Учредитель портала[X].BY Юрий ЗИССЕР размышляет о том, как эффективно использовать IТ-технологии в повседневной работе компании, процессе становления отечественного интернет-бизнеса и создании финансово-эффективных проектов в IТ-сфере.
- Как вы оцениваете общее состояние белорусского интернет-пространства? Какие на нем обнаруживаются достижения, с какими проблемами борется «интернет-народ»?
- Уровень проникновения интернета в Беларуси, по разным оценкам, превышает 50%, каждый второй белорус хотя бы изредка попадает в «паутину». В Беларуси зарегистрировано свыше 50 тыс. доменных имен в национальном домене, работает около 70 тыс. белорусских сайтов. В последние три года интернет стал доступен даже пенсионерам, а после прошлогодней девальвации резко подешевел. За 7 долл. в месяц вы получаете «анлим» - мегабитный доступ с неограниченным объемом трафика.
Однако многие предпочитают пользоваться зарубежными сайтами, потому что там больше игр, общения в соцсетях, всевозможных сервисов. Зато белорусские сайты зарабатывают больше зарубежных. Рынок интернет-рекламы хоть и мал, но в прошлом провальном году заработал около 6,1 млн. долл., что составляет порядка 10% всего рекламного рынка, причем больше половины его обслужили белорусские сайты.
Интернет-торговля в Беларуси идет еще более успешно, однако никаких цифр, характеризующих ее, к сожалению, нет: отрасль «теневая» и тон в ней задают индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения и не раскрывающие своих показателей. Например, большинство мобильных телефонов в стране продается через интернет.
- Как бы вы охарактеризовали ситуацию с госпрограммой «Электронная Беларусь»?
- С моей точки зрения, она пока буксует. Поскольку эта программа создана для автоматизации частных внутренних учетных задач министерств и ведомств, то ее эффект не виден внешним наблюдателям - ни гражданам, ни государству. В последнее время предпринимаются попытки «развернуть» ее лицом к нуждам граждан. В прошлом году это вылилось в создание портала государственных услуг. Однако пока у него мало возможностей и очень мало пользователей. Ситуация должна коренным образом измениться в ближайшие 2-3 года по мере внедрения новых услуг и рекламы услуг портала.
- Получила ли развитие идея переподготовки на IT-специальности 500 тыс. бухгалтеров?
- Ведущие специалисты отрасли изначально скептически относились к этой идее. Прошел год, и видимых результатов ее воплощения не заметно. Очевидно, эта благая инициатива не подкреплена реальными возможностями рынка. Начнем с того, что не произошло коренного упрощения бухучета и отчетности, в результате которого вдруг оказались бы на улице полмиллиона бухгалтеров. А иначе ради чего им менять профессию? Но если бы даже это произошло, далеко не каждый бухгалтер способен «дотянуть» до уровня пристойного IТ-специалиста, которого можно нанять на работу без страха «завалить» проект. Освоить IТ-профессию на хорошем профессиональном уровне в состоянии лишь небольшой процент бухгалтеров.
- При каких условиях портал может стать успешным бизнес-проектом и приносить ощутимую прибыль?
- Кроме нас к финансово успешным интернет-проектам в Беларуси относятся onliner.by, shop.by, av.by, oz.by. Может, еще кого-то забыл. В любом случае финансовый успех идет вслед за потребностями пользователей интернета и его обеспечивают те, кому выгодно существование интернет-проекта: рекламодатели и интернет-продавцы. Для успеха сайта необязательна высокая посещаемость. Например, есть вполне успешные, но малоизвестные публике отраслевые сайты по деревообработке, строительству, субконтрактации, офисной мебели и канцтоварам. Это такой же прибыльный бизнес, как «Желтые страницы». Главное - правильно выстроить отношения с рекламодателями, чтобы им стало интересно и выгодно размещаться на сайте.
- Являясь постоянным членом жюри различных комиссий по оценке бизнес-проектов на «Стартап Уикенд», вы анализируете маркетинговую стратегию и развитие брендов белорусских предприятий. Кто здесь лидер, кто - аутсайдер и почему?
