Сергей ОРЛОВ, главный инженер ОАО "Завод железобетонных конструкций"
Снижение внутреннего спроса на строительные материалы молодечненское ОАО «Завод железобетонных конструкций» уже в нынешнем году рассчитывает компенсировать, увеличив экспорт и расширив гамму выпускаемой продукции. О том, как в ответ на новые вызовы меняется стратегия предприятия, рассказывает главный инженер предприятия Сергей ОРЛОВ.
- Сергей Леонидович, в марте завод ЖБК отметил полувековой юбилей. Хороший повод для анализа пройденного пути. Какие его вехи представляются вам наиболее значимыми?
- Самое главное, пожалуй, то, что у нас никогда не было остановок в развитии. Решалась одна задача и тут же ставилась новая, более крупная. Надо сказать, что и государственные органы, видя постоянную целеустремленность коллектива в наращивании объемов производства, повышении качества продукции, снижении ее себестоимости активно поддерживали планы модернизации завода.
Особенно масштабной была программа 2007-2008 гг., когда с использованием инвестиционных кредитов мы первыми в республике закупили и установили итальянскую линию по производству плит пустотного настила. С тех пор завод стал безусловным лидером отрасли, как раз это обстоятельство помогает нам сегодня удерживать стабильную долю внутреннего рынка и параллельно наращивать экспортные продажи.
- В чем особенности ваших пустотных плит?
- Прежде всего в том, что им можно придать любую конфигурацию. Кроме того, плиты могут иметь большую длину и сейчас, например, мы получаем заказы в основном на 7-9-метровые изделия.
Еще одно важное преимущество завода - мы готовы работать не только с массовыми сериями. Требуется 3-5 блоков, плит с индивидуализированными параметрами? Пожалуйста, мы их сделаем. Причем используется в основном дешевая деревянная опалубка, так что цена в любом случае не будет «кусаться».
- Сейчас на заводе начинается выпуск новых изделий. Каких?
- Наша маркетинговая служба тщательно изучила внутренний и внешние рынки стройматериалов. Свободных ниш на них мало, конкуренция очень жесткая. Те же плиты предлагают десятки профильных предприятий, естественно, идет игра на понижение цены. Поэтому мы решили сделать ставку на не вполне традиционную продукцию: готовимся к производству аэродромных плит и специально для российского рынка будем выпускать сваи, спрос на которые постоянно растет.
- Кто сегодня основные партнеры завода на внешних рынках?
- В России крупные компании либо создали свои профильные производства материалов, либо имеют устойчивые связи с отечественными поставщиками. Стать партнерами грандов отрасли для белорусских заводов - трудновыполнимая задача. Нельзя также не учитывать активное развитие монолитного домостроения, где плиты не используются.
Но это не значит, что доступ на рынок России наглухо закрыт. Есть и другие ниши, например, - индивидуальное жилищное строительство. Как раз в ней наш завод имеет возможность реализовать свои технологические преимущества: предложить минимальные по объему партии балконных плит и других изделий любой геометрии. К тому же маленькие частные фирмы, строящие коттеджи, очень отзывчивы на снижение цены. А наша дельта оказывается такой, что обеспечивает хорошую логистику поставок из Молодечно вплоть до Калининграда и Санкт-Петербурга.
Поэтому на огромном пространстве Северо-Западного региона России у нас всегда есть возможность найти покупателей. И если в 2010 г., когда внутренний рынок был на подъеме и цель развития экспорта даже не ставилась, мы заработали 45 тыс. долл., то в 2011 г., фактически только за второе полугодие, - 292 тыс.
- Ради привлекательной для соседей цены заводу, вероятно, приходится соглашаться на минимальную рентабельность продаж?
- Я бы так не сказал. В 2010 г. рентабельность продаж была 1,87%, в прошлом - 4,6%, рентабельность реализации продукции составила соответственно 1,92 и 5,8%. Причем улучшились эти показатели в основном не за счет роста цен, а благодаря снижению себестоимости.
