Иван ЮХНО, директор ОАО "Поставский молочный завод"
В последнее время белорусские аграрии демонстрируют впечатляющие успехи в наращивании экспорта продовольствия. Особенно хорошо, судя по сообщениям СМИ, обстоят дела у производителей молочной продукции. Но если заглянуть на сайт ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», получившего эксклюзивное право на совершение экспортных сделок с большим набором продуктов питания, то вырисовывается довольно-таки странная картина. К примеру, по сливочному маслу с августа прошлого по март нынешнего года контракты почти не заключались. Такими же малорезультативными в последние месяцы были торги по казеину. В причинах сложившейся ситуации попробуем разобраться чуть позже, пока же выясним, как она отразилась на производителях и переработчиках молока.
ОАО «Поставский молочный завод» (бренд «Поставы городок») - один из активных и успешных белорусских экспортеров молочной продукции, поэтому на его примере особенно хорошо видны уже имеющиеся и будущие последствия «биржевого затора». Но сначала - несколько слов об этом уникальном не только для Беларуси, но и для всего СНГ предприятии. Кефир на грибках
Эпитет «уникальное» в данном случае не содержит ни малейшего преувеличения. Можно назвать несколько видов продукции, которые имеют на рынке немного аналогов. Например, для изготовления кефира используется крайне редкая ныне классическая технология естественного брожения «на грибках», благодаря которой, по отзывам покупателей, этот напиток «сохранил вкус детства». Что касается сыров, то в результате использования опять же традиционных технологий они содержат все необходимые аминокислоты и обладают исключительно высокой биологической ценностью. Таких сыров в Беларуси больше никто не выпускает.
Уникальны не только вкусовые свойства поставской молочной продукции, неординарно ее качество, эффективная борьба за которое ведется на всех этапах производственного цикла. Хозяйства сырьевой зоны завода до 60% молока продают сортом «экстра», перерабатывается оно, как уже говорилось, по лучшим классическим технологиям, причем на заводе еще более 10 лет назад были внедрены системы управления качеством продукции ИСО-9001 и НАССР. Бренд «Поставы городок» - постоянный участник белорусских и зарубежных тематических выставок, и буквально на каждой из них бывает отмечен престижным дипломом. Таких наград собралось уже около двух десятков. Остается добавить, что на заводе проведена глубокая модернизация, позволившая только за последние 7 лет увеличить выпуск продукции в 4 раза. В настоящее время ведется строительство цеха мощностью 20 т сыра в сутки.
Просто какой-то пат Словом, благодаря огромным собственным усилиям, активной поддержке государства, предоставившего инвестиционные кредиты, коллектив предприятия сегодня занимает исключительно сильные позиции как на внутреннем, так и на внешних рынках. Но при этом завод попал в ситуацию, которую правильнее всего будет назвать патовой: имеется первоклассная продукция, есть спрос на нее и нет возможности нормально торговать, зарабатывать валютную прибыль. Рассказывает директор Иван ЮХНО:
- Производителям молочной продукции сегодня запрещено продавать на экспорт большинство ее видов иначе, чем через БУТБ. И это вполне разумный подход, ведь биржевой механизм дает возможность получить за товар максимальную цену. Но только в том случае, когда он работает. У нас же по сливочному маслу в течение 7 месяцев, с августа 2011 г. по март нынешнего года, на бирже не было заключено ни одного контракта, хотя торги проходили регулярно два раза в неделю. Получается, что биржа у нас перестала быть торговой площадкой, а превратилась в выставку товаров.
- Вероятно, была заявлена слишком высокая цена?
