fbpx

Последние несколько лет внешняя задолженность Беларуси росла чрезмерно высокими темпами. Валовой внешний долг увеличился более чем в 4 раза за период с 2007-го г. по 2010 г. (с 6,8 млрд. долл. в начале 2007 г. до 28,4 млрд. на конец 2010 г.). Если внешний долг оценивать в процентах от ВВП, то темпы роста остаются не менее впечатляющими: за рассматриваемый период он увеличился с 18,5 до 52% от ВВП.
Более того, дальнейший рост валового внешнего долга по отношению к ВВП неизбежен на фоне произошедшего в 2011 г. валютного кризиса. С одной стороны, решение существующих структурных дисбалансов требует новых заимствований. С другой - обесценивание белорусского рубля все равно приводит к росту расходов по обслуживанию внешнего долга, номинированного в иностранной валюте. В таких условиях вопросы управления внешним долгом становятся особенно актуальными. Ключевой же проблемой является определение критического уровня внешнего долга, после которого его дальнейшее наращивание угрожает финансовой устойчивости и сдерживает экономическое развитие страны.
Оптимальным решением в такой ситуации считается выработка системы индикаторов раннего оповещения, которые информируют о возникновении угрозы потери стабильности внешнего долга. Такие индикаторы были выработаны международными финансовыми организациями, рейтинговыми агентствами, научными исследователями и частными организациями, в частности, банками на основании эмпирических исследований предыдущих случаев долговых кризисов.


Структура валового внешнего долга Беларуси существенно изменилась с 2007 г. (рис. 1). Основной тенденцией был рост доли сектора государственного управления в общем объеме валового внешнего долга. Причиной этого стало активное внешнее государственное заимствование, включая два кредита от России на 1,5 млрд. долл., кредит от Венесуэлы (0,7 млрд.), займы стабилизационного фонда ЕврАзЭС и МВФ, два выпуска еврооблигаций, размещение государственных облигаций на российском рынке и незначительные по объему двухсторонние займы у Китая, Азербайджана, Всемирного банка. Как результат, доля органов государственного управления и монетарной политики в валовом внешнем долге достигла 40,5%. Для сравнения: в начале 2007 г. она составляла всего 8,9%.

 

 

Доля реального сектора снизилась с 58,6 до 35.8%. При этом природа долга осталась неизменной - в основном это торговые кредиты, на которые приходится 68,7% долга реального сектора по данным за первое полугодие 2011 г. (58% - на начало 2007 г.).
Третьим по важности сектором в привлечении внешнего заимствования является банковский сектор. Объем его внешнего долга начал резко расти в 2006 г., когда белорусские банки смогли выйти на мировой рынок заемного капитала. К концу 2007 г. их доля достигла 27,6% валового внешнего долга Беларуси, и в последующем незначительно снижалась (до 21,1% на середину 2011 г.).


Существенное увеличение доли государственных займов в валовом внешнем долге за счет снижения удельного веса других секторов означало и изменения в структуре долга по срокам заимствования. Доля краткосрочного долга (по первоначальному сроку погашения)  снизилась с 69,4% в начале 2007 г. до 43,1% на середину 2011 г. Большую часть краткосрочного долга составляют торговые кредиты (62,5% краткосрочного валового внешнего долга на середину 2011 г.), которые регулярно рефинансируются, так как средний срок погашения торговых займов около 3 месяцев. Это также объясняет высокий объем расходов по обслуживанию внешнего долгу, который регулярно превышает 10% от ВВП в Беларуси. Это сопоставимо с показателями таких стран, как Латвия, Эстония, Венгрия или Словения, где валовой внешний долг существенно превышает 100% ВВП .


