Юрий ГАЙДУК, заместитель директора юридической фирмы «Шерстнев и партнеры», кандидат юридических наук Ведение за рубежом бизнеса в рамках холдинга позволяет не только расширить сферу деятельности, получить выход на новые рынки, оценить свою продукцию по мировым стандартам, но и оптимизировать финансовые потоки компании. В целом холдинговая структура, прежде всего, является эффективным инструментом владения и управления крупными разнородными активами.
«Инвентаризация»
В Беларуси сейчас работают 47 производственных объединений, 4 концерна и порядка 40 структур, которые именуют себя холдингами, причем на вполне законном основании. Так, ст.ст. 105 и 106 ГК Республики Беларусь регулируют правовой статус дочерних и зависимых обществ, что соответствует «холдинговому» содержанию деятельности головных компаний, в состав которых входят такие общества. К подобным холдингам можно отнести ОАО «МАЗ», «БелОМО», «Минский моторный завод», «Амкодор» и др.
Весной нынешнего года было объявлено о создании еще одной холдинговой компании. Головным предприятием ее стало борисовское ОАО «БАТЭ», а всего в состав объединения влилось 14 предприятий, производящих автокомпоненты, в их числе гродненское ОАО «Белкард», борисовское ОАО «Автогидроусилитель», предприятие, производящее кабельную продукцию, и др.
До конца этого года планируется образовать холдинг на «площадке» концерна «Белнефтехим». Предпринимается попытка создать на базе МАЗа управляющую компанию совместного транснационального холдинга корпорации «Русские машины» (прежде всего, подчиненной ей группы ГАЗ) и Минского автомобильного завода.
Рассматривается возможность присоединения Смолевичской бройлерной птицефабрики к агрохолдингу «Серволюкс», который может стать крупнейшим производителем куриных окорочков в Беларуси, а с запуском фабрики под Смоленском - одним из ведущих игроков и в Едином экономическом пространстве. В этой связи у бренда «Братья Грилль», принадлежащего крупнейшей в стране Смолевичской бройлерной птицефабрике, может вскоре появиться старший брат - «Петруха».
Что будет после Указа?
В связи с организацией промышленных холдингов возникает закономерный вопрос: создаст ли это почву для эффективного управления предприятиями, а ведь именно на это рассчитывает руководство страны. С данной точки зрения интересно проанализировать нововведения, обозначенные в Указе Президента Республики Беларусь от 13.10.2011 №458 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам создания и деятельности холдингов».
Министерство экономики позиционирует Указ как принципиально важный и значимый для всех субъектов хозяйствования нормативный документ. Во всяком случае, такое мнение неоднократно высказывала заместитель начальника управления совершенствования организационных форм управления Минэкономики Лариса ЛЕВКОВИЧ.
Что же в итоге получилось? Указом №458 расширен перечень участников холдинга. Теперь наряду с хозяйственными обществами и унитарными предприятиями в его состав могут войти любые юридические лица - и коммерческие, и некоммерческие организации. Расширен также перечень оснований создания холдинга. Они могут быть сформированы как на основе договора доверительного управления акциями (долями в уставных фондах) дочерних компаний, так и иного договора, в соответствии с которым управляющей компанией приобретаются права по управлению деятельности дочерних компаний холдинга.
Исходя из этого, делается вывод, что такой подход позволит привлечь к участию в холдингах проектные, научно-исследовательские организации, венчурные компании для реализации инновационных проектов.
Но смогут ли в действительности холдинги быть заманчивыми для, например, венчурных компаний? Чтобы разобраться в этом, приведу небольшой пример.
Согласно подп. 2 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 г. №10 (в редакции от 06.06.2011 г.) «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» инвесторы освобождены от отчислений в инновационные фонды на срок действия инвестиционного договора. Однако Указом Президента Республики Беларусь от 07.12.2009 г. №596 (в редакции от 07.06.2011 г.) «О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов» организации производят отчисления в инновационные фонды, являясь подрядчиками и субподрядчиками, участвующими в реализации инвестиционного проекта. Эти организации включают в стоимость своих работ (услуг) указанные отчисления, фиксируют их в соответствующих актах выполненных работ (услуг) и в соответствии с решением Мингорисполкома от 17 марта 2011 г. №172 «Об инновационном фонде Минского городского исполнительного комитета» производят отчисления в данный фонд.
Складывается противоречивая ситуация, при которой, с одной стороны, инвесторы освобождены от уплаты отчислений в инновационные фонды, с другой - непосредственно производят оплату названных отчислений. При таком подходе бремя оплаты отчислений в инновационный фонд ложится исключительно на инвесторов, т.е. на венчурные компании.