- Как известно, экспортные цены на молочные продукты у нас индикативные, устанавливает их Министерство сельского хозяйства и продовольствия. К примеру, в прошлом году, когда рыночная цена на масло колебалась около 4 долл. за 1 кг, белорусская продукция предлагалась по 4,5-4,8 долл. и, естественно, покупателей на нее не находилось. Они делали выбор в пользу производителей Австралии, Новой Зеландии, Нидерландов…Что в таких условиях предпринимает продавец? Конечно же, снижает цену! Не знаю, почему это не было сделано, но результат получился следующий. В тех объемах, в которых заводы производили масло, внутренним рынком оно не было востребовано, стали образовываться складские запасы, и в феврале Минсельхозхпрод буквально сбросил более 7,5 тыс. т продукта по 3,1 долл. за т, а затем с 1 апреля резко - до 3,5 долл. - повысил цену. Торговля опять замерла, с начала апреля не прошло ни одной сделки.
Такая же картина по казеину. Биржевая цена на него заявлена чрезмерно высокая, сделок нет, продукция остается на складах.
Виновен в том, что хочет выжить - Какая-то очень странная ситуация. Ведь, не имея продаж, предприятие, вероятно, несет убытки?
- Еще какие! За последние месяцы мы потеряли практически всю оборотку. Чтобы оплатить сырье, вовремя дать людям зарплату, вынуждены брать дорогие коммерческие кредиты. Наше еще недавно финансово вполне успешное предприятие в случае, если экспорт останется закрытым, рискует оказаться банкротом. И виноват в этом будет не наш коллектив, а руководство Мисельхозпрода и биржи.
Да, мы государственное предприятие и представитель собственника имеет полное право устанавливать на нашу продукцию такие цены, какие считает нужным. Но делать это он должен разумно, квалифицированно, и если товар, несомненно, качественный, востребованный не продается, то надо маневрировать ценой. Представитель собственника волен по каким-то своим соображениям вообще остановить экспорт той или иной продукции, но в этом случае он обязан покрыть предприятию возникшие в результате такого решения убытки. Между тем никакой ответственности за свои действия в нашем случае Минсельхозпрод не несет. Вот что я считаю совершенно неправильным.
Непонятна мне в данном случае и позиция биржи. Она создана для того, чтобы торговать, получать финансовый результат. Если торги многие месяцы оказываются «нулевыми», проводите мониторинг, ищите причину, показывайте тем, кто формирует цены, их ошибки. Вместо этого руководство биржи шлет возмущенные письма нам. Повод - мы провели несколько небольших внешнеторговых сделок через ЗАО «Мясомолочная компания». Действительно, тем самым было нарушено требование осуществлять экспорт исключительно через БУТБ, но нарушено вынужденно, потому что биржа не выполняет свои функции. При этом фактически ставит нам, производителям, в вину то, что, оказавшись в абсолютно безвыходной ситуации, мы стремимся хоть как-то выжить.
- Иван Юльянович, может быть, позиция Минсельхозпрода и биржи продиктована заботой о внутреннем рынке, стремлением в первую очередь его насытить качественной продукцией по доступным ценам?
- На внутреннем рынке сливочного масла, сыра, другой молочной продукции сегодня вполне достаточно. Проблема в том, что белорусы вообще потребляют ее мало. Например, на одного жителя Франции в год приходится 18 кг сыра, в среднем на западноевропейца - 16, на жителя нашей страны - около 2 кг. В этом плане нам, конечно, есть куда расти, но рекламой здорового образа жизни должны заниматься не только производители, красивым словам которых потребитель не очень-то доверяет, а государство в лице, например, Минздрава. Пока такой активной политики по оптимизации рациона белорусов мы не видим. Соответственно не приходится рассчитывать на быстрый рост внутреннего рынка молочных продуктов, нет и необходимости в расширении на него поставок. Мне самому очень хотелось бы понять логику действий руководителей Минсельхозпрода, блокирующих экспорт молочной продукции. Может быть, они расскажут о ней на страницах вашего журнала?
От редакции Редакция планирует направить соответствующие запросы в Министерство сельского хозяйства и продовольствия, а также на Белорусскую универсальную товарную биржу и опубликовать ответы в ближайших номерах журнала.
ОАО «Поставский молочный завод»
211875, Витебская обл., г. Поставы, ул. Крупской, 84
Тел.: (02155) 42680, 42476
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.moloko.by