fbpx
Сергей МИХНЕВИЧ, доктор экономических наукСергей МИХНЕВИЧ, доктор экономических наук В связи с завершением процесса присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО), а также ратификацией Республикой Беларусь Договора от 19 мая 2011 г. «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» высказываются мнения о том, что теперь резко сужаются возможности применения Беларусью, такого инструмента регулирования товарных потоков, как таможенный тариф. Что защищает таможенный тариф? В некоторой степени такая позиция справедлива, поскольку с момента завершения Россией процедур ратификации пакета документов, касающихся присоединения к многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО, Беларусь, которая не является членом этой организации, также должна будет осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с правилами ВТО  и обязательствами Российской Федерации в части, касающейся доступа на рынок товаров.
В то же время важно понимать, что на современном этапе развития международных торгово-экономических отношений роль таможенного тарифа существенно изменилась. Данный инструмент регулирования внешней торговли утрачивает две из трех своих основных классических функций:
•    защита национального рынка от конкурирующей продукции, поставляемой из-за рубежа;
•    содействие созданию новых рабочих мест.
Остается лишь фискальная функция, которая важна для правительств в зависимости от степени развития национальной экономики и состояния государственного бюджета.
Наиболее распространенными аргументами в пользу обеспечения высокого уровня тарифной защиты обычно называют необходимость защиты формирующихся производств от сильных зарубежных конкурентов, а также социально значимых отраслей экономики, таких как сельское хозяйство или текстильная отрасль.
В отношении первого из упомянутых аргументов следует учитывать, по меньшей мере, два важных фактора. Во-первых, как долго будут формироваться те или другие национальные производства? Во-вторых, какой товар, с точки зрения его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке, представят эти производства «на выходе»?
Что касается сельского хозяйства и текстильной отрасли, то здесь следует отметить следующее. Успешное завершение «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров (1986-1993 гг.) стало поворотным моментом в реформе системы международной торговли сельскохозяйственными товарами, а также текстильными изделиями и одеждой. Особое положение сельского хозяйства Правовые нормы реализуемого в настоящее время Соглашения по сельскому хозяйству позволили сформировать конкретные механизмы либерализации торговли в аграрной отрасли экономики, действующие в следующих направлениях:
•    обеспечение либерального и предсказуемого доступа к рынку;
•    сокращение экспортных субсидий;
•    ограничение внутренней поддержки сельхозпроизводителей.
Задача либерализации доступа к международным рынкам сельскохозяйственных товаров решалась посредством запрещения нетарифных барьеров (количественные ограничения импорта, импортные сборы, минимальные импортные цены, выборочное лицензирование импорта, добровольные ограничения экспорта и т.п.) и замены всех нетарифных мер эквивалентными по суммарному протекционистскому воздействию таможенными пошлинами .
В Соглашении зафиксирована договоренность государств сократить полученные в процессе «тарификации» уровни ставок таможенных пошлин на 36% в течение 6 лет для развитых стран и на 24% в течение 10 лет для развивающихся стран.
Более существенная по сравнению с промышленным сектором таможенно-тарифная защита рынков сельскохозяйственных товаров объясняется особой значимостью аграрной отрасли экономики для каждой страны. В этом контексте важно вспомнить о концепции «многофункциональности сельского хозяйства», суть которой заключается в том, что его роль намного шире, чем просто производство и продажа товаров. Его ведение сопровождается внешними эффектами, которые можно отнести как к категории «позитивных», например, содействие сельской занятости, так и к категории «негативных», например, загрязнение почвы. Существует еще одна категория - «неосязаемых» внешних эффектов, к которым можно отнести созданные в сельской местности культурные и духовные ценности.
Для каждой отдельно взятой страны многофункциональность сельского хозяйства имеет свое конкретное содержание и свои приоритеты. В зависимости от них формируются позиции правительств на переговорах по дальнейшей либерализации мировой торговли сельскохозяйственными товарами. Торговля текстилем - по общим правилам Целью Соглашения по текстильным изделиям и одежде было обеспечение полной интеграции торговли текстильными и швейными изделиями в многостороннюю торговую систему ГАТТ/ВТО.
Соглашение содержало перечень товаров, на которые распространялось его действие, и устанавливало десятилетний срок, в течение которого торговля текстильными изделиями и одеждой должна быть приведена в соответствие с основополагающими принципами Генерального соглашения по тарифам и торговле.
Документом предусматривался постепенный отказ стран-членов ВТО от препятствий в торговле текстильными изделиями и одеждой. Эта цель достигалась путем поэтапного устранения количественных ограничений, особенно двусторонних квот.
Первый этап реализации Соглашения начался 1 января 1995 г. Каждая из стран должна была интегрировать в многостороннюю торговую систему товары, перечисленные в особом списке Соглашения. Объем интеграции должен был составить не менее 16% общего объема импорта этой страны в 1990 г.
В начале второго этапа реализации Соглашения, т.е. 1 января 1998 г., предусматривалась интеграция товаров, которые составляют не менее 17% объема импорта 1990 г.
К 1 января 2002 г. в торговый режим ГАТТ/ВТО следовало интегрировать товары, составляющие не менее 18% импорта 1990 г. Оставшаяся часть номенклатуры текстильной продукции должна была быть интегрирована в многостороннюю торговую систему до 1 января 2005 г.
Как и предусматривалось положениями Соглашения по текстильным изделиям и одежде, с 1 января 2005 г. все импортные квоты в международной торговле текстильными товарами между полноправными участниками многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО были устранены, а само Соглашение прекратило существование. Отныне торговля этими товарами регулируется общими положениями соответствующих многосторонних соглашений.
Параллельно с либерализацией рынка текстильных изделий и одежды в разных странах разрабатывались и реализовывались программы повышения конкурентоспособности текстильной отрасли. Одной из основных задач такой программы в Европейском союзе, например, была организация научно-исследовательской работы, направленной на создание новых материалов (включая технический текстиль), формирование современных направлений моды, разработка новых технологий производства, подготовка высококвалифицированных кадров. Конкурентоспособность в роли регулятора Договоренности о либерализации мировой торговли в таких закрытых в недалеком прошлом сегментах мирового рынка как сельскохозяйственный и текстильный были достигнуты на фоне стремительного развития научной мысли, ее материализации в конкретных технических и технологических разработках, что позволило создать и предложить рынку новые высококачественные, обладающие широким спектром потребительных свойств, товары.
Новые научно-технологические разработки меняют содержание и структуру сельскохозяйственной и текстильной отраслей. Они становятся определяющим фактором в обеспечении их устойчивого развития и повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Степень либерализации международных рынков и уровень конкурентоспособности товаров, предлагаемых на этих рынках, взаимосвязанные переменные: по мере увеличения конкурентоспособности выпускаемой продукции рынки (и прежде всего - национальные) становятся более открытыми.
В том, что в современной системе международной торговли не уровень ставок ввозных таможенных пошлин определяет интенсивность товарных потоков, а конкурентоспособность поставляемых на экспорт товаров, можно убедиться, сопоставив приведенные в табл. 1 и 2 данные.
Страны-члены Европейского союза имеют согласованную ставку таможенной пошлины на товары, ввозимые на его территорию. В отношении тракторов для сельскохозяйственных работ величина ставки ввозной таможенной пошлины в ЕС равна нулю. Также известно, что в Россию и другие страны СНГ белорусские трактора поставляются в режиме беспошлинной торговли. Годовая потребность в новых сельскохозяйственных тракторах в странах ЕС оценивается в 700-750, в Российской Федерации - 220-250 тыс. Таблица 1. Сравнение Европейского союза и России по некоторым параметрам
Территория
Население, млн. чел.
Обрабатываемые с/х земли, тыс. га
Количество тракторов, тыс. шт.
Количество с/х работников на 1 га пашни
 ЕС499,811084689560,14
 Россия143,11217815860,1
СНГ без России
126,7689198150,43


