fbpx

Учредитель портала[X].BY Юрий ЗИССЕР размышляет о том, как эффективно использовать IТ-технологии в повседневной работе компании, процессе становления отечественного интернет-бизнеса и создании финансово-эффективных проектов в IТ-сфере.


- Как вы оцениваете общее состояние белорусского интернет-пространства? Какие на нем обнаруживаются достижения, с какими проблемами борется «интернет-народ»?


- Уровень проникновения интернета в Беларуси, по разным оценкам, превышает 50%, каждый второй белорус хотя бы изредка попадает в «паутину». В Беларуси зарегистрировано свыше 50 тыс. доменных имен в национальном домене, работает около 70 тыс. белорусских сайтов. В последние три года интернет стал доступен даже пенсионерам, а после прошлогодней девальвации резко подешевел. За 7 долл. в месяц вы получаете «анлим» - мегабитный доступ с неограниченным объемом трафика.
Однако многие предпочитают пользоваться зарубежными сайтами, потому что там больше игр, общения в соцсетях, всевозможных сервисов. Зато белорусские сайты зарабатывают больше зарубежных. Рынок интернет-рекламы хоть и мал, но в прошлом провальном году заработал около 6,1 млн. долл., что составляет порядка 10% всего рекламного рынка, причем больше половины его обслужили белорусские сайты.
Интернет-торговля в Беларуси идет еще более успешно, однако никаких цифр, характеризующих ее, к сожалению, нет: отрасль «теневая» и тон в ней задают индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения и не раскрывающие своих показателей. Например, большинство мобильных телефонов в стране продается через интернет.


- Как бы вы охарактеризовали ситуацию с госпрограммой «Электронная Беларусь»?


- С моей точки зрения, она пока буксует. Поскольку эта программа создана для автоматизации частных внутренних учетных задач министерств и ведомств, то ее эффект не виден внешним наблюдателям - ни гражданам, ни государству. В последнее время предпринимаются попытки «развернуть» ее лицом к нуждам граждан. В прошлом году это вылилось в создание портала государственных услуг. Однако пока у него мало возможностей и очень мало пользователей. Ситуация должна коренным образом измениться в ближайшие 2-3 года по мере внедрения новых услуг и рекламы услуг портала.


- Получила ли развитие идея переподготовки на IT-специальности 500 тыс. бухгалтеров?


- Ведущие специалисты отрасли изначально скептически относились к этой идее. Прошел год, и видимых результатов ее воплощения не заметно. Очевидно, эта благая инициатива не подкреплена реальными возможностями рынка. Начнем с того, что не произошло коренного упрощения бухучета и отчетности, в результате которого вдруг оказались бы на улице полмиллиона бухгалтеров. А иначе ради чего им менять профессию? Но если бы даже это произошло, далеко не каждый бухгалтер способен «дотянуть» до уровня пристойного IТ-специалиста, которого можно нанять на работу без страха «завалить» проект. Освоить IТ-профессию на хорошем профессиональном уровне в состоянии лишь небольшой процент бухгалтеров.


- При каких условиях портал может стать успешным бизнес-проектом и приносить ощутимую прибыль?


- Кроме нас к финансово успешным интернет-проектам в Беларуси относятся onliner.by, shop.by, av.by, oz.by. Может, еще кого-то забыл. В любом случае финансовый успех идет вслед за потребностями пользователей интернета и его обеспечивают те, кому выгодно существование интернет-проекта: рекламодатели и интернет-продавцы. Для успеха сайта необязательна высокая посещаемость. Например, есть вполне успешные, но малоизвестные публике отраслевые сайты по деревообработке, строительству, субконтрактации, офисной мебели и канцтоварам. Это такой же прибыльный бизнес, как «Желтые страницы». Главное - правильно выстроить отношения с рекламодателями, чтобы им стало интересно и выгодно размещаться на сайте.

При этом используемые веб-технологии вначале могут быть достаточно примитивными. Однако потом из-за конкуренции и роста потребностей их все равно придется усложнять: разрабатывать систему регистрации сотрудников, пользователей и поставщиков информации (контента), вводить разнообразные настройки и разделы и т.д. По мере изменения бизнес-среды должен постоянно изменяться и веб-сайт (в том числе сайт для использования внутри предприятия). Тот, кто думает, что можно раз и навсегда разработать веб-сайт и забыть о его существовании, ошибается. Еще больший просчет допускают те, кто создает в компании отдельное интернет-подразделение. Интернет - такое же средство связи как и телефон. Нужно дать возможность каждому подразделению предприятия (снабжения, сбыта, маркетинга, производства, конструкторов, технологов, ОТК и др.) использовать интернет-технологии в повседневной работе. Только тогда от интернета будет толк.

 
- Являясь постоянным членом жюри различных комиссий по оценке бизнес-проектов на «Стартап Уикенд», вы анализируете маркетинговую стратегию и развитие брендов белорусских предприятий. Кто здесь лидер, кто - аутсайдер и почему?