- Вообще-то никаких закономерностей здесь нет. Иногда вроде хороший проект не получается. И, наоборот, часто выходит, что с виду безнадежное дело растет и начинает процветать.
Постепенно я пришел к выводу о том, что в бизнесе слишком велик процент везения. В то же время чаще других в лидерах могут оказаться (а могут и не оказаться) те, кто самостоятельно определяет стратегию развития предприятия, рискует своими деньгами, имеет возможность нанимать сотрудников с нужным образованием и навыками за те деньги, которых они стоят, а не за те, которые значатся в штатном расписании или тарифной сетке. В лидеры выходят бизнесы с правильным продуктом и хорошим маркетингом. Обычно это частные фирмы и предприниматели с лидерскими навыками и желанием улучшить мир.
Плохо представляю себе руководителя госпредприятия, которому дадут возможность самостоятельно определять цели, задачи и планы предприятия, искать для продукции ниши на рынке, устанавливать адекватное вознаграждение за свой труд.
В молодости я пять лет проработал на заводе инженером и прекрасно представляю реальные заводские условия. Руководители наших госпредприятий скованы цепями по рукам и ногам. То, что они при всех оковах умудряются выполнять план и удерживать зарубежные рынки и экспорт - это наше «обыкновенное чудо» и геройство.
- Как руководители белорусских предприятий могут увеличить КПД использования информационных технологий?
- В первую очередь его можно повысить перепиской с помощью защищенной SSL-сертификатом безопасности электронной почты (сами ею пользуемся и другим предприятиям продаем), которая на порядок сокращает время общения для выработки управленческих решений и упрощает их подготовку и оценку. Организация, в которой хотя бы часть ИТР не имеет внешнего электронного адреса с «собачкой», не может эффективно работать. Появились и более современные решения. Например, мы у себя внедрили российскую систему управления предприятием «Мегаплан». Сегодня все 150 сотрудников компании, за исключением завхоза и уборщиц, общаются в ней. IТ-технологии свели необходимость совещаний и личных встреч к минимуму. Кроме того, в отделе активных продаж мы используем и CRM-систему, которая напоминает о том, кому из многих тысяч наших клиентов пора позвонить.
Использование компьютерных технологий общения поможет не только сократить время, но упростить и формализовать процессы принятия решений. К инструментам общения стартового уровня относятся электронная почта и Skype. Для лоскутной автоматизации в качестве временного решения также подходят средства мгновенного обмена сообщениями (чаты в ICQ, Skype, Google, ВКонтакте, Facebook). В результате стартового этапа у группы продвинутых работников образуется первичный опыт компьютерного общения. После этого можно внедрять более сложные технологии вроде корпоративного портала или системы управления предприятием, обеспечивающие глубокую степень совместной работы над документами.
- Юрий, портал[X].BY стал одним из самых успешных бизнес-проектов в байнете. Как он родился?
- В конце 90-х гг. я дважды побывал в США на стажировке, причем во второй раз - в интернет-компании Multex.com на Уолл-стрите. Глядя на интернет-бум в США, не смог удержаться от «золотой интернет-лихорадки» и попытался клонировать успех тогдашнего лидера интернет-пространства - портала Yahoo!. В начале 2000 г. нашел единомышленников на форуме «Компьютерных вестей». Мы вместе разработали бизнес-план и запустили белорусский портал. К слову сказать, все пункты первого бизнес-плана осуществились лишь через пять лет.
Портал основан на рекламной модели, т.е. основной доход бизнес получает от размещения интернет-рекламы. Параллельно с рекламой мы начали оказывать чистые IТ-услуги - размещать другие белорусские сайты в интернете (это называется хостинг), в чем тоже преуспели, став самым крупным хостинг-провайдером в стране - более 13 тыс. сайтов. В 2006 г. попутно с хостингом стали регистрировать доменные имена. Сейчас мы самый крупный регистратор в зоне «by» - 23 тыс. доменов. В феврале стали техническим администратором национальной доменной зоны «by», а это - ответственность и признание на международном уровне. Кроме того, мы в числе семи белорусских предприятий получили лицензию на право предоставления услуги защищенного хостинга для организаций, использующих в работе госсекреты.