Уважаемые читатели!
Во второй декаде апреля Министерство экономического развития внесло в правительство Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. В прессе появились заголовки, обобщающим вариантом которых можно назвать «Невеселый прогноз Минэкономразвития». Этому несколько причин. Во-первых, достаточно скромные для «растущей экономики» темпы роста на ближайшие 18 лет. В случае выбора инновационного сценария средний ежегодный прирост ВВП ожидается на уровне 4,4%. При консервативном энерго-сырьевом - 3,5%. Очевидно, что выбор будет сделан в пользу первого. Но стоит заметить, что еще в советские времена выполнялись расчеты, доказывающие, что при темпе роста ВВП в 3% экономика проедает себя, а период такой динамики определялся как застой. Во-вторых, как в первом, так и во втором сценарии, основным фактором развития остается цена на нефть. Если она уменьшится и за период с 2012 по 2030 г. будет повышаться с 82 до 113 долл. за баррель, то ежегодный прирост ВВП еще снизится до 3%. И, в-третьих, по мнению экспертов, оба сценария под вопросом «из-за полного отсутствия доверия между властью, обществом и бизнесом».
Надо сказать, что и первый, и второй варианты развития в качестве основной задачи ставят модернизацию транспортной инфраструктуры, которая в инновационном сценарии выполняется более быстрыми темпами и завершается к 2018-2020 гг. При консервативном развитии проблема в основном решается к 2025 г., но сохраняются узкие места. В инновационном сценарии наряду с повышением расходов на транспортную инфраструктуру предусмотрено и увеличение затрат на здравоохранение и науку. Заложен рост благосостояния граждан. Так, если сейчас средний класс, а это, по оценке Минэкономразвития, население с доходом в 6 прожиточных минимумов или в 1240 долл., составляет 22% всей численности россиян, то к 2020 г. этот показатель должен увеличиться до 37 и к 2030 - до 50%. Госдолг к 2030 г. не превысит 20-25% ВВП. При этом нефтегазовые доходы бюджета по сравнению с 2012 г. сократятся в 2 раза и составят 5,3% ВВП. В то же время общий их уровень не снизится. Да, чудес не бывает и этот «невеселый» прогноз говорит о том, что экономика России крайне инерционна и даже при больших доходах от продажи нефтегазовых ресурсов сдвинуть ее чрезвычайно сложно.
Расчеты, выполненные Минэкономразвития РФ, позволяют взглянуть и на будущее Беларуси, экономика которой во многом зависит от условий хозяйствования на Едином экономическом пространстве, и особенно от взаимоотношений с Россией. В стоимостном выражении белорусский импорт из России превышает 55% его общего объема и почти на 70% имеет сырьевой характер. Это сырая нефть, 57% импортируемых нефтепродуктов, 82,5% - синтетического каучука. Из важнейших видов закупаемой готовой продукции значительный удельный вес имеют российские поставки только труб из черных металлов (66,2%), проводов изолированных и кабелей (88%), грузовых автомобилей (48%). Удельный вес всех остальных видов российской продукции в белорусском импорте составляет от 2,4 (машины и механизмы для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур) до 23,8% (растительное масло).
Влияние на результаты хозяйствования оказывают не только цены на сырье, но и объемы поставок. Сокращение экспорта в Беларусь сырой нефти в 2010 г. на 31,6% и нефтепродуктов на 76,2% привело к резкому в 2011 г. дефициту валюты и девальвации белорусского рубля к доллару США в 2,8 раза. И только увеличение в прошлом году поставок нефти на 5,7 млн. т, или на 38,8% к уровню 2010 г. и нефтепродуктов на 4,1 млн. т, или в 3,6 раза позволило стабилизировать ситуацию и завершить год с сокращением отрицательного сальдо на 4,1 млрд. долл., или до 9,5% ВВП.
Иными словами, экономика Беларуси тоже в полном объеме зависит от цен на нефть, объемов и условий поставок, которые на Едином экономическом пространстве пока не закреплены четкими договорами, и, следовательно, могут ежегодно пересматриваться. К тому же в отличие от России у Беларуси нет необходимых финансовых ресурсов для инновационного пути развития. Тем не менее, жизнь заставляет ускоренно принимать решения о позиционировании экономики в международном разделении труда. Ранее мы писали о необходимости реорганизации промышленности и специализации ее на комплектующих для российских ТНК.
Немало сказано и о целесообразности создания рабочих мест в экономике услуг и особенно в сфере транспортной инфраструктуры. Сегодня хотелось бы акцентировать внимание на развитии потенциала малого и среднего бизнеса. Для его реализации нужны институциональные преобразования. И среди них наиболее важно в ближайшие годы достигнуть единства правительства, банков и бизнеса. По сути должен заработать кооператив из названных участников. Только в том случае, если его члены будут доверять и помогать друг другу, можно говорить об эффективном преобразовании экономики. К сожалению, это наиболее узкое место как в России, так и в Беларуси. Низкая оплата труда в аппарате управления порождает не только вымывание специалистов, но и определенную зависть к доходам предпринимателей. В России это компенсируется коррупцией, а в Беларуси как результат - затягивание элементарных решений, а порой и дискриминация людей, занимающихся бизнесом, которая проявляется в отношениях с чиновниками, распределении заказов, доступности к сырью, материалам, ужесточении фискальной политики. Зависть никогда не способствовала делу. За рубежом работодатель, создавший 10 рабочих мест - уважаемый человек. У нас же нередко - субъект, которого не пинает только ленивый. То, что этому должен быть положен конец - аксиома, с реализации которой и должны начинаться институциональные преобразования.
Важно создать и реальную избыточность трудовых ресурсов за счет высвобождения неэффективно занятых на государственных предприятиях. Это не только снизит издержки и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции, но и сформирует базу для привлечения трудоспособного населения в малый и средний бизнес.
За прошедшие два десятилетия в Беларуси не удалось создать достаточный объем частных капиталов. Между тем, для открытия даже малого предприятия нужно не менее 20 тыс. долл. Необходимо расширить для бизнеса возможности получения заемных средств, половину оплаты за которые должно взять на себя государство.
Следует больше создавать бизнес-инкубаторов, технопарков, сервисных зон, зон развития новых и высоких технологий, технополисов, поощрять субконтрактацию.
Только системный подход к трансформации экономики позволит Беларуси занять достойное место в рамках ЕЭП и в международном разделении труда.