- Вообще-то никаких закономерностей здесь нет. Иногда вроде хороший проект не получается. И, наоборот, часто выходит, что с виду безнадежное дело растет и начинает процветать.
Постепенно я пришел к выводу о том, что в бизнесе слишком велик процент везения. В то же время чаще других в лидерах могут оказаться (а могут и не оказаться) те, кто самостоятельно определяет стратегию развития предприятия, рискует своими деньгами, имеет возможность нанимать сотрудников с нужным образованием и навыками за те деньги, которых они стоят, а не за те, которые значатся в штатном расписании или тарифной сетке. В лидеры выходят бизнесы с правильным продуктом и хорошим маркетингом. Обычно это частные фирмы и предприниматели с лидерскими навыками и желанием улучшить мир.
Плохо представляю себе руководителя госпредприятия, которому дадут возможность самостоятельно определять цели, задачи и планы предприятия, искать для продукции ниши на рынке, устанавливать адекватное вознаграждение за свой труд.
В молодости я пять лет проработал на заводе инженером и прекрасно представляю реальные заводские условия. Руководители наших госпредприятий скованы цепями по рукам и ногам. То, что они при всех оковах умудряются выполнять план и удерживать зарубежные рынки и экспорт - это наше «обыкновенное чудо» и геройство.


- Как руководители белорусских предприятий могут увеличить КПД использования информационных технологий?


- В первую очередь его можно повысить перепиской с помощью защищенной SSL-сертификатом безопасности электронной почты (сами ею пользуемся и другим предприятиям продаем), которая на порядок сокращает время общения для выработки управленческих решений и упрощает их подготовку и оценку. Организация, в которой хотя бы часть ИТР не имеет внешнего электронного адреса с «собачкой», не может эффективно работать. Появились и более современные решения. Например, мы у себя внедрили российскую систему управления предприятием «Мегаплан». Сегодня все 150 сотрудников компании, за исключением завхоза и уборщиц, общаются в ней. IТ-технологии свели необходимость совещаний и личных встреч к минимуму. Кроме того, в отделе активных продаж мы используем и CRM-систему, которая напоминает о том, кому из многих тысяч наших клиентов пора позвонить.
Использование компьютерных технологий общения поможет не только сократить время, но упростить и формализовать процессы принятия решений. К инструментам общения стартового уровня относятся электронная почта и Skype. Для лоскутной автоматизации в качестве временного решения также подходят средства мгновенного обмена сообщениями (чаты в ICQ, Skype, Google, ВКонтакте, Facebook). В результате стартового этапа у группы продвинутых работников образуется первичный опыт компьютерного общения. После этого можно внедрять более сложные технологии вроде корпоративного портала или системы управления предприятием, обеспечивающие глубокую степень совместной работы над документами.

Но даже если этого пока нет, совещания по электронной почте весьма эффективны, поскольку не требуют одновременного присутствия всех участников (не только физического, но и виртуального!). Конечно, в почте совещание редко удается провести за час, зато легко провести несколько десятков (!) совещаний за несколько дней в параллельном режиме. Дополнительное преимущество состоит в том, что протокол собрания формируется прямо по ходу обсуждения, а мнения и решения сразу фиксируются письменно. И главное - на каждое совещание уходит буквально несколько минут, в течение которых человек успевает прочесть последние реплики и написать свое мнение. А разве быть выслушанным и понятым на совещании, чтобы мнения подчиненных доходили до «верхов», а решения руководства были понятны подчиненным и при этом не допускалось разночтений - не главное? Самое приятное, что содержание сервера электронной почты масштаба предприятия практически ничего не стоит: десятки, максимум сотни долларов в год, даже если речь идет об очень крупной компании.


- Юрий, портал[X].BY стал одним из самых успешных бизнес-проектов в байнете. Как он родился?


- В конце 90-х гг. я дважды побывал в США на стажировке, причем во второй раз - в интернет-компании Multex.com на Уолл-стрите. Глядя на интернет-бум в США, не смог удержаться от «золотой интернет-лихорадки» и попытался клонировать успех тогдашнего лидера интернет-пространства - портала Yahoo!. В начале 2000 г. нашел единомышленников на форуме «Компьютерных вестей». Мы вместе разработали бизнес-план и запустили белорусский портал. К слову сказать, все пункты первого бизнес-плана осуществились лишь через пять лет.
Портал основан на рекламной модели, т.е. основной доход бизнес получает от размещения интернет-рекламы. Параллельно с рекламой мы начали оказывать чистые IТ-услуги - размещать другие белорусские сайты в интернете (это называется хостинг), в чем тоже преуспели, став самым крупным хостинг-провайдером в стране - более 13 тыс. сайтов. В 2006 г. попутно с хостингом стали регистрировать доменные имена. Сейчас мы самый крупный регистратор в зоне «by» - 23 тыс. доменов. В феврале стали техническим администратором национальной доменной зоны «by», а это - ответственность и признание на международном уровне. Кроме того, мы в числе семи белорусских предприятий получили лицензию на право предоставления услуги защищенного хостинга для организаций, использующих в работе госсекреты.