Александр МИКАЛУЦКИЙ, генеральный директор ОАО "Речицкий комбинат хлебопродуктов"
Реструктуризация сегодня необходима не только белорусской промышленности, не меньше нуждается в ней для повышения своей эффективности и сельское хозяйство. Одним из направлений такой работы стало создание фактически агрохолдингов на базе комбинатов хлебопродуктов. Например, ОАО «Речицкий комбинат хлебопродуктов» объединило под своим брендом три СПК и ЧУП (когда-то это была территория 12 колхозов), расположенные в Речицком, Светлогорском и Буда-Кошелевском районах. И хотя процесс формирования новой структуры еще далеко не завершен, преимущества многопрофильного производства полного цикла уже очевидны и для переработчиков зерна, и для аграриев, считает директор комбината Александр МИКАЛУЦКИЙ.
- Александр Викторович, присоединение к комбинату колхозов было для них одной из форм государственной помощи?
- Такое утверждение не вполне корректно. К примеру, одно из самых сильных сельхозпредприятий Гомельской области - «Советская Белоруссия» - имело развитую производственную базу, хорошую прибыль. Хотя большинство присоединившихся хозяйств, безусловно, нуждалось в серьезной поддержке, и комбинат, получая от государства инвестиционные кредиты, смог ее оказать.
Только за три последних года мы инвестировали в аграрный сектор более 126 млрд. руб., и эти вложения дали реальную отдачу. Например, производство мяса увеличилось в 1,2 раза - до 11,8 тыс. т, молока - в 1,3 раза, зерна в прошлом году получено 29 тыс. т, прирост за 5 лет почти двукратный. Совершенно иной стала экономика сельхозпредприятий. Рентабельность земледелия составляет в среднем 2-5 %, животноводства - 5-8 %. А ведь процесс реформ еще далеко не закончен, в ближайшие 3 года в аграрные основные фонды за счет собственных средств комбината и государственных кредитных ресурсов предстоит вложить не менее 20 млрд. руб.
Главную цель объединения можно охарактеризовать одним словом - «эффективность». Основным же инструментом решения этой задачи стало создание производства полного цикла.
- Как бы вы охарактеризовали основные преимущества такой системы?
- Что касается комбината, то он получил очень хороший рынок сбыта своей продукции. На внутреннее потребление идет более трети общего объема произведенных комбикормов. Причем это поставки, по которым мы получаем гарантированную оплату, что для комбината исключительно важно, ведь проблема дебиторской задолженности сегодня стоит в ряду наиболее злободневных. Только в последние месяцы благодаря жесткой принципиальной позиции, занятой губернатором В.А.Дворником и его первым заместителем А.В.Барановым, в области начала складываться практика, когда в зачет комбикормов идет продукция, поставленная СПК на мясоперерабатывающих и молочные заводы, и мы получаем от них живые деньги. Этот своеобразный бартер улучшил ситуацию с расчетами.
В свою очередь СПК после вхождения в состав комбината получили гарантию поставок комбикормов, была нормализована работа всей животноводческой отрасли - основы финансовой стабильности аграриев.
Естественно, производство полного цикла ориентировано не только на внутренний спрос, оно позволяет существенно увеличить поставки на «внешние» рынки преимущественно готовой продукции. Сегодня на комбинате создается новая отрасль - перерабатывающая. В частности, в филиале «Советская Белоруссия» завершается реконструкция мясоперерабатывающего завода мощностью 10 т продукции в сутки. Будем выпускать разнообразные колбасные изделия, копчености, полуфабрикаты. Опять же, замечу, проект стоимостью более 5 млрд. руб. по силам реализовать только действительно крупному комбинату; самостоятельно аккумулировать такую сумму любому из наших структурных подразделений просто нереально. Вот вам еще один «плюс» объединения.
Политика создания производства полного цикла проводится и в растениеводстве, ведь зерно - основная составляющая в комбикормах. Хозяйства также расширяют площади под рапсом и подсолнечником, переработка первого уже освоена, выпуск подсолнечного масла начнем в ближайшие месяцы. Недавно закупили и начали устанавливать дополнительное оборудование для шелушения семечек. В производстве новой продукции заинтересовано любое предприятие, для нас же в данном случае выигрыш будет двойной. Во всем мире сейчас снижается потребление ржаной муки, и нашему комбинату, специализирующемуся на ее производстве, приходится искать замену теряющему популярность товару. Масло, спрос на которое постоянно растет, в этом отношении - идеальный вариант. Кроме того, рапсовый и подсолнечный жмых, образующийся при переработке сырья, - важнейший белковый компонент комбикорма. В настоящее время мы покупаем его за валюту, теперь же будем иметь свой.
- Производство полного цикла будет включать и собственную торговую сеть комбината?
- Обязательно! В Речице такая сеть под брендом «Золотая нива» уже существует: 5 специализированных «мясных» магазинов, 5 торговых точек на рынке и 6 передвижных точек. Как раз через фирменную торговую сеть преимущества крупного предприятия проявляются наиболее ярко. Вся мясная продукция у нас свежайшая, проходят буквально считаные часы до того, как она уже попадает на прилавок. На свинокомплексах применяется минимум кормовых добавок, покупателям мы предлагаем фактически натурпродукт, причем по минимальной цене. Сегодня, например, килограмм первосортной свинины в нашем магазине стоит на 10-15% дешевле, чем у любых конкурентов. Подчеркну, что цену снижаем за счет себестоимости, а не рентабельности. Она у нас по торговле превышает 7% при средней надбавке 18%.
- Магазины комбинат в основном арендует или строит?
- Мы считаем, что фирменная торговая сеть - лицо предприятия, которое должно быть ярким и привлекательным. К сожалению, достойные предложения на рынке аренды сегодня отсутствуют. Приходится выкупать участки в тех местах, где нам необходимо - в центре города, новых микрорайонах - и строиться. Да, это дорого, но затраты окупаются в течение 2-2,5 лет. Ассортимент у нас привлекательный и постоянно расширяется, прежде всего, за счет собственной продукции. Соответственно растет и оборот. В 2010 г. начинали с 6 млрд. руб., в прошлом - доросли до 28 млрд., план текущего года - 40 млрд. Если всерьез стремиться развивать бренд, завоевывать потребительский рынок, то в инвестиционных планах фирменная торговая сеть, безусловно, должна стоять на первом месте.
- Низкая себестоимость, отменное качество, востребованный ассортимент продукции - что еще надо для активной экспансии на внешний рынок?
- Комбинат имеет довольно прочные позиции на рынке России главным образом как раз благодаря высокому качеству продукции. Многие хлебопекарные предприятия, дорожащие своей маркой, предпочитают использовать именно речицкую муку. Говорят, хлеб из нее получатся особенно вкусный, требует минимум пищевых добавок.
И все же, предлагая только муку и комбикорм, невозможно заметно расширить присутствие на внешних рынках. Гораздо больше возможностей для этого дают поставки продукции животноводства. После окончания реконструкции нашего мясоперерабатывающего завода сможем выйти на рынок России с продукцией, которая будет абсолютно конкурентоспособна как по цене, так и по качеству. В планах на 2013 г. - заработать 3 млн. долл., увеличив этот показатель по сравнению с годом нынешним в 1,2 раза.
ОАО «Речицкий комбинат хлебопродуктов»
247500, Гомельская обл., г. Речица, ул. Фрунзе,1
Тел.: (02340) 4 19 36
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
http://rkhp.by