Станислав ДАШКО, директор ОДО "Мозырьтеплозащита"
Концепция промышленной политики, доработкой которой занимается сейчас правительство, должна быть направлена не только на либерализацию рынка. Есть секторы, где начались процессы деградации и требуется повысить уровень государственного регулирования, убежден директор ОДО «Мозырьтеплозащита» Станислав ДАШКО.
- Станислав Иванович, принято считать, что сегодня в экономике Беларуси «государства слишком много». А вы, руководитель и владелец частного предприятия, ратуете за то, чтобы его стало еще больше. С чем связана такая позиция?
- Давайте сразу определимся: я говорю только о той сфере, в которой работаю уже около 30 лет. Это огнеупорная футеровка и высокотемпературная тепловая изоляция промышленных тепловых агрегатов (печи, топки, котлы), а также строительство кирпичных дымовых труб. Здесь я вижу ситуацию в развитии, могу сравнивать, «что было и что стало», и каковы тенденции на перспективу.
Во времена СССР у нас было Министерство специальных строительных работ - Минмонтажспецстрой БССР, в состав которого и входило специализированное управление «Тепломонтаж» (Минское СУ «Тепломонтаж»). Оно состояло из 8 территориальных участков, одним из которых, Мозырским, руководил я. Управление выполняло все вышеуказанные специальные работы. Квалификация рабочих и инженеров требовалась высочайшая. Асами становятся после 10-30 лет работы. Сегодня в стране таких специалистов осталось не более 20-30. Существовали научная база, квалифицированное проектирование огнеупорных футеровок, единая система нормирования и цен.
После распада СССР СУ «Тепломонтаж» вошло в состав Министерства архитектуры и строительства. Спрос на огнеупорные работы упал, новое руководство СУ переключилось на общестроительные. Специалисты перешли в другие фирмы, ушли на пенсию, иссяк приток молодежи. Фактически можно констатировать профессиональную смерть предприятия.
Сегодня огнеупорная футеровка держится буквально на 2-3 частных предприятиях, возникших на обломках бывшего монополиста СУ «Тепломонтаж». Уйдут они с рынка (а такая опасность реальна), и важнейшее направление будет отдано зарубежным конкурентам, которые, естественно, будут диктовать свои цены и условия сотрудничества. Ситуацию может изменить только активная позиция государства.
Теперь что касается госрегулирования. Несколько лет назад было отменено лицензирование деятельности, связанной с огнеупорной футеровкой и строительством дымовых труб. Разумеется, с самыми благими намерениями. Планировалось, что такими работами смогут заниматься любые СУ и ПМК. Конкуренция снизит цены, повысит качество. Только ничего похожего не получилось.
Отмена лицензирования привела к тому, что экономные заказчики стали доверять футеровку неспециалистам, которые «лепили» ее как попало и из некачественных материалов, а у профильных компаний сократились объемы работ.
Нельзя «по щучьему велению» постичь десятилетиями накапливаемый опыт и знания, создать династии огнеупорщиков, приобрести и научиться пользоваться сложным специфическим дорогостоящим оборудованием. Видите, у меня полшкафа книг по профильной тематике, которых сегодня уже и негде купить. Такая библиотека в республике есть, может быть, еще у десятка специалистов, половина из которых отошла от активной деятельности. Так вот, чем больше я «въезжаю» в эту науку, а делаю это уже 28 лет, чем больше общаюсь с учеными, коллегами из России и других стран, тем больше понимаю, как мало знаю, и насколько мы в Беларуси отстали в этой области.
Поэтому убежден, что государственное регулирование в некоторых сферах необходимо, пускать на самотек такие специфические отрасли как наша, - значит их погубить. Думаю, государство в лице Минстройархитектуры вмешается в ситуацию и исправит ее.
- Но, вероятно, есть и сферы, где государственное вмешательство желательно ограничить?
- Конечно. Например, кому нужна тотальная «тендеризация», которая отнимает время, тонны бумаги, деньги и у заказчика, и у подрядчика.
Еще пример. Не так давно отменены отчисления в «инновационный фонд» в размере 13,5% стоимости выполненных работ, которые предназначались для «обновления материальной базы строительных предприятий». Получается, за несколько лет мы содрали с предприятий-заказчиков огромные деньги, за счет которых многие государственные строительные организации купили себе новенькие краны, автомобили, ну и, конечно, шикарные иномарки. Частным предприятиям из этого фонда не досталось ни гроша. Сегодня мы используем изношенные до предела, устаревшие оборудование и машины. Есть информация, что в недрах Совмина зреет план запретить использование грузоподъемных машин с истекшим сроком эксплуатации. А это 100% наших автокранов.