Вот еще один пример, все по тому же Декрету. В соответствии с подп. 2.1 п. 2 инвесторы до государственной регистрации в установленном порядке создания объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, и возникновения прав на них не вправе осуществлять с данными объектами и (или) с предоставленным земельным участком сделки, влекущие переход прав (предусматривающие возможность перехода прав) к иным лицам.
Таким образом, в период строительства и до государственной регистрации создания объектов запрещено осуществление сделок, в которых предусмотрены возможности перехода прав к иным лицам. Такие сделки могут быть осуществлены только после государственной регистрации созданного объекта.
Толкование вышеназванной нормы представителями Минэкономики сводится к тому, что ни один инвестор не имеет права заключать договоры на долевое строительство, поскольку они предусматривают возможность перехода прав на строящийся объект к третьим лицам. К слову, осуществление сделки и заключение договора - понятия разные.
Примеры подтверждают, что, возможно, Указ №458 и является неким прогрессивным документом, но дополнительная нормативная нагрузка, регулирующая деятельность инвесторов, которые могут оказаться в составе холдинга, сведут такую деятельность на нет.
Имущественные проблемы
Появилась, казалось бы, очень хорошая преференция, регулирующая безвозмездную передачу денежных средств, товаров (имущества), имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, работ, услуг (далее - имущество) иным участникам холдинга - резидентам Республики Беларусь (п.12 Указа №458). И соответственно имущество, полученное безвозмездно при исчислении налога на прибыль, не включается в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении.
К сожалению, преференция нивелируется соответствующими практически неприемлемыми для инвесторов требованиями. Например, такая льгота при исчислении налога на прибыль предоставляется только при одновременном соблюдении следующих условий:
• управляющая компания холдинга (собственник) владеет более чем 50% простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга - хозяйственных обществ, передающих и принимающих имущество;
• участники холдинга, передающие и принимающие имущество, не применяют особые режимы налогообложения и не зарегистрированы в качестве резидентов свободных экономических зон;
• участники холдинга, передающие и принимающие имущество, не являются участниками рынка ценных бумаг, производителями алкогольной и табачной продукции, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, не имеют в соответствии с законодательством освобождения (права на неуплату) от налога на прибыль в течение нескольких налоговых периодов;
• полученное имущество используется в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Есть еще один нюанс. Деятельность управляющей компании холдинга по управлению ее дочерними компаниями признается предпринимательской. Это значит, что если на основании договора управляющая компания холдинга приобретает права по управлению деятельностью дочерних компаний, то их руководители, как предполагается, не вправе выполнять те же функции, что и управляющая компания. Иначе она не сможет отнести на себестоимость такую услугу, как управление дочерними предприятиями.
При этом п. 12 Указа №458 определены и функции управляющей компании холдинга. Она:
• выступает от имени участников холдинга в отношениях, связанных с созданием и деятельностью холдинга;
• проводит согласованную финансовую, инвестиционную и производственную политику холдинга;
• разрабатывает планы перспективного развития холдинга.
Цели и преимущества
Холдинги образуются для определенной цели, как правило, - завоевания новых секторов рынка и/или снижения издержек. Эти факторы повышают стоимость компании, ее капитализацию и для достижения данной цели необходима эффективная работа всей системы, а не только управляющей компании.
Кроме того, интегративная политика по отношению к предприятиям в форме холдингов позволяет избежать больших потерь при неэффективной работе или банкротстве нового предприятия. Тактики последовательного присоединения придерживается, например, компания McDonalds. В качестве вклада она передает торговую марку, технологию менеджмента и т.д.
Еще одна цель - объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Создание такого холдинга позволяет снизить общие издержки, достичь ценовой стабильности и, соответственно, повысить стоимость компании. Ярчайший российский пример - создание из Приморской ГРЭС и Лучегорского угольного разреза компании ЛуТЭК, контрольный пакет которой достался РАО ЕЭС России. Цели этого смелого эксперимента были вполне определенные: снизить себестоимость электроэнергии и справедливо распределить деньги между энергетиками и угольщиками. Благодаря такому холдингу объем производства вырос на 6%, себестоимость угля снизилась на 3%, электроэнергии - на 17%, а прибыль возросла на 59%.