Основные показатели устойчивости внешнего долга связаны с валовым внешним долгом и государственным внешним долгом. Ключевым показателем первого является его соотношение с ВВП. В Беларуси оно недавно превысило пороговое значение в 55%, установленное концепцией национальной безопасности. После первой половины 2011 г. валовой внешний долг составил 56,3% ВВП. Министерство экономики прогнозировало его рост до 70% на конец года и последующее незначительное увеличение в среднесрочной перспективе. Это соответствует базовому сценарию прогноза МВФ, согласно которому валовой внешний долг должен достичь 70% ВВП в конце 2011 г., а к 2016 г. превысить 85%.
Это говорит о наличии угрозы устойчивости внешнего долга Беларуси в среднесрочной перспективе, но масштаб этого риска следует уточнить с помощью других показателей. Например, соотношение валового внешнего долга и экспорта по-прежнему находится ниже предельно допустимого уровня. В середине 2011 г. оно было 88,8%, а превысить уровень в 100% этот показатель должен только в 2014 г. (по прогнозу МВФ).
Согласно официальной статистике долг органов государственного управления в середине 2011 г. составил 20,4% ВВП. Если сопоставить этот объем долга (на конец первого полугодия 2011 г.) с ожидаемый объемом ВВП по итогам года, то его уровень вырастет до 26% ВВП. Следовательно, возможности дальнейшего наращивания внешнего государственного долга ограничены, так как новые займы будут связаны с растущим риском неплатежеспособности государства. В краткосрочной перспективе вероятность подобного кризиса минимальна, так как текущие расходы по обслуживанию долга составляют 0,4% ВВП (данные за первое полугодие). Однако в долгосрочной перспективе ситуация менее благоприятная. Ожидаемые платежи по государственному долгу составляют 1,8 млрд. долл. в 2012 г., а в 2013-2014 гг. превысят 3 млрд. Это существенные выплаты (около 3,5% ВВП в 2012 г.), учитывая низкий уровень международных резервов.


Они могут быть или рефинансированы за счет новых займов, возможности которых ограничены в связи с долговым кризисом в Европе и низким доверием к экономике Беларуси, или выплачены за счет доходов от приватизационных сделок. Более того, эти расходы оказывают дополнительное давление на текущий счет платежного баланса, что подчеркивает необходимость более жесткой монетарной и фискальной политики, чтобы не допустить дальнейшего наращивания импорта. В качестве положительного момента можно отметить, что расходы по обслуживанию долга все еще будут существенно ниже 10% от валютной выручки. Согласно прогнозу МВФ, расходы по обслуживанию государственного долга составят 3,3% общего объема экспорта товаров и услуг в 2012 г. и 5,2% в 2013-2014 гг.


Тем не менее, существующий объем валового внешнего долга, быстрая динамика его накопления и рост выплат по государственным внешним займам в среднесрочной перспективе ставят под угрозу возможности обслуживания внешнего долга без последствий для экономического роста Беларуси. Существует несколько каналов, через которые внешний долг способен негативно влиять на экономику страны. Во-первых, возможна ситуация «долгового навеса». Данный эффект возникает, когда уровень внешнего долга превышает возможности страны по его обслуживанию. В таких условиях отсутствуют стимулы для инвестирования в экономику, так как все доходы от инвестиций будут направлены на выплату предыдущих внешних займов. Во-вторых, значительные расходы по обслуживанию долга создают эффект вытеснения. В случае государственного внешнего долга необходимость обслуживать займы сокращает возможности бюджета по финансированию других расходов, в том числе на развитие инфраструктуры, здравоохранение, образование, что подрывает основу долгосрочного экономического роста страны. В-третьих, большой объем внешнего долга создает проблему неопределенности. Становится не очевидным, как долг повлияет на экономику, будет ли проводиться реструктуризация долга и на каких условиях, будет ли объявлен дефолт. В таких условиях экономические агенты склонны откладывать решения об инвестировании, даже если макроэкономическая среда в стране улучшается.

 

Глеб ШИМАНОВИЧ, экономист исследовательского центра Института приватизации и менеджмента