Тут сработало несколько факторов. Прежде всего, уже упоминавшиеся мною современные технологии. Второе - активный маркетинг. К примеру, российский цемент сегодня дешевле отечественного, и наши маркетологи оперативно нашли выгодных партнеров, отработали схему поставок. Серьезную экономию дало создание на заводе производства полного цикла. У нас собственный песчаный карьер, сами делаем опалубку, в том числе деревянную, основную оснастку. Особая тема - энергосбережение. В процессе реконструкции были установлены современные котлы, компрессоры, другое оборудование, проложили предварительно изолированные трубы на всех теплотрассах, поместив их в короба. Результат: за последние годы расход теплоэнергоресурсов на единицу выпущенной продукции снизился на 10-12%.
- Насколько помогло внешнеэкономической деятельности завода создание Таможенного союза?
- ТС - это ключ к экспорту. При полном таможенном оформлении, да еще с уплатой пошлин внешнеэкономическая деятельность для нас, скорее всего, вообще потеряла бы смысл.
И все же я не могу сказать, что механизм ТС доведен до совершенства. Например, ситуация с перевозками грузов железнодорожным транспортом в последнее время усложнилась. Российские вагоны принадлежат различным компаниям, возвращать их приходится порожняком, в то время как срочные грузы ждут «правильного» подвижного состава. Проблема, скорее всего, в недостаточном развитии инфраструктуры логистики, пока же из-за транспортных нестыковок страдаем и мы, и потребители.
- Многие предприятия строительной отрасли испытывают острый дефицит кадров - люди выезжают на заработки в Россию. Сталкивается ли с этой проблемой завод ЗЖК?
- Текучесть кадров на предприятии пока остается в рамках допустимой, кто-то из работников увольняется, на их место приходят новые. К сожалению, пока мы не имеем возможности полностью компенсировать людям прошлогодний инфляционный скачок, средняя зарплата в апреле составила порядка 3,3 млн. руб. И все же не только зарплатой определяется привлекательность рабочего места. Важны и здоровый моральный климат в коллективе, и социальный пакет. Все наши работники имеют возможность питаться в заводской столовой, причем 15 тыс. руб. стоимости обеда им компенсируется. Не отказались мы и от традиционных разовых выплат к свадьбе, юбилею и т.д. Собираемся строить дом, квартиры в нем будут продаваться по себестоимости либо сдаваться в аренду.
- Есть ли у завода планы, связанные с приватизацией?
- Нам надо продолжить программу модернизации, оперативно и в полном объеме финансовые ресурсы для нее может дать только инвестор. Понимают это и в Госкомимуществе, которое включало общество в план приватизации на 2011 г. Однако ни один потенциальный партнер нашими акциями не заинтересовался, и это при том, что наш бренд, несомненно, имеет высокую стоимость. Но завод арендует несколько цехов у соседнего, тоже государственного предприятия, оказавшегося банкротом. А аренда - это не собственность, в любой момент нас могут попросить освободить помещения, в которых размещена едва ли не треть основных фондов. Любой инвестор это обстоятельство учитывает, и мы ему сразу перестаем быть интересны.
Вынужденные арендные отношения препятствуют не только приватизации. Совершенно непонятен смысл перекладывания денег из одного государственного кармана в другой, ведь больше их от этого не становится. А разве справедливо, что завод фактически заставляют платить за создание дополнительных рабочих мест? Искажается и общая картина деятельности предприятий, у нас экономическая эффективность искусственно снижается, у кого-то так же искусственно повышается.
В полувековой истории нашего предприятия были разные, в том числе сложные периоды, но его коллектив всегда находил возможность адекватно отвечать на вызовы времени. Сегодня у нас также есть уверенность, что временное падение внутреннего спроса удастся компенсировать активными продажами на внешних рынках и завод, безусловно, сохранит свои позиции одного из лидеров строительной отрасли Беларуси.
ОАО «Завод железобетонных конструкций»
222310, г. Молодечно, ул. Рабочая, 5
Тел.: (+375 176) 75-13-34
Факс: (+375 176) 75-19-02
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
http://www.jbk.belarusinfo.by/