числе и с тем, что многие их владельцы вышли на российский рынок, где желающие отдохнуть в последнее время обращают пристальное внимание именно на усадьбы в средней полосе.
Самый выгодный бизнес-проект
Не будет преувеличением сказать, что агроусадьбы - сегодня самый выгодный в Беларуси бизнес. Судите сами: цены - достаточно высокие, налогообложения - никакого. После выхода Указа №614 доступ в эту сферу оказался открыт и сельхозпредприятиям. А ведь многие заводы сегодня имеют подшефные СПК. Какой еще проект в сельской местности может окупиться в течение года? Дополнительный бонус - возможность получить льготный кредиты до 2 тыс. базовых величин под 5% годовых.
Указ специально рассчитан на то, что колхозы будут создавать крупные агротуристические комплексы. К примеру, в гостинице может быть до 10 спален, зал для семинаров, тренажерные залы, сауна, любые другие помещения. Выгодно вести подсобное хозяйство, используя продукцию как для угощения, так и для продажи.
Валерия Клицунова предлагает обратить внимание на показательный пример Израиля, где сегодня до 50% доходов кибуцев формируется за счет туристических услуг. Почему бы не сделать что-то подобное и в Беларуси? Например, те же яблоки выращивать, тут же из них сок, сидр или пироги делать. Да и Яблочный Спас может стать первоклассным туристическим «продуктом».