Источник: данные Секретариата ФАО. Таблица 2. Динамика экспорта белорусских тракторов в ЕС и Россию (применяется нулевая ставка таможенной пошлины)

 Территория2006
2007
2008
2009
2010
 ЕС6 4007 7005 850 2 6704 400
 Россия17 100 22 30027 40012 60018 900
 СНГ без России
7 74013 30012 9107 34010 790


Источник: данные Государственного статистического комитета Беларуси. При сопоставимых условиях таможенного регулирования, а также превышающем почти в 3 раза совокупном годовом европейском спросе на сельскохозяйственные трактора поставки белорусских машин в страны-члены ЕС значительно уступают аналогичным - в Россию. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос кроется в плоскости анализа проблем конкурентоспособности.
Маркетинговые исследования показывают, что для покупателей в процессе сравнения и отбора выигрывает тот товар, у которого отношение полезного эффекта к затратам на его приобретение и использование максимально по сравнению с другими аналогичными товарами. В общем виде это и есть условие конкурентоспособности товара. Товары IT не признают пошлин Продолжая размышления о месте таможенно-тарифного регулирования в современной системе международных торговых отношений, обратим внимание на такой сегмент мирового рынка, как товары информационных технологий.
В последние десятилетия этот относительно новый сегмент рынка активно развивается во многих странах мира. И следуя логике классического учения о роли таможенного тарифа, этот сегмент следовало бы защищать от внешней конкуренции с помощью таможенных барьеров, давая тем самым возможность укрепить позиции на внутреннем рынке национальным товаропроизводителям. Но что мы видим в действительности? В декабре 1996 г. США, Япония, ЕС, Канада разработали и подписали в рамках многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО Соглашение по информационной технологии (Information Technology Agreement), которое регулирует отношения в области беспошлинной торговли высокотехнологичными товарами.
Сегодня полноправными участниками данного Соглашения являются более 70 стран-членов ВТО. Сфера действия Соглашения охватывает примерно 180 наименований товаров информационных технологий, и почти 98% их мировой торговли приходится на страны, подписавшие этот документ.
Следует признать, что стремительное развитие сектора товаров информационных технологий ставит на повестку дня многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО вопрос о том, чтобы совершенствовать некоторые положения Соглашения. Но никто не предлагает вводить таможенные пошлины для защиты национальных рынков данных товаров от возрастающей конкуренции! Как заявил бывший комиссар Европейского союза по вопросам торговли П.Мандельсон, «Соглашение по информационным технологиям по-прежнему является основополагающим соглашением о свободной торговле».
Пример развития сектора товаров информационных технологий позволяет говорить о том, что если страна производит высокотехнологичный и конкурентоспособный товар, то нет нужды защищать внутренний рынок от аналогичного товара иностранного производства. То есть функция таможенного тарифа в части защиты внутреннего производства в данном случае отпадает. Если же товар недостаточно конкурентоспособный, то возникает объективный вопрос: а нужно ли такой товар производить и будет ли его кто-то покупать?
Обобщая вышеизложенное, можно говорить о том, что на современном этапе развития международных торгово-экономических отношений первоочередной задачей для товаропроизводителей должно быть не лоббирование вопроса усиления степени защиты внутреннего рынка от потока иностранных товаров посредством таможенных пошлин, а повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, готовность предложить как отечественным, так и зарубежным потребителям пользующийся спросом товар.
Наличие конкурентоспособного товара позво¬лит поддерживать должный уровень производства посредством наращивания объемов экспорта, что в свою очередь будет способствовать сохранению и созданию новых рабочих мест, а также пополнению налогами бюджета страны.