При развитии рынка, в том числе и рынка ценных бумаг, процедуры создания холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом:
• путем скупки через брокеров акций, как на биржах, так и на вторичном рынке;
• путем создания управляющей компании, куда учредители передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг. При этом передаваемые акции предприятий обмениваются на эмитированные акции этой компании;
• путем передачи ключевых для данного бизнеса патентов, авторских прав, ноу-хау;
• через процедуру банкротства, например, приобретением долгов предприятия вполне законным способом.
Преимущества и недостатки организации бизнеса в холдинговой форме можно свести к следующему:
1) возможность осуществлять согласованную и эффективную финансовую, инвестиционную, налоговую и кредитную политику, но с неоптимальным налогообложением участников холдинга и без получения каких-либо налоговых льгот;
2) возможность производства конкурентоспособной продукции (работ, услуг) одновременно с наличием защиты для участников холдинга от отрицательного воздействия конкуренции, но с отсутствием внутри холдинга конкуренции, влекущей за собой возможность сохранения нерентабельных производств и снижения экономической эффективности холдинга в целом;
3) имидж крупной и влиятельной интегрированной структуры позволяет лоббировать в правительстве свои интересы, но использование этой стратегии в условиях белорусского рынка может повысить инвестиционные риски;
4) возможность привлечения квалифицированного управленческого, научного, производственного персонала, но в условиях Беларуси с ее глубокой бюрократизацией управления и отсутствием прозрачного нормативно-правового регулирования неизбежны сложности управления холдингами.
Привлечение инвестиций
Как же сделать холдинг инструментом эффективности привлечения внешних инвестиций?
Может быть, изучить европейский законодательный опыт, регулирующий деятельность холдингов? Законодательство многих стран предоставляет соответствующие налоговые льготы при создании холдингов.
Так, в Испании существует ряд налоговых льгот, связанных с отсутствием или низким уровнем налогов на получаемые холдингом от своих дочерних компаний дивиденды; на дивиденды, переводимые холдингом какому-то конечному холдингу; на проценты по займам, которые холдинг может предоставлять своим дочерним компаниям; а также по capital gains tax (налог на прирост капитала по тем пакетам, которыми владеет холдинг).
В 1999 г. в Дании был принят Закон о холдингах, согласно которому с головной датской компании, владеющей более 25% акций иностранной дочерней фирмы на протяжении более 1 года, при получении дивидендов налог не взимается.
С люксембургского холдинга взимается лишь ежегодный абонементный сбор, размер которого не зависит от получаемой прибыли. Отсутствие корпоративного налога и налога на имущество ведет к тому, что налогообложению не подлежат ни прибыль холдинга на вложенный капитал, полученная за время существования предприятия, ни его текущая прибыль. Дивиденды и прочие доходы по процентам выплачиваются акционерам в полном размере. Не облагаются налогом и доходы от спекулятивных сделок. Интересно, что холдинговая компания не представляет декларацию о доходах в налоговые органы. Она находится вне юрисдикции люксембургского налогового ведомства, т.е. у налоговых органов нет оснований для вмешательства в деятельность холдингов. Как следствие, нет и обмена информацией с иностранными налоговыми органами.
А вот финансовые преимущества нидерландских холдингов:
• если голландская компания владеет 25% или большим количеством акций иностранного филиала, зарегистрированного на территории страны - члена ЕС, с дивидендов, переводимых этим филиалом, налог удерживаться не будет. Если же иностранный филиал не подпадает под действие этой директивы, договоры об избежании двойного налогообложения, существующие между Нидерландами и другими странами, помогут существенно снизить налог, удерживаемый при переводе дивидендов;
• любой доход холдинга освобождается от налогообложения;
• прирост стоимости капитала, полученный в результате выгодной продажи материнской компанией акций филиала, освобождается от налога вне зависимости от того, является ли филиал резидентом страны или нет.
А если речь идет об обеспечении эффективного управления холдингом, то вопрос рассматривается в следующей плоскости: топ-менеджеры признаются партнерами и им передается доля, стоимость которой растет при эффективной работе холдинга. Либо применяется другой способ: заключается договор о праве менеджера в определенный срок купить по фиксированной цене определенное количество акций компании и продать их по цене текущих рыночных котировок (опцион).
Помимо стимулирования в мире практикуется и заключение «жестких» контрактов между советом директоров (т.е. ключевыми акционерами) и топ-менеджерами, что позволяет контролировать их деятельность.
Таким образом, важнейшие задачи холдинга - обеспечение централизованного финансирования и управления и стремление к балансу между управляемостью и самостоятельностью организаций. Эти задачи решаются путем создания стимулов на законодательном уровне. А эта работа в Беларуси пока только начинается.
Холдинг - приманка для инвесторов?
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал Директор - Архив номеров за 2011