И вообще, кто придумал делить предприятия на касты по виду собственности?! Очень хочется надеяться, что после недавнего выступления Президента в этом вопросе будет больше порядка и справедливости.
- Кто ваши заказчики и конкуренты?
- Из наиболее крупных белорусских заказчиков назову Мозырский НПЗ, БМЗ, ОАО «Гомельстекло», Гомельский химзавод, Центролит, БелАЗ, Белцветмет (Минск), Кричевцементношифер, предприятия тепловых сетей. В России сотрудничаем с Нижегородским НПЗ (Кстово), Ростовским электрометаллургическим заводом, Литейно-прокатным заводом в г. Ярцево Смоленской области, Куйбышевским НПЗ (Самара).
Обычно заказчики или генподрядчики сами нас находят и предлагают работу. При строительстве трубопрокатного цеха на БМЗ в 2006 г. вопрос выбора подрядчика на футеровку нагревательных печей решался в высоких кабинетах волевым порядком. За работу - сверхсложную и сверхтяжелую - мы получили благодарность от первого вице-премьера Владимира Семашко.
В целом белорусский рынок делим с СООО «Теплохиммонтажзащита» (Гродно). При необходимости объединяем усилия и делаем объекты вместе.
Есть и настораживающие тенденции. Одна украинская компания, собравшая огнеупорщиков со всей страны, пару лет назад выиграла тендер на ОАО «Гомельстекло». На БМЗ нас стремятся потеснить российские конкуренты. Непонятно мне одно: неужели у государства так много лишней валюты, чтобы импортировать работы, которые с тем же качеством, но в 2-2,5 раза дешевле могли выполнить отечественные предприятия? И неужели отвечает интересам государства ситуация, когда иностранные конкуренты выдавливают с рынка отечественного производителя?
- В последнее время вашей компании удалось расширить свое присутствие на зарубежных рынках. Какие для этого использовались маркетинговые инструменты?
- Самостоятельно пробиться на рынок таких специфических работ небольшой компании совершенно нереально, обязательно нужен партнер, который проложит туда дорогу. Мы такого партнера нашли в лице английской компании York Linings International Limited. По договору субподряда с ней в прошлом году выполнили работы стоимостью более 600 тыс. долл. по огнеупорной футеровке установки каталитического крекинга на нефтеперерабатывающем заводе в Нижегородской области (Кстово). От заказчика получили благодарность, от британского партнера - новые контракты на аналогичную работу для НПЗ в Сызрани и Самаре. Дело идет к тому, что в России мы станем главными подрядчиками по строительству каталитических крекингов нового типа.
Исходя из нашего опыта, могу сказать, что если Минстройархитектуры всерьез ставит цель наращивания экспорта строительных услуг, то нам надо создавать по всем направлениям инжиниринговые фирмы или, может быть, профессиональные ассоциации, чтобы они прокладывали для производителей дорожки на зарубежные рынки.
- Станислав Иванович, ваше частное предприятие, несмотря на все трудности, стало одним из лидеров рынка. Как вы начинали свой бизнес? Что считаете главным для достижения успеха?
- В середине 90-х гг. начать бизнес было очень просто. Для создания стартового капитала каждый из нас, нескольких учредителей, внес сумму, примерно равную месячной зарплате. В те лихие годы среди коммерсантов было модным покупать дорогие иномарки, ездить на такси из Мозыря в Гомель, поужинать в ресторане. Мы же личные потребности максимально ограничивали, покупали инструмент, грузовики, краны. Не проедать прибыль, а инвестировать - и предприятие будет нормально развиваться. Вот вам самая верная формула успеха.
Хотя, повторюсь, важны и внешние условия деятельности. Не может такая высокотехнологичная сфера как теплозащита быть предоставлена сама себе. Чтобы в ней и бизнесу было хорошо, и заказчики могли получить полный спектр качественных услуг, требуется повысить уровень государственного регулирования и защиты отечественного производителя.
ОДО «Мозырьтеплозащита»
247760, Гомельская обл., г. Мозырь-11, промзона «Михалки»
Тел.: +375 2351 93127
Тел./факс: +375 2351 93149
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.